Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оценивание, формы контроля | Результат |
1. Организационный (10 мин.) | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | В начале урока проводим анализ лабораторной работы, выполненной на прошлом уроке. Сегодня урок изучения нового материала начинаем с повторения процессов, происходящих в проводнике, в результате которых он нагревается. Прошу учащихся вспомнить, что собой представляет ток в металлах, даю немного времени, чтобы они могли воспользоваться материалом учебника, записями в тетрадях и обсудить в парах возможные варианты ответа. -Каков механизм тока в металлах? -Как объяснить нагревание проводников при прохождении по ним тока? | Анализ лабораторной работы, делают работу над ошибками. Проявляют интерес к материалу изучения. Повторяют пройденный материал, работают в парах. Затем приступают к обсуждению. | Регулятивные: ставить учебную задачу, уметь слушать и слышать товарища. Познавательные: анализировать знания Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем. | Фронтальный опрос | Включение в учебный процесс, воспроизведение своими словами правил, понятий ранее изученного, оказывать взаимопомощь |
2. Постановка целей и задач урока (10 мин.) | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвигают цели урока. | Предлагаем учащимся собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, лампы накаливания и резистора. На основании опыта просим сделать вывод: почему лампа и резистор нагреваются. Выясняем, что происходит увеличение внутренней энергии проводника, и он нагревается. Просим одного ученика рассказать домашнее задание – это сообщение об ученых Д. Джоуле и Э. Ленце. | Собирают электрическую цепь (работают в группах), проводят наблюдения и выполняют эксперимент по изучению нагревания проводников электрическим током, объясняют полученные результаты и делают выводы. Слушают сообщение учащегося о знаменитых ученых, которые на основании опытов независимо друг от друга открыли закон. Выдвигают варианты темы урока, формулировки цели, участвуют в их обсуждении. | Познавательные: самостоятельно выделять познавательную цель; Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено в курсе физики, ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, находить общее решение. | Работа в группах, обмен мнениями, ответы на вопросы, защита собственных выводов. | Появление цели урока, умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи. |
3. Актуализация знаний. (5 мин.) | Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. Физкультминутка. (1 мин.) | Тема нашего урока – это нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Цель урока: изучить закон Джоуля-Ленца, показать универсальность закона сохранения и превращения энергии Акцентируем внимание на том, что в неподвижных проводниках вся работа, совершаемая электрическим полем, идет на увеличение внутренней энергии проводника. Так мерой изменения внутренней энергии является количество теплоты, то А=Q или Q=IUt. Задаю вопрос: как пользуясь законом Ома, выразить количество теплоты, выделяемое проводником с током, через силу тока, сопротивление проводника и время. Формулируем закон Джоуля-Ленца. Обращаю внимание на то, что при последовательном соединении отдельных участков цепи большее количество теплоты выделяется на участках, имеющих большее сопротивление, а при параллельном - на проводниках с меньшим сопротивлением. Предлагаю сделать паузу, чтобы разрядить эмоциональную сферу урока. | Учащиеся записывают тему и цель урока в тетрадь. Учащиеся работают самостоятельно в своих тетрадях, пробуют выполнить задание. Далее один из учеников у доски, используя закон Ома, получает формулу для расчета количества теплоты, выделяемого проводником с током, остальные сравнивают свои расчеты, исправляют ошибки, если они есть. Ученики выполняют различные физические упражнения. | Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения, сравнивать результат и способ действий с целью обнаружения отклонений и отличий от него; Познавательные: уметь выстроить стратегии поиска верного решения. | Самостоятельно работают в тетрадях. | Понимать явление нагревания проводников электрическим током, обнаруживать зависимость количества теплоты, выделяемое проводником, от силы тока, сопротивления и времени, понимать смысл закона Джоуля-Ленца. Ритмичность урока: чередование и разнообразие видов учебной деятельности. |
4. Первичное усвоение новых знаний. (4 мин.) | Организация самостоятельного исследования с целью получения новых знаний. | Задаю вопрос по ранее выполненному опыту учащимися: почему спирали лампы накаливаются, а подводящие провода нагреваются слабо? Почему выключатели иногда греются? | На основании опыта учащиеся пытаются сделать вывод на основе самостоятельного приобретения знаний о нагревании проводников электрическим током, законе Джоуля-Ленца. Отвечают на вопросы устно. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли; Регулятивные: умение отвечать по существу, исправлять ошибки. | Ответы на вопросы по новой теме. | Формирование умения видеть физические явления и законы в технических решениях. |
5. Первичная проверка понимания (8 мин.) | Организация усвоения обучающимися способов решения задач на закон Джоуля-Ленца. | Организация работы по карточкам. | Учащиеся решают задачи. Обмениваются тетрадями и проверяют правильность решения задач, сравнивают их с решениями, показанными на экране. | Регулятивные: сравнивать результат способ действий при решении задач; Познавательные: самостоятельно искать выход на правильное решение; Коммуникативные: осуществлять сотрудничество. | Решение задач. | Самопроверка и взаимопроверка решенных задач. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. (4 мин.) | Включение нового знания в систему знаний. Повторение и закрепление ранее изученного. | Закрепление материла. 1.Каков механизм тока в металлах? 2. От чего зависит количество теплоты, выделяемое током? 3.Как вы понимаете фразу: «В результате работы электрического тока внутренняя энергия проводника увеличивается?» 4. Почему мы не замечаем нагрева шнуров электробытовых приборов (фена, настольной лампы, телевизора) при протекании по ним тока? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: строить логическую цепь рассуждений, приводить примеры, подбирать аргументы; Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли; | | Объяснение наблюдаемых явлений. Умение отвечать по существу, применять знания в повседневной жизни. |
7. Рефлексия (3 мин.) | Осознание обучающимися своей учебной деятельности: самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива. | Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: - Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… - Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для… - Скажи комплимент данной теме… Домашнее задание: п.53, упр.37 № 1,2,4. | Анализируют деятельность по достижению цели, высказываются по поводу результата урока. | Учебно-познавательные: самостоятельно анализируют результаты урока; Личностные: самостоятельность в приобретении новых знаний. | Рефлексия с помощью клише. | Объективный анализ результатов урока и субъектное значение результатов деятельности. |