СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Половое размножение животных».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Половое размножение животных».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Половое размножение животных».»

Технологическая карта урока – «открытие» новых знаний по теме «Половое размножение животных».

Раздел. Жизнедеятельность организма. Тема. «Размножение».

Тип: Урок формирования и развития универсальных учебных действий.

Вид: Урок – открытие новых знаний

ФОУД/ПД: фронтальная, групповая, парная

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты:

-знают способы размножения животных;

- устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов размножения животных,

- характеризуют сущность биологического процесса оплодотворения,

- анализируют и сравнивают половые клетки, наружное и внутреннее оплодотворение;

-объясняют отличия раздельнополых и обоеполых животных.

Метапредметные:

-Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,

- фиксируют индивидуальные затруднения при выполнении действий;

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

-Коммуникативные УУД:

- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

-Познавательные УУД:

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами;

- Личностные цели:

- вырабатывают внутреннюю готовность реализации учебной деятельности,

- понимают значение знаний о строении и функциях системы органов размножения для сохранения биоразнообразия на планете Земля

Предметное содержание урока. Учащиеся расширяют знания о способах размножения живых организмов. Овладевают знаниями об особенностях строения органов размножения животных в связи с выполняемыми функциями. Определяют особенности строения раздельнополых и обоеполых животных. Делают вывод о том, что раздельнополые животные отличаются строением половой системы. Приходят к общему мнению, о том, что половое размножение превосходит бесполое. Сравнивают процессы внутреннего и наружного оплодотворения, делают выводы о том, что внутреннее оплодотворение – это способ приспособления к среде обитания. Овладевают знаниями о механизме процесса оплодотворения. Усваивают понятие «половое размножение», характеризуют виды полового размножения.

Оборудование: учебник – навигатор «Биология. Живой организм. 6 класс» В.И.Сивоглазов, мультимедийное учебное пособие «Навигатор», ПК.

Деятельностное содержание урока «открытия» новых знаний.



Этапы учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование учебника-навигатора

Результат формирования УУД

Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (высказывает добрые пожелания учащимся)

Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (самопроверка домашнего задания по готовому образцу)





Демонстрируют маршрут прохождения биологического лабиринта по теме «Бесполое размножение»

работа с мультимедийным учебным пособием «Навигатор» составление маршрута биологического лабиринта

ЛУУД: вырабатывают на внутреннюю готовность реализации учебной деятельности,


Актуализация и пробное учебное действие:

Подготовка мышления учащихся и организация сознания ими внутренней потребности к построению нового знания

Организует обсуждение актуальных вопросов для учащихся об основных свойствах всего живого. Главным, из которых является воспроизведение себе подобных – это размножение.


Подводит к тому, что способ размножения бывает не только бесполым.



Активизирует мыслительные операции и познавательные процессы, предлагая выполнить тест.





Обсудите в группах, что вас удивило? Какие вопросы возникли?











Формулируют, почему главным свойством всего живого является размножение.



Формулируют и перечисляют способы бесполого размножения животных.

Пытаются самостоятельно выполнить задание в группах на применение нового знания - тест «Половое размножение животных»





Предполагают: что в размножении животных могут принимать участие более одной родительской особи, что потомки могут внешне отличаться от родителей, что в размножении могут принимать участие специализированные органы и клетки.











Тестирование по программе-тренажер на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»


ЛУУД: -понимают значение знаний о строении и функциях системы органов размножения для сохранения биоразнообразия на планете Земля

РУУД: фиксируют индивидуальные затруднения при выполнении действий;

КУУД: высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают; слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, для опровержения существующего мнения

Выявление места и причины затруднения:

Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Организует действия учащихся по выявлению места и причины затруднения. Задает вопросы:

Сколько допустили ошибок команды?





Почему у вас возникли трудности при выполнении теста?




В каких вопросах предложенного теста вы испытали затруднение?











Возникла проблема: о каком способе размножения идет речь?


Обсуждают и анализируют результаты выполнения теста.







Выявляют места и причины затруднения: не достаточно знаний о данном размножении как способе воспроизведения себе подобных.


Формулируют трудные вопросы

1. Сколько родительских особей принимает участие в данном способе размножения?

2.Имеют ли сходные наследственные признаки потомки?

3. Принимают ли участие в этом размножении половые клетки?)



Формулируют с помощью учителя проблему: «мы знаем о бесполом способе размножения животных, но данный способ охарактеризовать затрудняемся»

На мультимедийном учебном пособии «Навигатор» Самопроверка (зеленый цвет указывает на правильность ответа, красный – на ошибочный ответ) Проверка правильности выполнения теста произойдет автоматически на шкале ответов


РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий; фиксируют индивидуальные затруднения при выполнении действий;


Построение проекта выхода из затруднения:

Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проекта выхода из затруднения.



Вместе с учащимися определяет виды заданий, которые помогут достигнуть цели учебной деятельности, решить поставленные задачи.

Вопросы: Что необходимо узнать в первую очередь? А все ли животные размножаются одинаково? Так что еще мы должны узнать?

Предлагает способы построения нового знания:

-сравнение с раннее изученным бесполым размножением (метод уточнения)

-введение принципиально нового знания (метод дополнения)



Предлагает средства для построения нового знания: Сейчас мы с вами должны определить виды заданий, которые помогут нам решить поставленные задачи.

Создает условия для формирования

групп.

Формулируют цель проекта выхода из затруднения с помощью учителя: создать таблицу «Характеристика полового размножения животных»

В коммуникативной форме формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться.







Выбирают способ построения нового знания – на основе раннее изученного бесполого способа размножения











Предлагают работу в постоянных группах



Каждая группа выбирает руководителя.






















Рассматривание рисунка «Бесполое размножение» в тексте учебника- навигатора стр. 94

РУУД: понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;













КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;


Организует действия учащихся для работы в группах и парах. Предоставляет индивидуальные задания. В каждой группе или паре в индивидуальном задании дается таблица в три колонки: «Я знаю по теме, что…, «У меня возникли проблемы непонимания того, что…», «Чтобы разрешить проблемы непонимания того, я должен…

-Необходимо внимательно прочитать текст.

-Отметить в таблице, что учащиеся

знают по данной теме,

в чем возникли затруднения (проблемы),

сформулировать вопрос, чтобы выйти из данных затруднений.



Каждая группа знакомится с проектным заданием:














1 группа. Индивидуальное задание №1. «Гаметы. Сперматозоиды и яйцеклетки»
























2 группа. Индивидуальное задание №2 «Животные раздельнополые и гермафродиты».


























3 группа. Индивидуальное задание №3. «Оплодотворение»
















Работа в паре. Индивидуальное задание №4. «Наружное оплодотворение»














Работа в паре. Индивидуальное задание №5. «Внутреннее оплодотворение»













4 группа. Индивидуальное задание №6. «Половое размножение животных» Виртуальная лабораторная работа
























Провести сравнение строения и функций гамет животных, анализируя тест учебника – навигатора стр.98, обсуждая вопрос 6 стр.100 учебника, анализируя слайд «Гаметы» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»









Обсуждают вопросы 7-8 учебника-навигатора стр. 100 в разделе «Проверка знаний»

Приводят примеры раздельнополых животных и гермафродитов, демонстрируя слайд-шоу.

Узнают по рисункам и фотографиям животных – гермафродитов, выполняя тестовое задание на основе анимации, раздел «Проверка знаний»

Описывают механизм оплодотворения, демонстрируя анимацию «Оплодотворение, раздел «Основной материал», обсуждают вопрос 11 стр.100 учебника навигатора





Описывают механизм наружного оплодотворения, демонстрируя анимацию «Наружное оплодотворение, раздел «Основной материал», обсуждают вопрос 12 стр.100 учебника навигатора

Описывают механизм внутреннего оплодотворения, демонстрируя анимацию «Внутреннее оплодотворение, раздел «Основной материал»





Выделяют признаки полового размножения, демонстрируя слайд-шоу «Половое размножение», записывая тезисы в тетрадь, выполняя виртуальную лабораторную работу «Половое размножение»

РУУД: вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществляют поиск информации на бумажных и электронных носителях;

самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

ПУУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами;

КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;



КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;





















ПУУД: строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;


КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;







ПУУД:строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;


ПУУД: владеют приемами работы с лабораторным оборудованием

КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

Реализация построенного проекта и решение исходной задачи:

Построение учащимися нового знания и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение

Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы

Распределяют обязанности внутри групп.

Пример. I группа.

1 ученик: выясняет, что гаметы – это…. Заполняет колонку таблицы «Типы гамет»

2 ученик: сравнивает виды гамет. Заполняет колонку таблицы «Строение сперматозоида и яйцеклетки»

3 ученик: выясняет их функции. Заполняет колонку таблицы «Функции гамет»

4 ученик: переносит наработанный материал в единую таблицу «Половые клетки»

Работают по индивидуальным заданиям в контексте тем и дополнительного материала на электронном носителе, заполняют таблицу, работая с текстом. Выявляют, что знают по данной теме, выявляют затруднения, возникшие при чтении текста, что должны узнать. Формулируют цель и планируют действия по решению данной проблемы.

КУУД: работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, для опровержения существующего мнения;

ПУУД:вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;


Первичное закрепление с комментариями во внешней речи:

усвоение учащимися нового способа действия


Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта.


Консультирует учащихся по созданию проектного продукта сводная таблица «Характерные признаки полового размножения животных»

Создают образ будущего: это сводная таблица «Характерные признаки полового размножения животных»





Проговаривают ключевые слова: « половое размножение», «гаметы», «сперматозоиды», «яйцеклетки», «оплодотворение», «раздельнополые», «гермафродиты», «наружное оплодотворение», «внутреннее оплодотворение».











Работают с терминами, используя биологический словарь на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

ПУУД: при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами

КУУД: выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Интериоризация нового способа действий и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия

Предлагает вернуться к тесту «Половое размножение животных»





Создает ситуацию успеха для каждого ребенка


Самостоятельно оценивают свою собственную работу и работу одноклассников

Прорешивают тест еще раз

Выявляют причины ошибок и исправляют их

Выполняют тест «Половое размножение животных» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

ПУУД: вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.


Включение в систему знаний и повторения:

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Организовывает выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученным:

демонстрирует слайд-шоу «Половое и бесполое размножение животных» и просит ответить на вопросы:

1. Сколько родительских особей принимает участие в данном способе размножения?

2.Имеют ли сходные наследственные признаки потомки?

3. Принимают ли участие в этом размножении половые клетки?

4.Какие способы размножения существуют у растений? Могут ли растения размножаться половым способом?


В коммуникативной форме определяют границы применимости нового знания.











Готовятся к изучению следующей темы раздела

Анализируют слайд-шоу «Половое и бесполое размножение животных»

ПУУД:

анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Рефлексия учебной деятельности:

Самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом


Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки

Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности



РУУД: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Домашнее задание

С98-101 учебник – навигатор, построить маршрут прохождения «Биологического лабиринта» по теме «Половое размножение животных»

Анализируя текст, обсуждают вопросы на стр. 101, строят маршрут прохождения «Биологический лабиринт» по теме «Половое размножение животных»

Биологический лабиринт» по теме «Половое размножение животных» на мультимедийном учебном пособии «Навигатор»

ПУУД:

анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!