СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (по ФК ГОС). «Массовые, общедоступные искусства»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  представления о массовых, общедоступных видах искусства и о значимости искусства в окружающем культурном пространстве.   

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (по ФК ГОС). «Массовые, общедоступные искусства»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (по ФК ГОС)

Предмет: искусство

Класс: 9В

Учитель: Толмачева Е.П.

Тема: «Массовые, общедоступные искусства»

Тип урока: ОНЗ

Используемые на уроке технологии: информационно-коммуникационная, игровая, личностно - ориентированная технологии

Цель урока:

- формирование представления о массовых, общедоступных видах искусства и о значимости искусства в окружающем культурном пространстве.

Задачи урока:

  • образовательная: расширить представление обучающихся о массовых, общедоступных видах искусства через приобщение обучающихся к сокровищам мирового искусства;

  • развивающая: развивать умения работать с информацией и самостоятельно приобретать знания об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразовании, расширять знания о выразительных средствах и социальных функциях искусства;

  • воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес и любовь к искусству, воспитывать художественный вкус, пробуждать стремление к творчеству.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: понимать значение массовых видов

искусства,которые дают возможность обучающимся осваивать и постигать основы фотографии, киносъёмки и телевизионной передачи.

  • ЗНАТЬ: знать историю создания и появления массовых, общедоступных видов искусства.

  • УМЕТЬ: уметь создавать работы – подражания и работы – импровизации, основываясь на теоретические знания и практические навыки, полученные в

  • процессе обучения.

  • ПРИМЕНЯТЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ умения и навыки , связанные

  • с решением творческих задач , определяемых в соответствии с целями и

  • задачами урока.


Решаемые учебные проблемы: организация продуктивной деятельности на уроке, формирование коммуникативных навыков в процессе совместной творческой работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: : фотография, фотокамера, фотопленер, селфи, биеннале, «немое и звуковое» кино, раскадровка, телевидение.

Средства обучения (в том числе и интернет – ресурсы): «Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2010 год, презентация, фрагменты из кинофильмов: «Летят журавли», «Москва слезам не верит», «Дневной дозор», фортепианная импровизация на темы музыки Д.Гершвина, Д.Эллингтона, Л.Армстронга, программа телевизионных передач на неделю (печатный вариант), афиша телевизионных передач (презентация и музыка).





СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, на предыдущих уроках мы с вами беседовали на тему: «Дар созидания». Рассматривали вопросы, касающиеся эстетического формирования искусством окружающей среды, говорили об архитектуре исторических и современных городов, знакомились с произведениями декоративно-прикладного искусства, с книжной графикой, как частью полиграфической продукции.

Но есть ещё виды искусства, которых мы не касались, и о них сегодня пойдёт речь на нашем уроке.

И вы, я надеюсь, сможете сформулировать немного позже тему нашего урока.

А сейчас, внимание на экран! Даю вам 3 минуты подготовить письменное задание: написать синквейн со словами – фотография, кино. телевидение.

Воспринимают и выражают своё отношение к предстоящей деятельности на уроке.












Составляют синквейн в тетради.


2. Актуализация знаний.

  1. – Какие виды искусства стали символами 20 и 21 веков?

- Какие функции искусства можно выделить при знакомстве с фотографией, кино и телевидением?



- Так как же звучит тема нашего урока? Кто может её озвучить?



- Сформулируем задачи урока. Что УЗНАЕМ?

Чему НАУЧИМСЯ? (Узнаем принцип работы фотокамеры, узнаем причины возникновения кино, сущность социальной ценности телевидения. Научимся работать с телефоном и делать фотосессию в стиле «селфи» (автопортрет), составлять сценарии к фильму, выступать в роли телеведущего музыкально-развлекательной программы).


- Мы сформулировали задачи, которые планируем решить. Какие виды деятельности нам предстоит выполнить для решения задач?

( Рассмотреть слайды в презентации, ответить на вопросы, прослушать музыкальные отрывки из произведений, просмотреть фрагменты кинофильмов, рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы)


Обучающиеся отвечают на вопрос

(дизайн, телевидение, фотография, кино).

Характеризуют функции искусства

(эстетическая, худождественная, коммуникационная, массовая, общедоступная).


Формулируют тему урока

«Массовые общедоступные искусства».

Формулируют задачи урока.













Планируют деятельность на уроке.




3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- И начнём мы разговор с фотографии. Информация учителя.

_ Внимание на экран!

На слайде вы видите первых фотографов или фотохудожников, которые впервые в мире создали первые фотоснимки: Луи Дагер, изобретатель Жозеф Ньепс и Уильям Тальбот.

(на слайде определение фотографии: слово  «фотография»  переводится как  «светопись»,  что  отражает  основополагающую  роль  света  в  процессе фотографирования)

7 января 1839г. художник Л.Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учёными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинах. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, собора Парижской богоматери, набережная Сены, уголок мастерской художника. Был найден способ светописи, воспроизведение предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Л.Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж.Ньепсом положил начало фотографии.

- Попробуйте объяснить принцип работы фотоаппарата.

- Так фотография стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить ту мечту гётевского Фауста, за которую он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Фотография, являясь одним из самых распространённых средств массовой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени.

Фотография развила особую систему выразительных средств. Но не потеряла связи с древними изобразительными искусствами.

-Назовите основные жанры изобразительного искусства?


– Да. Эта взаимосвязь прослеживается в том, что все перечисленные вами жанры представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих присутствующими и умерших живыми.

- Чёрно-белая фотография – исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.

- Особое место занимает художественная фотография.

- Чем же фотография отличается от ждивописи?












- В начале 21 века появилась новая разновидность автопортрета: селфи

(определение нового понятия «селфи»: селфи - англ. «selfie» от «self» — сам, себя) — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру).

- Сегодня техника фотографирования достигла цифрового уровня. Компьютер помогает добиться необычайного эффекта в фотографии, даёт возможность соединять различные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объекты наподобие коллажа, даже не имея на данный момент фотокамеры.

И сейчас, прямо на уроке мы проведём свою фотосессию, сделаем своё селфи. В связи с развитием технического прогресса появились новые возможности в создании фотографии, даже не имея на данный момент фотокамеры.

Можно для этого использовать телефон.

- Ребята, мы обработаем наши снимки и проведём гимназическую биеннале на сайте гимназии.

Внимание на экран! (определение «биеннале» (лат. bis — дважды + annuus — год) — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года).

Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года. Однако есть и другие примеры, например, «Манифеста», биеннале Уитни или биеннале в Сан-Паулу.

Со второй половины XX века крупные международные выставки становятся основной площадкой презентации современного искусства.

-Фотография запечатлевает навечно факт жизни:

Живи свой век грешно и свято,

Недавно жители земли,

Придумав фотоаппараты,

Залог бессмертья обрели.

Что зеркало!

Одно мгновенье.

Одна минута истекла.

И веет холодом забвенья

От опустевшего стекла.

А фотография сырая, продукт умелого труда,

Наш облик точно повторяет

И закрепляет навсегда.

- И вновь обращаю ваше внимание на экран!

Кино  сегодня является одним из  самых  массовых  видов  искусства.

Кинематограф  (в  переводе  с  греческого  —  изображаю  движение)  с технической  точки  зрения  представляет  собой  развитие  искусства  фотографии. 

Изобретение  так  называемых движущихся  фотографий  принадлежит 

французам  —  братьям  Луи  Жану

(1864—1948)  и  Огюсту(1862—1954) Люмьерам.  С  помощью  кадров  —  отдельных  фотоснимков,  на  кинопленке происходит  фиксация  фаз  движения объекта,  монтаж  помогает  соединить кадры  соответственно  замыслу  режиссера.

Давайте проследим историю появления первых фильмов: дозвукового кино и звукового кино. Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств. Вначале кино существовало как «великий немой».

Посмотрите на экран! Вот они кадры фильма с участием Чарли Чаплина. А поможет нам в восприятии фильма тапёр – Кобозев Николай, ваш одноклассник.

- Кино – дитя 20 века. Первые звуковые фильмы появились в 1928г. Их появление обусловлено достижениями науки и техники. Кино, по своей природе, синтетическое искусство. Какие искусства входят в кинообраз?



- Ребята, сейчас мы посмотрим видеофрагменты звукового кино разных лет.


- Ребята, назовите фильмы с компьютерными эффектами, которые потрясли ваше воображение?












Работа в тетради.








Просмотр слайдов презентации.











Обучающиеся делают предположения о работе фотокамеры

(техника  фотографирования основана на знакомом людям  с  древности  оптическом  эффекте: луч  света, попадая  в небольшое отверстие  камеры,  дает  на  ее 

противоположной  стенке  перевернутое изображение  освещенных  предметов).








Обучающиеся приводят примеры жанров изоискусства (портрет, автопортрет, пейзаж, натюрморт).






Просмотр чёрно-белых фотографий на слайдах презентации.






Просмотр художественных фотографий на слайдах презентации.

Отвечают с опорой на ранее изученные темы и знания (фотография ловит мгновения, передаёт одномоментный образ происходящего события, тем самым переводя его в вечность, а живопись даёт человеку возможность приукрасить действительность, внести свои фантазии, воображение, опираясь на свой жизненный опыт, пропуская через себя, через свои чувства окружающую действительность).

Работа в тетради.






Рассматривают на слайдах примеры фотографий, выполненных в разной технике, стараются их определить, ответы записывают в тетрадь.






Проводят съёмки с помощью телефона (селфи на уроке).









Работа в тетради.





Просмотр слайдов презентации, делают записи в тетради.




























Работа в тетради.























Просмотр фрагмента «немого» кино с участием Ч.Чаплина под аккомпанемент обуч-ся 9В класса (игра на фортепиано).





Объясняют понятие «синтетическое искусство» (в кинообраз входят литература, живопись, декорации, театр).

Просмотр фрагментов фильмов: «Летят журавли», «Москва слезам не верит», «Дневной дозор».

Ответы обучающихся.










4. Первичное закрепление во внешней речи.

- Ребята, назовите фильмы с компьютерными эффектами, которые потрясли ваше воображение?




Ответы обучающихся.

Закрепляют полученные знания о кино.

Объясняют.



5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- А сейчас 2 человека (желающие) выполнят небольшую работу: изучат программу передач на любой из дней недели и систематизируют передачи по жанрам. Запишут выводы в тетрадь.

Систематизируют передачи по жанрам, обосновывают ответы, опираясь на ранее полученные знания.


6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Мы познакомились с двумя видами искусства: фотография и кино. Но есть ещё один вид искусства, который является не только средством массовой видеоинформации, но и имеет огромную социальную ценность. Назовите этот вид искусства.


- Информация учителя о принципе работы телевизионных каналов:

с помощью телевидения происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных сигналов, распространяющихся по каналу связи. Первые телепередачи в Москве начались ещё в 1935г. Они были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту. Границы телевизионного обзора расширяются. Сейчас уже можно осуществить телепередачу с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха и даже из космоса – теле-глаз способен видеть и там, где глаз человека не видит.

- Давайте посмотрим на исторические телевизионные заставки к передачам, которые шли на наших телеэкранах.




- Сегодня всё большее распространение получают телепроекты, ориентирующие зрителя на интерактивное общение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, смс-сообщениями. Это игры, конкурсы и т.д. Посмотрите на современные телевизионные заставки передач, идущие на российских телеканалах. Внимание на экран!






- Телевидение – это мощный способ информации, замечательный ретранслятор крупных событий в художественной жизни мира. Фантасты братья Стругацкие так пишут о возможностях, опасностях и благотворных перспективах телевидения: « Телевизор может оказаться троянским конём, который въезжает в ум и душу среднего человека и предает его, делает мещанином и подлецом, бандитом и убийцей. Логический конец, когда телевизор становится наркотиком, превращает человека в своего раба, как показывает Брэдбери, наблюдая за жизнью в Америке. Но телевизор может стать и великим учителем человека, используя всю ту же свою притягательную способность. В этом благо…»

- Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Э.Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более, чем ящик с проводами и лампочками?»

Аргументируйте своё мнение.







Ответы обучающихся, объясняют социальную функцию искусства, привлекаются к объяснению нового материала.






Знакомятся с интересными фактами о телевидении, просматривая слайды презентации.







Просмотр телевизионных заставок, обсуждения об истории появления их на экранах телевизора (программа «Время», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и т.п.).










Просмотр слайдов, сравнивают данную информацию с ранее увиденной, обсуждают эстетическую, созидательную и социальную направленность современных телезаставок.




Читают информацию на слайде.


























Ответы детей с опорой на собственный опыт.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- О каких видах искусства вы сегодня узнали на уроке?

- С какими интересными фактами о новых видах искусства вы познакомились?

- Оцените свою работу на уроке. Было ли вам трудно?

- И в заключение урока позвольте, дорогие гости, и вы, ребята, попробовать провести развлекательное шоу «Угадай мелодию».

- Внимание на экран! Тема игры: «Музыка кино» и «Музыка телевизионных передач».

Просим желающих подойти к нам.

- У нас две категории, в каждой по 6 мелодий. Каждый из вас выбирает категорию и называет номер мелодии. Кто больше всех наберёт очков, тот и победитель.

Итак, начинаем!

(кинофильмы подбираются разного исторического периода, знаковые, отмеченные наградами)

1 категория: «Музыка кино»

  1. «Голодные игры»

  2. «Джельтмены удачи»

  3. «Ёлки»

  4. «Крёстный отец»

  5. «Игрушка»

  6. «Сумерки»


2 категория «Музыка телевизионных передач»

(передачи также относятся к разным годам в истории телевидения)


  1. «Дом – 2»

  2. «В гостях у сказки»

  3. «Здоровье»

  4. «Кинопанорама»

  5. «В мире животных»

  6. «Прогноз погоды»

Подведение итогов. Награждение победителей.

Оценивание работы обучающихся на уроке.

Участвуют в обсуждении изученного на уроке.




Дают оценку собственной деятельности на уроке.

Обучающиеся проводят игру.



Выход ведущих, отбор игроков из числа обучающихся и гостей.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!