Общая часть |
Предмет | Русский язык | Класс | 11 |
Тема урока | Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ |
Тип урока | Комбинированный; для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции). |
Цель | Познакомить с основными принципами рсской пунктуации; обобщить знания о функциях знаков препинания; позакомиться с особенностями современной русской пунктуации; научиться делать пунктуационный анализ. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать основные принципы пунктуации и функции знаков препинания; уметь применять нормы пунктуации на практике; читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме; определять границы и смысл предложений на основе интонации. | Приобретение культурно-компонентного опыта: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне | Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Коррекция нарушений развития ребенка (в соответствии с картой динамики развития ребенка | Формировать навыки самоконтроля, Корректировать и развивать умение планировать и контролировать свою деятельность путем выполнения заданий в определенной последовательности. |
Основные понятия и термины | Речь. Речевая ситуация. Языковые единицы. Пунктуация |
Образовательные ресурсы | Презентация. Принципы пунктуации и функции знаков препинания • Русский язык, Синтаксис и пунктуация • Фоксфорд Учебник (foxford.ru) |
Методы обучения | Частично-поисковый; исследовательский; индивидуальная работа |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые умения |
I.Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя о значении русского языка, речи Знаки препинания — ноты при чтении. (А.П. Чехов) -Как вы понимаете эти слова А.П.Чехова? | Мотивирует школьников на диалог. Помогает определиться с темой урока, при необходимости задает наодящие вопросы О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что нам сегодня нужно вспомнить? | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | К – планирует учебное сотрудничество с учителем; умеет точновыражать свои мысли; Л – положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся Р – принятие и сохранение учебной задачи; П — осознают учебно-познавательную задачу |
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1. Орфоэпическая минутка Абонировать, афера, бальзамировать, броня, вероисповедание, дебаты, демократия, жалюзи, забрала, издавна. 2. Повторяем паронимы Адресат – адресант Письмо нашло своего ... . ... этого письма был неизвестен. Анекдотический – анекдотичный Этот ... рассказ вызвал смех во всем зале. Со мной вчера произошел весьма ... случай. 3. Попробуйте ответить на следующие вопросы: -Каковы принципы русской пунктуации? -Какие знаки препинания есть в русском языке? -В каком принципе русской пунктуации заложена связь пунктуации с синтаксисом? -Какие виды пунктуации бывают? Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей. Обсуждение результатов работы | Контролирует и корректирует ответы учащихся. Сообщает тему урока. | Расставляет ударения. Определяет значения паронимов и составляет предложения с ними. Отвечает на вопросы, предложенные учителем. | – принимают и сохраняют учебную задачу; выделяет существенное и второстепенное; осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи. К – умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка Л – способен адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Умения слушать, применять теорию на практике |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности Что такое ПУНКТУАЦИЯ? Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимся, принимающим ее на себя. Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания? | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учителем, отвечает на вопросы | П — извлекает необходимую информацию, систематизирует собственные знания. Р – планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия |
Знакомство с принципами русской пунктуации Структурный принцип Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Смысловой принцип Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Интонационный принцип Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). | Знакомит с принципами русской пунктуации и их особенностях | Слушают учителя , делают необходимые записи, анализируют примеры | П — извлекает необходимую информацию, систематизирует собственные знания. Р – планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия К — задают вопросы с целью получения необходимой информации |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Усвоение новых способов учебной деятельности. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления 1. Расставь знаки препинания в данном предложении. Как здесь реализован структурный и смысловой принцип? Известно что для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб птицу притаившуюся в ветвях птичье гнездо орех на ветке одним словом всё что редко попадается и так или иначе прячется от глаз надо держать в воображении то что ищешь. 2. Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания: Хватит жевать давайте читать (Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.) Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но). | Задание позволяет проанализировать структуру предложения, его смысловые части и роль знаков препинания. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы 2. Возможные варианты Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. | Работает с заданием, выполняет упражнение, отвечает на вопросы Проверяют правильность выполнения по ключу. Предлагают свои варианты, аргументируют ответы. | Л — осваивает творческие виды деятельности, участвует в созидательном процессе П — выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме |
5.Закрепление с комментированием во внешней речи. | Анализ предложенных примеров, обсуждение результатов выполненных заданий Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые — знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает. Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлены: выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др. | Какие функции выполняют знаки препинания? Всегда ли совпадают функциональная и интонационная составляющая знаков препинания? Чем это объяснить? Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой — в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Например: 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет. Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные о функциональной роли знаков препинания. | Л — приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. П — читают и слушают, извлекая нужную информацию. Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задают вопросы для уточнения. |
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение и систематизация знаний. Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию. 1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. 8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. | Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Слушает и корректирует ответы учащихся. | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Анализируют предложения. Делают выводы. | Л - Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотнесит цель и результаты, степень их соответствия. П — приобретает умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливает взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и навыков и операционных, аналитических умений Р - оценивает свою работу, объем приобретенных знаний и уровень их усвоения К — формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам Домашнее задание: 1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения …; 2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков). | -Что нового узнали на уроке? -Что было трудного на уроке? Попробуйте закончить предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился….. После урока мне захотелось…… Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……. | Определяет объем полученной и усвоенной информации |