СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить процесс отражения звука от различных препятствий; познакомиться со способами усиления звука;формировать теоретическое и практическое представление о звуке и его основных характеристиках, показать практическую значимость звука в жизнедеятельности человека; выяснить условия возникновения резонанса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс".»

Предмет: Физика

Класс: 9

Урок № 47 Дата:

Тема:

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Цель :

1) Изучить процесс отражения звука от различных препятствий; познакомиться со способами усиления звука ;

формировать теоретическое и практическое представление о звуке и его основных характеристиках, показать практическую значимость звука в жизнедеятельности человека; выяснить условия возникновения резонанса;
2) совершенствовать умение логически мыслить; решать качественные и расчётные задачи;

продолжать развитие экспериментальных умений

формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.

3) уметь слушать и слышать.способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.

содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда).

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Устанавливают причинно-следственные связи

Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют процесс выполнения учебных действий

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом


Основные понятия

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы




Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место.

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Регулятивные. Включение в ритм работы.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.



Актуализация ранее изученного

  1. . (дидактическая игра «Веришь-не веришь)

На Луне произошёл сильный взрыв. Верите ли вы,что мы услышим его на Земле?

Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем муха?

Верите ли вы, что источником звука являются колебания? Верите ли вы, период колебания математического маятника зависит от амплитуды колебания

Верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост? Верите ли вы, что астронавты на Луне пели песни, сняв скафандры?

Верите ли вы, что голосовые связки человека, поющего басом, колеблются с меньшей частотой, чем у человека поющего тенором? Верите ли вы,снаряд, выпущенный из орудия, опередил звук выстрела.

Верите ли вы, что в зале заполненной публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом.

1-нет,2 –да,3-да,4-нет,5-да,6-нет,7-да,8-да,9-да.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

Догадайтесь, о каком физическом явлении мы сегодня с вами будем говорить. А поможет вам в этом загадка:
Никто его не видывал,
А слышать- всякий слыхивал
Без тела. А живёт оно,
Без языка- кричит.
(Н.А. Некрасов)
Вопрос: А знаете ли вы, как образуется эхо, когда мы с вами можем его слышать.

Послушайте ещё строки стихотворения Пушкина, которые описывают это явление.
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг…..
А.С.Пушкин
Оно описывает интересное физическое явление-эхо. Все мы знакомы с ним. Мы слышим эхо, находясь на лесной поляне, в ущелье, плывя по реке между высоких берегов, путешествуя в горах.
Считается, что одушевлённый образ эхо-это образ нимфы, которую можно услышать, но нельзя увидеть.В греческой мифологии это нимфа, с именем которой связали происхождение эха. С ней случилась неразделенная любовь. Пока Эхо не встретила в лесу красавца Нарцисса, все в ее жизни шло прекрасно. Она была весела и счастлива. Но увидев этого мачо она влюбилась в него по уши и больше не могла беззаботно бегать по лесам. Напрасно, она пыталась соблазнить Нарцисса, тот оставался к ней равнодушен, и в итоге нимфа стала чахнуть. Чахла она, чахла, и остался от нее под конец один лишь голос. А тут еще и боги разгневались, что она не смогла достойно пережить отказ мужчины и отправили ее вечно скитаться по горам и повторять последние услышанные слова.

В Олимпии (Греция) в храме Зевса сохранился до наших дней «Портик Эхо». В нем голос повторяется 5 – 7 раз. Что такое эхо? Как возникает эхо?

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

Каждый из вас знаком с таким звуковым явлением, как эхо. Эхо образуется в результате отражения звука от различных преград — стен большого пустого помещения, леса, сводов высокой арки в здании (рис. 77).

Н о почему мы не слышим эха в небольшой квартире? Ведь и в ней звук должен отражаться от стен, потолка, пола. Оказывается, МЫ слышим эхо лишь в том случае, когда отраженный звук воспринимается отдельно от произнесенного. для этого нужно, чтобы промежуток времени между воздействием этих двух звуков на ушную барабанную перепонку составлял не менее 1/15 с. давайте определим, через какое время. Рис. 77 мя после произнесенного вами короткого возгласа отраженный от стены звук достигнет вашего уха, если вы стоите на расстоянии З м от этой стены.

Звук должен пройти двойное расстояние — до стены и обратно, т. е. б м, распространяясь со скоростью 340 м/с. V= б м/340 м/с 1/50 с. В данном случае интервал между двумя воспринимаемыми вами звуками — произнесенным и отраженным — значительно меньше

того, который необходим, чтобы услышать эхо. Кроме того, образованию эха в комнате препятствует находящаяся в ней мебель, шторы и другие предметы, частично поглощающие отраженный звук. Поэтому в таком помещении речь людей и другие звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво.

Но в большом зале звуки речи оратора, дошедшие до слушателей напрямую

и отраженные от стен, потолка и других предметов, воспринимаются как отдельные, так как промежуток между ними часто оказывается больше 1/15 с. В результате этого каждый слог растягивается, накладывается на следующий, и речь становится малоразборчивой. Речь искажается эхом особенно сильно при малом количестве слушателей в зале, когда отраженные звуки почти не поглощаются. для улучшения звуковых свойств больших залов и аудиторий их стены часто облицовывают звукопоглощающими материалами.

Н а свойстве звука отражаться от гладких поверхностей основано действие рупора — расширяющейся трубы обычно круглого или прямоугольного сечения (рис. 78). При использовании рупора звуковые волны не рассеиваются во все стороны, а образуют узконаправленный пучок, за счет чего мощность звука увеличивается и он распространяется на большее расстояние. О том, как используется явление отражения ультразвука в технике и в живой природе, рассказано в § 41.

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

1. Длина звуковой волны, распространяющейся в воде, составляет 1,4 м. Скорость этой волны в воде 1400 м/с. Определите частоту колебаний.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какова глубина моря, если посланный и отражённый сигналы от морского дна возвратились через 1,5 с. ( скорость 1500 м/с)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

Может ли возникнуть эхо в степи? (нет, нет предметов, от которых звук может отражаться)

Почему в горах эхо многократное? (вследствие многократного отражения).

Когда прислушиваются к отдалённому шуму, то невольно раскрывают рот? Почему? ( служит резонатором)  то чаще взмахивает крылышками при полете бабочка или стрекоза?(стрекоза, т.к. частота взмаха крыльев больше, чем у бабочки, поэтому высота звука выше).
 Могут ли космонавты космических кораблей поддерживать связь между кораблями с помощью звуковых сигналов? (нет, т.к. в вакууме звук не распространяется).
  Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате,    но  возникает  в большом полупустом зале?

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение

достижений. Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить перспективы работы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся



Дополнение к уроку:

1) А знаете ли вы, что...

Швейцарские врачи решили обследовать 97 музыкантов симфонического оркестра. Анализ их слуха на специальных инструментах привел к печальному выводу: у заядлых курильщиков, несмотря на их большой профессиональный опыт, полоса воспринимаемых на слух частот на 500 Гц хуже, чем у их некурящих коллег. Таким образом, мы видим, что никотин повреждает нервы слухового аппарата. Колебания, частоты которых 20000Гц или

2) А знаете ли вы, что…

«После дождичка в четверг» или «когда рак на горе свистнет» – говорят, подразумевая: «никогда». Но дожди по четвергам бывают, а вот свистят ли раки? Оказывается, свистят и как раз на горе.

Если точно, то не раки, а ракообразные. Как сообщает английский журнал «Биологические размышления и гипотезы», накануне необычных событий (скажем, резких погодных изменений) они стараются влезть на какую-нибудь возвышенность и издают протяжный свистящий звук – писк с частотой ~ 20000Гц. (Это на границе слышимости человеческим ухом; при большей частоте возникает не слышимый для нас ультразвук.) высказано предположение, что благодаря звуку ракообразные существа разрушают образующийся в их организме перед природной аномалией ядовитый белок.

Да, вы не ослышались. Известная поговорка «Нем как рыба» оказалась неправильной: рыбы издают множество звуков, например, ставрида может лаять, как собака, морской налим урчит и хрюкает и т. д.

Из всего многообразия механических колебаний для человека наиболее важны именно звуковые, с помощью которых люди общаются друг с другом.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!