СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс . Тема "Линейная перспектива. Рисуем улицу"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс . Тема "Линейная перспектива. Рисуем улицу". Рисунок развивает мышление и является средством познания мира.Формирует умение рисовать улицу в перспективе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по изобразительному искусству 5 класс . Тема "Линейная перспектива. Рисуем улицу"»

Проект урока по предмету «Изобразительное искусство», 5 класс,

тема урока «Линейная перспектива. Рисуем улицу»


Технологическая карта изучения темы урока


Предмет

Изобразительное искусство

Учитель

Рыженькина Людмила Владимировна

Образовательное учреждение

МОУ Коткишевская ООШ

Класс

5 класс

Тема четверти

Рисунок

Тема урока

Линейная перспектива. Рисуем улицу

Художественно-педагогическая идея урока

Рисунок развивает мышление и является средством познания мира.


Тип урока

Урок закрепления знаний


Цель урока

Формировать умение рисовать улицу в перспективе


Художественно-педагогические задачи

Расширить представление о линейном рисунке и выразительной особенности.

Осваивать законы изобразительной грамоты

Формировать пространственное мышление

Основные термины и понятия

Линейная перспектива (фронтальная, угловая), линия горизонта, точка схода.

Форма проведения

фронтальная

Планируемые результаты (личностные, предметные , метапредметные)

Личностные – любовь к месту своего проживания, эмоциональное восприятие окружающего мира, развитие пространственного мышления. Предметные – закрепить знания законов линейной перспективы, формирование умения конструктивного построения предметов по законам линейной перспективы, навыка владения карандашом.

Метапредметные – умение производить анализ произведений изобразительного искусства, применять полученные знания в собственных работах, освоение метода информационного поиска.

Материалы и инструменты/ Музыкальные произведения

Альбом, карандаши различной мягкости, ластик.

Приемы и методы

Мини-диалог, прием показа способов изображения, объяснительно-иллюстративный, практический.

Ожидаемый результат

Творчески использовать знания и умения, полученные в ходе предыдущих уроков.

Используемые современные педагогические технологии

Индивидуально-деятельный подход, информационно- компьютерные технологии

УМК

Изобразительное искусство для 5 – 9 классов С.П. Ломов, С.У. Игнатьев, М.В. Карамзина.


Формы организации учебной деятельности

Урок обобщения и систематизации знаний

Межпредметные связи


Оборудование

Компьютер, проектор, экран.


Интернет ресурсы

http://kosgallery.ru/ http://like44.ru/places/romanovskiy http://kostromamuseum.ru/main/


Методическая литература

Учебник «Изобразительное искусство» 5 класс С.П. Ломов, С.У. Игнатьев, М.В. Карамзина.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формируемые УУД

1) Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

Просмотр домашних работ. Выявление и анализ самых интересных, красивых, правильных изображений дома с окружением.

Повторение пройденного материала

Учитель задает вопросы по угловой и фронтальной перспективе.

Анализ своей работы и работ одноклассников.



Ответы на вопросы по теме «Линейная перспектива»

Коммуникативные:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы, участвовать в обсуждении.

Познавательные:
умеют составлять небольшие сообщения, описывать живописное произведение, сравнивать , рассуждать.

Регулятивные:

умение применять в разговоре усвоенные термины.

2) Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Учитель:

- Потребность в рисовании заложена в человеке самой природой. С детства мы рисуем окружающий нас мир и через изображение познаем его заново. А что вы рисовали, когда были совсем маленькими?

- Как вы рисовали дома?

методическом рисунке показывает, как дети рисуют дома.) В какой перспективе вы их изображали? (Во фронтальной.)


Ответы на вопрос

(Дома, деревья, зайцев, принцесс, маму, папу, себя и т. д.)


Ответы на вопрос с опорой на свой жизненный опыт и понимание изучаемого материала.

Познавательные:
Интерес к новым знаниям

Коммуникативные: Умение четко и ясно излагать свое мнение.

Регулятивные:

Проявление внимания к теме

3) Выявление места и причины затруднений (поиск новой информации, возникновение замысла)

Учитель:

- Вы даже не подозревали, что изображали дома во фронтальной перспективе. Если продолжить ваш детский рисунок, получится целая улица. (Методический рисунок улицы с домами, забором, деревьями.) Изобразить улицу во фронтальной проекции таким образом, чтобы она уходила от нас вдаль, сложнее.


Просмотр этапов построения улицы.

Анализ перспективного построения архитектурных элементов пейзажа.



Коммуникативные: Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Умение воспринимать увиденный материал, применять в разговоре термины.

Познавательные: Знакомство с этапами рисования улицы.

4) Построение проекта выхода из затруднения (поиск способов решения задач)

В методическом рисунке учитель показывает первые этапы рисования представленной в рабочей тетради улицы.

  1. Определиться с расположением линии горизонта.

  2. Наметить линию основания домов, затем линию, определяющую их высоту.

  3. Показать два варианта изображения домов: когда дома стоят друг к другу вплотную и когда между домами свободное пространство.

На примере модели куба показать фронтальное и угловое положение домов.

Слушают учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы, рассматривают рисунки.

Регулятивные:

Умение воспринимать увиденный материал.

Коммуникативные:
уметь излагать свое мнение и участвовать в обсуждении.

Познавательные: Знакомство с этапами рисования улицы.

5) Реализация построенного проекта (практическая деятельность)

Просмотр презентации слайд 1-4

Учитель: Как вы считаете, почему на картине костромского художника Шлейн Николая Павловича «Дом в Плесе» не проведена к точке схода линия, соединяющая крыши домов, и линия, соединяющая верхушки деревьев?

Рассмотрите картину костромского художника Олега Молчанова «Родные места Плеса» (слайд5-6). Видна ли в этой работе линия горизонта?

- Как вы думаете, почему?

- Мы редко видим линию горизонта. Ее часто что-либо загораживает. В рисунках линию горизонта следует тоже загораживать. А как определить, где в рисунке линия горизонта?

В методическом рисунке показать, что в этой работе можно восстановить линейное построение, например боковой части церкви, т.е. найти параллельные линии, уходящие в глубину пространства. Так как мы знаем, что они сходятся в точке схода на линии горизонта, то можно легко определить точку схода и линию горизонта.




Ответы на вопрос

(высота домов и деревьев может быть разная)



(Нет)


(Линию горизонта загораживают деревья, дома, церковь)





Выполняют задание.

Сочинить композицию пейзажа. Включить а нее три дома во фронтальной проекции, расположенные на разном удалении от зрителя. (карандаш)

Познавательные:
Интерес к новым знаниям

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6) Первичное закрепление знаний. (творческое применение и «добывание» знаний в новой ситуации)

Учитель: предлагает посмотреть, как рисуют улицу профессиональные художники.

- Определите, на каких работах высокая линия горизонта, и значит, высокая точка зрения, а на каких низкая линия горизонта, и значит, низкая точка зрения.

- Определите, где располагается точка схода, видна она или нет. (слайд 7-8).

(слайды презентации вывести на интерактивную доску) и попросить учеников определить местоположения линии горизонта на рисунке и точки схода для рисования улицы.

Задает вопросы по картинам на слайдах

- В какой проекции изображена улица в каждой из работ?

-Как вы это определи? ( У зданий мы видим две боковые стены. Значит, для их построения использовали две точки схода.)




Работают на интерактивной доске.

(маркером соединяют параллельные линии, уходящие в глубину пространства, определяют положение точки схода и через нее проводят линию горизонта.)

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока

Личностные: научатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Регулятивные:

умение контролировать свою деятельность;

 фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему.



7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль и самооценка)

Учитель: дает задание «Изобразить улицу в одном из двух возможных вариантов фронтального положения».

обращает внимание учащихся на этапы выполнения зарисовки улицы.

  1. Наметьте линию горизонта и расставьте основные дома и деревья по планам.

  2. Обратите внимание на изменение масштаба предметов, расположенных на разном удалении от зрителя.

  3. Предайте в рисунке, как ближние предметы загораживают дальние. Детализируйте изображение.


Выполняют творческую работу «Сочиняем композицию пейзажа» Сами решают, какую улицу рисовать – городскую или деревенскую (современную или нет), самостоятельно определяют положение линии горизонта, точки схода и пр.

Примеры выбора композиционного решения пейзажа учащиеся рассматривают в презентации.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

8) Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает учащимся, используя готовые методические рисунки повторить этапы выполнения творческой работы:

  1. Определить положение линии горизонта и точки схода.

  2. Положение крупных объектов: домов, деревьев.

  3. Менее значимые объекты, детали окружения: фонари, кусты, машины и пр.

  4. Детализировать изображение.

Работают на интерактивной доске.


Коммуникативные:

Умение четко и ясно излагать свое мнение.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока

9) Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия)

Учитель вместе с учащимися просматривают и обсуждают творческие работы.

(Анализ творческих работ обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников)

- Ребята, этот урок завершил изучение темы «Линейная перспектива». На нем вы творчески использовали знания и умения, полученные в ходе предыдущих уроков, опирались на свой жизненный опыт. Придумывая улицу, вы проявили вкус, чувство ритма – гармонии, самостоятельно выбирали, какую улицу рисовать – городскую или деревенскую, какие дома изображать, как их чередовать по форме, высоте. С вами было интересно работать.

обсуждают и анализируют собственную работу и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

Познавательные:
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.

Коммуникативные: Доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость

Регулятивные: Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями


10) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Посмотреть мультипликационный фильм режиссера В. Угарова «Шкатулка с секретом» (музыкальная фантазия на тему сказки В. Одоевского «городок в табакерке»)

На следующем уроке вы будете применять знания законов линейной перспективы в новой ситуации, рисую интерьер.

Проанализировать, за счет каких художественных средств художники-мультипликаторы создают иллюзию перемещения главных героев в пространстве и времени.

Коммуникативные: Умение задать вопрос. Попросить о помощи, если возникла проблема.

Познавательные:
Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.



Приложение к уроку:

1) Костромской музей – заповедник http://kostromamuseum.ru/main/

2) Романовский музей города Костромы http://like44.ru/places/romanovskiy

3) Муниципальная художественная галерея города Костромы http://kosgallery.ru/

Конспект урока

Тема урока «Линейная перспектива. Рисуем улицу»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап и проверка домашнего задания

Просмотр домашних работ. Выявление и анализ самых интересных, красивых, правильных изображений дома с окружением. Выявление общих проблем, связанных с выбором натуры, точки зрения, линейно-конструктивным построением

Анализ своей работы и работ одноклассников.


Повторение пройденного материала

Учитель задает вопросы:

- Сколько точек схода вы использовали при построении дома в угловой перспективе?

- Сколько точек схода используют художники, рисуя дом во фронтальной проекции?

- Как может располагаться предмет относительно линии горизонта?

- В чем заключается конструктивное построение предметов?

Ответы на вопросы по теме «Линейная перспектива»

Постановка целей и задачи. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

- Сегодня вы научитесь использовать знания и умения в области линейной перспективы, изображая улицу (деревенскую или городскую) во фронтальной проекции.


Изложение правил рисования улицы во фронтальной проекции.

Учитель:

- Потребность в рисовании заложена в человеке самой природой. С детства мы рисуем окружающий нас мир и через изображение познаем его заново. А что вы рисовали, когда были совсем маленькими?

- Как вы рисовали дома?

методическом рисунке показывает, как дети рисуют дома.) В какой перспективе вы их изображали? (Во фронтальной.)

- Вы даже не подозревали, что изображали дома во фронтальной перспективе. Если продолжить ваш детский рисунок, получится целая улица. (Методический рисунок улицы с домами, забором, деревьями.) Изобразить улицу во фронтальной проекции таким образом, чтобы она уходила от нас вдаль, сложнее.

Просмотр этапов построения улицы в рабочей тетради.

В методическом рисунке учитель показывает первые этапы рисования представленной в рабочей тетради улицы. Можно вывести изображение из рабочей тетради на интерактивную доску и по готовому рисунку цветными маркерами показать этапы построения улицы:

  1. Определиться с расположением линии горизонта.

  2. Наметить линию основания домов, затем линию, определяющую их высоту.

  3. Показать два варианта изображения домов: когда дома стоят друг к другу вплотную и когда между домами свободное пространство.

Рассказать об условностях изображения улицы, расположенной во фронтальном положении (уходящей вдаль); на примере модели куба показать фронтальное и угловое положение, обратить внимание на количество видимых граней (особенно боковых), на зависимость восприятия куба от точки зрения наблюдаталя.

Учитель: Как вы считаете, почему на картине костромского художника Шлейн Николая Павловича «Дом в Плесе» не проведена к точке схода линия, соединяющая крыши домов, и линия, соединяющая верхушки деревьев? (Высота домов и деревьев может быть разная.)

Рассмотрите картину костромского художника Олега Молчанова «Родные места Плеса» (слайд5-6). Видна ли в этой работе линия горизонта?

- Как вы думаете, почему?

- Мы редко видим линию горизонта. Ее часто что-либо загораживает. В рисунках линию горизонта следует тоже загораживать. А как определить, где в рисунке линия горизонта?

В методическом рисунке учитель показывает, что в этой работе можно восстановить линейное построение, например боковой части церкви или дома, т.е. найти параллельные линии, уходящие в глубину пространства. Так как мы знаем, что они сходятся в точке схода на линии горизонта, то можно легко определить точку схода и линию горизонта.

Учитель: предлагает посмотреть, как рисуют улицу профессиональные художники. (Просмотр презентации)

- Определите, на каких работах высокая линия горизонта, и значит, высокая точка зрения, а на каких низкая линия горизонта, и значит, низкая точка зрения.

- Определите, где располагается точка схода, видна она или нет.

На интерактивной доске ученики определяют местоположение линии горизонта и точки схода на картине.

Учитель: Задает вопросы по картинам на слайдах

- В какой проекции изображена улица в каждой из работ?

-Как вы это определи? ( У зданий мы видим две боковые стены. Значит, для их построения использовали две точки схода.)

Учитель: дает задание «Изобразить улицу в одном из двух возможных вариантов фронтального положения».

обращает внимание учащихся на этапы выполнения зарисовки улицы.

  1. Наметьте линию горизонта и расставьте основные дома и деревья по планам.

  2. Обратите внимание на изменение масштаба предметов, расположенных на разном удалении от зрителя.

  3. Предайте в рисунке, как ближние предметы загораживают дальние. Детализируйте изображение.

Примеры композиционного решения пейзажа в презентации. Следует обратить внимание трепетность линий, использование разного нажима на карандаш, тоновых ударов в зарисовках, на отсутствие «чертежных» однообразных по толщине, проволочных, мертвых линий.

Этапы выполнения творческой работы:

  1. Определить положение линии горизонта и точки схода.

  2. Положение крупных объектов: домов, деревьев.

  3. Менее значимые объекты, детали окружения: фонари, кусты, машины и пр.

  4. Детализировать изображение.


Ответы на вопрос

(Дома, деревья, зайцев, принцесс, маму, папу, себя и т. д.)

Ответы на вопрос с опорой на свой жизненный опыт и понимание изучаемого материала.

Просмотр этапов построения улицы.

Анализ перспективного построения архитектурных элементов пейзажа.

Рабочая тетрадь с.10

задание 3












Просмотр презентации слайд 1-4




Слайд 5-6

Ответы на вопрос

(нет)

(Линию горизонта загораживают деревья, дома, церковь)









Просмотр презентации слайд

7-8


Ученики маркером соединяют параллельные линии, уходящие в глубину пространства, определяют положение точки схода и через нее проводят линию горизонта.



Выполняют творческую работу «Сочиняем композицию пейзажа» Сами решают, какую улицу рисовать – городскую или деревенскую (современную или нет), самостоятельно определяют положение линии горизонта, точки схода и пр.

Примеры выбора композиционного решения пейзажа учащиеся рассматривают в презентации.

Подведение итогов

Учитель вместе с учащимися просматривают и обсуждают творческие работы.

(Анализ творческих работ обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников)

- Ребята, этот урок завершил изучение темы «Линейная перспектива». На нем вы творчески использовали знания и умения, полученные в ходе предыдущих уроков, опирались на свой жизненный опыт. Придумывая улицу, вы проявили вкус, чувство ритма – гармонии, самостоятельно выбирали, какую улицу рисовать – городскую или деревенскую, какие дома изображать, как их чередовать по форме, высоте. С вами было интересно работать.


обсуждают и анализируют собственную работу и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!