Фамилия, имя, отчество учителя:Левдина Е.С.
Учебный предмет: Биология Класс: 9
Автор(ы) УМК: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
Тема урока: Особенности строения женской и мужской репродуктивной системы.
Предметные результаты: изучение строения репродуктивной системы человека, её задач, функций и органов для их выполнения. Становление и развитие репродуктивной системы. Закрепление понятий: яйцеклетка, сперматозоид, половые хромосомы, оплодотворение: зигота, женская половая система: яичники, маточные трубы, матка; мужская половая система: семенники, придатки семенников, мошонка, семявыносящие протоки, простата; созревание яйцеклетки: фолликул, овуляция, менструация; поллюция.
Метапредметные результаты: систематизировать знания о строении репродуктивной системы человека, умение анализировать и сравнивать информацию, работать с учебником, самоконтроль.
Личностные результаты: этическое, эстетическое воспитание, формирование научного мировоззрения, бережного отношения к здоровью.
Образовательные ресурсы: учебник «Биология, 8 класс» Пономарёва И.Н., ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация 2’ | - Глядя на эти слайд, скажите, что мы проходили на прошлом занятии? (На слайде представлены изображения бездетной и полноценной семьи с тремя детьми) - Обратите внимание на 2 фото, почему в семье именно трое детей? | - Что такое пол, репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение - Двое детей обеспечивают «возобновление» родительских особей, а третий ребёнок способствует демографическому росту населения. | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Актуализация знаний 10’ | Либо опрос класса, либо проведение самостоятельной работы по вариантам: -
Понятие пола -
Понятие репродуктивного здоровья. -
Специфические критерии нарушения репродуктивного здоровья. -
Понятие репродуктивного поведения. -
Основные типы репродуктивного поведения. | -
Совокупность морфологических и физиологических особенностей организма и генетических признаков особи, определяющих её роль в процессе оплодотворения. -
Состояние полного физического, умственного и социального благополучия в производстве потомства и психосексуальных отношениях в семье. -
К специфическим критериям нарушений репродуктивного здоровья следует относить: -
повреждения, повлекшие за собой потерю способности к оплодотворению (бесплодие, нарушение менструальной функции); -
повреждения, вызывающие спонтанный аборт или роды мертвым плодом, внематочную беременность, пузырный занос и др.; -
врожденные пороки развития плода; -
повреждение плода и новорожденного, обусловленные состояниями матери, которые могут быть не связаны с настоящей беременностью, в т. ч. состояния, обусловленные производственной травмой, отравлением и хроническим профессиональным заболеванием; -
нарушение лактации у кормящих женщин; -
возникновение нарушения здоровья у потомства -
Действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. -
Различают три основных типа репродуктивного поведения: -
Многодетное (потребность в 5 и более детях); -
Среднедетное (потребность в 3-4 детях); -
Малодетное (потребность в 1-2 детях). | Познавательные, коммуникативные |
Целеполагание 2’ | - Каково значение полового размножения организмов в природе? - Роль половых клеток в половом размножении? - В каких органах половой системы образуются гаметы? | - Увеличение генетического разнообразия потомства путем слияния родительских гамет - Несут генетическую информацию и обеспечивают половой процесс - Яйцеклетки в яичниках, сперматозоиды в семенниках | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Освоение нового содержания и способов деятельности 18-20’ | Объяснение учителя с использованием научного фильма, освещающего вопросы строения, функций репродуктивной системы человека, их сходства и отличия, а также процессы овуляции и менструации у женщин. Объяснение учителя Задачи женской репродуктивной системы являются более многочисленными. К ним относятся: -
выработка яйцеклеток, -
доставка их в зону оплодотворения, -
проведение половых актов, -
осуществление оплодотворения, -
вынашивание эмбриона (плода) в течение всего срока беременности с обеспечением его жизнедеятельности, защиты и развития до той степени, которая позволит ему после рождения жить вне организма матери; -
родовая деятельность, -
выработка грудного молока на весь период вскармливания ребёнка. - Связь репродуктивной системы человека с другими системами органов Репродуктивная система человека у представителей обоих полов тесно связана с работой других систем органов и прежде всего эндокринной системы организма, с которой имеет общие элементы, такие как половые железы, участвующие вместе с другими эндокринными органами в выработке гормонов, регулирующих деятельность организма. Эндокринная система обеспечивает прохождение процесса полового созревания для появления возможности осуществления репродуктивной функции, поддерживает функционирование репродуктивных органов в детородном возрасте и контролирует угасание этой функции в пожилом возрасте. Вместе с другими железами внутренней секреции половые железы выработкой гормонов участвуют в формировании всего облика человека. Так, мужчины имеют в среднем более высокий рост и мышечную массу, чем женщины, что определяется развитием костно-мышечной системы, отличия в пропорциях областей грудной клетки и таза, несколько иной характер распределения жировой и мышечной тканей в организме, и иной характер распределения волосяного покрова на теле. Репродуктивная система человека связана с мочевыделительной системой, нижний отдел которой также расположен в тазовой области, хотя связь эта у мужчин и женщин различна. У женщин наружное отверстие мочеиспускательного канала находится в области наружных половых органов (вульвы), открываясь в преддверии влагалища, но трасса канала проходит отдельно от половых путей (влагалища), тогда как у мужчин выделение и мочи и семенной жидкости происходит через один и тот же проток. Из-за патологических изменений в вырабатывающей семенную жидкость предстательной железе, связанных с её разрастанием обычно в преклонном возрасте, она, увеличиваясь в размерах, может сдавливать просвет мочеиспускательного канала и затруднять мочеиспускание у мужчин, тогда как женщины из-за меньшей длины и большего диаметра своей уретры, способствующих более легкому проникновению болезнетворных бактерий, чаще страдают инфекционно-воспалительными заболеваниями мочевого пузыря (цистит) и мочеиспускательного канала (уретрит), связанными с учащенным мочеиспусканием и даже недержанием. | Заполнение пропусков определений в Р.Т. с использованием информации из фрагмента фильма и учебника (проверка на этапе рефлексии) Вместе с учителем называют сходные функции, а иногда и структурно мужские и женские половые органы: -
выработкой половых клеток и секрецией гормонов занимаются половые железы (яичники у женщин и яички у мужчин); -
доставка выработанных железами клеток в зону оплодотворения осуществляется выводными протоками желез, представляющими собой полые (трубчатые) органы — семявыносящие протоки и мочеиспускательный канал у мужчин и фаллопиевы трубы у женщин; -
защиту внутренних структур от нежелательных воздействий внешней среды обеспечивают покровные элементы репродуктивной системы. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Закрепление 3’ | - Объясните особенности строения и функций половой системы у мужчин и женщин - Связь репродуктивной системы человека с другими системами органов | - Женская половая система: яичники, маточные трубы, матка; выработка яйцеклеток, осуществление оплодотворения, вынашивание эмбриона, родовая деятельность, забота о потомстве. Мужская половая система: семенники, придатки семенников, мошонка, семявыносящие протоки, простата; выработка сперматозоидов, участие в оплодотворении. - Связь с эндокринной системой (половые железы, участвующие вместе с другими эндокринными органами в выработке гормонов, регулирующих деятельность организма) и мочевыделительной (нижний отдел которой также расположен в тазовой области) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Рефлексия 3’ | Ответы на вопросы по пройденному материалу: -
Гаплоидная клетка, женская гамета животных; -
Гаплоидная клетка, мужская гамета животных; -
ХХ, ХУ; -
Процесс слияния гаплоидных гамет, приводящий к образованию зиготы; -
Парные женские половые железы; -
Парный трубчатый орган, соединяющий полость матки с брюшной полостью, где происходит оплодотворение; -
Отдел репродуктивной системы самки, служит для дозревания оплодотворённых яйцеклеток, метаморфоз зародыша и изгнания вовне плода; -
Парные мужские половые железы; -
Железа мужского организма млекопитающих, участвующая в выработке секрета; -
Яйцеклетка, окружённая оболочкой из эпителиальной и соединительной ткани; -
Выход яйцеклетки из яичника в маточную трубу в результате разрыва зрелого фолликула; -
Отторжение функционального слоя эндометрия (слизистой оболочки матки), сопровождающееся кровотечением; -
Непроизвольное семяизвержение у юношей и мужчин. | -
Яйцеклетка; -
сперматозоид; -
половые хромосомы; -
оплодотворение; -
яичники; -
маточные трубы; -
матка; -
семенники; -
простата; -
фолликул; -
овуляция; -
менструация; -
поллюция. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание 1-2’ | Сл.38 Учебник §63 Составить кроссворд из 20 слов на тему «Половая система человека» – по желанию | Запись д/з | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Введение в элективный курс. (Урок-лекция)
Информационная часть: Понятие пола и репродуктивного здоровья. Специфические критерии нарушения репродуктивного здоровья. Понятие репродуктивного поведения. Основные типы репродуктивного поведения. Статистика заболеваемости по Воронежской области. Актуальность проблемы и задачи полового воспитания.
Тема 2. Особенности строения женской и мужской репродуктивной системы. (Урок-лекция, учебный фильм)
Информационная часть: Строение и задачи репродуктивной системы женщин и органы для их выполнения. Становление и развитие женской репродуктивной системы. Внутренние половые органы (яичники, фаллопиевы трубы, матка, влагалище). Наружные половые органы. Связь репродуктивной системы человека с другими системами органов. Развитие репродуктивной системы женщины. Осуществление женской репродуктивной функции.
Задачи и строение репродуктивной системы мужчин. Развитие репродуктивной системы мужчины. Осуществление мужской репродуктивной функции. Её сходства и отличия у мужчин и женщин.
2