Предмет | Физика |
Класс | 7 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
Технология построения урока | Системно – деятельностный подход |
Тема | Расчет пути и времени движения |
Цель | Содержательная: формирование представлений о механическом движении и средствах его описания (вид движения, траектория, путь, время, скорость) на конкретных примерах, ознакомление с применением теоретических знаний (физические величины и их единицы измерения, формулы связи) для описания механического движения. Деятельностная: формирование у учащихся новых способов деятельности - решать физические задачи на расчет характеристик механического движения аналитическим и графическим способом с опорой на знания учащихся из курса математики (преобразование формул, расчет физических величин, «чтение» графиков, построение графиков линейной зависимости). |
Задачи урока | Обучающие: - расширять естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе; - создание условий для усвоения учащимися понятия механического движения и средств его описания (вид движения, траектория, путь, время, скорость й пути, скорости и времени; - включать учащихся в процесс поиска формулировок и доказательств; - формировать у учащихся общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией – самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, предъявлять информацию в символической форме; - формировать навыки применения формул в ходе решения физических задач. Развивающие: - развивать зрительную память учащихся, внимание, смысловую память, диалоговую и монологовую речь; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать самостоятельность в выдвижении гипотезы и формулирования выводов; - осуществлять развитие интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через ситуации эмоциональных переживаний – нестандартные задачи, планирование деятельности и ее результатов, самооценки. Воспитательные: - содействовать формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний своих товарищей; - воспитывать дух взаимопомощи и уважения к мнению и знанию своих товарищей; - воспитывать коммуникативную культуру; - осуществлять воспитание через формирование отношений и категорий: долг, ответственность, организованность, социальные компетенции, нормы поведения, умение преодолевать трудности. |
Планируемый результат | Предметные: Учащиеся научаться: - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное прямолинейное движение, относительность механического движения; - описывать механическое движение, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, время; - при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин (скорость, путь, время), их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; - решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, время): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; - представлять результаты исследований с помощью таблиц и графиков, делать выводы. Учащиеся получат возможность: - приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях; - находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Личностные: - демонстрировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики; - формулировать представление о целостной картине мира; - демонстрировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; - контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии). Метапредметные: - демонстрировать навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности; - воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символьной формах; - выполнять действия в нестандартных ситуациях, применять эвристические методы решения проблем; - демонстрировать коммуникативные способности. |
Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии | Механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение, траектория, скорость, путь, время |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
Этап №1. Организационный (этап мотивации) |
Учитель приветствует обучающихся, просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей. Отмечает отсутствующих. Использует Прием №1 «Абракадабра». Учитель на экран выводит слайд со словами в произвольной последовательности, просит учащихся вспомнить, то, что им известно о механическом движении и сформулировать тему урока | Вспоминают что им известно по изучаемому вопросу. Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют что требуется узнать. | Самостоятельно определяют познавательнуюцель, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга Взаимодействуютс учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы | Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение. Слушают собеседника, высказывают свою точку зрения, корректируют и уточнять ответы товарищей, выражают свои мысли | Принятие сигнала к началу учебной деятельности. Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение. Сравнивают свой результат с эталоном, предложенным учителем | Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. Прогнозирование предстоящей учебной деятельности. Демонстрируют способность к целеполаганию, умение планировать свою учебную деятельность |
Этап №2. Актуализация опорных знаний и умений |
Предлагает повторить основные понятия. Использует Прием №2 «Радуга». Выдает учащимся набор цветных карточек, на которых написаны неполные определения физических понятий. Учитель выводит на экране перечень «недосказанных предложений». | Анализируют предложенные задания, выполняют задания, проверяют правильность ответов. В соответствующей последовательности раскладывают цветные карточки с ответами, получая радугу. | Ориентируются в своей системе знаний – выявляют пробелы в знаниях, преобразовывают информацию из одной формы в другую. | Взаимодействуют друг с другом в паре. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу. | Слушают речь других, оформляют мысли в устной и символьной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей. | Конкретизируют понятия и термины, осуществляют самоконтроль своей учебно-познавательной деятельности в процессе достижения результата, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Высказывают свое предложение, оценивают имеющиеся знания и умения, оценивают правильность выполнения учебной задачи. |
Этап № 3. Постановка учебной проблемы |
Использует прием №3 «Выбери правильную дорогу». Предлагает учащимся найти связь между обозначением физической величины, ее единицами измерения и прибором. | Несколько учащихся прочерчивают на интерактивной доске пути-связи, с дальнейшей проверкой, остальные учащиеся выполняют задание в индивидуальной карточке. Анализируют предложенные задания, выполняют задания, проверяют правильность ответов. | Ориентируются в своей системе знаний – выявляют пробелы в знаниях, преобразовывают информацию из одной формы в другую. | Взаимодействуют друг с другом в паре. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу. | Слушают речь других, оформляют мысли в устной и символьной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей. | Конкретизируют понятия и термины, осуществляют само- и взаимоконтроль своей учебно-познавательной деятельности в процессе достижения результата, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Проговаривают последовательность действий, высказывают свое предложение, оценивают имеющиеся знания и умения, оценивают правильность выполнения учебной задачи. |
Этап № 4. Формулирование проблемы, планирование деятельности |
Использование приема №4 «Список идей». Предлагает решить нестандартную задачу от «Зеленого патруля». Предлагает учащимся продумать ответ, высказать свои рассуждения, найти возможные решения задачи. предложения. | Составляют «список идей» – все ценные предложения записываются. | Делают выводы и умозаключения на основе ранее изученных материалов, выделяют знакомое в нестандартных ситуациях. | Осознанно используют речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, высказывают предположения, аргументируют и отстаивают свое мнение, участвуют в коллективном обсуждении, слушают друг друга. | Взаимодействуют друг с другом, проявляют толерантность и корректность к иному мнению. | Соотносят свои действия с изученными способами и определяют какого знания или умения недостает для решения данной задачи. | Контролируют время, предоставленное для работы. Корректируют ошибки, восполняют пробелы. |
Этап № 5. Открытие нового знания |
Предлагает, используя карточку «Алгоритм решения задач по физике», в паре решить задачу на нахождение времени движения плота по реке со скоростью 0,5 м/с на пройденном пути 15 км аналитическим способом. После выполнения задания предлагает продемонстрировать решение. Демонстрирует графический метод решения задач. Использует прием № 5 «Домыслов не сочиняют», с помощью которого демонстрирует виртуальный эксперимент, подтверждаемый математическими расчетами. | Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции. Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в символьной форме, выдвигают гипотезы, проводят анализ выдвигаемых гипотез экспериментальной проверкой (или с помощью виртуального эксперимента). | Анализируют, сравнивают, сопоставляют предлагаемые решения с реальными жизненными условиями. Анализируют, сравнивают, сопоставляют известные решения с физическими моделями. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении, высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. | Формулируют свое мнение и позицию в коммуникации. Формулируют свое мнение, координируют свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. | Принимают и сохраняют учебно-познавательную цель и задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществляют само- и взаимоконтроль, исправляют, дополняют, уточняют ответы товарищей. |
Этап № 6. Первичная проверка понимания |
Предлагает учащимся ответить на вопросы: - Каков алгоритм решения задачи аналитическим способом? - Каков алгоритм решения задачи графическим способом? - В каких случаях удобнее использовать тот или иной способ решения задачи? - Как можно использовать полученные знания в жизненных ситуациях? | Отвечают на вопросы, направленные на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации | Строят логические высказывания. | Взаимодействуют с собеседником на уровне логических вопросов по теме урока. | Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученного материала. | Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника. | Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль. |
Этап № 7. Применение новых знаний |
Использует прием № 6 «От теоретических знаний к практической самостоятельности». Предлагает решить анимированную задачу с использованием аналитического и графического методов с дальнейшей самопроверкой. | Переносят полученные знания на реальные объекты, самостоятельно создают алгоритмы деятельности в ходе применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. | Понимают различия между теоретическими моделями и реальными объектами, способность соотносить известные факты с экспериментальной проверкой данных. | Дискутируют и аргументируют по итогам своей работы, высказывают свое мнение, развивают способность к инициативе в ходе выполнения экспериментов и объяснения их результатов. | Слушают друг друга, используют диалоговую и монологическую речь для аргументации и доказательства своей точки зрения, проявляют уважение к товарищам, внимание к их личности. | Ставят учебно-познавательную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, с еще нераскрытыми данными, оценивают достигнутый результат. | Организуют свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, предвидят возможные результаты своих действий. |
Этап № 8. Рефлексия учебной деятельности |
Использует прием № 7 «Знал-хотел узнать-знаю». Использует прием №8. «Вернемся к истокам». Предлагает вернуться к нестандартной задаче и проанализировать все ли возможные варианты были озвучены. Предлагает дополнить «список идей». | Осознают цель учения, его необходимость, делают выводы на основе проделанной работы. | Осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым, не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, нацелить себя на дальнейшее продвижение. | Формулируют свои мысли, аргументируют свою точку зрения, дискутируют и отстаивают свою позицию в соответствии с принципами толерантности к оппонентам. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Оценивают свою деятельность, достигнутый результат (заполняют таблицу в устной или письменной форме). | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, анализируют деятельность на уроке, оценивают личностный вклад в достижении задач урока. |
Этап №9. Инструктаж по выполнению домашнего задания (самоподготовки) Цель этапа – обеспечить понимание цели, содержания и приемов выполнения задания самоподготовки всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Задает прочитать дома параграфы 15,16; решить индивидуальные задачи (для учащихся с разным уровнем обученности), в тексте которых есть опечатки. Нужно выявить опечатки и выполнить решение задачи исходя из реальных данных. | Самостоятельно определяют уровень выполнения задания самоподготовки. | Самостоятельно осуществляют поиск, анализ и отбор информации, демонстрируют приемы и способы действий в нестандартных ситуациях. | Слушают и задают уточняющие вопросы по выполнению задания самоподготовки, выясняют степень реализации задания | Слушают собеседника, принимают информацию. | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой и самостоятельно определяют степень реализации выполнения заданий | Продуктивно осуществляют саморегуляции. |