организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
предметные : познакомить обучающихся с понятием «определенно-личные предложения», помочь учащимся определить способ отличия определенно-личных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в определенно-личных предложениях; определить роль определенно-личные предложений в тексте;
метапредметные: побуждать обучающихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции : синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме( познавательные УУД).Помочь обучающимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план - последовательность действий решения учебной задачи, побуждать обучающихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление обучающихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли(коммуникативные УУД).
личностные: воспитание умения преодолевать трудности, применив волевые усилия; воспитание стремления трудиться как в группе, паре, так и самостоятельно
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг.момент Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает практическую работу с языковым материалом (цифровой диктант) А) Соловьиное эхо несется с блестящей реки. Б) Рассвет. В) Каждый звук и шорох слышу я. Г) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве. Расскажите о результатах своей работы. Сделайте обобщение на основе всех своих предложений. | Записывают в виде цифр (если односоставное- 1, если двусоставное-2) Формулируют ответ: по строению грамматической основы предложения делятся на 2 группы: двусоставные и односоставные. (А- 2 Б-1 В-2 Г-1) |
Постановка проблемы | Реализует побуждающий от проблемной ситуации диалог На какие группы делятся односоставные предложения? | Односоставные предложения- предложения, где только один главный член (подлежащее или сказуемое) |
Поиск решения Подводящий диалог Предъявление материала группы Выделение существенного Термин Вывод | Цель нашего урока: выяснить на какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым. -Поработаем в группах. Материал у групп будут разный, а задание одно. -Выступает 1 группа. Посмотрим на ее материал. -Расскажите о результатах своей работы. Сделайте обобщение на основе всех своих предложений. Аналогично в классе идет работа с другими группами. -Вопрос ко всему классу: «Что общего вы заметили в способах выражения главного члена предложения?» -Нужно ли подлежащее в данных предложении? -Как назвать такие предложения, в которых легко определить лицо, выполняющее действие? -Верно, определенно-личные. Сформулируйте определение. | Группы выполняют задание: подчеркивают грамматические основы предложений, указывают способ выражения главного члена. Читают предложения. С давно забытым упоеньем гляжу на милые черты. Задумчиво глядишь на лица мужиков. Хотите ли знать истины два слова? Шумим, братец, шумим. -Это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным глаголом настоящего времени в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа. -Всем группам были даны односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным глаголом настоящего времени в форме 1 и 2 лица ед. и мн.числа. -Подлежащее не нужно, по сказуемому можно определить лицо. -Определенно-личные. Формулируют определение. |
Задания Возврат к вопросу Формулирование темы | -Какую новую тему мы раскрыли и будем закреплять? Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта. | -Определенно-личные предложения. (свои предположения ученики сверяют с правилом в учебнике и делают выводы) Вывод по учебнику о строении определенно-личных предложений: В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий. Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения. |
Первичное усвоение знаний | Определить номера О/Л предложений. 1.Вижу горы и долины. 2.Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 3.Кому-то принесли от мастера ларец. 4.Проселочным путем люблю скакать в телеге. 5.Пройдитесь по городу на Неве, вглядитесь в него. 6. Она хотела уехать в деревню. 7. Не люблю снег с дождем. 8. Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес. 9. Река неожиданно меняет направление. 10. Друзья, берегите природу! | Учащиеся на листочках отмечают «да» (о\л), «нет». Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения. |
Физминутка | Учитель показывает упражнения, дает инструкцию их выполнения | Выполняют упражнения, следуя инструкции учителя |
Контроль изученного по теме | Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ. 1.Утром я встаю в семь часов утра. 2.Я делаю зарядку. 3.Потом я умываюсь и завтракаю. 4.В восемь часов я иду в школу. Всё ли вам нравится в данном тексте? - Перестройте предложения в определенно-личные. Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я») | Записывают текст, редактируя его. Проверяют, исправляют ошибки, оценивают правильность выполнения задания в паре. |
Итоги урока и рефлексия учебной деятельности | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: Что нового вы узнали об односоставных предложениях? Назовите характерные особенности определенно-личных предложений. Ответьте на вопросы: Я понял новую тему… У меня вызвало затруднение на уроке… У меня хорошо получилось на уроке… | Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков. Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. |
Домашнее задание | Упр. | |