1 | Организационный момент. | - Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Пусть осень прохладой в окна дышит, нам будет здесь уютно, ведь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие. | Приветствуют учителя. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, доброжелательность. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2 | Самоопределение в деятельности. | - Какое вещество называют самым главным на планете Земля? - Что называем мы невидимым сокровищем? -Как называется ближайшая к Земле звезда? - Как можно назвать их общей фразой? -С чем всегда связана неживая природа? - О чём пойдёт речь на уроке? | Задаёт вопросы, способствующие формулированию темы урока учащимися. | Отвечают на вопросы. -Главное вещество – это вода. - Невидимое сокровище – это воздух. - Ближайшая к Земле звезда – это Солнце. - Всем на Земле управляет человек. - Речь пойдёт о воде, воздухе, Солнце и человеке. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме, проявлять активность в коллективной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителем. |
3 | Постановка учебной задачи. | - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте учебную задачу. -Какую проблему мы поставим для себя? | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока. | Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. - Вода может затапливать, воздух-разрушать, солнце – сжигать. Это природные стихии. - Изобразить природные стихии можно в искусстве. -Тема урока: Природные стихии в народном творчестве. - Выяснить, как и для чего люди использовали образы природных стихий. | Личностные: проявлять ценностное отношение к творчеству народа. Познавательные: выделять проблему, выдвигать гипотезы. Коммуникативные: уметь строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4 | Учебно-познавательная деятельность. | -Как вы думаете, от чего зависела жизнь наших предков? Да, конечно же от стихий. Были ли они защищены от них? Нет. Величие и красоту окружающего мира человек ощущал всегда, с глубокой древности. Прекрасны небо, солнце, чистый воздух, земные и небесные воды, цветущий мир растений. Ещё до появления научных знаний люди понимали, что жизнь на Земле невозможна без трёх природных стихий- солнечного света, воды и воздуха. Без них не было бы на планете ничего живого, а значит не было бы и человека. Поэтому всё, что для них было важно, они изображали в своём творчестве с помощью языка узоров. - Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и попробуйте найти изображения стихий. С помощью каких знаков изображали воду? Солнце? Воздух? Покажите это на иллюстрациях. Слайд 1. Наши предки высекали образы солнца и воды на камне, украшали знаками глиняную посуду, вводили образы природных стихий в кирпичную кладку стен. Сохраняя память о древних знаках, от матери к дочери передавались узоры вышивок на тканях. Слайд 2. Не земля родит , а небо – говорит русская пословица. Солнце издавна почиталось всеми народами, которые возделывали земли. - Как вы думаете, почему? Как нарядно, празднично выглядит дом, украшенный символами солнца. Жить в таком доме весело, уютно, он будто согрет солнцем, даже в дни ненастья. Солнце в виде круглых розеток можно найти на многих деревянных предметах народного быта. Слайд 3. Стихия небесного огня занимает одно из главных мест в народном творчестве. Огненным знаком может быть не только солнечный круг, но и царь зверей – лев, легконогий олень, прекрасная птица. Белый цвет игрушечного коника со знаками солнца на крупе и груди – тоже символ солнечного света. А вот красные огненные кони не дают забыть людям о чём? Да, о грозовом небе и сверкании молнии. Слайд 4. Рассмотрите прекрасный светлый мир на прялках. Он представлен с помощью знаков, вырезанных на дереве. Давайте поучимся их читать. Пять круглых розеток наверху. Что это может так изображаться? Да, это движение солнца оно поднимается где? А садится где? Какими знаками изображалась вода? Люди издавна различали воду небесную и земную. Небесная вода в виде чего? А земная? Вот справа квадрат на расписной прялке – это земля. В центре что? А голубым цветом что могло быть изображено? Правильно. Слайд 5. Роспись на бересте и дереве в северном селе на реке Мезень возникла много веков тому назад. Чёткие рисунки красной охрой и чёрной сажей сохранили для нас своеобразный рассказ далёких предков о том, как устроен наш мир. Как сладко напоён он живой водой с небес и водой, которую хранит земля. Слайд 6. В деталях древнего деревянного храма Ильи Пророка в г. Белозёрске мы встречаем образ воды небесной. В виде чего она изображена? Правильно. А вода как изображена? Слайд 7. Между небом и землёй есть чистый прозрачный воздух. Он невидим, как же его изобразить? Лёгкая, как дыхание, вырезанная из дерева или расписанная яркими красками, она приносит счастье в каждый дом. Одновременно это знак души, которую имеет всё живое. И с детства каждый знает, что живую душу, как и птицу, нельзя обижать. | Организует частично-поисковую деятельность во время беседы. Организует демонстрацию слайдов. | Высказывают свои предположения. -Жизнь наших предков зависела от природных стихий. Они не были защищены от них. Дети высказывают свои предположения и показывают на иллюстрациях. -Потому, чтобы вырастить урожай, нужно солнечное тепло и свет. О грозовом небе и сверкании молнии. -Солнце. -На востоке. - Волной, зигзагом. -Дождя. -В виде рек, озёр, родников. -Солнце. -Это воздух. . -Волнами. -В виде птицы. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Познавательные: классифицировать объекты. Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. |
5 | Самостоятельная работа в группах. | - Каждая группа собирает свой пазл и узнаёт свою стихию. - Найдите загадку и пословицу о своей природной стихии. -Классифицируйте изображения природных стихий и найдите свою стихию и какими символами она изображается. | Напоминает обучающимся, как надо работать в группе. Даёт задание, проводит инструктаж, организует взаимопроверку. | Собирают пазл и узнают стихию своей группы. Находят информацию по данным заданиям. Выполняют работу в группе. Выполняют задание исследовательского характера, . Договариваются между собой, осуществляя проверку в группе. Выступает делегат от группы. Формулируют своё мнение | Личностные: применять правила делового сотрудничества, развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, чувства сопричастности к нравственно-эстетическим ценностям , традициям и культуре своего народа. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. |
6 | Рефлексивная деятельность. Итог урока. | Какую цель мы ставили перед собой? -Как же они изображались? Какую проблему мы выдвигали? Для чего же они их изображали? А защищали они? -Конечно же нет. Ни один знак или символ не может защитить человека от стихии. Кто же может защитить? А для чего мы это всё изучаем? Оцените результаты своей деятельности на «Дереве успеха». Если вам было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите плод. Если иногда были трудности, сомнения – цветок. Если не разобрались в теме, было не интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работе на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. | -Выяснить, как изображались природные стихии в народном творчестве -Воздух в виде птицы или синего цвета, в виде завитушек. -Вода в виде волн, зигзагов. -Солнце в виде круга, колеса, царя зверей, коня. -Выяснить, для чего люди изображали природные стихии. -Они думали, что символы могут защитить их дом, семью от природных стихий. -Сам человек может себя защитить -Это наша историческая культура, это традиции нашего народа, их взгляды на жизнь. Делают самооценку своей деятельности на уроке. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности( оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Развивать в себе чувства сопричастности к культуре и традициям народа. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Познавательные: уметь представить подготовленную информацию в вербальном и наглядном виде. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |