СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по физике "Расчет пути и времени движения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока содержит методическое обоснование (тип урока, цель, задачи, планируемые результаты). Структура и содержание урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике "Расчет пути и времени движения"»

Физика. 7 класс.

УМК «Физика автор Перышкин А.В.

Технологическая карта урока из раздела «Взаимодействие тел».

Урок № 3

Предмет

Физика

Класс

7

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Технология построения урока

Системно – деятельностный подход


Тема

Расчет пути и времени движения

Цель

Содержательная: формирование представлений о механическом движении и средствах его описания (вид движения, траектория, путь, время, скорость) на конкретных примерах, ознакомление с применением теоретических знаний (физические величины и их единицы измерения, формулы связи) для описания механического движения.


Деятельностная: формирование у учащихся новых способов деятельности - решать физические задачи на расчет характеристик механического движения аналитическим и графическим способом с опорой на знания учащихся из курса математики (преобразование формул, расчет физических величин, «чтение» графиков, построение графиков линейной зависимости).

Задачи урока

Обучающие:

- расширять естественнонаучную систему взглядов на процессы, происходящие в природе;

- создание условий для усвоения учащимися понятия механического движения и средств его описания (вид движения, траектория, путь, время, скорость й пути, скорости и времени;

- включать учащихся в процесс поиска формулировок и доказательств;

- формировать у учащихся общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией – самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, предъявлять информацию в символической форме;

- формировать навыки применения формул в ходе решения физических задач.

Развивающие:

- развивать зрительную память учащихся, внимание, смысловую память, диалоговую и монологовую речь;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать самостоятельность в выдвижении гипотезы и формулирования выводов;

- осуществлять развитие интеллектуально-эмоционального компонента, познавательных интересов через ситуации эмоциональных переживаний – нестандартные задачи, планирование деятельности и ее результатов, самооценки.

Воспитательные:

- содействовать формированию основных мировоззренческих понятий, критическому оцениванию своих знаний и знаний своих товарищей;

- воспитывать дух взаимопомощи и уважения к мнению и знанию своих товарищей;

- воспитывать коммуникативную культуру;

- осуществлять воспитание через формирование отношений и категорий: долг, ответственность, организованность, социальные компетенции, нормы поведения, умение преодолевать трудности.

Планируемый результат


Предметные:

Учащиеся научаться:

- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное прямолинейное движение, относительность механического движения;

- описывать механическое движение, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, время;

- при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин (скорость, путь, время), их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

- решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, время): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;

- представлять результаты исследований с помощью таблиц и графиков, делать выводы.

Учащиеся получат возможность:

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.



Личностные:

- демонстрировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики;

- формулировать представление о целостной картине мира;

- демонстрировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

- контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).


Метапредметные:

- демонстрировать навыки самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности;

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символьной формах;

- выполнять действия в нестандартных ситуациях, применять эвристические методы решения проблем;

- демонстрировать коммуникативные способности.


Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии

Механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение, траектория, скорость, путь, время



Универсальные учебные действия

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- выполнять общие для всех правила поведения ;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).



- определять и формулировать тему урока;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- оценивать свою работу на уроке.



- понимать значение характеристик механического движения,

-выделять существенные признаки понятий;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте;

- использовать математические методы: абстракция и идеализация, моделирование, доказательство по на совместимость с другими известными фактами;

- решать учебные задачи;

- проводить поиск и отбор информации в раздаточном материале

- слушать и понимать речь других;

- уметь формулировать собственную позицию, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

- владеть монологическими и диалоговыми формами речи;

- владеть навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия.




Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Технология

Черчение

Биология

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах


Учебник

Персональный компьютер, с установленным ПО (MicrosoftOfficePowerPoint 2010, проигрыватель WindowsMedia)

Медиапроектор

Интерактивная доска

Компьютерная поддержка учебного занятия (авторский медиаресурс-презентация в программе PowerPoint).

Раздаточный материал



Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, алгоритмов работы

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.



Структура и содержание урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап №1. Организационный (этап мотивации)


Учитель приветствует обучающихся, просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей. Отмечает отсутствующих.

Использует Прием №1 «Абракадабра».

Учитель на экран выводит слайд со словами в произвольной последовательности, просит учащихся вспомнить, то, что им известно о механическом движении и сформулировать тему урока





Вспоминают что им известно по изучаемому вопросу. Систематизируют информацию. Делают предположения. Формулируют что требуется узнать.





Самостоятельно определяют познавательнуюцель, ставят и формулируют для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга

Взаимодействуютс учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение.

Слушают собеседника, высказывают свою точку зрения, корректируют и уточнять ответы товарищей, выражают свои мысли

Принятие сигнала к началу учебной деятельности. Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение.


Сравнивают свой результат с эталоном, предложенным учителем

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. Прогнозирование предстоящей учебной деятельности.

Демонстрируют способность к целеполаганию, умение планировать свою учебную деятельность

Этап №2. Актуализация опорных знаний и умений


Предлагает повторить основные понятия. Использует Прием №2 «Радуга». Выдает учащимся набор цветных карточек, на которых написаны неполные определения физических понятий. Учитель выводит на экране перечень «недосказанных предложений».


Анализируют предложенные задания, выполняют задания, проверяют правильность ответов.

В соответствующей последовательности раскладывают цветные карточки с ответами, получая радугу.

Ориентируются в своей системе знаний – выявляют пробелы в знаниях, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Взаимодействуют друг с другом в паре. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу.

Слушают речь других, оформляют мысли в устной и символьной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей.

Конкретизируют понятия и термины, осуществляют самоконтроль своей учебно-познавательной деятельности в процессе достижения результата, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Высказывают свое предложение, оценивают имеющиеся знания и умения, оценивают правильность выполнения учебной задачи.


Этап № 3. Постановка учебной проблемы


Использует прием №3 «Выбери правильную дорогу». Предлагает учащимся найти связь между обозначением физической величины, ее единицами измерения и прибором.

Несколько учащихся прочерчивают на интерактивной доске пути-связи, с дальнейшей проверкой, остальные учащиеся выполняют задание в индивидуальной карточке. Анализируют предложенные задания, выполняют задания, проверяют правильность ответов.

Ориентируются в своей системе знаний – выявляют пробелы в знаниях, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Взаимодействуют друг с другом в паре. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу.

Слушают речь других, оформляют мысли в устной и символьной форме, при необходимости комментируют и корректируют ответы товарищей.

Конкретизируют понятия и термины, осуществляют само- и взаимоконтроль своей учебно-познавательной деятельности в процессе достижения результата, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Проговаривают последовательность действий, высказывают свое предложение, оценивают имеющиеся знания и умения, оценивают правильность выполнения учебной задачи.


Этап № 4. Формулирование проблемы, планирование деятельности


Использование приема №4 «Список идей». Предлагает решить нестандартную задачу от «Зеленого патруля». Предлагает учащимся продумать ответ, высказать свои рассуждения, найти возможные решения задачи. предложения.

Составляют «список идей» – все ценные предложения записываются.

Делают выводы и умозаключения на основе ранее изученных материалов, выделяют знакомое в нестандартных ситуациях.

Осознанно используют речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, высказывают предположения, аргументируют и отстаивают свое мнение, участвуют в коллективном обсуждении, слушают друг друга.

Взаимодействуют друг с другом, проявляют толерантность и корректность к иному мнению.

Соотносят свои действия с изученными способами и определяют какого знания или умения недостает для решения данной задачи.

Контролируют время, предоставленное для работы.

Корректируют ошибки, восполняют пробелы.

Этап № 5. Открытие нового знания


Предлагает, используя карточку «Алгоритм решения задач по физике», в паре решить задачу на нахождение времени движения плота по реке со скоростью 0,5 м/с на пройденном пути 15 км аналитическим способом. После выполнения задания предлагает продемонстрировать решение.

Демонстрирует графический метод решения задач. Использует прием № 5 «Домыслов не сочиняют», с помощью которого демонстрирует виртуальный эксперимент, подтверждаемый математическими расчетами.





Самостоятельно создают последовательность действий при решении задач, создают структуру взаимосвязи между физическими величинами, выполняют математические операции.

Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в символьной форме, выдвигают гипотезы, проводят анализ выдвигаемых гипотез экспериментальной проверкой (или с помощью виртуального эксперимента).

Анализируют, сравнивают, сопоставляют предлагаемые решения с реальными жизненными условиями.




Анализируют, сравнивают, сопоставляют известные решения с физическими моделями.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.





Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении, высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Формулируют свое мнение и позицию в коммуникации.







Формулируют свое мнение, координируют свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат.


Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата.

Принимают и сохраняют учебно-познавательную цель и задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществляют само- и взаимоконтроль, исправляют, дополняют, уточняют ответы товарищей.

Этап № 6. Первичная проверка понимания


Предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Каков алгоритм решения задачи аналитическим способом?

- Каков алгоритм решения задачи графическим способом?

- В каких случаях удобнее использовать тот или иной способ решения задачи?

- Как можно использовать полученные знания в жизненных ситуациях?

Отвечают на вопросы, направленные на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации

Строят логические высказывания.

Взаимодействуют с собеседником на уровне логических вопросов по теме урока.

Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученного материала.

Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника.

Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль.


Этап № 7. Применение новых знаний


Использует прием № 6 «От теоретических знаний к практической самостоятельности». Предлагает решить

анимированную задачу с использованием аналитического и графического методов с дальнейшей самопроверкой.


Переносят полученные знания на реальные объекты, самостоятельно создают алгоритмы деятельности в ходе применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Понимают различия между теоретическими моделями и реальными объектами, способность соотносить известные факты с экспериментальной проверкой данных.


Дискутируют и аргументируют по итогам своей работы, высказывают свое мнение, развивают способность к инициативе в ходе выполнения экспериментов и объяснения их результатов.

Слушают друг друга, используют диалоговую и монологическую речь для аргументации и доказательства своей точки зрения, проявляют уважение к товарищам, внимание к их личности.

Ставят учебно-познавательную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, с еще нераскрытыми данными, оценивают достигнутый результат.

Организуют свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, предвидят возможные результаты своих действий.

Этап № 8. Рефлексия учебной деятельности


Использует прием № 7 «Знал-хотел узнать-знаю».

Использует прием №8. «Вернемся к истокам».

Предлагает вернуться к нестандартной задаче и проанализировать все ли возможные варианты были озвучены. Предлагает дополнить «список идей».

Осознают цель учения, его необходимость, делают выводы на основе проделанной работы.

Осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым, не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, нацелить себя на дальнейшее продвижение.

Формулируют свои мысли, аргументируют свою точку зрения, дискутируют и отстаивают свою позицию в соответствии с принципами толерантности к оппонентам.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценивают свою деятельность, достигнутый результат (заполняют таблицу в устной или письменной форме).

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, анализируют деятельность на уроке, оценивают личностный вклад в достижении задач урока.


Этап №9. Инструктаж по выполнению домашнего задания (самоподготовки)

Цель этапа – обеспечить понимание цели, содержания и приемов выполнения задания самоподготовки всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Задает прочитать дома параграфы 15,16; решить индивидуальные задачи (для учащихся с разным уровнем обученности), в тексте которых есть опечатки. Нужно выявить опечатки и выполнить решение задачи исходя из реальных данных.

Самостоятельно определяют уровень выполнения задания самоподготовки.

Самостоятельно осуществляют поиск, анализ и отбор информации, демонстрируют приемы и способы действий в нестандартных ситуациях.


Слушают и задают уточняющие вопросы по выполнению задания самоподготовки, выясняют степень реализации задания

Слушают собеседника, принимают информацию.

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой и самостоятельно определяют степень реализации выполнения заданий

Продуктивно осуществляют саморегуляции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!