1.1.Самоопределение к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Тренинг «Тебе моя ладошка» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) - Доброе, милое утро! Ясный, погожий денёк! Я желаю вам радости, ощущения важности и необходимости, успешности и способности к открытию новых знаний. - А что друг другу пожелаете вы? Просмотр видеоролика «Дети рассуждают о семье». (ПРИЛОЖЕНИЕ №2.) - Ребята. Сейчас вы посмотрите запись видеоролика «Рассуждают дети» -Прошу вас ответить на вопросы: -Каковы ваши впечатления от ролика? - Каков главный смысл ролика? - Чему он учит? Верно, ведь как говорил святой Дорофей: «Человек, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». | Передают друг другу ладошку с пожеланием на предстоящий урок. Ответы детей (фронтальная работа): - Смысл ролика в том, что только в семье возможно полноценное развитие, возможность получить и дарить любовь и заботу. | ЛУУД Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха КУУД Умение полно и точно выражать свои мысли. |
1.2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Фронтальная беседа (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3) - Подберите слова, чтобы охарактеризовать, какие качества присущи людям, которые Технология «Ассоциативный ряд» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4) -Названные слова можно объединить одним определение, которое отличает людей, совместно проживающих в одном доме и ведущих совместное хозяйство. - Что это? - Подумайте и сформулируйте тему урока. Создание проблемной ситуации. - Правильно, тема нашего урока «Семья – первая любовь человека». Эпиграфом к уроку будут слова Л.Н. Толстого: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". | Учащиеся подбирают слова: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, любовь, забота, терпение, внимание, сердечность, милосердие, cострадание, гуманность, жалость, сердоболие, открытость. Примерный ответ: - Тема нашего урока «Семья». Принятие проблемной ситуации Я хочу узнать… Я хочу найти… Я смогу научиться… | РУУД Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. ПУУД Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Ученик зачитывает наизусть стихотворение Т. Щигровой «Моя семья»: Хорошо спокойно в доме: Вместе вся моя семья. О веселом, добром гноме Слышу снова сказку я. Ее мама мне читает, Может быть, сто первый раз Сердце бьется, сердце тает: «Что случится там сейчас?» Шелестит мой дед газетой. Папа смотрит свой футбол. Не пойму: иль здесь, иль где-то, Слышно радостное: «Гол!» В кресле, спицами играя, Чудо бабушка творит. Во дворе собака лает, Кот у ног моих лежит. Я сижу, шалить не смею: Так тепло, уютно мне. Зайчик солнечный несмело Притаился на стене. - А как толкуют слово «семья» научные словари? Работа в парах (работа со статьями из различных толковых словарей; у каждой пары определение слова «семья») 1 пара: Толковый словарь В.И. Даля. 2 пара: С. Ожегов, Современный толковый словарь. 3 пара: Толковый словарь Д. Ушакова 4 пара: Толковый словарь Дмитриева. - А как появилось слово «семья?» Исследовательская работа учащихся. Разберите слово СЕМЬЯ по составу. - В этом слове соединились два: семь и я. - В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. Игра «Слово образуй-ка» - Подберите слова с корнем сем- , используя суффиксы -н-, -ст- , - ян-, - ин-. - Назовите эти слова (семейный, семьянин, семейственный.) - Какие качества характеризуют эти слова? (любовь, забота, доброта) -Из любви к ближнему рождаются забота, внимание, терпение, уважение, умение прощать. | Учащиеся слушают. 1 пара: В.И. Даль 2 пара: С. Ожегов 3 пара: Д. Ушаков 4пара: Толковый словарь Дмитриева . Вывод: семья – группа живущих вместе близких родственников Фронтальная работа (ответы детей) Вывод учащихся: Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни! | ПУУД Поиск и выделение необходимой информации |
Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Однажды Иисуса Христа спросили: - Какая заповедь самая главная среди других? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?» - В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)». Исследовательское чтение. Работа в группах. 1 группа: «Отношение Пети к своей семье» (с. 26-27) 2 группа: «Отношение Олега к своей семье» (с. 26-27) Технология «Инсерт» Рассказ М.М. Зощенко «Любимое занятие» -Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые радуют вас, потому что вы согласны со сказанным или сделанным «!» - Печалят вас, потому, что так поступать несправедливо «-». - Очень спорные моменты, с которыми вы не согласны или хотите поспорить, отметьте «?» Опрос мнения о прочитанном в рассказах, с поощрением искренних позиций ответчиков. Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Любовь и забота - это не отдача лишнего. Это проявление человечности. Давайте разберём это на примере из вашего учебника. Коллективное чтение и обсуждение стихотворения А. Л. Барто «Разговор с дочкой» и репродукций картин из рубрики «Картинная галерея», А.М. Шилов «Вдвоём», «Зацвёл багульник» (с. 32-33 учебника) Самооценка участия в общей беседе Метод неоконченного предложения. Составление книги сказок «Сказка про добрые лучики». Апплодисменты -- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил. Индивидуальная работа на карточках. Составление памятки «ПРАВИЛА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ» 1. Любите окружающих вас людей: …. 2. Умейте … достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь … людям их слабости; умейте повиниться и … обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в … ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё… и … окружающим. 6. Старайтесь прийти … в нужный момент. Работа в парах сменного состава. Составление синквейна: «семья». Три желания «Цветик-трёхцветик» - Помнишь сказку В.П. Катаева «Цветик-семицветик»? Представь, что у тебя есть «Цветик- трёхцветик» и ты можешь загадать три желания. Чего ты пожелаешь? | Работа учащихся с учебником. Чтение текстов в группах. Коллективное обсуждение. Формулировка выводов своих позиций. Работа с учебником (сначала портреты с. 33, затем стихотворение с. 32) Оценивают свою работу. Учащиеся зачитывают заранее подготовленные продолжения сказок, составляя сборник. Заполнение пропусков на карточках. (1 уч-ся у доски) Самопроверка по образцу ПАМЯТКА «Правила семейного счастья» 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей 2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их. 3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и простить обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявлять своё милосердие и сострадание родным. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 1.Семья. 2.Любящая, дружная. 3.Сочувствовать, переживать, помогать. 4. Группа родственников. 5. Вся семья вместе, так и душа на месте. Заполнение «Поляны желаний». | РУУД Определение последовательности своих действий с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. ПУУД Описание объектов по совокупности признаков; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков; поиск и синтез необходимой информации. КУУД Использование речевых средств для решения коммуникативных задач, построения высказывания; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. ПУУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. КУУД Умение слушать и понимать других. КУУД Сотрудничество, с партнёром, осуществление взаимного контроля, взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия. РУУД Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. ПУУД Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. КУУД Сотрудничество с партнером |
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия результатов учебной деятельности | Фронтальная беседа. -Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного понимания важности семья и поняли её истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к родным, и возможно, его пересмотреть. Метод незаконченного предложения - Меня поразило… - Я стал задумываться… - Я хочу продолжить разговор на следующем уроке… - Самым важным на уроке стало… Мое ощущение на уроке. Тестирование «Мой внутренний мир» - Перед вами лежат ладошки разного цвета. Если вы чувствуете себя в конце нашего урока : радостно, прикрепите оранжевую ладошку; спокойно – жёлтую ладошку; грустно – синюю ладошку; тревожно – фиолетовую ладошку. Оценивание работы на уроке в оценочных листах. Апплодисменты -- Подари апплодисменты тому, кто их заслужил. Домашнее задание с элементом творчества: (по желанию) - Предложите социальную рекламу по теме “Семейные ценности”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. 1 группа: с. 34, задания 2 группа: с. 31 задания - Спасибо вам за работу. Берегите себя и своих близких | Индивидуальные ответы детей Самооценка настроения Самооценка («Смайлики») Взаимооценка | РУУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ПУУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ЛУДД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок? Нравственно–этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |