СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Определенно-личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока поможет использовать на уроке разные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Определенно-личные предложения"»

Технологическая карта урока в 8 классе «Определенно-личные предложения»

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урокаОпределенно-личные предложения

Цель урока: обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;
дать понятие определенно-личных предложений; формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям

Задачи: 

организовать на уроке  образовательное  пространство,  работающее  на  результаты:

  1. предметные : познакомить  обучающихся  с понятием  «определенно-личные предложения»,  помочь  учащимся определить  способ  отличия  определенно-личных  предложений  от  других  односоставных  по  значению, по  способу  выражения  сказуемого, по  структурным  особенностям; выявить  способы  выражения сказуемого в  определенно-личных  предложениях; определить  роль   определенно-личные предложений  в  тексте;

  2. метапредметные:  побуждать  обучающихся  применять  для  решения  учебных  задач  урока мыслительные  операции :  синтез,  анализ,  сравнение, устанавливать  причинно-следственные  связи, делать  обобщения  и  выводы; выполнять учебно-познавательные  действия  в  материализованной  и  умственной  форме( познавательные  УУД).Помочь  обучающимся  сформулировать  цель  деятельности  на  уроке  и  составить  план  -  последовательность  действий  решения  учебной  задачи,  побуждать  обучающихся  корректировать  и  оценивать  свои  действия,  использовать  волевую  саморегуляцию (регулятивные  УУД).  Вступление обучающихся  в  учебный  диалог  с  учителем,  с  одноклассниками, выдвижение  версии, выражение  собственной  мысли(коммуникативные  УУД).

  3. личностные:  воспитание  умения  преодолевать  трудности,  применив  волевые  усилия; воспитание  стремления  трудиться как в группе, паре, так и самостоятельно







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент


Актуализация опорных знаний



Учитель предлагает практическую работу с языковым материалом (цифровой диктант)

А) Соловьиное эхо несется с блестящей реки.

Б) Рассвет.

В) Каждый звук и шорох слышу я.

Г) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве.





Расскажите о результатах своей работы. Сделайте обобщение на основе всех своих предложений.




Записывают в виде цифр (если односоставное- 1, если двусоставное-2)




Формулируют ответ:

по строению грамматической основы предложения делятся на 2 группы:

двусоставные и односоставные.

(А- 2 Б-1 В-2 Г-1)



Постановка проблемы

Реализует побуждающий от проблемной ситуации диалог

На какие группы делятся односоставные предложения?

Односоставные предложения- предложения, где только один главный член (подлежащее или сказуемое)

Поиск решения








Подводящий диалог

Предъявление материала группы


























Выделение существенного



Термин




Вывод

Цель нашего урока: выяснить на какие группы делятся односоставные предложения с главным членом сказуемым.

-Поработаем в группах. Материал у групп будут разный, а задание одно.






-Выступает 1 группа. Посмотрим на ее материал.








-Расскажите о результатах своей работы. Сделайте обобщение на основе всех своих предложений.





Аналогично в классе идет работа с другими группами.

-Вопрос ко всему классу: «Что общего вы заметили в способах выражения главного члена предложения?»





-Нужно ли подлежащее в данных предложении?



-Как назвать такие предложения, в которых легко определить лицо, выполняющее действие?

-Верно, определенно-личные. Сформулируйте определение.

Группы выполняют задание: подчеркивают грамматические основы предложений, указывают способ выражения главного члена.



Читают предложения.

  1. С давно забытым упоеньем гляжу на милые черты.

  2. Задумчиво глядишь на лица мужиков.

  3. Хотите ли знать истины два слова?

  4. Шумим, братец, шумим.

-Это односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным глаголом настоящего времени в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа.


-Всем группам были даны односоставные предложения с главным членом сказуемым, выраженным глаголом настоящего времени в форме 1 и 2 лица ед. и мн.числа.


-Подлежащее не нужно, по сказуемому можно определить лицо.



-Определенно-личные.





Формулируют определение.

Задания

Возврат к вопросу

Формулирование темы

-Какую новую тему мы раскрыли и будем закреплять?



Данный вид предложений часто встречается в поэтических произведениях, помогая передать состояние души поэта.

-Определенно-личные предложения.

(свои предположения ученики сверяют с правилом в учебнике и делают выводы)


Вывод по учебнику о строении определенно-личных предложений:

В определенно-личных предложениях на первое место выдвигается действие, в них не называется человек, производящий действие, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий.


Эти предложения очень близки по смыслу двусоставным предложениям, в них можно подставить личные местоимения.


Первичное усвоение знаний

Определить номера О/Л предложений.

1.Вижу горы и долины.


2.Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.


3.Кому-то принесли от мастера ларец.


4.Проселочным путем люблю скакать в телеге.


5.Пройдитесь по городу на Неве, вглядитесь в него.


6. Она хотела уехать в деревню.


7. Не люблю снег с дождем.


8. Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.


9. Река неожиданно меняет направление.


10. Друзья, берегите природу!

Учащиеся на листочках отмечают «да» (о\л), «нет».

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения.

Физминутка

Учитель показывает упражнения, дает инструкцию их выполнения

Выполняют упражнения, следуя инструкции учителя

Контроль изученного по теме

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.


1.Утром я встаю в семь часов утра. 2.Я делаю зарядку. 3.Потом я умываюсь и завтракаю. 4.В восемь часов я иду в школу.


Всё ли вам нравится в данном тексте?


- Перестройте предложения в определенно-личные.


Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)

Записывают текст, редактируя его. Проверяют, исправляют ошибки, оценивают правильность выполнения задания в паре.

Итоги урока и рефлексия учебной деятельности

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

Что нового вы узнали об односоставных предложениях?

Назовите характерные особенности определенно-личных предложений.


Ответьте на вопросы:


Я понял новую тему…


У меня вызвало затруднение на уроке…


У меня хорошо получилось на уроке…

Отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных знаний, умений и навыков. Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы.

Домашнее задание

Упр.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!