Урок № _____
Дата __________________
Класс __________________
Тема: Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов.
Цель: мотивация учебной деятельности школьников, обобщение и систематизация понятий знаний ведущих идей.
Создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении.
Создать условия для достижения результатов обучения, установить признаки, благодаря которым грибы отнесли в самостоятельное царство изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, одноклеточных грибов дрожжей; дать понятие о съедобных и ядовитых грибах;
ТЦУ: Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
УУД: Знать основные понятия темы: плодовое тело, ножка, шляпка, мицелий, спора, хитин, микориза, симбиоз, гетеротрофы, трубчатые, пластинчатые грибы. Уметь выделять существенные признаки грибов, сравнивать грибы с растениями и животными, выделять сходство и различие; уметь отличать съедобные грибы от ядовитых, объяснять значение грибов в природе и жизни человека; оказывать первую медицинскую помощь при отравлении грибами; приводить доказательства необходимости мер профилактики заболеваний, вызываемыми грибами. Выяснить какое значение имеют грибы в природе и жизни человека.
метапредметные:
познавательные
-помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
- создать условия для развития у школьников умения формулировать
проблему и предлагать пути её решения;
-способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения
наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-поиск необходимой информации из различных источников
коммуникативные
- уметь грамотно и доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, получать графическую информацию;
- создание условий для формирования умений и навыков групповой работы;
-уметь задавать вопросы друг другу, учитывать разное мнение.
регулятивные
-уметь контролировать свои действия, вести оценку
-следовать установленным знаниям по сбору грибов.
Образовательные ресурсы: Ноутбук презентация к уроку.
Тип урока: Урок обобщения и систематизаций знаний
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1.Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач. | Организационный момент Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Проверить готовность к уроку ( учебник, тетрадь, ручка, дневник). | Отвечают на вопросы учителя Используют справочные материалы. |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведения и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания. | Проверка дом задания вопрос повторение - Что может быть источником информации для человека? - Какие каналы люди используют для передачи информации? - Какими методами осуществляется наблюдение? - В чём сходство и различия в строении одноклеточных и шляпочных грибов? - На какие группы по строению плодового тела разделяют все шляпочные грибы? | Выполняют проверочную работу, подводят анализ результатов. |
3.Постоновка цели и задач урока. | Запишите тему урока: Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Словарь одноклеточные грибы; многоклеточные грибы: трубчатые, пластинчатые, сумчатые. Цель нашего урока: - Познакомиться с общей характеристикой производства грибов. - создать условия для расширения знаний учащихся о грибах, их многообразии и значении. Вы узнаете: • о значении одно- и многоклеточных грибов в природе и в жизни человека; • об использовании одно- и многоклеточных грибов в технологических процессах и технологиях; • об условиях выращивания культивируемых грибов; • о технологиях искусственного выращивания грибов; • об основных различиях съедобных и ядовитых грибов; • о безопасных технологиях сбора и заготовки грибов. Вы научитесь: • определять культивируемые грибы по внешнему виду; • создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов; • владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов. | Проводят информационно – смысловой анализ. |
4.Осмысления содержания и последовательности применения практических действий. | одноклеточные мукор дрожжи, пеницилл многоклеточные трубчатые пластинчатые сумчатые. Сморчки, строчки, трюфели. Трубчатыми (или губчатыми) грибы называют потому, что нижняя часть их шляпки напоминает губку, состоящую из тоненьких трубочек, в которых образуются споры (рис. 10.6). Из трубчатых грибов наиболее известны белые, подосиновики, подберёзовики, маслята, моховики. У пластинчатых грибов на нижней стороне шляпки находятся тонкие пластиночки, расходящиеся от середины к краям, как лучи. К этой группе грибов относятся рыжики (рис. 10.7), грузди, волнушки, лисички, опята, сыроежки, шампиньоны и др. У сумчатых грибов споры образуются внутри особых мешочков. К этой группе грибов относятся сморчки, строчки и трюфели (рис. 10.8). | Записывают алгоритм действий. . |
5.Самостоятельное выполнения учащимися заданий под руководством учителя. | Трубчатые Губчатые, маслята Плесневые грибы пищевые про-ты Сумчатые Сморчки, трюфели Трутовые грибы Шляпочные Образуют микрозу лишай гр разрастается способность всасывать воду | Заполняют типовые базовые задания. |
6. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. | Подведем итоги: На какие царства подразделяется все живое на земле? Какими двумя способами могут питаться живые организмы? Почему грибы относят к отдельному Царству? Какие признаки объединяют грибы с растениями? Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных? Назовите характерные признаки грибов. Как питаются грибы? Как размножаются грибы? Какие грибы являются сапрофитами , а какие – паразитами? Какую роль играют грибы в природе? | Обобщают и систематизируют результаты. |
7.Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы теоретическая интерпретация полученных результатов. | Оценка знаний полученных на уроке. Первая помощь при отравлении. Вызвать скорую помощь. До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту. Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела. Технология выращивания грибов. (Рассказ с элементами беседы ) Вопросы к классу: Какие грибы выращивают в искусственных условиях? Почему нельзя вырастить белые грибы, подосиновики? | Записывают кластер или блок – схему для запоминания. |
8. Итоги урока (рефлексия),сообщение домашнего задания. | Как мы можем использовать в наше время знания, полученные на уроке подумайте над этим? Изучить параграф учебника. Подобрать стихотворения о грибах и оформить их в рисунках. Записать в тетради объяснение новым терминам (если ученик затрудняется ответить, найти объяснение в учебнике): грибы, сапрофиты, паразиты, плодовые тела, пенёк, шляпка, трубчатые, пластинчатые, гифы, мицелий, микориза, микология. | Отвечают на вопросы учителя. |