СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по биологии в 9 классе. Генетика как наука.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

​Разработка урока соответствует современным стандартам. Содержит проблемное изложение, задачи ТРИОЗ, компетентно-ориентированные задания, дидактическую карточку "Генетическая мозаика" по понятиям генетики. 

Цель  урока: формирование учащихся   понимания понятий генетики ее методов, истории развития.

Задачи: Образовательные: Познакомить с основными генетическими понятиями, их важностью для понимания общих биологических закономерностей.

Развивающие: Развитие умений и навыков: работа с текстом, синтез информации. Развитие способностей правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом..

Воспитательные: Воспитывать потребность в использовании генетических знаний в практической деятельности человека и повседневной жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по биологии в 9 классе. Генетика как наука.»



Технологическая карта урока : Генетика как наука. Основные понятия генетики

ФИО

Лапина Оксана Викторовна

Место работы 

МБОУ СОШ с. Елабуга

Должность

 учитель биологии

Предмет

 биология 

Класс

 9

Тема и номер урока в теме 

урок биологии по теме «Генетика как наука. Основные понятия генетики», урок №1 в теме 4.1 «Наследственность и изменчивость организмов»

Базовый учебник 

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, 2018

Цель  урока: формирование у учащихся   понимания понятий генетики ее методов, истории развития.

Задачи: Образовательные: Познакомить с основными генетическими понятиями, их важностью для понимания общих биологических закономерностей.

Развивающие: Развитие умений и навыков: работа с текстом, синтез информации. Развитие способностей правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом..

Воспитательные: Воспитывать потребность в использовании генетических знаний в практической деятельности человека и повседневной жизни.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные: Знать: Основные понятия урока: генетика, наследственность, изменчивость, гибридизация, чистая линия, гибридологический метод, рецессивные и доминантные гены; практическое применение знаний по генетике; роль генетики в жизнедеятельности человека; вклад Г. Менделя в развитие генетики. Уметь:

3 Объяснять биологические закономерности, используя основные генетические понятия; решать задачи, используя основные термины и генетическую символику. Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы; формировать ценностное отношение к природе. Метапредметные: - регулятивные: Самостоятельно определять тему и задачи урока; участвовать в коллективном обсуждении задания; оценивать свою деятельность на уроке с помощью разработанных критериев; умение осуществлять действие по плану и оценивать результат. - коммуникативные: Уметь самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе и индивидуально; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. - познавательные: Работать с учебником; выполнять предложенные задания; работать с информационными текстами;

4 сравнивать, анализировать и делать выводы; уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добыват Тип урока  комбинированный.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: ИКТ, ЭОР.

Структура и ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время)

1

Организационный

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

  1. Думаете, человек ни на кого похож (кроме капусты)? Ха! Наш генетический материал на 7% совпадает с бактериями кишечной палочки, на 21% — с дождевыми червями, на 90% — с мышами и на целых 98% — с шимпанзе! И все это выявлено с помощью интересной науки…… 2. Подводит к формулировке   темы урока.

Генетика - это поистине чудо-наука, изучение которой позволяет человечеству не только успешно бороться с недугами, но и предопределить внешность и интеллект своего потомства. Сегодня ученые-генетики стоят на пороге уникальных открытий, которые помогут замедлить процесс старения и значительно увеличат продолжительность жизни человека.

3. Ставит проблемный вопрос «Будут ли иметь дети голубые глаза у семейной пары, где у мамы они карие, а у папы голубые?»

4. Выслушивает и подводит к выводу о том, необходимо выяснить в процессе темы урока.

5. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1.Участвуют в беседе, пытаются определить тему урока.

2.Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

3. Ставят перед собой цели и задачи:- познакомиться с интересной наукой генетикой ее историей, методами, основными понятиями.


Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


10 мин

3

Актуализация знаний

Предметом генетики являются два основных свойства живых организмов. Вспомните известные вам свойства живых организмов.

- что такое наследственность?

- что такое изменчивость?

1. Вспоминают и пытаются ответить на вопросы: термин-определение


Познавательные:  умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    


4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой

Выполняют физические упражнения



5

Усвоение новых знаний.

1.Предлает решить задачи урока, .

2. Изучить ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/3487/nauka-o-nasledstvennosti-i-izmenchivosti-genetika.html

3. Соотнесите фамилию и открытие.

Модельный ответ: 1-г, 2-п, 3-н, 4-о, 5-т, 6-е2, 7-р, 8-а, 9-и, 10-е1, 11-я.

4.Сложите генетическую мозаику, найдите термину соответствующий пазл с определением.

Модельный ответ Слайд №

5. Определите какой метод генетики можно применить в данных примерах:

А. При составлении родословных исходным является человек — пробанд, родословную которого изучают. Обычно это или больной, или носитель определенного признака, наследование которого необходимо изучить.

Б. Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипов.

В. Изучают наследственные признаки в больших группах населения, в одном или нескольких поколениях.

Г. Изучаются наследственные заболевания, например обмена веществ, возникающие в результате генных мутаций.

Д. Используется при диагностике наследственных заболеваний, связанных с геномными и хромосомными мутациями.

Е. Производится анализ закономерностей наследования отдельных признаков при половом размножении.

Модельный ответ:

А – Генеалогический

Б. Близнецовый

В. Статистический

Г. Биохимический

Д. Цитогенетический

Е. Гибридологический.

1. Слушают задание учителя. Вытягивают билет.

2. Знакомятся с ЭОР, содержащий источники информации

3. Записывают в тетради новые понятия и ответы.

4. Выбирают экзаменующего и отвечают на билет

Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постанов-ка вопросов;  формирование умения работать в парах.

15 мин

6

Закрепление новых знаний

1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний

З1. Чебурашка, ушастый и бесхвостый,

женился на безухой с хвостом Чебураве.

Определите, каким будет их потомство, если ушастость и отсутствие хвоста доминантны

З2. Иван – Дурак, женившись на Василисе – Прекрасной, в ожидании деток. Дурость и красота – доминантны, ум и некрасивость – рецессивны. Василиса Премудрая и Прекрасная гетерозиготна по красоте. У Ивана, писаного красавца, отец отличался умом, но был некрасив. Дайте ему консультацию, на кого из супругов будет похоже потомство?

2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.

1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделенияособенностей.

10 мин

8

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

Задает вопросы:

1.Зачем каждому надо знать особенности онтогенеза человека и других живых организмов?

2.От чего зависит продолжительность жизни организма?

3. Хорошо ли быть бессмертным?

-Существуют гипотезы старения:

Генетическая: гены старения, которые есть у каждого организма и они универсальны;

Шлаковая: в организме образуются свободные радикалы – активные формы кислорода, которые разрушают клетки и вызывают мутации. При питании низкокалорийной пищей образуется меньше радикалов.

Гормональная: молекулы нашего тела напоминают миниатюрные передатчики, испускающие электромагнитные и ультразвуковые волны. С годами эти функции угасают, клетки начинают путать белки, жиры и сахара, в результате расстраивается обмен веществ и организм угасает.

Вывод.

Таким образом, постэмбриональное развитие в основном сводится к росту, половому созреванию и репродукции. У многих просто устроенных животных времени активного размножения предшествует личиночная стадия, завершаю­щаяся метаморфозом.

4. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания?

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2. Записывают в тетради особенности постэмбрионального периода.

3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

9

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- повторить п 10-13 учебника

- составить по 3 теста с несколькими ответами.

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по состав-ю заданий на соответствие

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин

Ссылки на использованные ресурсы:

https://pandia.ru/text/77/496/729537004.php

http://fcior.edu.ru/card/3487/nauka-o-nasledstvennosti-i-izmenchivosti-genetika.html

https://mozok.click/uploads/9biorusobol_files/9biorusobol-220.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!