СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Особенности строения мужской и женской репродуктивной системы "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение строения репродуктивной системы человека, её задач, функций и органов для их выполнения. Становление и развитие репродуктивной системы. Закрепление понятий: яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение: зигота, женская половая система: яичники, маточные трубы, матка; мужская половая система: семенники, придатки семенников, мошонка, семявыносящие протоки, простата; созревание яйцеклетки: фолликул, овуляция, менструация; поллюция.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Особенности строения мужской и женской репродуктивной системы "»

Фамилия, имя, отчество учителя:Левдина Е.С.

Учебный предмет: Биология Класс: 9

Автор(ы) УМК: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.

Тема урока: Особенности строения женской и мужской репродуктивной системы.

Предметные результаты: изучение строения репродуктивной системы человека, её задач, функций и органов для их выполнения. Становление и развитие репродуктивной системы. Закрепление понятий: яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение: зигота, женская половая система: яичники, маточные трубы, матка; мужская половая система: семенники, придатки семенников, мошонка, семявыносящие протоки, простата; созревание яйцеклетки: фолликул, овуляция, менструация; поллюция.

Метапредметные результаты: систематизировать знания о строении репродуктивной системы человека, умение анализировать и сравнивать информацию, работать с учебником, самоконтроль.

Личностные результаты: этическое, эстетическое воспитание, формирование научного мировоззрения, бережного отношения к здоровью.

Образовательные ресурсы: учебник «Биология, 8 класс» Пономарёва И.Н., ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

2

- Глядя на эти слайд, скажите, что мы проходили на прошлом занятии? (На слайде представлены изображения бездетной и полноценной семьи с тремя детьми)

- Обратите внимание на 2 фото, почему в семье именно трое детей?

- Что такое пол, репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение

- Двое детей обеспечивают «возобновление» родительских особей, а третий ребёнок способствует демографическому росту населения.

Познавательные общеучебные,

коммуникативные

Актуализация знаний

10

Либо опрос класса, либо проведение самостоятельной работы по вариантам:

  1. Понятие пола

  2. Понятие репродуктивного здоровья.

  3. Специфические критерии нарушения репродуктивного здоровья.

  4. Понятие репродуктивного поведения.

  5. Основные типы репродуктивного поведения.

  1. Совокупность морфологических и физиологических особенностей организма и генетических признаков особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения.

  2. Состояние полного физического, умственного и социального благополучия в производстве потомства и психосексуальных отношениях в семье.

  3. К специфическим критериям нарушений репродуктивного здоровья следует относить:

  1. повреждения, повлекшие за собой потерю способности к оплодотворению (бесплодие, нарушение менструальной функции);

  2. повреждения, вызывающие спонтанный аборт или роды мертвым плодом, внематочную беременность, пузырный занос и др.;

  3. врожденные пороки развития плода;

  4. повреждение плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, которые могут быть не связаны с настоящей беременностью, в т. ч. состояния, обусловленные производственной травмой, отравлением и хроническим профессиональным заболеванием;

  5. нарушение лактации у кормящих женщин;

  6. возникновение нарушения здоровья у потомства

  1. Действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения.

  2. Различают три основных типа репродуктивного поведения:

  1. Многодетное (потребность в 5 и более детях);

  2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях);

  3. Малодетное (потребность в 1-2 детях).

Познавательные,

коммуникативные

Целеполагание

2

- Каково значение полового размножения организмов в природе?

- Роль половых клеток в половом размножении?

- В каких органах половой системы образуются гаметы?

- Увеличение генетического разнообразия потомства путем слияния родительских гамет

- Несут генетическую информацию и обеспечивают половой процесс

- Яйцеклетки в яичниках, сперматозоиды в семенниках

Регулятивные целеполагания,

коммуникативные

Освоение нового содержания и способов деятельности

18-20’

Объяснение учителя с использованием научного фильма, освещающего вопросы строения, функций репродуктивной системы человека, их сходства и отличия, а также процессы овуляции и менструации у женщин.

Объяснение учителя

Задачи женской репродуктивной системы являются более многочисленными. К ним относятся:

  1. выработка яйцеклеток,

  2. доставка их в зону оплодотворения,

  3. проведение половых актов,

  4. осуществление оплодотворения,

  5. вынашивание эмбриона (плода) в течение всего срока беременности с обеспечением его жизнедеятельности, защиты и развития до той степени, которая позволит ему после рождения жить вне организма матери;

  6. родовая деятельность,

  7. выработка грудного молока на весь период вскармливания ребёнка.


- Связь репродуктивной системы человека с другими системами органов

Репродуктивная система человека у представителей обоих полов тесно связана с работой других систем органов и прежде всего эндокринной системы организма, с которой имеет общие элементы, такие как половые железы, участвующие вместе с другими эндокринными органами в выработке гормонов, регулирующих деятельность организма. Эндокринная система обеспечивает прохождение процесса полового созревания для появления возможности осуществления репродуктивной функции, поддерживает функционирование репродуктивных органов в детородном возрасте и контролирует угасание этой функции в пожилом возрасте.

Вместе с другими железами внутренней секреции половые железы выработкой гормонов участвуют в формировании всего облика человека. Так, мужчины имеют в среднем более высокий рост и мышечную массу, чем женщины, что определяется развитием костно-мышечной системы, отличия в пропорциях областей грудной клетки и таза, несколько иной характер распределения жировой и мышечной тканей в организме, и иной характер распределения волосяного покрова на теле.

Репродуктивная система человека связана с мочевыделительной системой, нижний отдел которой также расположен в тазовой области, хотя связь эта у мужчин и женщин различна. У женщин наружное отверстие мочеиспускательного канала находится в области наружных половых органов (вульвы), открываясь в преддверии влагалища, но трасса канала проходит отдельно от половых путей (влагалища), тогда как у мужчин выделение и мочи и семенной жидкости происходит через один и тот же проток. Из-за патологических изменений в вырабатывающей семенную жидкость предстательной железе, связанных с её разрастанием обычно в преклонном возрасте, она, увеличиваясь в размерах, может сдавливать просвет мочеиспускательного канала и затруднять мочеиспускание у мужчин, тогда как женщины из-за меньшей длины и большего диаметра своей уретры, способствующих более легкому проникновению болезнетворных бактерий, чаще страдают инфекционно-воспалительными заболеваниями мочевого пузыря (цистит) и мочеиспускательного канала (уретрит), связанными с учащенным мочеиспусканием и даже недержанием.

Заполнение пропусков определений в Р.Т. с использованием информации из фрагмента фильма и учебника (проверка на этапе рефлексии)


Вместе с учителем называют сходные функции, а иногда и структурно мужские и женские половые органы:

  1. выработкой половых клеток и секрецией гормонов занимаются половые железы (яичники у женщин и яички у мужчин);

  2. доставка выработанных железами клеток в зону оплодотворения осуществляется выводными протоками желез, представляющими собой полые (трубчатые) органы — семявыносящие протоки и мочеиспускательный канал у мужчин и фаллопиевы трубы у женщин;

  3. защиту внутренних структур от нежелательных воздействий внешней среды обеспечивают покровные элементы репродуктивной системы.


Познавательные, регулятивные,

коммуникативные

Закрепление

3’

- Объясните особенности строения и функций половой системы у мужчин и женщин

- Связь репродуктивной системы человека с другими системами органов

- Женская половая система: яичники, маточные трубы, матка; выработка яйцеклеток, осуществление оплодотворения, вынашивание эмбриона, родовая деятельность, забота о потомстве.

Мужская половая система: семенники, придатки семенников, мошонка, семявыносящие протоки, простата; выработка сперматозоидов, участие в оплодотворении.

- Связь с эндокринной системой (половые железы, участвующие вместе с другими эндокринными органами в выработке гормонов, регулирующих деятельность организма) и мочевыделительной (нижний отдел которой также расположен в тазовой области)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Рефлексия

3’

Ответы на вопросы по пройденному материалу:

  1. Гаплоидная клетка, женская гамета животных;

  2. Гаплоидная клетка, мужская гамета животных;

  3. ХХ, ХУ;

  4. Процесс слияния гаплоидных гамет, приводящий к образованию зиготы;

  5. Парные женские половые железы;

  6. Парный трубчатый орган, соединяющий полость матки с брюшной полостью, где происходит оплодотворение;

  7. Отдел репродуктивной системы самки, служит для дозревания оплодотворённых яйцеклеток, метаморфоз зародыша и изгнания вовне плода;

  8. Парные мужские половые железы;

  9. Железа мужского организма млекопитающих, участвующая в выработке секрета;

  10. Яйцеклетка, окружённая оболочкой из эпителиальной и соединительной ткани;

  11. Выход яйцеклетки из яичника в маточную трубу в результате разрыва зрелого фолликула;

  12. Отторжение функционального слоя эндометрия (слизистой оболочки матки), сопровождающееся кровотечением;

  13. Непроизвольное семяизвержение у юношей и мужчин.

  1. Яйцеклетка;

  2. сперматозоид;

  3. половые хромосомы;

  4. оплодотворение;

  5. яичники;

  6. маточные трубы;

  7. матка;

  8. семенники;

  9. простата;

  10. фолликул;

  11. овуляция;

  12. менструация;

  13. поллюция.

Регулятивные саморегуляции,

коммуникативные

Домашнее задание

1-2’

Сл.38

Учебник §63

Составить кроссворд из 20 слов на тему «Половая система человека» – по желанию

Запись д/з

Познавательные, регулятивные,

коммуникативные


Содержание изучаемого курса


Тема 1. Введение в элективный курс. (Урок-лекция)

Информационная часть: Понятие пола и репродуктивного здоровья. Специфические критерии нарушения репродуктивного здоровья. Понятие репродуктивного поведения. Основные типы репродуктивного поведения. Статистика заболеваемости по Воронежской области. Актуальность проблемы и задачи полового воспитания.


Тема 2. Особенности строения женской и мужской репродуктивной системы. (Урок-лекция, учебный фильм)

Информационная часть: Строение и задачи репродуктивной системы женщин и органы для их выполнения. Становление и развитие женской репродуктивной системы. Внутренние половые органы (яичники, фаллопиевы трубы, матка, влагалище). Наружные половые органы. Связь репродуктивной системы человека с другими системами органов. Развитие репродуктивной системы женщины. Осуществление женской репродуктивной функции.

Задачи и строение репродуктивной системы мужчин. Развитие репродуктивной системы мужчины. Осуществление мужской репродуктивной функции. Её сходства и отличия у мужчин и женщин.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!