Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
-осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
-знать 5 групп царства растений и их представителей.
-развитие общеучебных умений, умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку, умение сравнивать и делать выводы.
-формирование основ экологической культуры.
-умение делать выводы.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Основные понятия: мхи, водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения;
Межпредметные связи: экология, изобразительное искусство, технология.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой | Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы. Ведь недаром говорят: «От улыбки станет всем светлей » Что лучше может быть природы! Взгляни, как чисты небеса! Взгляни, как тихо льются воды, Как на цветах блестит роса! Послушай-внемлешь ли ты пенье Неподкупных лесных певцов? Кто им внушает вдохновенье? Кто учит языку богов? Природа, всё она-природа! (К.С.Аксаков) Делю детей на группы (по номерам). Выбор лидера группы. Дети, чтобы узнать тему урока, зачеркиваете буквы, которые подходят к шифру. оставшиеся буквы подскажут тему урока. | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест, деление на группы. | Умение вести диалог этикетного характера. | Коммуникативные УУД Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные УУД: 1)Выполнять учебные задания в соответствии с целью и видеть конечный результат. 2) стремление расширить свои знания о разнообразии растений; 3)осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Деятельностно-коммуникативные: 1)развитие общеучебных умений 2)умение анализировать 3)способность делать выводы 4)группировать предметы по общему признаку 5)умение сравнивать и делать выводы |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Откройте учебники на стр.69-70. Посмотрите сколько разных групп растений. Сегодня я предлагаю вам открыть работу нашей малой научно-исследовательской лаборатории. Вы, ребята, будете младшими научными сотрудниками МНИЛ. Ученые создали книгу про растения, разделили их на группы, выявили их отличительные признаки, но немного не доделав работу, отключился свет и вся информация была потеряна. Давайте мы с вами постараемся восстановить эту информацию и создать мини сборник про растения. | Ответы на вопросы учителя. Называют тему урока. | Понимать поставленную цель. | 6)систематизировать полученные знания 7) развитие устной речи 8)расширение кругозора и словарного запаса учащихся Коммуникативные: Умение договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности. |
Актуализация знаний. Первичная проверка понимания | Дорогие ребята! Сегодня вы, ученые –исследователи, много о растениях узнаете сами, прочитав текст, который лежит перед вами и ответив на вопросы к содержанию текста. Рассмотреть фотографии. Найти с помощью Атласа-определителя растение данной группы. Находите основные отличительные признаки растений и вместе заполняете таблицу. Работать будем в группах. Правила работы в группе прописаны в инструкции.(на столах) -деление группы по намерам. Работа в группах. 1 группа будет изучать водоросли. 2 группа-мхи 3 группа-папоротники 4группа-хвойные 5 группа-цветковые Перед каждым учеником лежит текст с вопросами к содержанию текста. Дети читают текст о растениях своей группы и готовят ответы на вопросы, находят подчеркивают отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы. Вопрос 1 группе. -Почему водоросли выделены в отдельную группу? Вопрос 2 группе -Чем мхи отличаются от других растений? Вопрос 3 группе -Как можно узнать папоротники? Чем они отличаются от других растений? Вопрос 4 группе -Чем отличаются хвойные растения от других групп растений? Вопрос 5 группе -Почему цветковые растения выделили в особую группу? Слушаю как ученики презентуют свои работы, задаю уточняющие вопросы. | Учащиеся знакомятся с новым материалом ,самостоятельная работа, нахождение путей решения проблемы познавательного характера. Работа в группах. Составление плана исследования. Слушаем ответы детей Каждая группа заполняет таблицу разнообразия растений в условиях групповой работы. Выступления представителей от каждой группы. | Различать растения по отличительным признакам Владеть отличительной терминологией разных видов растений Использование новых знаний для решения поставленных задач Умение вести диалог, высказывать свои мнения, приводя аргументы. | Познавательные УУД Выполнение работы по предложенному плану Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: Узнать отличительные черты данного растения Регулятивные УУД: 1)Уметь адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала |
Физминутка Цель: организовать отдых детей, смену деятельности | Демонстрация движений физминутки.(экран) | Учащиеся выполняют движения физминутки. | Восстановление физических и духовных сил | |
Закрепление нового материала Цель: выяснить количественного соотношения видов растений и их разнообразия. | -А вы хотите узнать какая группа растений самая многочисленная? Нам поможет в этом учебник. На с. 72 авторы делятся с нами такой информацией. Внесите ее в рабочую тетрадь (таблицу, с. 40). - Давайте графически покажем соотношение групп растений на доске. Знакомит с помощью виртуального путешествия с редкими растениями: рафлезия, сиквоя, вельвичия, гинкго. | Читают информацию в учебнике, находят данные, вносят в таблицу в тетради. Выкладывают графически (с помощью карточек) лесенкой соотношение количество групп растений. Знакомятся с редкими растениями. | Первичная проверка понимания | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Тест. Самопроверка | А теперь выполним небольшой Тест: Согласен - не согласен. 1. Все растения цветут (-). 2. У хвойных есть плоды (-). 3. Самая многочисленная группа растений - это цветковые растения (+). 4. Водоросли, мхи и водоросли размножаются спорами (+). 5. У водорослей нет корней(+). Представляет ключ и баллы. - Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство живой природы. - Действительно мир растений очень разнообразный? Продолжите высказывание: - Мы сегодня узнали .... - Я могу использовать эти знания… - Мы достигли учебной задачи? | Фиксируют свой вариант ответа в табличке. Учащиеся смотрят свои результаты, закрывают результат. Ответы учащихся. Сверяют собственные ответы с ключом. Определяют уровень выполнения и исправляют ошибки. Высказывают собственное мнение Вывод: Как хорошо, что на Земле есть растения! Сколько радости доставляет нам их красота! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения-это и дом, и пища.. Берегите растения! | Анализ свои собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Инструктаж домашнего задания | Подготовить сообщение о каком-либо виде растения, пользуясь справочником или энциклопедией, учебник стр.69-73.рабочая тетрадь стр.39-41 №1 | Создание мини исследовательских проектов | Запись домашнего задания в дневник. | |