I. Актуализация знаний и постановка проблемы | Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию | Уметь фиксировать затруднение; уметь выстраивать события в хронологическом порядке; уметь работать с ин-формацией в разных форматах. (Познавательные УУД.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) | 1.На прошлом уроке мы с вами работали над темой Русская трапеза. Предлагаю вам 5 вопросов из приложения «Пликерс» на данную тему. 2.Организует работу в парах. – Собери пословицы. Без хорошего труда будешь с пирожком. Упорно трудиться тот не ест. Кто не работает нет плода. Не ленись за плужком будет хлеб в закромах водиться. – Определите тематику данных пословиц. На доске помещены изображения орудий труда. – Как называется данная группа предметов? ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/14/s_5cdad68237395/1157689_1.png) – Кому могли они принадлежать? – Как вы думаете, это современные орудия или нет? – Разделите эти орудия труда на мужские и женские. – Почему вы не можете это сделать? – Какой возникает вопрос? | Читают вопросы, показывают код на карточках. Без хорошего труда нет плода. Упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться. Кто не работает, тот не ест. Не ленись за плужком, будешь с пирожком.
– Все они о труде. – Орудия труда. – Крестьянам. – Потому что мы точно не знаем, какую работу выполняли мужчины, а какую женщины с помощью этих предметов труда. – Как трудились крестьяне? |
II. Формулирование темы урока, постановка задач | Научить формулировать учебные проблемы в виде темы урока | Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД.) | – Определите тему урока. – На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? | – Как трудились крестьяне? – Какой был труд женский, а какой мужской? – Как жили крестьяне? |
III. Совместное открытие новых знаний | Научить решать учебные задачи | Уметь осуществлять анализ текста и репродукций картин; осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; работать с информацией, представленной в разных форматах; преобразовывать ин-формацию из сплошного текста в таблицу; воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. (Познавательные УУД.) Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. (Регулятивное УУД.) Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативное УУД.) | 1. Как трудились крестьяне? – Люди во все времена уделяли труду большое внимание, ведь все необходимое для своего существования они получали в результате трудовой деятельности. – Как назывались люди, занимавшиеся обработкой земли? – Подберите синоним – сложное слово к слову крестьянин. – Какие условия необходимы для хорошего урожая? – Однажды первобытные женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они: это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колос, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Так возникло земледелие и люди стали меньше зависеть от капризов природы. Организует работу в группах. – Прочитайте статьи учебника «Труд в крестьянском хозяйстве», «Как трудились крестьянские дети», рассмотрите иллюстрации учебника, заполните таблицу «Занятия славян». 1-я группа заполняет таблицу «Занятия славян мужчин». 2-я группа заполняет таблицу «Занятия славян женщин». 3-я группа заполняет таблицу «Занятия детей славян». 2. Как жили крестьяне? – Как вы думаете, кому принадлежала земля, на которой работали крестьяне? – Как мог распорядиться крестьянин результатами своего труда? Организует работу в парах. – Прочитайте историческую справку и ответьте на вопросы (см. РМ). – Как же назывались крестьяне? – Объясните значение этого слова. – Как вы думаете, сказывалось ли крепостное право на качестве труда крестьян? – Как крепостное право сказывалось на развитии России? Организует работу со статьей учебника «Тяжелый труд крепостных». – Какой Манифест подписал царь Александр II 19 февраля 1861 года? Рассказ учителя (см. РМ). – Давайте сравним труд крепостного и свободного крестьянина. Заполним таблицу. | Крепостной крестьянин | Свободный крестьянин | 1. Земля при-надлежит | Помещику | Крестьянину | 2. Как распоряжается результатом труда | Отдает помещику | Излишки продает | 3. Орудия труда | Не обновлялись | Покупались новые | Вывод | Уменьшались урожаи, денег в казне не прибавлялось, страна разорялась | Увеличивались урожаи, что способствовало развитию страны | – Отмена крепостного права способствовала развитию государства | – Крестьяне. – Земледелец. – Природные условия, орудия труда, качество труда людей. Итогом работы групп является сводная таблица «Занятия славян». Мужчины | Женщины | Дети | Корчевали лес. Охотились. Ловили рыбу. Пахали землю | Готовили пищу. Пекли хлеб. Ткали. Шили одежду. Пряли. Лепили посуду из глины | Собирали ягоды и грибы. Пасли скот. Обрубали ветви деревьев | Высказывают свои предполо- жения. – Крепостные. – Об отмене крепостного права |
IV. Само-стоятельная работа с проверкой по эталону | Выявить уровень усвоения материала | Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.) | Тест «Пликерс». У каждого ученика пиктограмма – код на карточке. 1. Помещики – это … 2. Крепостной крестьянин являлся … 3. Крепостное право отменили в … 4. Какой царь отменил крепостное право? 5. После отмены крепостного права крестьянам стало жить…. | Читают вопросы, показывают правильные ответы на карточках |
V. Включение нового знания в систему знаний | Научить практически применять новые знания | Уметь осуществлять поиск необходимой ин-формации; осуществлять сравнение; устанавливать причинно-следственные связи. (Познавательные УУД.) Уметь планировать свое действие. (Регулятивное УУД.) Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативное УУД.) | Организует групповую работу. – Составить рассказ, картинный план, инсценировку на темы: «Один день из жизни царя Александра II»; «Один день из жизни крепостного крестьянина»; «Один день из жизни свободного крестьянина» | Выполняют групповую работу |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности своей и своего класса | Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.) Уметь обобщать и делать выводы. (Познавательные УУД.) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативное УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.) | – Изменился ли труд крестьянина в настоящее время? – Что этому способствовало? Домашнее задание: рабочая тетрадь (с. 18– 20) | – Изменился. – Отмена крепостного права, развитие науки и техники. Называют основные позиции нового материала и то, как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Делают анализ работы, самооценку своей работы. Отмечают свое эмоциональное состояние |