Сценарий урока
МАОУ «Гимназия №1» г. Бугуруслан
Григорьева Е.М. (учитель изобразительного искусства)
Класс: 3
Тема: Художник в цирке
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: познакомить обучающихся с цирковым искусством и работой художника в цирке; совершенствовать приемы работы над изображением циркового актёра (клоуна) .
Образовательные задачи: формировать умение изображать циркового актёра в движении по памяти и представлению;
Развивающие задачи: развивать воображение, наблюдательность, фантазию и творчество;
Воспитательные задачи: воспитывать уважение , интерес и эмоциональную отзывчивость к цирковому искусству; привлекать обучающихся к цирковому искусству как искусству перевоплощения, лицедейству.
Планируемые результаты:
Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения;
упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, проблемный, творческий.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод, проблемный метод , частично-поисковый иллюстративный метод,
репродуктивный метод, метод анализа и синтеза, метод самостоятельной работы.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологическое сопровождение урока: технология активного обучения; технология проблемно-диалогического обучения; информационные технологии, ИКТ; личностно-ориентированные технологии; игровая технология ( прием перевоплощения); технология творческого сотрудничества; здоровьесберегающая технология (динамическая пауза)
Оборудование: иллюстрации с изображением цирковых артистов, презентация «Цирк!», методическая разработка «Наряди клоуна», учебник, аудиофайл «Цирковой марш», элементы костюма (нос, колпачок, бабочка), карточки словесного портрета клоуна.
Этапы урока (цель) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный этап. | -Я рада приветствовать вас, ребята! - - Проверьте, все ли готово к уроку. - Пожалуйста, присаживайтесь. - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. - Желаю удачи! | Обучающиеся приветствуют учителя. Садятся на места. Улыбаются. | Р. Осуществляют самоконтроль. К. Контролируют свои действия в классе. |
2.Мотивация учебной деятельности. | (Показ отрывка из мультфильма «Ну, погоди!» про цирк) -Ребята, скажите, куда пришёл волк? - Правильно. (Учитель зачитывает загадку) Смена лиц в одно мгновенье, Любят это заведенье. Здесь всегда и шум и крик, И ему названье … (цирк) - Ребята, сегодня мы продолжаем знакомится с работой художника . - И как вы уже поняли , мы познакомимся с работой художника в цирке. - Что может делать художник в цирке? | Обучающиеся хором отвечают: - в Цирк! Обучающиеся отвечают на вопрос. - Рисовать декорации, создавать костюмы и образы, гримировать актёров… | Л. Проявляют интерес к изучению материала. К. Слушать и понимать речь других; Уметь грамотно выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов. |
3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи. | - Ребята, давайте попытаемся определить тему урока. - Какова же тема нашего урока? (тема на слайде ) «Художник в цирке» - Ребята, а какие задачи вы поставите перед собой? (На слайде можно использовать подсказку) -Узнаем … - Научимся… - Выполним…. - Чтобы решить поставленные задачи, мы должны познакомиться с цирковым искусством поближе. - Вы согласны? | Обучающиеся предлагают различные варианты темы . Обучающиеся ставят перед собой задачи. - Узнать о цирке… - Научится правильно использовать знания …. - Выполнить изображение циркового актёра (клоуна) | Р. Умение самостоятельно извлекать нужную информацию; П. Осуществляют анализ учебного материала; правильно владеют худ. терминами. |
4.Изучение нового материала. | (Данный этап сопровождается презентацией) -Искусство цирка своими корнями уходит в далёкую старину. Элементы циркового искусства существовали ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае. -В Древней Руси на ярмарках, народных гуляниях устраивали выступления жонглёров, канатоходцев, силачей , скоморохов и даже дрессированных медведей . (Работа с текстом ) ( см. приложение) - Ребята, у вас на партах текст. Необходимо изучить его ,а затем ответить на вопросы. - Итак , вам было дано д.з. подготовить сообщения о цирке. (Сообщения обучающихся ) Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища. Когда цирк прибывал в город, он оповещал о себе уличным шествием со слонами, духовым оркестром, клоунами и артистами в костюмах верхом на лошадях. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины (1873), ведущие родословную из крепостных. Когда-то они ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по дворам. Братья купили собственный, как тогда говорили, шапиток. Так начиналось цирковое искусство в России. Цирковое представление – это, как путешествие неизведанное, увлекательное, одинаково интересное для артистов и зрителей. - Ребята, а кто сейчас выступает в современном цирке? - Так что такое цирк? « Цирк» С. Рагулиной (см.приложение) - Но, какой же цирк без самого главного актёра- клоуна - Ребята, кто-то стучится в дверь. (Можно использовать элемент неожиданности. Открывается дверь и входит ученик , одетый в костюм клоуна. Зачитывает стихотворение) Клоун Рыжий, Клоун Белый, Клоун трус И клоун смелый, Клоун Бом И клоун Бим, Клоун может Быть любым. На проделки их глазея, Мы кричим: «Вот это да!»… Только клоуна-злодея Не бывает никогда! - Ребята , а кто хочет нам рассказать про Рыжего и Белого клоуна? (см. приложение) - А сейчас я предлагаю поиграть. Необходимо нарядить клоуна . (Можно использовать элемент игры «Наряди Клоуна») | Обучающиеся работают с текстом. (Сообщения обучающихся) Оценку за сообщения ставят обучающиеся при помощи шариков Обучающиеся отвечают на вопрос. - Акробаты, жонглеры, эквилибристы, гимнасты, дрессировщики, фокусники, клоуны… Обучающиеся зачитывают строки из стихотворения . Затем крепят на импровизированную арену нарисованных цирковых артистов. Оценку за сообщения ставят обучающиеся при помощи шариков Ребята по желанию могут одеть костюм клоуна и разыграть небольшую сценку. (сообщения обучающихся) Сообщение оценивают при помощи шариков Обучающиеся по очереди выходят к доске и крепят элементы одежды на бумажного клоуна. | П. обобщают информацию о цирке; определяют роль и место циркового искусства в жизни человека; строят логически обоснованные рассуждения. К. участвуют в диалоге с учителем, излагают своё мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи. Л.проявляют познавательную активность, осознают свои эмоции, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. |
Физкультминутка | Учитель показывает движения . На арену клоун вышел. Кто о нём из вас не слышал? Поклонился, улыбнулся, Потянулся , повернулся. Он присел, потом привстал, Головою покачал. Мы захлопали в ладоши, Потому что он хороший! | Обучающиеся выполняют упражнения за учителем. | Л. Проявляют физическую активность в выполнен. упражнений |
5. Закрепление | - Прежде чем вы приступите к выполнению работы , я предлагаю собрать пазлы «Портрет клоуна». (Класс делится на группы. Каждая группа получает конверт с нарезанными фрагментами портрета клоуна. Необходимо быстро собрать и наклеить пазлы на лист бумаги ) (см.приложение) - А сейчас я предлагаю обратить внимание на доску. ( На доске вывешиваются слова- черты характера клоуна. Необходимо выбрать верное). Проказник, добрый, врунишка, ленивый, безжалостный, хитрый, умный, шаловливый, смешной, злой…. | Обучающиеся выполняют работу в группах Обучающиеся высказывают своё мнение | Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. П. обобщают информацию о цирке; |
6.Творческая практическая деятельность учащихся | Этапы работы вы видите на слайде (На данном этапе учитель осуществляет контроль за деятельностью обучающихся) | Обучающиеся выполняют портрет клоуна любыми художественными материалами. | Р.выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Л. Самоопределение |
7. Итог урока. Рефлексия. | Выставка , анализ и взаимооценка работ учащихся. - Ребята, как думаете , смогли вы сегодня быть художниками цирка? - Какие получились образы клоунов? - Ребята, задачи , которые ставили перед собой решены? -Что узнали … - Чему научились… - Что выполнили…. - У вас на партах по два разноцветных шарика. -Если вам урок понравился , и вы получили удовольствие, то подарите нашему клоуну красный шарик. -Если вы остались чем -то не довольны, то прикрепите к нитям синий шарик. - Предлагаю, как в цирке оценить свою работу аплодисментами! - Я очень рада, что наш урок оказался познавательным и позитивным! - И как говорят в настоящем цирке : - До новых встреч, друзья! | Обучающиеся выставляют работы, осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности. Обучающиеся по очереди подходят к доске и делают свой выбор с шариками. Обучающиеся аплодируют. | К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л. аргументированно оценивают свои работы и работы одноклассников. |
Приложение к технологической карте урока изобразительного искусства по теме «Художник в цирке»
( раздаточный материал)
Цирк (от латинского — круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.
Основой циркового искусства считается демонстрация необычного и смешного. Характерной особенностью современного цирка является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, исключительных способностей, часто связанных с риском (физическая сила, акробатика, эквилибристика), дрессированных животных. Цирк может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, но как и ранее большую роль играет передвижной цирк.
Международный День Цирка отмечается в третью субботу апреля.
Рыжий —партнёр Белого клоуна. Название «Рыжий» утвердилось в конце 19 века. Происхождение его связано с вошедшим в моду у комиков париком рыжего цвета. У Рыжего преобладает какая-либо определённая черта характера: флегматик, неуёмный проказник, по-детски наивный и непосредственный, хитрец и др.
Белый клоун –партнёр Рыжего клоуна.
У артиста подчёркнуто комический костюм и грим: короткие до колен панталоны, сшитые вместе с курткой, украшенной аппликациями – бабочками, рыбами, звёздами или яркими полосами; артист белит лицо, чернит нос, подрисовывает утрированные брови и рот. Становится похожим на Пьеро. Артист играет умничающего резонёра, склонного к риторике, поучениям и показному благородству.
« Цирк» С. Рагулиной
Хохочущее, яркое,
Чудное, заводное,
С огнями разноцветными,
Шарами разодетое
Большое представление.
Что всем на удивление
Приехало, притопало,
Пришлёпало, пришло.
Здесь чудо-музыканты
В больших зелёных бантах.
Жонглёры, акробаты,
Летают на канатах.
Собаки, кошки, мишки,
Львы, тигры и мартышки,
А рядом с ними слон —
Силач и чемпион.
Факир глотает шпагу!
Вот смелость и отвага!
А клоун дарит смех,
Улыбки и успех!
И будут хлопать дети
На цирковой планете
Хоть двадцать три часа подряд.
О Цирк! Ты – сказочный парад!