Михайлова С.В.
п. Островское, 2023 г
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий |
1. Организационный момент. |
«Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть! Посмотрим, друг на друга, улыбнемся и начнем урок». На проекторе эпиграф к уроку: В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей писал»: И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет. В идеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза. | Приветствие учащихся | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполага ние | Умение настраиваться на занятие |
2 Мотивационное начало урока |
Подвести к постановке учебных задач и определению темы урока. Учитель: Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере? Ответы обучающихся: так как воздух сухой. В воздухе всегда есть водяной пар. Перечислите, откуда он берется? испарение с поверхности Земли испарение с поверхности водоёмов, растений, атмосферные осадки Учитель: Ребята! Сейчас вы увидите природные явления. Подумайте, они как - то связаны между собой? Туман, Облака, Иней, Роса, Пустыня Слайды №5 – 10. Учитель: Какое из явлений отличается от других? Чем? Дети: Пустыня, там нет влаги. | Приветствие учащихся | Отвечают на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Целеполага ние | Умение настраиваться на занятие |
3. Постановка цели и задач урока |
Учитель: Значит влажность это понятие относительное, итак, формулируем тему урока: Относительная влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья. (Слайд № 11) Далее ученики формулируют цели урока. (Слайд № 12). Постановка проблемного вопроса. (1 минута) Ребята перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце. Слайд. № 13. ? Для чего публикуют подобные предупреждения? Учитель: Постарайтесь осмыслить этот вопрос, а точный ответ вы мне дадите в конце этого урока. | Формулировка темы урока и организация проблемной ситуации по формулированию Цели урока из имеющегося набора слов. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока Анализ слов, постановка и запись цели урока. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
3. Актуализация знаний и жизненного опыта |
Влажность воздуха является одним из важнейших параметров атмосферы, который определяет погоду, а также то, на сколько комфортно чувствует себя человек в данный момент времени. Итак, мы уже выяснили, что влажность воздуха определяется количеством в нем водяного пара. | Обращается к личному опыту обучающихся. Оценивает ответы. | Вспоминают случаи из своей жизни, в которых им приходилось использовать влажность. Приводят примеры Работа у доски и в тетради. | Компетенция обучающихся в области физики. Классификация понятий. | Взаимодействуют с учителем | Слушание одноклассников | Развитие регуляции учебной деятельности. | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
4. Первичное усвоение новых знаний |
Самостоятельная работа. (5 минут) Ребята! Давайте посмотрим, что такое влажность воздуха? (работают по учебнику самостоятельно). Слайды № 15 – 16. Откройте учебник § 19 на странице 46, внимательно прочитайте его до страницы 47. Запишите к себе в тетрадь формулу для расчета относительной влажности воздуха, обозначив все величины, входящие в формулу. | Объясняет новый материал, демонстрирует физический прибор Даёт задание прочитать параграф. | Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за физическим экспериментом учителя. Читают параграф, выделяют существенную информацию. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Анализ содержания параграфа. | В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы. | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
5. Изучение нового материала, физической величины и первичная проверка понимания |
Решение задачи на расчет относительной влажности воздуха. (2 минуты) (Слайды № 17 - 18). Рассказ учителя «Приборы для определения влажности воздуха». (Слайды № 19 – 22) (5 минут). Выполнение практического задания «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра» (2 минуты). Выполняют все учащиеся. Слайды № 23 – 26. Экспериментальное задание (выполняют два ученика класса на выбор, определяют при помощи психрометра влажность воздуха на улице) Учитель: Мы попросим двух учеников класса с помощью психрометра определить влажность воздуха сейчас на улице. Учитель: Пока ребята рассчитывают относительную влажность воздуха, мы посмотрим, а какие исследования для нас подготовила ученица класса. Доклады учеников класса (5 минут) «Исследование относительной влажности в школьном кабинете физики» (Приложение 2), «Мнения ученых об важности относительной влажности воздуха» (Приложение 3). | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет, оценивает правильность ответов на вопросы. Формулировка условий задач, контроль за правильным решением этих задач. | Читают текст, анализируют текстовую информацию и объясняют изображение на рисунке. Анализ информации, работа с таблицами, математические расчеты | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
6. Подведение итогов урока |
Решение проблемного вопроса: Учитель: Вернемся к началу урока. Перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце. Слайд № 31. ? Для чего публикуют подобные предупреждения? Ученики: выдвигают свои версии, аргументируют ответы. (возможный вариант) Это связано с относительной влажностью воздуха, если она повышена, то общее самочувствие человека ухудшается, особенно это относится к пожилым людям, так как они наиболее чувствительны к перепадам температур. Поэтому, чтобы им как – то обезопасить себя, свое здоровье, фиксируют подобные публикации. | Формулировка ответов на главный проблемный вопрос | Анализ информации, | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь . | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. | Умение решать качественные |
|
7. Домашнее задание |
7. Домашнее задание: § 19 стр. 46 – 48, Творческое задание: Попробуйте с помощью двух термометров (сухого и влажного) измерить относительную влажность воздуха у вас дома, сравните ваш результат с тем, что мы получили на уроке, объясните, по какой причине относительная влажность воздуха получилась меньше (больше) полученной на уроке. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. |
8. Рефлексия |
Оценки за урок. (2 минуты) Достигли ли мы цели урока? Что больше всего понравилось в ходе урока? Что не понравилось? Что, на ваш взгляд, можно было бы изменить? О чем хотели бы узнать больше? | Проводит рефлексию | Рефлексируют | Умение делать выводы. | Взаимодействуют с учителем | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция |
1. Провенцо Ю., Провенцо А., 47 легко выполнимых классических научных экспериментов,
«Физика. Приложение к газете ПС» №30,1995.
2. Эльшанский И.И., Уроки изобретательства Физика. «Приложение к газете ПС» №12,1996,с.8ф.
3. Дженис Ван Клив, 200 эксперименто
1. Провенцо Ю., Провенцо А., 47 легко выполнимых классических научных экспериментов,
«Физика. Приложение к газете ПС» №30,1995.
2. Эльшанский И.И., Уроки изобретательства Физика. «Приложение к газете ПС» №12,1996,с.8ф.
3. Дженис Ван Клив, 200 эксперименто