| | - Ребята, нам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в далекий мир, а куда, вы узнаете отгадавши ребус. Думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке. - Как называется государство, в котором мы живем? У России, как и у любого государства есть свои символы. -Какие символы государства вы знаете? -А для чего они нужны? Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны. | | Смотря на изображе-ния ребуса, ученики формируют содержа-ние темы урока. Угадывают ребус. Осмысливают, чему будет посвящён урок, делают предположения -Россия -Герб, флаг, гимн. -Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
II. Изучение нового материала | Объяснительно –иллюстратив-ный. Частично-поисковый | Наш урок мы посвятим одному государственному символу (можно взять в руки) … - Чтобы определить тему урока, я предлагаю собрать её из слов на доске «Эмблема» - Итак ,тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». - Какие задачи поставите перед собой на уроке? - Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе? - В конце урока вы должны будете создать герб вашей семьи. | Фронтальная работа | Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации - Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
| | -Где можно встретить изображение герба? Герб может быть у города, района, школы, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации). Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей. Давайте сделаем небольшую экскурсию в историю и послушаем сообщение о происхождении слова «герб». Учитель показывает слайды с изображением рыцарей и различных форм гербов. Существует наука, которая называется геральдика. Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. Занимались составлением гербов – герольды (слово на доске). Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Таким образом, постепенно образовалась и геральдическая азбука. Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. - Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов) -Какие части можно выделить в гербе? Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона. -Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом? На экране представлены одни из самых популярных форм западноевропейских щитов. - Каждое условное изображение имело своё значение: дуб и медведь означали силу; факел и раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу; крылатый змей – зло смуту; дракон – могущество; рука – храбрость. - Цвет тоже имел символическое значение: Жёлтый и белый соответствовали цвету золота и серебра (металлы). Золото считались символом богатства и справедливости, серебро – символом невинности и чистоты. темно- красный – символ любви, смелости; голубой – символ красоты и величия; зелёный – символ изобилия; пурпурный (красный с оттенком синего) могущества; чёрный – мудрости. Элементы старинного герба: - щит, -щитодержатели (люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах), - корона, - лента с девизом. Поле щита может быть однотонное, простое или разделённое, сложное. Щит бывает разделённым по вертикали – рассечённый, по горизонтали – пересечённый, по диагонали – скошенный. - Ребята, давайте вернемся к гербу нашего государства. (показ слайда) Ребята знаете, ли вы, что у каждого города нашей страны, есть свой герб. Есть он и у нас. Называют герб Челябинска. Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Эмблема- условное изображение идеи в рисунке и пластике, условный знак, которому присвоен какой –то смысл. Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать. Эмблемы предшественники гербов- одна и та же эмблема может быть изображена по-разному. Это значит, что эмблема служила лишь украшением, орнаментом. Герб требует неизменяемости и строгих канонов. Посмотрите на изображения гербов еще нескольких городов России. -Как вы думаете, если бы вы знали, почему фон герба определенного цвета и что означает изображенная фигура или предмет, почему именно эта форма щита, вы бы смогли нам рассказать, почему он составлен именно так, а не по-другому? Теперь, вы понимаете, для того, чтобы составить герб нужно знать, какую выбрать форму поля герба, как подобрать цвет, узнать какие фигуры можно использовать, другими словами надо узнать особенности составления герба. | | Ученики отвечают на поставленные вопросы Ученики просматривают слайды презентации. Просмотр учащимися слайдов с изображением герба РФ, герба. Читает сообщение, что в средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изобра-жение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Формы рыцарских щитов были различ-ными: круглыми, заостренными к низу, овальными, прямоугольными и даже в форме полуме-сяца. Воины со временем стали пере-давать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство». Малое количество. В гербах показывается самое главное. Просмотр слайдов Красный цвет щита говорит о крови, которая была пролита людьми при защите своей земли. Он является знаком мужества и любви. Серебряный цвет указывает на чистоту и благородство. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
III.Творческая практическая деятельность. | Практический. Творческий поиск | Теперь, зная, что нужно учитывать при составлении герба, давайте попробуем составить герб вашей семьи. Работу вы делаете карандашом, а на следующее уроке мы продолжим в цвете. -Какой формы щит вы выберете и почему? Предлагает ответить -Подумайте, чем отличается ваша семья от других семей, что в вашей семье есть такого, чего нет в другой семье? Какие традиции или качества ваша семья соблюдает? | Ребята готовят рабочее место, выбирают | Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают герб своей семьи в карандаше. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся | -(Учитель показывает наиболее удачные эскизы семейного герба) - Подведём итог урока. - Ребята , посмотрите, какие интересные работы у вас получились. (показ работ) - Ребята, мы решили задачи , которые ставили перед собой в начале урока? - А сейчас я предлагаю закончить фразы. - Теперь я знаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… - Мне было сложно…. - Чтобы оценить работы, я предлагаю обменяться рисунками и поставить оценку друг другу. - Давайте проверим, свое настрое-ние? - Прошу вас поднять жёлтые кляксы, если вам урок понравился, и у вас не возникло трудностей. - Поднимите фиолетовую кляксу, если у вас, что- то не получилось , и было не интересно. | Индивидуальная работа | Дети осуществляют самооценку собствен-ной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точно-стью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразова-ние |