СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Основные принципы русской пунктуации" Урок в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет один из вариантов раскрытие темы "Основные принципы русской пунктуации" и позволяет обобщить знания о знаках препинания.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Основные принципы русской пунктуации" Урок в 11 классе»

Технологическая карта урока



Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

11

Тема урока

Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ

Тип урока

Комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции).

Цель

Познакомить с основными принципами рсской пунктуации; обобщить знания о функциях знаков препинания; позакомиться с особенностями современной русской пунктуации; научиться делать пунктуационный анализ.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать основные принципы пунктуации и функции знаков препинания; уметь применять нормы пунктуации на практике; читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме; определять границы и смысл предложений на основе интонации.



Приобретение культурно-компонентного опыта: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Коррекция нарушений развития ребенка

(в соответствии с картой динамики развития ребенка

    Формировать навыки самоконтроля, Корректировать и развивать умение планировать и контролировать свою деятельность путем выполнения заданий в определенной последовательности.

Основные понятия и термины

    Речь. Речевая ситуация. Языковые единицы. Пунктуация

Образовательные ресурсы

Презентация. Принципы пунктуации и функции знаков препинания • Русский язык, Синтаксис и пунктуация • Фоксфорд Учебник (foxford.ru)

Методы обучения

Частично-поисковый; исследовательский; индивидуальная работа


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые умения

I.Мотивация (самоопреде-ление)
к учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении русского языка, речи


Знаки препинания — ноты при чтении. (А.П. Чехов)

-Как вы понимаете эти слова А.П.Чехова?

Мотивирует школьников на диалог. Помогает определиться с темой урока, при необходимости задает наодящие вопросы


О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что нам сегодня нужно вспомнить?

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

К – планирует учебное сотрудничество с учителем; умеет точновыражать свои мысли;

Л – положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

Р – принятие и сохранение учебной задачи;

П — осознают учебно-познавательную задачу

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Орфоэпическая минутка

Абонировать, афера, бальзамировать, броня, вероисповедание, дебаты, демократия, жалюзи, забрала, издавна.

2. Повторяем паронимы

Адресат – адресант

Письмо нашло своего ... .

... этого письма был неизвестен.


Анекдотический – анекдотичный

Этот ... рассказ вызвал смех во всем зале.

Со мной вчера произошел весьма ... случай.


3. Попробуйте ответить на следующие вопросы:

-Каковы принципы русской пунктуации?

-Какие знаки препинания есть в русском языке?

-В каком принципе русской пунктуации заложена связь пунктуации с синтаксисом?

-Какие виды пунктуации бывают?




Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей. Обсуждение результатов работы

Контролирует и корректирует ответы учащихся.


Сообщает тему урока.


Расставляет ударения.

Определяет значения паронимов и составляет предложения с ними.

Отвечает на вопросы, предложенные учителем.




– принимают и сохраняют учебную задачу; выделяет существенное и второстепенное; осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи.

К умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка

Л – способен адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Умения слушать, применять теорию на практике

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения













Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности












Что такое ПУНКТУАЦИЯ?


Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи.


Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимся, принимающим ее на себя.


Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания.

  • А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

  • Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?




Формулирует цель учебной деятельности вместе с учителем, отвечает на вопросы

П — извлекает необходимую информацию, систематизирует собственные знания.

Р планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия

Знакомство с принципами русской пунктуации


Структурный принцип

Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой.

Смысловой принцип

Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним.

Интонационный принцип

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип).

Знакомит с принципами русской пунктуации и их особенностях


Слушают учителя , делают необходимые записи, анализируют примеры

П — извлекает необходимую информацию, систематизирует собственные знания.

Р планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия

К — задают вопросы с целью получения необходимой информации

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной деятельности. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

1. Расставь знаки препинания в данном предложении. Как здесь реализован структурный и смысловой принцип?

Известно что для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб птицу притаившуюся в ветвях птичье гнездо орех на ветке одним словом всё что редко попадается и так или иначе прячется от глаз надо держать в воображении то что ищешь.

2. Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания:

Хватит жевать давайте читать

(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)

Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?

Какую функцию выполняет в этом предложении тире?

Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).


Задание позволяет проанализировать структуру предложения, его смысловые части и роль знаков препинания.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы


2. Возможные варианты


Хватит жевать давайте читать

Хватит! Жевать давайте, читать…

Хватит. Жевать? Давайте! Читать?

Хватит жевать – давайте читать.


Работает с заданием, выполняет упражнение, отвечает на вопросы


Проверяют правильность выполнения по ключу.


Предлагают свои варианты, аргументируют ответы.

Л — осваивает творческие виды деятельности, участвует в созидательном процессе

П — выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

5.Закрепление с комментированием во внешней речи.

Анализ предложенных примеров, обсуждение результатов выполненных заданий

Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки.

Например:

Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев).

Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность.

При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип).

Например, интонацией обусловлены:

выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация),

выбор запятой или восклицательного знака после обращения,

постановка интонационного тире и др.



Какие функции выполняют знаки препинания?

Всегда ли совпадают функциональная и интонационная составляющая знаков препинания?

Чем это объяснить?

Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет.

Например:

1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет.

2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.

Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные о функциональной роли знаков препинания.

Л — приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

П — читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Р контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы для уточнения.

6. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний.


Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию.

1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. 8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.


Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Слушает и корректирует ответы учащихся.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

Анализируют предложения. Делают выводы.

Л - Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотнесит цель и результаты, степень их соответствия.

П — приобретает умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливает взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и навыков и операционных, аналитических умений

Р - оценивает свою работу, объем приобретенных знаний и уровень их усвоения

К — формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам


Домашнее задание:

1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения …;

2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

-Что нового узнали на уроке?

-Что было трудного на уроке?

Попробуйте закончить предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился…..

После урока мне захотелось……

Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…….


Определяет объем полученной и усвоенной информации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!