– Какие виды искусства стали символами 20 и 21 веков? - Какие функции искусства можно выделить при знакомстве с фотографией, кино и телевидением? - Так как же звучит тема нашего урока? Кто может её озвучить? - Сформулируем задачи урока. Что УЗНАЕМ? Чему НАУЧИМСЯ? (Узнаем принцип работы фотокамеры, узнаем причины возникновения кино, сущность социальной ценности телевидения. Научимся работать с телефоном и делать фотосессию в стиле «селфи» (автопортрет), составлять сценарии к фильму, выступать в роли телеведущего музыкально-развлекательной программы). - Мы сформулировали задачи, которые планируем решить. Какие виды деятельности нам предстоит выполнить для решения задач? ( Рассмотреть слайды в презентации, ответить на вопросы, прослушать музыкальные отрывки из произведений, просмотреть фрагменты кинофильмов, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы) | Обучающиеся отвечают на вопрос (дизайн, телевидение, фотография, кино). Характеризуют функции искусства (эстетическая, худождественная, коммуникационная, массовая, общедоступная). Формулируют тему урока «Массовые общедоступные искусства». Формулируют задачи урока. Планируют деятельность на уроке. |
- И начнём мы разговор с фотографии. Информация учителя. _ Внимание на экран! На слайде вы видите первых фотографов или фотохудожников, которые впервые в мире создали первые фотоснимки: Луи Дагер, изобретатель Жозеф Ньепс и Уильям Тальбот. (на слайде определение фотографии: слово «фотография» переводится как «светопись», что отражает основополагающую роль света в процессе фотографирования) 7 января 1839г. художник Л.Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учёными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинах. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведение предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Л.Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж.Ньепсом положил начало фотографии. - Попробуйте объяснить принцип работы фотоаппарата. - Так фотография стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить ту мечту гётевского Фауста, за которую он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фотография, являясь одним из самых распространённых средств массовой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени. Фотография развила особую систему выразительных средств. Но не потеряла связи с древними изобразительными искусствами. -Назовите основные жанры изобразительного искусства? – Да. Эта взаимосвязь прослеживается в том, что все перечисленные вами жанры представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих присутствующими и умерших живыми. - Чёрно-белая фотография – исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта. - Особое место занимает художественная фотография. - Чем же фотография отличается от ждивописи? - В начале 21 века появилась новая разновидность автопортрета: селфи (определение нового понятия «селфи»: селфи - англ. «selfie» от «self» — сам, себя) — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру). - Сегодня техника фотографирования достигла цифрового уровня. Компьютер помогает добиться необычайного эффекта в фотографии, даёт возможность соединять различные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объекты наподобие коллажа, даже не имея на данный момент фотокамеры. И сейчас, прямо на уроке мы проведём свою фотосессию, сделаем своё селфи. В связи с развитием технического прогресса появились новые возможности в создании фотографии, даже не имея на данный момент фотокамеры. Можно для этого использовать телефон. - Ребята, мы обработаем наши снимки и проведём гимназическую биеннале на сайте гимназии. Внимание на экран! (определение «биеннале» (лат. bis — дважды + annuus — год) — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года). Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года. Однако есть и другие примеры, например, «Манифеста», биеннале Уитни или биеннале в Сан-Паулу. Со второй половины XX века крупные международные выставки становятся основной площадкой презентации современного искусства. -Фотография запечатлевает навечно факт жизни: Живи свой век грешно и свято, Недавно жители земли, Придумав фотоаппараты, Залог бессмертья обрели. Что зеркало! Одно мгновенье. Одна минута истекла. И веет холодом забвенья От опустевшего стекла. А фотография сырая, продукт умелого труда, Наш облик точно повторяет И закрепляет навсегда. - И вновь обращаю ваше внимание на экран! Кино сегодня является одним из самых массовых видов искусства. Кинематограф (в переводе с греческого — изображаю движение) с технической точки зрения представляет собой развитие искусства фотографии. Изобретение так называемых движущихся фотографий принадлежит французам — братьям Луи Жану (1864—1948) и Огюсту(1862—1954) Люмьерам. С помощью кадров — отдельных фотоснимков, на кинопленке происходит фиксация фаз движения объекта, монтаж помогает соединить кадры соответственно замыслу режиссера. Давайте проследим историю появления первых фильмов: дозвукового кино и звукового кино. Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств. Вначале кино существовало как «великий немой». Посмотрите на экран! Вот они кадры фильма с участием Чарли Чаплина. А поможет нам в восприятии фильма тапёр – Кобозев Николай, ваш одноклассник. - Кино – дитя 20 века. Первые звуковые фильмы появились в 1928г. Их появление обусловлено достижениями науки и техники. Кино, по своей природе, синтетическое искусство. Какие искусства входят в кинообраз? - Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагменты звукового кино разных лет. - Ребята, назовите фильмы с компьютерными эффектами, которые потрясли ваше воображение? | Работа в тетради. Просмотр слайдов презентации. Обучающиеся делают предположения о работе фотокамеры (техника фотографирования основана на знакомом людям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отверстие камеры, дает на ее противоположной стенке перевернутое изображение освещенных предметов). Обучающиеся приводят примеры жанров изоискусства (портрет, автопортрет, пейзаж, натюрморт). Просмотр чёрно-белых фотографий на слайдах презентации. Просмотр художественных фотографий на слайдах презентации. Отвечают с опорой на ранее изученные темы и знания (фотография ловит мгновения, передаёт одномоментный образ происходящего события, тем самым переводя его в вечность, а живопись даёт человеку возможность приукрасить действительность, внести свои фантазии, воображение, опираясь на свой жизненный опыт, пропуская через себя, через свои чувства окружающую действительность). Работа в тетради. Рассматривают на слайдах примеры фотографий, выполненных в разной технике, стараются их определить, ответы записывают в тетрадь. Проводят съёмки с помощью телефона (селфи на уроке). Работа в тетради. Просмотр слайдов презентации, делают записи в тетради. Работа в тетради. Просмотр фрагмента «немого» кино с участием Ч.Чаплина под аккомпанемент обуч-ся 9В класса (игра на фортепиано). Объясняют понятие «синтетическое искусство» (в кинообраз входят литература, живопись, декорации, театр). Просмотр фрагментов фильмов: «Летят журавли», «Москва слезам не верит», «Дневной дозор». Ответы обучающихся. |
- Мы познакомились с двумя видами искусства: фотография и кино. Но есть ещё один вид искусства, который является не только средством массовой видеоинформации, но и имеет огромную социальную ценность. Назовите этот вид искусства. - Информация учителя о принципе работы телевизионных каналов: с помощью телевидения происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных сигналов, распространяющихся по каналу связи. Первые телепередачи в Москве начались ещё в 1935г. Они были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту. Границы телевизионного обзора расширяются. Сейчас уже можно осуществить телепередачу с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха и даже из космоса – теле-глаз способен видеть и там, где глаз человека не видит. - Давайте посмотрим на исторические телевизионные заставки к передачам, которые шли на наших телеэкранах. - Сегодня всё большее распространение получают телепроекты, ориентирующие зрителя на интерактивное общение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, смс-сообщениями. Это игры, конкурсы и т.д. Посмотрите на современные телевизионные заставки передач, идущие на российских телеканалах. Внимание на экран! - Телевидение – это мощный способ информации, замечательный ретранслятор крупных событий в художественной жизни мира. Фантасты братья Стругацкие так пишут о возможностях, опасностях и благотворных перспективах телевидения: « Телевизор может оказаться троянским конём, который въезжает в ум и душу среднего человека и предает его, делает мещанином и подлецом, бандитом и убийцей. Логический конец, когда телевизор становится наркотиком, превращает человека в своего раба, как показывает Брэдбери, наблюдая за жизнью в Америке. Но телевизор может стать и великим учителем человека, используя всю ту же свою притягательную способность. В этом благо…» - Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Э.Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более, чем ящик с проводами и лампочками?» Аргументируйте своё мнение. | Ответы обучающихся, объясняют социальную функцию искусства, привлекаются к объяснению нового материала. Знакомятся с интересными фактами о телевидении, просматривая слайды презентации. Просмотр телевизионных заставок, обсуждения об истории появления их на экранах телевизора (программа «Время», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и т.п.). Просмотр слайдов, сравнивают данную информацию с ранее увиденной, обсуждают эстетическую, созидательную и социальную направленность современных телезаставок. Читают информацию на слайде. Ответы детей с опорой на собственный опыт. |
- О каких видах искусства вы сегодня узнали на уроке? - С какими интересными фактами о новых видах искусства вы познакомились? - Оцените свою работу на уроке. Было ли вам трудно? - И в заключение урока позвольте, дорогие гости, и вы, ребята, попробовать провести развлекательное шоу «Угадай мелодию». - Внимание на экран! Тема игры: «Музыка кино» и «Музыка телевизионных передач». Просим желающих подойти к нам. - У нас две категории, в каждой по 6 мелодий. Каждый из вас выбирает категорию и называет номер мелодии. Кто больше всех наберёт очков, тот и победитель. Итак, начинаем! (кинофильмы подбираются разного исторического периода, знаковые, отмеченные наградами) 1 категория: «Музыка кино» «Голодные игры» «Джельтмены удачи» «Ёлки» «Крёстный отец» «Игрушка» «Сумерки» 2 категория «Музыка телевизионных передач» (передачи также относятся к разным годам в истории телевидения) «Дом – 2» «В гостях у сказки» «Здоровье» «Кинопанорама» «В мире животных» «Прогноз погоды» Подведение итогов. Награждение победителей. Оценивание работы обучающихся на уроке. | Участвуют в обсуждении изученного на уроке. Дают оценку собственной деятельности на уроке. Обучающиеся проводят игру. Выход ведущих, отбор игроков из числа обучающихся и гостей. |