№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | Время) |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют готовность | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности | 1 мин |
2 | Мотивация и стимулирование | Думаете, человек ни на кого похож (кроме капусты)? Ха! Наш генетический материал на 7% совпадает с бактериями кишечной палочки, на 21% — с дождевыми червями, на 90% — с мышами и на целых 98% — с шимпанзе! И все это выявлено с помощью интересной науки…… 2. Подводит к формулировке темы урока. Генетика - это поистине чудо-наука, изучение которой позволяет человечеству не только успешно бороться с недугами, но и предопределить внешность и интеллект своего потомства. Сегодня ученые-генетики стоят на пороге уникальных открытий, которые помогут замедлить процесс старения и значительно увеличат продолжительность жизни человека. 3. Ставит проблемный вопрос «Будут ли иметь дети голубые глаза у семейной пары, где у мамы они карие, а у папы голубые?» 4. Выслушивает и подводит к выводу о том, необходимо выяснить в процессе темы урока. 5. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | 1.Участвуют в беседе, пытаются определить тему урока. 2.Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос. 3. Ставят перед собой цели и задачи:- познакомиться с интересной наукой генетикой ее историей, методами, основными понятиями. | Познавательные: выделение и формирование познавательной цели; Регуляторные: анализирование условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. | 10 мин |
3 | Актуализация знаний | Предметом генетики являются два основных свойства живых организмов. Вспомните известные вам свойства живых организмов. - что такое наследственность? - что такое изменчивость? | 1. Вспоминают и пытаются ответить на вопросы: термин-определение | Познавательные: умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; | |
4 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой | Выполняют физические упражнения | | |
5 | Усвоение новых знаний. | 1.Предлает решить задачи урока, . 2. Изучить ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/3487/nauka-o-nasledstvennosti-i-izmenchivosti-genetika.html 3. Соотнесите фамилию и открытие. Модельный ответ: 1-г, 2-п, 3-н, 4-о, 5-т, 6-е2, 7-р, 8-а, 9-и, 10-е1, 11-я. 4.Сложите генетическую мозаику, найдите термину соответствующий пазл с определением. Модельный ответ Слайд № 5. Определите какой метод генетики можно применить в данных примерах: А. При составлении родословных исходным является человек — пробанд, родословную которого изучают. Обычно это или больной, или носитель определенного признака, наследование которого необходимо изучить. Б. Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипов. В. Изучают наследственные признаки в больших группах населения, в одном или нескольких поколениях. Г. Изучаются наследственные заболевания, например обмена веществ, возникающие в результате генных мутаций. Д. Используется при диагностике наследственных заболеваний, связанных с геномными и хромосомными мутациями. Е. Производится анализ закономерностей наследования отдельных признаков при половом размножении. Модельный ответ: А – Генеалогический Б. Близнецовый В. Статистический Г. Биохимический Д. Цитогенетический Е. Гибридологический. | 1. Слушают задание учителя. Вытягивают билет. 2. Знакомятся с ЭОР, содержащий источники информации 3. Записывают в тетради новые понятия и ответы. 4. Выбирают экзаменующего и отвечают на билет | Познавательные: : поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постанов-ка вопросов; формирование умения работать в парах. | 15 мин |
6 | Закрепление новых знаний | 1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний З1. Чебурашка, ушастый и бесхвостый, женился на безухой с хвостом Чебураве. Определите, каким будет их потомство, если ушастость и отсутствие хвоста доминантны З2. Иван – Дурак, женившись на Василисе – Прекрасной, в ожидании деток. Дурость и красота – доминантны, ум и некрасивость – рецессивны. Василиса Премудрая и Прекрасная гетерозиготна по красоте. У Ивана, писаного красавца, отец отличался умом, но был некрасив. Дайте ему консультацию, на кого из супругов будет похоже потомство? 2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты. | 1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе. 2.Фиксируют результаты выполнения в тетради. | Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью выделенияособенностей. | 10 мин |
8 | Подведение итогов урока, рефлексия. | 1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели. Задает вопросы: 1.Зачем каждому надо знать особенности онтогенеза человека и других живых организмов? 2.От чего зависит продолжительность жизни организма? 3. Хорошо ли быть бессмертным? -Существуют гипотезы старения: Генетическая: гены старения, которые есть у каждого организма и они универсальны; Шлаковая: в организме образуются свободные радикалы – активные формы кислорода, которые разрушают клетки и вызывают мутации. При питании низкокалорийной пищей образуется меньше радикалов. Гормональная: молекулы нашего тела напоминают миниатюрные передатчики, испускающие электромагнитные и ультразвуковые волны. С годами эти функции угасают, клетки начинают путать белки, жиры и сахара, в результате расстраивается обмен веществ и организм угасает. Вывод. Таким образом, постэмбриональное развитие в основном сводится к росту, половому созреванию и репродукции. У многих просто устроенных животных времени активного размножения предшествует личиночная стадия, завершающаяся метаморфозом. 4. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания? | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. Записывают в тетради особенности постэмбрионального периода. 3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. | 3 мин |
9 | Информация о домашнем задании. | 1.Дает информацию о задании на дом. - повторить п 10-13 учебника - составить по 3 теста с несколькими ответами. | 1.Запи-ют дом. зад. 2.Слушают инструкцию по состав-ю заданий на соответствие | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. | 1 мин |
http://fcior.edu.ru/card/3487/nauka-o-nasledstvennosti-i-izmenchivosti-genetika.html