СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по физике в 8 классе "Влажность воздуха и ее значение в жизнедеятельности человека"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 8 классе при изучении темы: "Влажность воздуха"

Урок  представлен в технологии проблемного обучения с элеметнами исследования

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике в 8 классе "Влажность воздуха и ее значение в жизнедеятельности человека"»

МКОУ «Островская средняя общеобразовательная школа»







Технологическая карта урока физики в 8 классе



по теме:


«Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха»

8 класс






Выполнила

учитель физики:

Михайлова С.В.



п. Островское, 2023 г

Учебный предмет: физика

Класс:8

УМК: Перышкин А.В.

Тема урока: Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха

Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования

Цель урока:

  • узнать, что такое относительная влажность воздуха,

  • научиться определять относительную влажность воздуха,

  • рассмотреть различные приборы для определения относительной влажности воздуха,

  • постараться определить для себя, насколько эта физическая величина важна и для нашего самочувствия и для нормальной стабильной работы предприятий различного профиля.


Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать понятие «относительной влажности воздуха»,

  • Рассмотреть формулу для расчета влажности,

  • Изучить приборы для определения относительной влажности воздуха: гигрометры, психрометр.

Развивающие:

  • способствовать расширению кругозора учащихся,

  • повышению их интеллекта,

  • привитие навыков самостоятельной и исследовательской работы в сочетании с практической деятельностью учащихся.

Воспитательные:

  • научить учащихся подходить к изучаемым проблемам с позиции исследователя,

  • воспитывать чувство уверенности у учащихся, желание самому получить результат поиска.


Личностные- активизировать учащихся, обеспечить познавательную мотивацию при изучении нового материала;

Метапредметные- организация работы в парах и индивидуальная;

Предметные- беседа о физических величинах, расчётных формулах, единицах измерения, приборах.


Формируемые УУД:

Предметные: выделять и формулировать познавательную цель, строить логические цепи рассуждений, выдвигать и обосновывать гипотезы, предлагать способы их проверки.

Метапредметные: умение пользоваться психрометрической таблицей, умение рассчитывать влажность воздуха, пользоваться прибором для измерения влажности воздуха и определять влияние влажности воздуха на тела

Личностные: формирование умений работать с информационными ресурсами (психрометрической таблицей), развитие монологической и диалоговой речи.

Оборудование: проектор, экран, психрометр, гигрометр, термометр, психометрические таблицы.


Тип урока: комбинированный

Урок проводится с использованием ИКТ



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

«Добрый день, ребята!

Рада вас всех видеть! Посмотрим, друг на друга, улыбнемся и начнем урок».

На проекторе эпиграф к уроку:

В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей

знаменитой поэме «О природе вещей писал»:

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.

В идеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.




Приветствие учащихся

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполага

ние

Умение настраиваться на занятие

2 Мотивационное начало урока

Подвести к постановке учебных задач и определению темы урока.

Учитель: Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере?

Ответы обучающихся: так как воздух сухой.

В воздухе всегда есть водяной пар. Перечислите, откуда он берется?

  • испарение с поверхности Земли

  • испарение с поверхности водоёмов, растений,

  • атмосферные осадки



Учитель: Ребята! Сейчас вы увидите природные явления. Подумайте, они как - то связаны между собой?

  • Туман,

  • Облака,

  • Иней,

  • Роса,

  • Пустыня

Слайды №5 – 10.

Учитель: Какое из явлений отличается от других? Чем?

Дети: Пустыня, там нет влаги.


Приветствие учащихся

Отвечают на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Целеполага

ние

Умение настраиваться на занятие

3. Постановка цели и задач урока

Учитель: Значит влажность это понятие относительное, итак,

формулируем тему урока:

Относительная влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха и ее значение для здоровья. (Слайд № 11)

Далее ученики формулируют цели урока. (Слайд № 12).

Постановка проблемного вопроса. (1 минута)

Ребята перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце. Слайд. № 13.

? Для чего публикуют подобные предупреждения?

Учитель: Постарайтесь осмыслить этот вопрос, а точный ответ вы мне дадите в конце этого урока.


Формулировка темы урока и организация проблемной ситуации по формулированию Цели урока из имеющегося набора слов.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока Анализ слов, постановка и запись цели урока.


Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

3. Актуализация знаний и жизненного опыта

Влажность воздуха является одним из важнейших параметров атмосферы, который определяет погоду, а также то, на сколько комфортно чувствует себя человек в данный момент времени.
Итак, мы уже выяснили, что влажность воздуха определяется количеством в нем водяного пара.


Обращается к личному опыту обучающихся. Оценивает ответы.

Вспоминают случаи из своей жизни, в которых им приходилось использовать влажность. Приводят примеры Работа у доски и в тетради.


Компетенция обучающихся в области физики.


Классификация понятий.

Взаимодействуют с учителем

Слушание одноклассников

Развитие регуляции учебной деятельности.


Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

4. Первичное усвоение новых знаний

Самостоятельная работа. (5 минут)

Ребята! Давайте посмотрим, что такое влажность воздуха?

(работают по учебнику самостоятельно). Слайды № 15 – 16.

  1. Откройте учебник § 19 на странице 46, внимательно прочитайте его до страницы 47.

  2. Запишите к себе в тетрадь формулу для расчета относительной влажности воздуха, обозначив все величины, входящие в формулу.


Объясняет новый материал, демонстрирует физический прибор

Даёт задание прочитать параграф.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Наблюдение за физическим экспериментом учителя.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.


Анализ содержания параграфа.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. Обсуждают выводы.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

5. Изучение нового материала, физической величины и первичная проверка понимания

Решение задачи на расчет относительной влажности воздуха. (2 минуты) (Слайды № 17 - 18).

Рассказ учителя «Приборы для определения влажности воздуха». (Слайды № 19 – 22) (5 минут).

Выполнение практического задания «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра» (2 минуты). Выполняют все учащиеся. Слайды № 23 – 26.

Экспериментальное задание (выполняют два ученика класса на выбор, определяют при помощи психрометра влажность воздуха на улице)

Учитель: Мы попросим двух учеников класса с помощью психрометра определить влажность воздуха сейчас на улице.

Учитель: Пока ребята рассчитывают относительную влажность воздуха, мы посмотрим, а какие исследования для нас подготовила ученица класса.

Доклады учеников класса (5 минут)

«Исследование относительной влажности в школьном кабинете физики» (Приложение 2),

«Мнения ученых об важности относительной влажности воздуха»

(Приложение 3).


Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет, оценивает правильность ответов на вопросы.

Формулировка условий задач, контроль за правильным решением этих задач.

Читают текст, анализируют текстовую информацию и объясняют изображение на рисунке.

Анализ информации, работа с таблицами, математические расчеты

Выделение существенной информации. Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме.

Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.


6. Подведение итогов урока

Решение проблемного вопроса:

Учитель: Вернемся к началу урока. Перед вами вырезка из местной газеты «Островские вести» с неблагоприятными днями в ноябре месяце.

Слайд № 31.

? Для чего публикуют подобные предупреждения?

Ученики: выдвигают свои версии, аргументируют ответы. (возможный вариант)

Это связано с относительной влажностью воздуха, если она повышена, то общее самочувствие человека ухудшается, особенно это относится к пожилым людям, так как они наиболее чувствительны к перепадам температур. Поэтому, чтобы им как – то обезопасить себя, свое здоровье, фиксируют подобные публикации.


Формулировка ответов на главный проблемный вопрос

Анализ информации,

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь .

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Умение решать качественные



7. Домашнее задание

7. Домашнее задание: § 19 стр. 46 – 48,

  • Творческое задание: Попробуйте с помощью двух термометров (сухого и влажного) измерить относительную влажность воздуха у вас дома, сравните ваш результат с тем, что мы получили на уроке, объясните, по какой причине относительная влажность воздуха получилась меньше (больше) полученной на уроке.


Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

8. Рефлексия


Оценки за урок. (2 минуты)

  • Достигли ли мы цели урока?

  • Что больше всего понравилось в ходе урока?

  • Что не понравилось?

  • Что, на ваш взгляд, можно было бы изменить?

  • О чем хотели бы узнать больше?




Проводит рефлексию

Рефлексируют

Умение делать выводы.

Взаимодействуют с учителем

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция
















Литература:

1. Провенцо Ю., Провенцо А., 47 легко выполнимых классических научных экспериментов,

«Физика. Приложение к газете ПС» №30,1995.

2. Эльшанский И.И., Уроки изобретательства Физика. «Приложение к газете ПС» №12,1996,с.8ф.

3. Дженис Ван Клив, 200 эксперименто

Литература:

1. Провенцо Ю., Провенцо А., 47 легко выполнимых классических научных экспериментов,

«Физика. Приложение к газете ПС» №30,1995.

2. Эльшанский И.И., Уроки изобретательства Физика. «Приложение к газете ПС» №12,1996,с.8ф.

3. Дженис Ван Клив, 200 эксперименто

Список использованной литературы:

  1. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2017

  2. Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 класс: : к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2014

  3. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.

  4. Шлык Н.С. Поурочные разработки по физике. 8 класс. –М.: ВАКО, 2017

  5. https://obuchonok.ru/node/2442








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!