1.Этап мотивации или самоопределения к учебной деятельности | Прием-психологический настрой | - Приветствует детей, предлагает проверить готовность к уроку. - Мотивирует детей на учебную деятельность: -Ребята, как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок? -А какие качества вам понадобятся, чтобы у нас получился такой урок? -Как мы сегодня будем работать? | - Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку - Интересно, познавательно. -Внимательность, трудолюбие, аккуратность. - Активно. | Ф | Слайд презентации | - |
2.Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Словесный метод (беседа) Практический метод (Задание на карточках) | - Проверяет знания детей по пройденной теме с помощью беседы: 1. Как называлась держава кочевников, которая возникла в Монголии? 2. Кто был во главе Орды? 3. Какая была главная причина поражения русских в 1223 году на реке Калке с ордой? 4. Сколько лет государство вынуждено было находиться под игом - Организует затруднение с помощью задания по карточкам. Вопросы в карточках: 1.В каком году произошла Невская битва? 2. Какая сражение произошло 5 апреля 1242 года? | Отвечают на вопросы. 1.Орда 2. Чингисхан 3. Отсутствие единого командования 4.240 Выполняют задание и испытывают затруднение. | Ф И | Слайд презентации | Самоконтроль |
4.Этап построения выхода из затруднения. | Словесный метод (беседа) | - Предлагает сформулировать цель урока и составить план урока: 1. Оценить свою работу 2. Узнать о битве 1240 года 3. Выполнить задание 4. Узнать о битве 1242 года | -Формулируют цель урока Узнать о Невской битве и какая битва произошла в 1242 году. - Составляют план урока: 1. Узнать о битве 1240 года 2. Узнать о битве 1242 года 3. Выполнить задние 4. Оценить свою работу | Ф | Слайд презентации, Карточки плана | Самоконтроль |
5.Реализация построенного проекта. | Словесный метод (беседа) Словесный (рассказ) | Организует работу по карте - С какой части света Золотая орда напала на Русь? - А как называется эта часть света? - Как вы думаете, имеются ли в этой части света такие государства, которые нападали на Русь? Организует работу по учебнику на странице 29 - 30 Рассказывает В те далёкие времена, более 7 с половиной веков назад, в городе Новгороде начал княжить совсем юный князь в возрасте 16 лет. Несмотря на молодость, юноша был очень смелым, отважным и целеустремлённым. Много трудностей ему пришлось преодолеть: недоверие бояр, заговоры против его власти, нападение врагов. В 1240 году, когда Александру Ярославовичу было всего 20 лет Западные соседи Руси – шведы захотели завладеть богатыми новгородскими землями. Они подкупили недовольных властью бояр, чтобы те помогли им тайно напасть на Новгород и захватить его. Но хитростью и смекалкой Александру удалось раскрыть замыслы врагов и разгромить их. Битва состоялась на реке Неве. За победу над шведами Александра Ярославича стали называть Невским. Организует беседу: - Кто правил в Новгороде около 7 с половиной веков назад? - Кто захотел завладеть новгородскими землями? -В каком году произошла битва? - Какое прозвище дали Александру? Почему именно Невский? Ребята, не только шведы, но и немцы были угрозой русскому государству. Через 2 года после Невской битвы появились немецкие рыцари, желавшие захватить Новгород и Псков. Александр Невский собрал со всей Северо-восточной Руси народное ополчение и решил дать бой на Чудском озере. Он прекрасно понимал, что перед ним очень опытный противник, хорошо подготовленный, многочисленный, их нельзя было недооценивать. Но это не испугало молодого и умного полководца. 5 апреля 1242 года на Чудском озере произошла битва, которая вошла в историю как «Ледовое побоище». Александр Невский занял позицию у Вороньего камня, расположив полки под крутыми берегами на льду озера. В те времена обычным для рыцарских войск, было построение в виде четырёхугольника с клином, в форме трапеции. Такое построение называли «свиньёй». Остриём клина была закованная в латы конница. Её задачей был прорыв и расчленение рядов противника. Учитывая это, Александр Невский отказался от традиционного построения русских полков в одну линию и расположил свои силы в виде треугольника, остриём упиравшегося в берег. Основные силы находились на флангах. В начале битвы, рыцарский бронированный клин, прорвав центр русского войска, втянулся в глубь его боевых порядков. Ливонцы уже радовались победе, как вдруг. по основанию клина, последовал мощный удар русских полков с флангов. Они как клещами сдавили вражескую «свинью». Рыцари дрогнули и бросились в бегство. Их преследование превратилось в побоище. Более 500 немецких рыцарей погибло и утонуло в этом сражении, непрочный весенний лед не выдерживал рыцарей, закованных в железные латы и ломался под ними. Ведь не зря Александр Невский выбрал именно это место для битвы. Организует работу в учебнике на странице 31 -32 Организует беседу - Как называлась битва, произошедшая 5 апреля 1242 года? - Чем закончилось Ледовое побоище? - Какую тактику выбрал Александр Невский? -Почему битва вошла в историю под названием Ледовое побоище? - Какие слова принадлежат Александру Невскому? | Работают по карте - Восток - Запад - Швеция, Ливония Работают в учебнике Слушают Отвечают на вопросы. -Александр Ярославович -Шведы -В 1240 - Невский. За победу в битве на реке Неве Работают в учебнике - Ледовое побоище - Немцы были разбиты - Поставил силы на флангах - Потому что сражение произошло на льду Чудского озера - «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля» | Ф | Слайд презентации, учебник окружающего мира 3 класс 2 часть Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков | Самоконтроль |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешний речи. | Словесный метод (беседа) Практический метод (задание) | Организует работу по учебнику на странице 33 - Найдите в двух прочитанных вами текстах подтверждение военного таланта князя Александра. - Какое значение для всей Руси имели победы новгородского князя Александра Невского? | Работают по учебнику - (Он хорошо знал тактику (правила боя) немецких рыцарей: они обычно выстраивались клином («свиньей" как называли его на Руси) и этим клином рассекали войско противникам центре, чтобы громить его по частям. Поэтому главные свои силы Александр Ярославич поставил не в центре, а на флангах (по бокам) -Они спасли Русь от порабощения немцев и шведов, предотвратил продвижение вражеского войска в сторону Ладоги и осаду Новгорода. | Ф | учебник окружающего мира 3 класс 2 часть Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков | Самоконтроль |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический метод (задание) | Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. 1.Кем был Александр Невский? (Царем, Великим князем, Императором) 2.Отчество Александра Невского? (Владимирович, Ярополкович, Ярославович) 3.Где состоялось Ледовое побоище? (на Ладожском озере, на Чудском озере, на озере Ильмень) 4.За какие заслуги согласно легенде, Александр был прозван «Невским»? (за заслуги перед г. Санкт-Петербургом, за победу в Ледовом побоище, за победу над шведами на Неве) 5.С кем сражалось войско Александра Невского на Чудском озере? (с немцами, со шведами, с Ордой) | Отвечают на вопросы и делают самопроверку по эталону. 1.Великим князем 2. Ярославович 3. На Чудском озере 4. За победу над шведами на Неве 5. С немцами | И | Слайд презентации, карточки для самостоятельной работы | Самоконтроль |