сосудистую систему (ССС); научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физиологического состояния и тренированности.
Этап урока | Время (мин) | Содержание урока | Методы, приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Начало урока. Организационный момент. | 2 | Здравствуйте, ребята! Для начала нам надо организовать 4 группы по 4 (6) человек. Поэтому попрошу вас сесть на соответствующие места. Сейчас у нас будет не совсем обычный урок: в роли знающих специалистов выступите вы, а не я. Я уверена, что всё у вас получится. А если что, то я здесь, рядом и всегда готова придти вам на помощь. Для этого стоит только поднять руку. | Коммуникатив- ный, личностно- ориентированный | Учитель привет- ствует детей. Организует групповую форму работы. Приём формирования групп – список группы, который заранее составлен учителем. В состав группы включены обучающиеся с разным уровнем обученности. Цель: создание благоприятной психологической атмосферы урока и подготовка учащихся к продуктивной работе на нём.. | Дети привет- ствуют учителя, за- нимают соответствую- щие места в классе. Демон- стрируют готовность к продуктивной деятельности. |
2.Актуализация знаний для изучения нового учебного материала. | 7 | Слушайте, ребята! Это стучит….(сердце). (звучит запись работы сердца. Слайд1) К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно бьётся в любом органе. С научной точки зрения сердце изучается уже несколько веков. Удивительное устройство камер и сосудов сердца, его клапанов, идеальная согласованность с другими компонентами системы кровообращения вызывают восхищение у современных учёных. Здесь всё просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство! Сейчас вам предстоит вспомнить анатомическое строение сердца. Для этого необходимо выполнить задание – «найди ошибку». Текст с ошибками «Сердце» лежит у вас у всех на столах. В течении 3-х минут поработайте с ним и выявите ошибки. Затем кто-то один из группы, первой справившейся с заданием, зачитает текст и прокомментирует ошибки. Задача остальных групп внимательно следить, слушать и в случае чего поправить. Мысль понятна? Если всё понятно, то приступаем к работе. Молодцы! Я только вот о чём ещё хочу сказать вам. С анатомической точки зрения сердце - владычественный орган человека. Кровеносные сосуды, которыми кровоснабжается сердце, посмотрите, (слайд 2)образуют как бы корону, которая венчает сердце. Греческий врач Гален во 2-ом в.н.э. назвал эти сосуды коронарными (от латин. сorona – венец, корона). С тех давних времён и по сию пору эти артерии называются коронарными, или венечными. А что же сказали физиологи о сердце? А физиологи сказали, что сердце обладает уникальными свойствами. Удивительное строение – уникальные свойства. Логично? Давайте вспомним эти свойства. Есть органы, имеющие функцию проводимости, возбудимости и сократимости, но не имеющие автоматизма. Лишь только сердце имеет такое уникальное сочетание способностей. Для чего же? Чтобы выполнять свою предначертанную функцию – кровоснабжение других органов. Так что же для нас сердце? | Обеспечение мотивации и актуализация знаний и умений на основе изученного материала. Репродуктивный метод с элементами беседы. | Использует презентацию. Показывает места на своём теле, где прощупывается пульс. Сообщает способ организации взаимодействия обучающихся в группе по структуре «1-2 – все»: 1. Каждый член группы работает самостоятельно. 2. Члены группы готовят вариант доклада в парах. 3. Пары представляют свои доклады на обсуждении группы. 4. Группа готовит итоговый вариант доклада. По истечении указанного времени учитель заслушивает ответы учащихся, обобщает сказанное. Заслушивает и обобщает ответы детей. | Находят, каждый для себя, то место, где у него хорошо прощупывается пульс. Работа с текстом «Сердце» (Приложение1) Ученики называют особенности сердечной мышцы: возбудимость, сократимость, проводимость, автоматизм. Предлагают варианты ответа на вопрос. |
3.Сообщение темы и целей урока. | 2 | Что удивительного – кровоснабжая весь организм, себя же питает в последнюю очередь. Вот такое оно наше сердце: с одной стороны – уникальный орган, а с другой – самый уязвимый. Вы только представьте себе, какую колоссальную работу выполняет наше сердце. За 1 мин. оно перекачивает около 5 л крови, значит за урок в 45 мин– 225л! А за сутки? При такой активной работе становится понятна уязвимость сердечно -сосудистой системы. Но есть и другие факторы. Этому, собственно, и посвящено наше занятие. Я уверена, что вы уже догадались, какова тема нашего урока. Кто попробует её озвучить? | словесный | Озвучивает тему и цели урока. | Предлагают варианты ответа на вопрос. |
4.Предъявле- ние нового материала | 5 | Да, ребята. У нас сегодня очень актуальная и полезная тема – «Гигиена сердечно -сосудистой системы». От лица врачей-кардиологов, занимающихся лечением заболеваний сердца, я скажу, что смертность от болезней сердечно - сосудистой системы (ССС) составляет 35-40% населения Земли! Только в нашей стране в год от ССЗ умирает 1млн. 300 тыс. человек – население крупного областного центра. Как на ваш взгляд, это много или мало? Сердечно - сосудистые заболевания (ССЗ) представляют собой группу болезней сердца и кровеносных сосудов. А какие вы знаете сердечно - сосудистые заболевания? Вот вы сейчас и постараетесь выяснить причины такого положения и основные правила гигиены, т.е. как при такой активной работе ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми. Выясните, какая связь между причиной и следствием – болезнью сердца. | метод мотивирования учебной активности учащихся с использованием данных статистики | Даёт краткую характеристику ССЗ. (слайд ) | Предлагают варианты ответа на вопросы. |
5. Работа над новым материалом. | 15 | Каждая экспертная группа будет работать над определённой проблемой. ( В чём вред и каковы последствия). Две группы будут представлять врачей-наркологов, врачей, которые спасают людей от разных зависимостей. Их задача - выявить последствия курения и алкоголя на работу ССС. 3-ья группа – врачей-диетологов. Они представят данные влияния питания и 4-ая - врачей-психотерапевтов – влияние стресса. | Личностно-ориентированный Метод ролевой игры. Коммуникатив-ный Частично-поисковый | Организует работу групп. Даёт целевую установку на чтение информационных текстов. Цель: формировать и развивать умения извлекать фактическую информации. Фиксирует результаты работы групп на доске. (слайды) | Ученики, в течении 7 мин. работают над поставленной проблемой в группах, по структуре «1 -2 – все», читая текст дополнительного нового материала. (Приложение №2) Устное представление результатов работы групп. |
6. Домашнее задание (лабораторная работа) | 5 | Итак, мы знаем, что подвергает опасности наше сердце, и к каким заболеваниям это приводит. Дома предлагаю вам провести исследование, чтобы узнать в каком состоянии на данный момент находится ваша ССС. Воспользуетесь инструктивной картой. Каждый из вас выступит в роли врача-терапевта. Для работы вам понадобится прибор тонометр, который предназначен для измерения давления и секундомер для подсчёта пульса. | Исследователь-ский. Здоровье- сберегающая технология. | Даёт краткую пояснительную информацию по методике эксперимента. Цель: получение данных, характеризующих ССС у подростков; | Записывают домашнее задание. (параграф 24) Выполняют дома исследование по инструктивной карте. Анализируют полученные результаты. (Приложение 4) |
7. Физкульт- минутка | 5 | Но мало знать что-то, надо что-то делать. Как говорит народная мудрость: «Знать, но не делать – значит не знать!» Никакая медицина не может справиться с таким количеством больных, если не будет проводиться работа, направленная на профилактику заболеваний, если сам человек не будет заинтересован в укреплении и сохранении здоровья. Выход есть? Выход есть всегда. Какой вы видите выход? Предлагаю провести эксперимент. Сейчас вы прощупаете свои мышцы плеча, затем отожмёте корпус, не прибегая к помощи ног, несколько раз. После этого снова прощупаете те же мышцы. Есть ли разница и попытайтесь объяснить причину. | эксперименталь-ный | Проводит фронтальный опыт. Цель: для смены деятельности и обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся | Предлагают варианты ответа на вопрос. (тренировка сердца, отказ от вредных привычек) Проводят опыт, объясняют причину. |
8. Заключение. Вывод. | 5 | А вот, какие ещё факторы, способствуют укреплению сердечно – сосудистой системы. Предлагаю поработать с информационным материалом. В начале урока я привела тяжёлую статистику. Но не всё так безнадёжно. Уверена, что знания, полученные вами сегодня, не осядут мёртвым грузом, а позволят вам укрепить своё сердце, будут способствовать тому, что вы не будете подвергать ССС ненужным испытаниям. И в заключении мне бы хотелось привести слова из Ветхого завета (Священного Писания), где в притчах Соломона сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни». (слайд) Составить буриме «Измени свою жизнь». | Личностно-ориентированный | При необходимости даёт пояснение. Раздача детям памяток Заслушивает варианты составленных буриме.. | Рассказывают о позитивных факторах на ССС. (приложение 3) Работают над оставлением буриме. |
9. Рефлексия. | 2 | Подводя итоги, выполните задание – «Закончите фразы» Большая благодарность вам, ребята, за сегодняшнее сотрудничество на уроке. Мне было интересно и приятно с вами работать. Урок окончен. Будьте здоровы и счастливы! | Личностно-ориентированный | Сопоставляет ранее поставленную цель с результатом деятельности. | Делают выводы. Анализируют результаты собственной деятельности Сдают работы учителю. |