СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по гигиене СС системы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока в 8 классе по гигиене сердечно-сосудистой системы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по гигиене СС системы.»

План-конспект урока по теме:

«Гигиена сердечно – сосудистой системы»

Учитель: Родионова Елена Михайловна

Место работы: МБОУ СОШ с.Вазерки им. В.М.Покровского Бессоновского района, Пензенской области

Предмет: биология

Класс: 8

Тема и номер урока в теме: в 6 теме «Кровь. Кровообращение» 5 номер в теме.

Базовый учебник: Колесов.Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек» М.; Дрофа; 2019.

Цель: сформировать знания у учащихся о причинах вызывающих сердечно - сосудистые заболевания и гигиене сердечно-сосудистой системы.

Задачи:

  1. Образовательные - повторить знания о строении сердечно - сосудистой системы; научить связывать особенности строения и функционирования сердца человека как органа кровеносной системы; познакомить обучающихся с содержанием определения «сердечно - сосудистые заболевания (ССЗ); расширить знания учащихся о позитивных и негативных факторах, оказывающих влияние на сердечно-

сосудистую систему (ССС); научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физиологического состояния и тренированности.

  1. Развивающие - развивать умение учащихся работать в группах; развивать творческие способности учащихся; формировать умения самостоятельно приобретать знания через работу с дополнительным материалом; развивать культуру речи; умение логически мыслить (анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы); развитие практических навыков учащихся.

  2. Воспитательные – формировать экологическую компетентность, воспитывая позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Тип урока : урок изучения нового материала .

Форма работы: групповая. Урок проводится с использованием техник кооперации как способа организации групповой работы

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, макет сердца человека, информационные раздаточные листы для групп, тонометр, часы с секундной стрелкой, лабораторные инструктивные карты.

Стркуктура и ход урока

Этап урока

Время

(мин)

Содержание

урока

Методы,

приёмы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Начало урока.

Организационный

момент.

2

Здравствуйте, ребята! Для начала нам надо организовать 4 группы по 4 (6) человек. Поэтому попрошу вас сесть на соответствующие места. Сейчас у нас будет не совсем обычный урок: в роли знающих специалистов выступите вы, а не я. Я уверена, что всё у вас

получится. А если что, то я здесь, рядом и всегда готова придти вам на помощь. Для этого стоит только поднять руку.




Коммуникатив-

ный,

личностно-

ориентированный


Учитель привет-

ствует детей.

Организует

групповую форму

работы. Приём формирования групп – список группы, который заранее составлен учителем. В состав группы включены обучающиеся с разным уровнем обученности.

Цель: создание благоприятной

психологической

атмосферы урока и подготовка учащихся к продуктивной работе на нём..

Дети привет-

ствуют

учителя, за-

нимают

соответствую-

щие места

в классе. Демон-

стрируют

готовность к

продуктивной

деятельности.

2.Актуализация

знаний для

изучения нового

учебного

материала.

7

Слушайте, ребята! Это стучит….(сердце). (звучит запись работы сердца. Слайд1) К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно бьётся в любом органе.

С научной точки зрения сердце изучается уже несколько веков. Удивительное устройство камер и сосудов сердца, его клапанов, идеальная согласованность с другими компонентами системы кровообращения вызывают восхищение у современных учёных. Здесь всё просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само совершенство!

Сейчас вам предстоит вспомнить анатомическое строение сердца. Для этого необходимо выполнить задание – «найди ошибку». Текст с ошибками «Сердце» лежит у вас у всех на столах. В течении 3-х минут поработайте с ним и выявите ошибки. Затем кто-то один из группы, первой справившейся с заданием, зачитает текст и прокомментирует ошибки. Задача остальных групп внимательно следить, слушать и в случае чего поправить. Мысль понятна? Если всё понятно, то приступаем к работе.


Молодцы! Я только вот о чём ещё хочу сказать вам. С анатомической точки зрения сердце - владычественный орган человека. Кровеносные сосуды, которыми кровоснабжается сердце, посмотрите, (слайд 2)образуют как бы корону, которая венчает сердце. Греческий врач Гален во 2-ом в.н.э. назвал эти сосуды коронарными (от латин. сorona – венец, корона). С тех давних времён и по сию пору эти артерии называются коронарными, или венечными.


А что же сказали физиологи о сердце? А физиологи сказали, что сердце обладает уникальными свойствами. Удивительное строение – уникальные свойства. Логично?

Давайте вспомним эти свойства.


Есть органы, имеющие функцию проводимости, возбудимости и сократимости, но не имеющие автоматизма. Лишь только сердце имеет такое уникальное сочетание способностей. Для чего же? Чтобы выполнять свою предначертанную функцию – кровоснабжение других органов. Так что же для нас сердце?






Обеспечение мотивации и актуализация знаний и умений на основе изученного материала.


Репродуктивный

метод с элементами

беседы.

Использует

презентацию.

Показывает места на своём теле, где прощупывается пульс.

Сообщает способ организации взаимодействия обучающихся в группе по структуре «1-2 – все»:

1. Каждый член группы работает самостоятельно.

2. Члены группы готовят вариант доклада в парах.

3. Пары представляют свои доклады на обсуждении группы.

4. Группа готовит итоговый вариант доклада.


По истечении указанного времени учитель заслушивает ответы учащихся, обобщает сказанное.


























Заслушивает и обобщает ответы детей.

Находят, каждый для себя, то место,

где у него

хорошо

прощупывается пульс.


















Работа с текстом

«Сердце»

(Приложение1)







Ученики называют особенности сердечной мышцы: возбудимость,

сократимость,

проводимость,

автоматизм.
















Предлагают варианты ответа на вопрос.


3.Сообщение

темы и целей

урока.


2

Что удивительного – кровоснабжая весь организм, себя же питает в последнюю очередь. Вот такое оно наше сердце: с одной стороны – уникальный орган, а с другой – самый уязвимый. Вы только представьте себе, какую колоссальную работу выполняет наше сердце. За 1 мин. оно перекачивает около 5 л крови, значит за урок в 45 мин– 225л! А за сутки? При такой активной работе становится понятна уязвимость сердечно -сосудистой системы. Но есть и другие факторы. Этому, собственно, и посвящено наше занятие. Я уверена, что вы уже догадались, какова тема нашего урока. Кто попробует её озвучить?


словесный

Озвучивает тему

и цели урока.

Предлагают варианты ответа на вопрос.


4.Предъявле-

ние нового

материала



5

Да, ребята. У нас сегодня очень актуальная и полезная тема – «Гигиена сердечно -сосудистой системы». От лица врачей-кардиологов, занимающихся лечением заболеваний сердца, я скажу, что смертность от болезней сердечно - сосудистой системы (ССС) составляет 35-40% населения Земли! Только в нашей стране в год от ССЗ умирает 1млн. 300 тыс. человек – население крупного областного центра. Как на ваш взгляд, это много или мало?

Сердечно - сосудистые заболевания (ССЗ) представляют собой группу болезней сердца и кровеносных сосудов. А какие вы знаете сердечно - сосудистые заболевания?


Вот вы сейчас и постараетесь выяснить причины такого положения и основные правила гигиены, т.е. как при такой активной работе ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми. Выясните, какая связь между причиной и следствием – болезнью сердца.




метод мотивирования учебной активности учащихся с использованием

данных

статистики

Даёт краткую характеристику

ССЗ.

(слайд )

Предлагают варианты ответа на вопросы.


5. Работа над

новым

материалом.


15

Каждая экспертная группа будет работать над определённой проблемой. ( В чём вред и каковы последствия). Две группы будут представлять врачей-наркологов, врачей, которые спасают людей от разных зависимостей. Их задача - выявить последствия курения и алкоголя на работу ССС. 3-ья группа – врачей-диетологов. Они представят данные влияния питания и 4-ая - врачей-психотерапевтов – влияние стресса.

Личностно-ориентированный


Метод ролевой игры.

Коммуникатив-ный

Частично-поисковый


Организует работу

групп.

Даёт целевую установку

на чтение информационных

текстов.

Цель:

формировать и развивать умения извлекать фактическую информации.

Фиксирует результаты работы групп на доске.

(слайды)

Ученики, в течении 7 мин. работают над поставленной проблемой в группах, по структуре «1 -2 – все», читая текст дополнительного нового материала. (Приложение №2)



Устное

представление результатов работы групп.

6. Домашнее

задание

(лабораторная

работа)


5

Итак, мы знаем, что подвергает опасности наше сердце, и к каким заболеваниям это приводит. Дома предлагаю вам провести исследование, чтобы узнать в каком состоянии на данный момент находится ваша ССС. Воспользуетесь инструктивной картой. Каждый из вас выступит в роли врача-терапевта. Для работы вам понадобится прибор тонометр, который предназначен для измерения давления и секундомер для подсчёта пульса.





Исследователь-ский.

Здоровье-

сберегающая

технология.

Даёт краткую пояснительную информацию по методике эксперимента.

Цель: получение данных, характеризующих

ССС у подростков;


Записывают домашнее задание.

(параграф 24)

Выполняют дома

исследование по инструктивной карте. Анализируют

полученные

результаты.


(Приложение 4)

7. Физкульт-

минутка




5

Но мало знать что-то, надо что-то делать. Как говорит народная мудрость: «Знать, но не делать – значит не знать!» Никакая медицина не может справиться с таким количеством больных, если не будет проводиться работа, направленная на профилактику заболеваний, если сам человек не будет заинтересован в укреплении и сохранении здоровья. Выход есть? Выход есть всегда. Какой вы видите выход? Предлагаю провести

эксперимент. Сейчас вы прощупаете свои мышцы плеча, затем отожмёте корпус, не прибегая к помощи ног, несколько раз. После этого снова прощупаете те же мышцы. Есть ли разница и попытайтесь объяснить причину.



эксперименталь-ный

Проводит фронтальный

опыт.



Цель:

для смены деятельности и обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся




Предлагают варианты ответа на вопрос.

(тренировка

сердца,

отказ от

вредных

привычек)

Проводят опыт,

объясняют причину.




8.

Заключение.

Вывод.

5

А вот, какие ещё факторы, способствуют укреплению сердечно – сосудистой системы. Предлагаю поработать с информационным материалом.


В начале урока я привела тяжёлую статистику. Но не всё так безнадёжно. Уверена, что знания, полученные вами сегодня, не осядут мёртвым грузом, а позволят вам укрепить своё сердце, будут способствовать тому, что вы не будете подвергать ССС ненужным испытаниям.

И в заключении мне бы хотелось привести слова из Ветхого завета (Священного Писания), где в притчах Соломона сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни».

(слайд)



Составить буриме «Измени свою жизнь».


Личностно-ориентированный

При необходимости

даёт пояснение.



Раздача детям памяток



Заслушивает варианты

составленных

буриме..

Рассказывают о позитивных факторах на ССС. (приложение 3)








Работают над

оставлением

буриме.

9. Рефлексия.

2

Подводя итоги, выполните задание – «Закончите фразы»


Большая благодарность вам, ребята, за сегодняшнее сотрудничество на уроке. Мне было интересно и приятно с вами работать. Урок окончен.

Будьте здоровы и счастливы!

Личностно-ориентированный

Сопоставляет ранее поставленную цель с результатом деятельности.

Делают выводы.

Анализируют результаты собственной деятельности


Сдают работы учителю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!