СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по физике. 8 класс. "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике. 8 класс. "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".»



Технологическая карта урока по физике. 8 класс.

Составила учитель физики Зуева Л.И.

МБОУ «Школа №16» г. Балашиха



Урок 48. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

Изучить Закон Джоуля-Ленца, показать универсальность закона сохранения и превращения энергии.

Задачи урока

Как пользуясь законом Ома, выразить количество теплоты, выделяемое проводником с током, через силу тока, сопротивление проводника и время?

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе при проведении эксперимента, самостоятельное решение задач.

Предполагаемый результат

Знать и понимать явление нагревания проводников электрическим током. Смысл закона Джоуля-Ленца.

Уметь измерять количество теплоты, выделяемое проводником с током. Применять знания в повседневной жизни.

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Педагогические технологии

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, метод проблемного обучения и развития критического мышления.

Оборудование и материалы

Набор лабораторный по электричеству, мультимедийное оборудование, экран.

Основные понятия

Каков механизм тока в металлах. Закон Джоуля-Ленца.



Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание, формы контроля

Результат

1. Организационный

(10 мин.)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

В начале урока проводим анализ лабораторной работы, выполненной на прошлом уроке.

Сегодня урок изучения нового материала начинаем с повторения процессов, происходящих в проводнике, в результате которых он нагревается. Прошу учащихся вспомнить, что собой представляет ток в металлах, даю немного времени, чтобы они могли воспользоваться материалом учебника, записями в тетрадях и обсудить в парах возможные варианты ответа.

-Каков механизм тока в металлах?

-Как объяснить нагревание проводников при прохождении по ним тока?

Анализ лабораторной работы, делают работу над ошибками.



Проявляют интерес к материалу изучения. Повторяют пройденный материал, работают в парах. Затем приступают к обсуждению.

Регулятивные: ставить учебную задачу, уметь слушать и слышать товарища.

Познавательные: анализировать знания

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.

Фронтальный опрос

Включение в учебный процесс, воспроизведение своими словами правил, понятий ранее изученного, оказывать взаимопомощь

2. Постановка целей и задач урока

(10 мин.)

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока.

Предлагаем учащимся собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, лампы накаливания и резистора. На основании опыта просим сделать вывод: почему лампа и резистор нагреваются.

Выясняем, что происходит увеличение внутренней энергии проводника, и он нагревается.

Просим одного ученика рассказать домашнее задание – это сообщение об ученых Д. Джоуле и Э. Ленце.

Собирают электрическую цепь (работают в группах), проводят наблюдения и выполняют эксперимент по изучению нагревания проводников электрическим током, объясняют полученные результаты и делают выводы.

Слушают сообщение учащегося о знаменитых ученых, которые на основании опытов независимо друг от друга открыли закон.

Выдвигают варианты темы урока, формулировки цели, участвуют в их обсуждении.

Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель;

Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики, ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Работа в группах, обмен мнениями, ответы на вопросы, защита собственных выводов.

Появление цели урока, умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Актуализация знаний.

(5 мин.)

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.






























Физкультминутка.

(1 мин.)

Тема нашего урока – это нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

Цель урока: изучить закон Джоуля-Ленца, показать универсальность закона сохранения и превращения энергии

Акцентируем внимание на том, что в неподвижных проводниках вся работа, совершаемая электрическим полем, идет на увеличение внутренней энергии проводника. Так мерой изменения внутренней энергии является количество теплоты, то А=Q или Q=IUt. Задаю вопрос: как пользуясь законом Ома, выразить количество теплоты, выделяемое проводником с током, через силу тока, сопротивление проводника и время.

Формулируем закон Джоуля-Ленца. Обращаю внимание на то, что при последовательном соединении отдельных участков цепи большее количество теплоты выделяется на участках, имеющих большее сопротивление, а при параллельном - на проводниках с меньшим сопротивлением.


Предлагаю сделать паузу, чтобы разрядить эмоциональную сферу урока.

Учащиеся записывают тему и цель урока в тетрадь.








Учащиеся работают самостоятельно в своих тетрадях, пробуют выполнить задание. Далее один из учеников у доски, используя закон Ома, получает формулу для расчета количества теплоты, выделяемого проводником с током, остальные сравнивают свои расчеты, исправляют ошибки, если они есть.



















Ученики выполняют различные физические упражнения.


Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения, сравнивать результат и способ действий с целью обнаружения отклонений и отличий от него;

Познавательные: уметь выстроить стратегии поиска верного решения.

Самостоятельно работают в тетрадях.

Понимать явление нагревания проводников электрическим током, обнаруживать зависимость количества теплоты, выделяемое проводником, от силы тока, сопротивления и времени, понимать смысл закона Джоуля-Ленца.





















Ритмичность урока: чередование и разнообразие видов учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний.

(4 мин.)

Организация самостоятельного исследования с целью получения новых знаний.

Задаю вопрос по ранее выполненному опыту учащимися: почему спирали лампы накаливаются, а подводящие провода нагреваются слабо?

Почему выключатели иногда греются?


На основании опыта учащиеся пытаются сделать вывод на основе самостоятельного приобретения знаний о нагревании проводников электрическим током, законе Джоуля-Ленца. Отвечают на вопросы устно.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли;

Регулятивные: умение отвечать по существу, исправлять ошибки.

Ответы на вопросы по новой теме.

Формирование умения видеть физические явления и законы в технических решениях.

5. Первичная проверка понимания

(8 мин.)

Организация усвоения обучающимися способов решения задач на закон Джоуля-Ленца.

Организация работы по карточкам.

Учащиеся решают задачи. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность решения задач, сравнивают их с решениями, показанными на экране.

Регулятивные: сравнивать результат способ действий при решении задач;

Познавательные: самостоятельно искать выход на правильное решение;

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество.

Решение задач.

Самопроверка и взаимопроверка решенных задач.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

(4 мин.)

Включение нового знания в систему знаний. Повторение и закрепление ранее изученного.

Закрепление материла.

1.Каков механизм тока в металлах?

2. От чего зависит количество теплоты, выделяемое током?

3.Как вы понимаете фразу: «В результате работы электрического тока внутренняя энергия проводника увеличивается?»

4. Почему мы не замечаем нагрева шнуров электробытовых приборов (фена, настольной лампы, телевизора) при протекании по ним тока?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, приводить примеры, подбирать аргументы;

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли;



Объяснение наблюдаемых явлений. Умение отвечать по существу, применять знания в повседневной жизни.

7. Рефлексия (3 мин.)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности: самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я…

- Самым полезным и интересным для меня было…

- Я встретился с трудностью при…

- У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо для…

- Скажи комплимент данной теме…

Домашнее задание: п.53, упр.37 № 1,2,4.

Анализируют деятельность по достижению цели, высказываются по поводу результата урока.

Учебно-познавательные: самостоятельно анализируют результаты урока;

Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний.

Рефлексия с помощью клише.

Объективный анализ результатов урока и субъектное значение результатов деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя