СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по чтению и развитию речи по рассказу Ю. И. Коваля "Капитан Клюквин".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  обобщения знаний по рассказу Ю. И. Коваля "Капитан Клюквин" разработан для обучающихся среднего и слабого  уровня.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по чтению и развитию речи по рассказу Ю. И. Коваля "Капитан Клюквин".»














Название предмета: Чтение и развитие речи.

Класс: 7 «а».

Дата:20.04.2018.

Тема: Доброта в рассказе «Капитан Клюквин».

Цель: Обобщение знаний по рассказу Ю. И. Коваля «Капитан Клюквин».

Задачи:

Образовательные: обучать беглому, выразительному чтению; познакомить с понятием «сравнение»: обучать анализу текста (поиску сравнений, эпитетов), обучать составлению частичной характеристики главного героя , давать оценку его поступкам

Коррекционные — развивающие; расширять словарный запаса, развивать наблюдательность при работе с художественным текстом, развивать навыков самоконтроля при оценивании своей деятельности, развивать навыки диалогической и монологической речи развивать память, внимание, коммуникативные навыки.

Коррекционно -воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе как к искусству, непосредственно связанному с жизнью человека; воспитывать бережное отношение к природе; уметь сотрудничать с одноклассниками, учителем.

Место урока в разделе: русская литература 20 века.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Основные термины и понятия: текст, абзац, герой художественного произведения, сравнение, имя существительное, имя прилагательное.

Межпредметные связи: письмо, ИЗО, природоведение.

Наглядность: презентация , иллюстрации.

Оборудование: «Чтение» 7 класс : учебник для специальных (коррекц.) образоват. учреждений 8 вида : видеопроектор, ИКТ, карточки с заданиями, оценочный лист.

Формы работы на уроке: фронтальная , индивидуальная , в парах.

БУД:

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные



Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

Предметные

Л.

П.

Р.

К

1.Орг. момент.

Мы готовы, стол в порядке. Начинается урок.

Приветствует обучающихся.

Проверяют готовность к уроку.






2. Мотивация.




Слайд 1 с портретом Ю. И. Коваля.




Загадки о клесте.

Распечатаны отдельные предложения загадки.


Крик его отрывист, прост

Гнезда вьют зимой на ели

Кривоносый красный ..

Не страшны ему метели


Вадим К.

Не страшны ему ….

Крик его отрывист.........

Гнезда вьет …......... на ели

кривоносый красный...




Слайд 2 с изображением клеста.






Просит вспомнить автора рассказа.

Демонстрирует слайд.



Просит из отдельных предложений составить загадку .

После составления просит назвать отгадку.





Дифф. подход.

Вадим К.

Просит вписать недостающие слова загадки по эталону.




Просит проверить ответ и демонстрирует слайд.



Называют Ю. И. Коваля.





Работают в парах. Составляют загадку из предложений.


Отгадку предполагает и называет каждый ребенок - клест.





Находит и вписывает слова.

Называет отгадку.





Сверяют ответ.



3.

Постановка цели и задач.


Лист с пословицами, среди которых дети дома должны выделить пословицы о добре.



Скучен день до вечера, коли делать нечего.


Добро творить — себя веселить.


Без труда не вынешь и рыбки из пруда.


Жизнь дана на добрые дела.


Учиться — всегда пригодиться.



Слайд 3 с правильным ответом.


Жизнь дана на добрые дела.


Добро творить — себя веселить
























































Задачи:

1. Выполнить тест.

2.Выразительно прочитать 2 часть рассказа.

3. Найти слова с вопросом какой? во 2 части рассказа.

4. Найти сравнения в 1 части рассказа.

5. Найти примеры доброты хозяина или клеста в тексте.

Просит зачитать отмеченные дома пословицы о добре и объяснить их смысл.
















Демонстрирует слайд с правильным ответом.

Просит проверить задание.






Просит найти в пословицах слово, которое повторяется несколько раз.


Объясняет, что тема урока связана с данным словом.

Просит определите тему урока. «Что важное мы увидели в рассказе между клестом и хозяином?»



Просит попробовать определить тему урока.



Учитель вывешивает на доску тему урока.

Тема:

Доброта в рассказе «Капитан Клюквин».


Просит познакомиться и запомнить

проблемный вопрос «Кто добрый — Капитан Клюквин или его хозяин»?




«Где мы можем получить ответ на наш проблемный вопрос?»



«Значит , целью нашей работы будет — разобраться в чем?»



«Для ответа на наш вопрос нам нужно выполнить задания. Какие?»







Дополняет названные задачи и вывешивает их на доску.

Цели и задачи на доске.

Читают, объясняют по цепочке..



















Сверяют, читают правильный ответ.









Называют слово добро.




Дают ответ:

«Мы увидели между клестом и хозяином добрые отношения, доброту».





Определяют тему.

Высказывает предположение каждый ученик









Слушают вопрос.







Отвечают.


«Мы можем получить ответ в самом рассказе».


Проговаривают вопрос.

Кто добрый? Капитан Клюквин или хозяин?»



Дети определяют задачи вслух по цепочке.


1 вспомнить содержание

2.прочитать рассказ






Слушают и знакомятся с задачами на урок.

Понимать смысл высказываний. Объединять высказывания по одной теме.

П. .

Подведение под понятие.



4..Актуализвция.



Оценочный лист.








Тест.


От чьего имени ведется рассказ?

а) от имени соседа

б) от имени птицы

в) от имени хозяина птицы


Где происходят события?

а) в городе.

б). на природе

в) в деревне


О чем мечтал хозяин?

а) выступать с клестом на концерте

б) чтобы клест стал петь громче

в) чтобы клест не мешал ему играть на гитаре


Что стало с клестом в конце рассказа?

а) он сбежал

б) ничего не случилось

в) хозяин отпустил его на свободу



Слайд 4 с правильным ответом на вопросы теста.






Тест для Вадима. К..


1. Где купил хозяин клеста?

а)на рынке

б) в магазине

в) нашел в лесу



2. Клеста назвали Капитан Клюквин потому, что...

а) он ел клюкву

б) у него перья клюквенного цвета

в) клеста нашли в лесу в клюкве


3. Капитану Клюквину нравилась игра

а) на гитаре

б) на скрипке

в) на гармошке




Объясняет, как работать с оценочным листом. Вместо оценки просит ставить + за правильный ответ.





Просит вспомнить героев рассказа.



Просит назвать первую задачу.

Просит вспомнить события рассказа и выполнить небольшой тест.






















Просит проверить правильность выполнения по образцу и поставить себе оценку в оценочный лист..



Дифф. подход.


Предлагает выполнить отдельное задание.


Предлагает эталон для проверки.


Предлагает оценить работу.










Слушают, знакомятся с оценочным листом.








Героями рассказа являются птица клест и ее хозяин.


Дети зачитывают первую задачу.

Работают с тестом.

























Проверяют по эталону.


Ставят оценку в оценочный лист.







Работает с тестом.


Проверяет правильность.


Оценивает себя.

Отвечать на вопросы учителя.


Гордиться собственными успехами. Как личными. Так и своих товарищей.

Р. осознанно действовать на на основе разных инструкций для решения практических задач.


Л. Самостоятельность в выполнении учебных заданий.




Слайд 5. Скороговорка.


Клест клювом клюет, а клюв — крест — накрест.


Проводит артикуляционную гимнастику.

Предлагает прочитать скороговорку.

Скороговорка — на экране.

Читают по цепочке.

Затем хоровое чтение.

Пользоваться разными видами чтения.

К. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

5.\Обобщение и систематизация знаний.


Обращает внимание на план с задачами, спрашивает , что нужно сделать дальше?

Читают вслух следующую задачу


.«.Выразительно прочитать 2 часть.».



Планировать учебную деятельность.

Р. целеполагание.


Текст учебника.


Вторая часть рассказа — стр.237.

Просит обратиться к выполнению следующей задачи урока .


Предлагает прочитать 2 часть рассказа и вспомнить ее содержание.


Какие правила нужно соблюдать при чтении











Дети отвечают:

«Четко, громко.

Без ошибок.

Выразительно, соблюдать паузы , интонацию».


Читают вслух по цепочке .




Читать в соответствии с литературными нормами.

Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности.




















Р. Активно участвовать в деятельности. Контролировать и оценивать свои действия и действия своих одноклассников.



Работа с таблицей № 4.




















Анализ страницы 237.

Капитан Клюквин - огненный

характер — веселый

презрение — легкое

характер — гордый

Капитан -кривоклювый





















Просит обратиться к плану. Что следующее?




«Прочитайте слова в таблице. К какому герою они имеют отношение?


«Какой частью речи они являются? Задайте к ним вопрос».


Просит вспомнить значение слова презрение.

«А теперь найдем слова , которые отвечают на вопрос какой ? «




Предлагает начать работу с таблицей.


Просит зачитать результат.

Просит проверить правильность выполнения.






«Какие части речи мы выписали?»

«Что они помогли нам понять? Какой клест?»

«Как хозяин относится к нему?»



Обучающиеся зачитывают следующую задачу.

« Найти слова с вопросом какой? во 2 части».


«Эти слова имеют отношение к капитану Клюквину».


«Все эти слова — имена существительные».



Ответы детей.


Обучающиеся приводят примеры слов , отвечающих на вопрос какой?




Работа в парах.



Взаимопроверка



Читают ответы все ученики .


Озвучивают замечания, если они есть.



«Имена прилагательные».



«Веселый, забавный, яркий».

«С любовью и уважением».







Умение анализировать прочитанный текст.


Определять части речи.



.

П. Извлечение необходимой информации из текста.


К. Работа и взаимодействие с партнером.



П. Делать вывод на основе анализа




Работа с карточками.

Ищем сравнения.












Сравнение — это сопоставление по сходству с предметом или действием. Сравнения помогают представить , как выглядел герой




Слайд 6.

На свете все на все

похоже;

Змея — на ремешок из кожи;

Луна - на круглый глаз огромный;

Журавль — на тощий кран подъемный ;

Кот полосатый на пижаму.

Я — на тебя. А ты — на маму.








Бледный как..........

смотрит как...........

молчит как..........

ползет как..........

смелый как............

грязный как................

хитрый как..............

болтливый как...............












Стр. учебника 236.


Карточки с текстом №5.




Отдельное задание для Вадима К. - Вписать пропущенные в сравнениях слова, сверяясь с эталоном.


На птичьем рынке я купил себе клеста .Он был с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом , скрещенным, как два кривых …....


Дома я поставил клетку на окно, чтобы клёст мог поглядеть на улицу. Он сидел на своей жердочке торжественно и гордо , как …............................ на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха.

Капитан помолчал, поглядел задумчиво в окно и запел.

«Ответьте , когда мы читали рассказ, клест вам показался интересным?

Для этого автор использовал сравнения. К сравнениям обращаются тогда,когда внимательно относятся к кому -то, изучают , стараются понять .

Давайте вспомним, что это такое».


Просит прочитать подготовленного ученика , что такое сравнения.






Просит прочитать на экране стихотворение о сравнениях.















Предлагает потренироваться в нахождении сравнений .Вызывает детей по цепочке к доске и просит подобрать подходящую к высказыванию картинку.




«Что такое сравнения, мы рассмотрели. Но нас ждет рассказ».


Просит обратиться к листку с задачами и назвать следующую задачу..


Просит вспомнить. Использует ли сравнения автор.


Просит найти в тексте рассказа

сравнения и понаблюдать — с чем сравнивает автор клеста?



Предполагаемый результат.

Он был с клювом , скрещенным, как как два кривых ножа.


Он сидел на своей жердочке торжественно и гордо, как командир на коне.


А после зазвенели колокольчики, словно от жаворонка, трели , как у певчего дрозда.



Что мы смогли понять с помощью сравнений?


«Да. это интересная птица».













Александра К. Читает текст.







Читают по предложению по цепочке.
















Подвижный момент урока.

По цепочке выходят к доске , читают незаконченные сравнения на экране и вывешивают на доску соответствующую картинку.







Дети читают задачу.


«Найти сравнения в 1 части рассказа ».



Работа в парах.

Находят сравнения,



Зачитывают по цепочке..

Сравнивают результаты ,

Самооценка в оценочный лист.




















Предполагаемый ответ:

«Автор с вниманием относится к птице , отмечает ее особенности в поведении и внешности».

Отвечает каждый обучающийся по цепочке.

Работа над формированием понятия «сравнение».


Находить сравнения в тексте.


Л.Самоопределение.














Работа над характеристикой хозяина.


Работа с карточкой №6.

Хозяин:

веселый

жестокий

уважительный

добрый

мрачный


Учебник стр. 236-241.





































Связь с жизнью.












«Мы увидели , каким автор описал клеста. Давайте вспомним проблемный вопрос и подберем примеры для ответа на него».


Просит обратиться к листу с задачами на урок и озвучить следующую.



Предлагает дать характеристику хозяину

Предлагает карточку и просит поставить крестик напротив правильного ответа.










«А теперь давайте поищем в рассказе примеры добрых поступков хозяина».





«Сколько примеров добрых поступков вы нашли? Оцените свою работу».



«Попробуйте найти в рассказе примеры доброты клеста».



«А сейчас вы ответьте на проблемный вопрос. Кто же добрый в рассказе?

Клест или хозяин?»










«Как вы считаете, домашние животные приносят людям радость?

Как вы относитесь к домашним питомцам? «



Возвращаются к проблемному вопросу, назыая его.




Дети читают задачу.




Работают с карточкой

в парах.

Зачитывают и обсуждают ответ.

Отвечает каждый обучающийся по цепочке.

Проверяют правильность ответа друг у друга, соглашаясь или не соглашаясь с ответом.

Работают с оценочным листом.




Подбирают устно примеры из текста всего рассказа.

Зачитывают.

Отвечает каждый обучающийся по цепочке.



Самостоятельно оценивают.

Работают с оценочным листом.



Обучающиеся просматривают текст . Дают отрицательный ответ.


Отвечает каждый по цепочке.


«Добрый хозяин. Он ответственно , с любовью относится к птице. Он отпускает клеста на волю, т. к. клест весной затосковал. Хозяину жаль расставаться , но благополучие птицы ему важнее».



Ответы детей.


Отвечает каждый по цепочке.



Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.








Давать частичную характеристику герою.

Находить примеры в тексте.

К. Общение и взаимодействие с партнером.








Л. смыслообразование.

6. Итог.















































4 плюса - оценка»5»

3 плюса - оценка «4»

2 плюса - оценка «4»

1 плюс - оценка «3»

Задачи.

Просит посмотреть на лист с задачами на урок и ответить , все ли они выполнены.


Основная мысль рассказа.

Просит ответить, чему хотел научить нас автор с помощью рассказа?




Просит ответить, что нового узнали на уроке?












Оценивание.

Просит поставить себе общую оценку за урок по эталону.

Эталон вывешивается на доску.



Комментарии детей.





Ответы детей по цепочке.

«Главное — доброта в отношении человека к природе».





Отвечает каждый по цепочке.

«Познакомились со сравнениями.

Учились находить сравнения в рассказе.

Давали характеристику птице спомощью имен прилагательных.

Знакомились с отношениями птицы и человека».



Дети оценивают свою работу на уроке.

Ставят итоговую оценку за урок.

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения.

К. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

7. Информация о домашнем задании.

Стр.235 -241 одну часть на выбор на пересказ.

Вадим К. - с . 241 подготовить чтение абзаца.

Записывает задание на доске.

Записывают задание в дневник.


П. Л. Дифференцированные задания.


8. Рефлексия





Быть добрым , значит…


Просит продолжить предложение.

.



Каждый отвечает по цепочке.


П. Рефлексия способов и условий действий.
















Приложение.


1.Загадки.


Не страшны ему метели

Гнезда вьют зимой на ели

Крик его отрывист, прост

Кривоносый красный ..






Вадим. К.

Не страшны ему ….......

Крик его отрывист, …..

Гнезда вьют …....... на ели

Кривоносый красный ..





2.Пословицы.


Скучен день до вечера, коли делать нечего.


Добро творить — себя веселить.


Без труда не вынешь и рыбки из пруда.


Жизнь дана на добрые дела.


Учиться — всегда пригодиться.



3.Тест.


От чьего имени ведется рассказ?

а. от имени соседа

б. от имени птицы

в. от имени хозяина птицы


Где происходят события?

а. в городе.

б. на природе

в. в деревне


О чем мечтал хозяин?

а. выступать с клестом на концерте

б. чтобы клест стал петь громче

в. чтобы клест не мешал ему играть на гитаре


Что стало с клестом в конце рассказа?

а. он сбежал

б. ничего не случилось

в. хозяин отпустил его на свободу



Тест для Вадима. К..


1. Где купил хозяин клеста?

а. на рынке

б. в магазине

в. нашел в лесу



2. Клеста назвали Капитан Клюквин потому, что...

а. он ел клюкву

б.у него перья клюквенного цвета

в. нашли в лесу в клюкве


3. Капитану Клюквину нравилась игра

а. на гитаре

б. на скрипке

в. на гармошке





4. Таблица

Что? Кто?

Какой?

Капитан Клюквин

Какой?

характер

Какой?


А еще какой?

презрение

Какое?

капитан

какой





Вадим К. Подчеркни нужные слова.

Кто? Что?

Какой?

Капитан Клюквин

Только огненный Капитан клюквин веселил глаз.

характер

И хаарактер у Капитана был веселый. Да, Капитан Клюквин имел гордый характер, и я не стал с ним спорить .сдался..

презрение

Во взгляде его была и печаль, и досада, и легкое презрение ко мне

Капитан

Кривоклювый Капитан пел целыми днями








5. Карточки . Найти сравнения. Подчеркнуть их.


На птичьем рынке я купил себе клеста .Он был с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом , скрещенным, как два кривых ножа.


Дома я поставил клетку на окно, чтобы клёст мог поглядеть на улицу. Он сидел на своей жердочке торжественно и гордо , как командир на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха.

Капитан помолчал, поглядел задумчиво в окно и запел.
Песня началась глухо, незаметно. Послышался тихий и печальный звук, что-то вроде «тиуууу-лиууу». Звук этот сменился задорным посвистом. А после зазвенели колокольчики, словно от жаворонка, трели и рулады, как у певчего дрозда.



Вадим К.

Вставить пропущенные слова в сравнениях.


На птичьем рынке я купил себе клеста .Он был с перьями кирпичного и клюквенного цвета, с клювом , скрещенным, как два кривых …....


Дома я поставил клетку на окно, чтоб клёст мог поглядеть на улицу. Он сидел на своей жердочке торжественно и гордо , как …............................ на коне. Я бросил в клетку семечко подсолнуха.

Капитан помолчал, поглядел задумчиво в окно и запел.


6. Характеристика хозяина. Поставь + напротив правильного ответа.



Веселый


жестокий


уважительный


добрый


мрачный



Оценочный лист.

Фамилия.

№ задания

+ выполнил

_ не выполнил

? не понял

Название.





Фамилия .

Быть добрым, значит...


Оценка за урок

























Кто это?




Не страшны ему метели

Гнезда вьют зимой на ели

Крик его отрывист, прост

Кривоносый красный ..









Пословицы.


Добро творить — себя веселить.



Жизнь дана на добрые дела.












.Тест.


От чьего имени ведется рассказ?

а. от имени соседа

б. от имени птицы

в. от имени хозяина птицы


Где происходят события?

а. в городе.

б. на природе

в. в деревне


О чем мечтал хозяин?

а. выступать с клестом на концерте

б. чтобы клест стал петь громче

в. чтобы клест не мешал ему играть на гитаре


Что стало с клестом в конце рассказа?

а. он сбежал

б. ничего не случилось

в. хозяин отпустил его на свободу.




Клест клювом клюет, а клюв — крест — накрест.





4. Таблица

Что? Кто?


Капитан Клюквин

огненный

характер

веселый


гордый

презрение

легкое

капитан

кривоклювый










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!