СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: Природные стихии в народном творчестве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: Природные стихии в народном творчестве. УМК Перспектива.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме: Природные стихии в народном творчестве.»

Технологическая карта фрагмента урока окружающего мира в 3 Б классе МБОУ СШ № 29 города Ульяновска

Раздел:

Мир как дом

Тема:

Природные стихии в народном творчестве.

Цели:

Сформировать представление о природных стихиях, об изображении их в прикладном искусстве, открыть содержательный смысл образного языка прикладного искусства, его связь с явлениями жизни; приобщать к духовно-нравственным ценностям, культуре народа.

Методическая тема:

Формирование у детей критического взгляда на языческие воззрения и суеверия.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявлять:

- интерес к учебной теме;

-доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-понимание своей успешности при изучении темы;

- приобщаться к нравственно-эстетическим ценностям , традициям и культуре своего народа

Познавательные:

-различать символы-образы природных стихий в народном творчестве;

-использовать приобретённые знания для поиска символов, изображающих природные стихии;

Регулятивные:

-формулировать проблемы;

-выдвигать гипотезы;

-выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

-выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку;

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

-использовать речевые средства для представления результатов деятельности.

Рассказывать:

- о способах символического изображения природных стихий

( огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества







Этапы урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

- Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.

Пусть осень прохладой в окна дышит, нам будет здесь уютно, ведь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Приветствуют учителя.


Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание, доброжелательность.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

2

Самоопределение в деятельности.


- Какое вещество называют самым главным на планете Земля?

- Что называем мы невидимым сокровищем?

-Как называется ближайшая к Земле звезда?

- Как можно назвать их общей фразой?

-С чем всегда связана неживая природа?

- О чём пойдёт речь на уроке?

Задаёт вопросы, способствующие формулированию темы урока учащимися.

Отвечают на вопросы.

-Главное вещество – это вода.

- Невидимое сокровище – это воздух.

- Ближайшая к Земле звезда – это Солнце.

- Всем на Земле управляет человек.

- Речь пойдёт о воде, воздухе, Солнце и человеке.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме, проявлять активность в коллективной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками и учителем.

3

Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте учебную задачу.

-Какую проблему мы поставим для себя?

Выдвигает проблему.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися темы и целей урока.

Высказывают предположения.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Вода может затапливать, воздух-разрушать, солнце – сжигать. Это природные стихии.

- Изобразить природные стихии можно в искусстве.

-Тема урока: Природные стихии в народном творчестве.

- Выяснить, как и для чего люди использовали образы природных стихий.

Личностные: проявлять ценностное отношение к творчеству народа.

Познавательные:

выделять проблему, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные:

уметь строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения.

Регулятивные:

уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4

Учебно-познавательная деятельность.

-Как вы думаете, от чего зависела жизнь наших предков? Да, конечно же от стихий. Были ли они защищены от них? Нет.

Величие и красоту окружающего мира человек ощущал всегда, с глубокой древности. Прекрасны небо, солнце, чистый воздух, земные и небесные воды, цветущий мир растений. Ещё до появления научных знаний люди понимали, что жизнь на Земле невозможна без трёх природных стихий- солнечного света, воды и воздуха. Без них не было бы на планете ничего живого, а значит не было бы и человека. Поэтому всё, что для них было важно, они изображали в своём творчестве с помощью языка узоров.

- Ребята, рассмотрите внимательно иллюстрации и попробуйте найти изображения стихий. С помощью каких знаков изображали воду? Солнце? Воздух? Покажите это на иллюстрациях.

Слайд 1. Наши предки высекали образы солнца и воды на камне, украшали знаками глиняную посуду, вводили образы природных стихий в кирпичную кладку стен. Сохраняя память о древних знаках, от матери к дочери передавались узоры вышивок на тканях.

Слайд 2. Не земля родит , а небо – говорит русская пословица. Солнце издавна почиталось всеми народами, которые возделывали земли.

- Как вы думаете, почему?

Как нарядно, празднично выглядит дом, украшенный символами солнца. Жить в таком доме весело, уютно, он будто согрет солнцем, даже в дни ненастья. Солнце в виде круглых розеток можно найти на многих деревянных предметах народного быта.

Слайд 3. Стихия небесного огня занимает одно из главных мест в народном творчестве. Огненным знаком может быть не только солнечный круг, но и царь зверей – лев, легконогий олень, прекрасная птица. Белый цвет игрушечного коника со знаками солнца на крупе и груди – тоже символ солнечного света. А вот красные огненные кони не дают забыть людям о чём? Да, о грозовом небе и сверкании молнии.

Слайд 4. Рассмотрите прекрасный светлый мир на прялках. Он представлен с помощью знаков, вырезанных на дереве. Давайте поучимся их читать. Пять круглых розеток наверху. Что это может так изображаться?

Да, это движение солнца оно поднимается где?

А садится где?

Какими знаками изображалась вода?

Люди издавна различали воду небесную и земную. Небесная вода в виде чего?

А земная?

Вот справа квадрат на расписной прялке – это земля. В центре что?

А голубым цветом что могло быть изображено?

Правильно.

Слайд 5. Роспись на бересте и дереве в северном селе на реке Мезень возникла много веков тому назад. Чёткие рисунки красной охрой и чёрной сажей сохранили для нас своеобразный рассказ далёких предков о том, как устроен наш мир. Как сладко напоён он живой водой с небес и водой, которую хранит земля.

Слайд 6. В деталях древнего деревянного храма Ильи Пророка в г. Белозёрске мы встречаем образ воды небесной. В виде чего она изображена?

Правильно. А вода как изображена?

Слайд 7. Между небом и землёй есть чистый прозрачный воздух. Он невидим, как же его изобразить?

Лёгкая, как дыхание, вырезанная из дерева или расписанная яркими красками, она приносит счастье в каждый дом. Одновременно это знак души, которую имеет всё живое. И с детства каждый знает, что живую душу, как и птицу, нельзя обижать.

Организует частично-поисковую деятельность во время беседы.

Организует демонстрацию слайдов.

Высказывают свои предположения.

-Жизнь наших предков зависела от природных стихий. Они не были защищены от них.



















Дети высказывают свои предположения и показывают на иллюстрациях.





















-Потому, чтобы вырастить урожай, нужно солнечное тепло и свет.























О грозовом небе и сверкании молнии.








-Солнце.




-На востоке.

- Волной, зигзагом.


-Дождя.

-В виде рек, озёр, родников.


-Солнце.


-Это воздух.


.




















-Волнами.




-В виде птицы.


Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Познавательные:

классифицировать объекты.

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения.

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

5

Самостоятельная работа в группах.

- Каждая группа собирает свой пазл и узнаёт свою стихию.

- Найдите загадку и пословицу о своей природной стихии.

-Классифицируйте изображения природных стихий и найдите свою стихию и какими символами она изображается.


Напоминает обучающимся, как надо работать в группе.

Даёт задание, проводит инструктаж, организует взаимопроверку.

Собирают пазл и узнают стихию своей группы. Находят информацию по данным заданиям.

Выполняют работу в группе.

Выполняют задание исследовательского характера, .


Договариваются между собой, осуществляя проверку в группе.

Выступает делегат от группы. Формулируют своё мнение

Личностные:

применять правила делового сотрудничества, развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, чувства сопричастности к нравственно-эстетическим ценностям , традициям и культуре своего народа.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

6

Рефлексивная деятельность.

Итог урока.

Какую цель мы ставили перед собой?

-Как же они изображались?











Какую проблему мы выдвигали?







Для чего же они их изображали?

А защищали они?

-Конечно же нет. Ни один знак или символ не может защитить человека от стихии.

Кто же может защитить?



А для чего мы это всё изучаем?

Оцените результаты своей деятельности на «Дереве успеха». Если вам было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите плод. Если иногда были трудности, сомнения – цветок. Если не разобрались в теме, было не интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работе на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.


-Выяснить, как изображались природные стихии в народном творчестве

-Воздух в виде птицы или синего цвета, в виде завитушек. -Вода в виде волн, зигзагов. -Солнце в виде круга, колеса, царя зверей, коня. -Выяснить, для чего люди изображали природные стихии.





-Они думали, что символы могут защитить их дом, семью от природных стихий.



-Сам человек может себя защитить


-Это наша историческая культура, это традиции нашего народа, их взгляды на жизнь.


Делают самооценку своей деятельности на уроке.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности( оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Развивать в себе чувства сопричастности к культуре и традициям народа.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

уметь представить подготовленную информацию в вербальном и наглядном виде.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.



Учитель: Лебедева Л.А.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!