СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности с акцентом на формирование универсальных учебных действий по теме «Половое размножение растений».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности с акцентом на формирование универсальных учебных действий по теме «Половое размножение растений».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности с акцентом на формирование универсальных учебных действий по теме «Половое размножение растений».»

Технологическая карта урока осуществления полного цикла проектной деятельности с акцентом на формирование универсальных учебных действий по теме «Половое размножение растений».


Раздел. Жизнедеятельность организмов. Тема. «Размножение».

Тип: урок осуществления полного проектного цикла проектной деятельности с акцентом на формирование универсальных учебных действий.

Вид урока: урок-проект

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая

Планируемые результаты урока:

Предметные:

-знают особенности полового размножения растений;

-сравнивают процесс оплодотворения у животных и растений,

- описывают сущность процессов опыления и двойного оплодотворения у растений,

- анализируют и оценивают значение факторов распространения семян и плодов для размножения растений,

-описывают строение цветка как органа полового размножения, используя модель,

-объясняют роль семян в половом размножении растений.

Метапредметные:

-Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

-осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

-Коммуникативные УУД:

- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

-Познавательные УУД:

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- использование предметных действий с моделями, схемами при построении нового знания.


Личностные цели:

- понимание причин и логики развития биологических процессов для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире;

- понимание значения знаний о строении и функциях цветка и плода для распространения цветковых растений на планете Земля.

Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания о строении и функциях органов размножения растений. Описывают строение частей цветка в связи с выполняемыми функциями. Расширяют знания о способах размножения растений. Делают выводы о функциях цветка в половом размножении растений.

Оборудование: учебник – навигатор «Биология. Живой организм. 6 класс» В.И.Сивоглазов, мультимедийное учебное пособие «Навигатор», ПК, разборная модель цветка вишни



Деятельностное содержание урока.

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование навигационной системы

Результат формирования УУД

Подготовительный этап.

Актуализация знаний.

Задает вопрос: как вы считаете, половое размножение растений отличается от бесполого?


Просит высказать свою гипотезу по выявлению признаков отличия бесполого размножения растений от полового.


Просит рассмотреть рисунки «Строение органов полового размножения животных и растений.

Вопрос: В чем различие?


Предполагают, что процесс полового размножения растений отличается от бесполого рядом признаков. Перечисляют их.





Рассматривают рисунки и отвечают на вопрос: «у цветковых растений нет таких органов полового размножения как у животных. У них есть побег, корень, цветок»

Демонстрация

слайда: «Размножение хламидомонады» раздела «Основной материал»

Выделить элементы содержания ключевых понятий – органы полового размножения, рассмотрев рис. стр.99, 103 учебника-навигатора

ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

ЛУУД: понимание причин и логики развития биологических процессов для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в современном мире;

Проектировочный этап

Проблематизация

Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы.



Совместно с учителем формулируют проблему: «Как же происходит процесс полового размножения у водорослей и цветковых растений, если у них нет таких же специализированных органов как у животных?»


РУУД: понимают и формулируют проблему с помощью учителя,


Конкретизация проблемы

Подводит к частной проблеме, отвечающей теме урока: «Какие части водорослей и цветковых растений выполняют функцию полового размножения? Какой процесс предшествует половому размножению растений? Почему оплодотворение цветковых растений называется двойным? Каково значение полового размножения в жизни растений?»

Приходят к выводу о том, чтобы ответить на эти вопросы необходимо изучить особенности жизнедеятельности растений строения их частей в связи с выполняемой функцией.



Целеполагание

Создает условия для формулировки цели, на основе сформулированной проблемы.


Формулируют цель проекта: создать модель «Особенности полового размножения растений»


РУУД: формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения

Планирование деятельности

Организует действия учащихся для разработки плана учебной деятельности на уроке.

Формулирует поясняющие вопросы для реализации цели.

Разрабатывают план проектной деятельности по созданию модели:

1.Необходимо выяснить особенности полового размножения водорослей как представителей царства Растения.

2. Изучить строение цветка как органа полового размножения растений.

3. Рассмотреть и составить схему опыления как процесса, предшествующего оплодотворению.

4.Рассмотреть и составить схему двойного оплодотворения цветковых растений.

5.Сделать вывод и объяснить значение полового размножения в жизни растений


РУУД: планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;


Деление на группы и распределение обязанностей между членами группы

Создает условия для деления учащихся по группам.

Делятся на пять групп по желанию. В каждой группе избирается руководитель


КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;


Концептуализация. Моделирование.

Организует работу в группах по созданию модели будущего проекта.

Обсуждают проектный продукт, приходят к единому мнению:

Общая модель: «Особенности полового размножения растений» в виде кластера, изображенного на бумаге и на маркерной доске.

1 группа: «Особенности полового размножения водорослей» в виде таблицы.












2 группа: «Схема опыления » в виде аппликации и схемы.














3 группа: «Строение цветка вишни» в виде разборной модели и схемы.












4 группа: «Половое размножение цветковых растений» лабораторная работа









5 группа: «Схема двойного оплодотворения» в виде аппликации и схемы.
























Описывают механизм полового размножения хламидомонады, нитчатой водоросли спирогиры, демонстрируя анимации, обсуждая вопросы 4-5 стр.104 учебника-навигатора

Выделяют элементы ключевого понятия опыление, демонстрируя слайд-шоу: «Два основных способа опыления», «Перекрестное опыление» раздела «Основной материал»


Определяют условия для оплодотворения у растений, демонстрируя модель цветка вишни, слайд – шоу «Цветок-орган полового размножения» раздела «Основной материал»

Определяют условия оплодотворения растений, выполняя виртуальную лабораторную работу раздела «Лабораторные работы»


Характеризуют механизм двойного оплодотворения у цветковых растений, демонстрируя слайд «Зародышевый мешок и пыльцевая трубка», анализируя текст на стр.103-104

учебника-навигатора, обсуждая вопросы 8-14 стр.104 учебника-навигатора



РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;

вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

ПУУД: при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами


КУУД:

выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

ПУУД:

анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Выработка критериев оценки проекта

Организует работу по созданию критериальной базы.

1.Достоверность найденной информации.

2.Единство оформления

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации.

6.Умение работать в команде

7.Презентация проекта (четкость, понятность и доступность изложения материала).

8.Ответы на дополнительные вопросы

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

24-21 баллов – «5»

20 -17 баллов – «4»

16-12 баллов - «3»



Этап реализации.

Создание проектного продукта.

Организует работу в группах, консультирует, направляет деятельность учащихся для достижения поставленной цели с помощью проектных заданий-ориентиров.

Изучают и анализируют информацию. Выделяют главное. Структурируют в логическую схему или таблицу.

Выполняют проектные задания-ориентиры.


ПУУД:

анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Презентация полученного проектного продукта.

Создает условия для презентации полученных образовательных продуктов. Участвует в обсуждении.

Презентуют полученные проектные продукты. Обобщают материал в общий проектный продукт и делают выводы урока:

Для растений, как и для всех живых организмов, характерно половое размножение. У многих растений половое и бесполое размножение чередуется. У цветковых растений происходит двойное оплодотворение, в результате которого образуется семя.


КУУД: высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Заключительный этап. Оценка качества проектного продукта. Рефлексия.

Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей.

Организует обобщение знаний и выполненных действий. Создает условия для оценки результатов на основе критериальной базы.

Организует рефлексию:

Что было полезно?

Что было интересно?

Что было трудно?

Получилась ли работа в группе?

Над чем необходимо еще поработать?

Описывают и оценивают свои результаты (по критериям оценки) при выполнении проекта.

Осознают собственные действия: определяют что получилось, что нет. Намечают план действий на преодоление затруднений.


РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

Домашнее задание

Стр.102-105 изучить, вопросы 1-15 стр.105 ответить устно, выполнить тренировочный тест «Половое размножение растений и животных»


Анализируют и выделяют главное в тексте учебника-навигатора,

Выполняют тестовые задания на мультимедийном пособии «Навигатор»

ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя