СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии в 5 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет учителю отработать с учащимися орфограмму "Употреблнние Ь" в 5 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии в 5 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов»»



Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов»

Тип урока: рефлексия

Автор: Шокурова О.В., учитель русского языка МБОУ «Гимназия №26» г. Набережные Челны

Основные цели:

1) Тренировать умение находить в словах орфограмму «Употребление ь », объяснять различие в написании.

2) Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.

3) Повторить и закрепить в устной и письменной речи способы образования слов с данной орфограммой, включением их в словосочетания, предложения, текст.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности.

I.Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Предлагаю прочитать высказывание на доске и поразмышлять над его значением.

Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои.

- Над какой темой вы работали на наших последних уроках? Готовы вы ли сегодня продолжить работу по данной теме? Помните, что уметь вовремя найти ошибку и исправить ее. Запишите в тетради дату.






Учащиеся читают высказывание и предлагают свои ответы.


Употребление ь .


Записывают число, классная работа.








2. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

II.Прием «Корзина идей».


Даны слова: задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, речь, меч, стережешь.

- Сколько корзин, по-вашему, понадобится, чтобы распределить слова?


Возможны следующие варианты ответов:

- Мне понадобилась одна «корзина», потому что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

- Я бы поделил эти слова на две «корзины». 1-я: делаешь, молодежь, беречь, стричь, речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: задач, с крыш, из-за туч, , шалаш, хорош, меч, (без ь).

- Я бы поделил эти слова на две «корзины», так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных.

- Я бы поделил эти слова на три «корзины»: 1-я: глаголы делаешь, стричь, беречь (пишутся с ь); 2-я: существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь); 3-я: существительные 1 и 2 склонений задач, из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь).


3. Этап локализации индивидуальных затруднений (3 мин)

Цель этапа: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

III.Устная работа

1Учитель задаёт вопросы:

1.В какой морфеме спряталась орфограмма в этих словах? (в конце слова после шипящих)

2.Выделим её.

3.Что нужно было сделать, чтобы правильно написать слова? (вспомнить правила)

4.Для всех этих слов одно правило?

5.Как вы считаете, зачем нужны правила? Пригодятся ли они в жизни?

6.Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока. (Употребление ь).










1.Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания. ставят тему урока и определяют цели.


2.В листах достижений выбирают: нужное утверждение:

Выбери нужное утверждение:

-Я уверен, что данную тему знаю и смогу выполнить задания по ней.


-Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания


-Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания.


-Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания.






4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (6 мин)

Цель этапа: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для закрепления данной темы какую цель мы можем поставить перед собой? (Повторить правила написания мягкого знака, уметь использовать их при написании слов, …) Как вы думаете эти знания необходимы в жизни? Почему?

- Как же можно решить возникшую проблему?

(Правильно, сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение писать слова с мягким знаком, находить их в предложениях, употреблять в речи)

Устная разминка.

Поработаем устно и ответим на вопросы.

Что такое шипящая?

Всегда после шипящей употребляется мягкий знак?

Назовите случаи употребления мягкого знака после шипящей. Приведите примеры.

Почему после одной и той же шипящей иногда есть Ь , а иногда нет?

Кто расскажет, в каких случаях пишется Ь? Приведите примеры.


Прочитайте материал учебника и расскажите его соседу по парте.



Учащиеся ставят цели.






Записывают тему в тетрадь: употребление ь.



Уч-ся делают вывод о правописании Ь:

У существительных женского рода

(3 склонения)
Примеры: ночь, фальшь, речь

У глаголов неопределённой формы

Примеры: беречь, стричь, стричься

У глаголов повелительного наклонения

Примеры: спрячь – спрячьте, режь – режьте

У глаголов 2-го лица единственного числа


Уч-ся проговаривают правила написания Ь.


Баллы за устную разминку, которые назначает учитель, уч-ся выставляют в лист достижений)








5. Этап реализации построенного проекта (9 мин)

Цель этапа: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

IV. Групповая работа:

Попробуем создать алгоритм размышления «Правописание Ь».


-Как вы думаете, кто был самым активным в группе?

-Дайте словесную оценку работе своего товарища.






V.Работа в тетради. (3 человека у доски)

Используя, данные алгоритмы запишем в тетрадь слова в 3 столбика:

Репортаж.., финиш.., щелоч..,учишься, кумач.., скрипач.., сберечь, экипаж.., мелоч.., обруч.., багаж.., молодеж.., монтаж.., рубеж.., встреч.., тираж.., печёшь, гореч.., плащ.., моешь, камыш.., пейзаж.., выигрыш.., товарищ.., шпионаж.., свеч.., роскош.., бреешь .


( Каждой группе раздается конверт , и уч-ся должны правильно составить алгоритм.)

Каждый алгоритм прикрепляется на доску, сравнивают с эталоном.













(Учащие оценивают ответы работы в группе по пятибалльной системе)


Учащиеся распределяют слова и записывают их в 3 столбика.


Слова проверяются взаимопроверкой.

Учащиеся оценивают работу соседа по парте: оценивается плюсом или вопросительным знаком.

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. (Баллы выставляются в лист достижений)






6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (4 мин)

Цель этапа: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

VI.Работа по карточкам.

. Найди четвёртое лишнее:

1. Плащ...

Шалаш...

Помощ...

Лещ...

2. Луч...

Доч...

Мяч...

Грач...

3. Мыш...

Тиш...

Из-за туч…

Туш...

4. Жжешь...

Сторож..

Жаришь..

Читаешь...


Какое слово лишнее в каждой группе и почему? Как рассуждали?

Расскажите правило, вызвавшее затруднение соседу по парте.

Уч-ся рассказывают правила соседу по парте:1 вариант – рассказывает 2 варианту и наоборот.


Физминутка (2 мин)


Физминутка для глаз

Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 3,4раза.

Выполняют упражнения.


7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (8 мин)

Цель этапа: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Перфокарта (для быстрого контроля раздаётся каждому ученику). Взаимопроверка (ученики обмениваются работами).

1. брош..., ведёш..., гореч...

2. доч..., уж..., кулич...

3. любиш..., пейзаж..., несколько крыш...

4. мелоч..., малыш..., много дач...

5. учиш...ся, гуляеш..., мыш...

6. товарищ..., ёж..., помощ...

7. шалаш..., черная туш..., рож...

8. меч..., из-за туч..., журчиш...

9. следиш..., кричиш..., ноч... .



Учащиеся вставляют на месте пропуска мягкий знак или прочерк.

Слова проверяются взаимопроверкой.

Учащиеся оценивают работу соседа по парте: оценивается плюсом или вопросительным знаком.


5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла- – 3-4 ошибки. (Баллы выставляются в лист достижений)



8. Этап включения в систему знаний и повторения (6-7 мин)

Цель этапа: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

VII. Работа по составлению предложений.

Составьте предложения из данных слов, раскройте скобки:

1. по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

2. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3. на, веселилась, площадке, молодёж(?).

4. плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

5. стереч(?), огород, надо, вечером.





Учащиеся составляют предложения, записывают в тетрадь, обозначают орфограммы.






9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин)

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.) 
- Что нового узнали на уроке?  
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

Заполни лист достижений

Игра « Продолжи предложение»:

На уроке я узнал(а) …

Мне это необходимо знать, чтобы …Я ухожу с урока с чувством …

Посчитайте баллы за урок:



Этапы урока: Оцени себя:

1.Корзина идей

 

2.Устная разминка

 

3.Работа в группе


4.Работа по карточкам


5.Самостоятельная работа

 

6.Работа с предложениями.

 

Оценки за урок: внимательно посмотрите на свои баллы, сложите их.

26-30 –«5»

20-25- «4»

10-19- «3»

0-9- надо подучить

 Оценка за урок.

Вернёмся к утверждениям начала урока, хотели бы вы их изменить? Почему?









Заполняют лист достижений.


Устно продолжают предложение.




Оценивают собственную деятельность на уроке.





Намечают цели последующей работы.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!