Изложение правил рисования улицы во фронтальной проекции. Учитель: - Потребность в рисовании заложена в человеке самой природой. С детства мы рисуем окружающий нас мир и через изображение познаем его заново. А что вы рисовали, когда были совсем маленькими? - Как вы рисовали дома? (в методическом рисунке показывает, как дети рисуют дома.) В какой перспективе вы их изображали? (Во фронтальной.) - Вы даже не подозревали, что изображали дома во фронтальной перспективе. Если продолжить ваш детский рисунок, получится целая улица. (Методический рисунок улицы с домами, забором, деревьями.) Изобразить улицу во фронтальной проекции таким образом, чтобы она уходила от нас вдаль, сложнее. Просмотр этапов построения улицы в рабочей тетради. В методическом рисунке учитель показывает первые этапы рисования представленной в рабочей тетради улицы. Можно вывести изображение из рабочей тетради на интерактивную доску и по готовому рисунку цветными маркерами показать этапы построения улицы: Определиться с расположением линии горизонта. Наметить линию основания домов, затем линию, определяющую их высоту. Показать два варианта изображения домов: когда дома стоят друг к другу вплотную и когда между домами свободное пространство. Рассказать об условностях изображения улицы, расположенной во фронтальном положении (уходящей вдаль); на примере модели куба показать фронтальное и угловое положение, обратить внимание на количество видимых граней (особенно боковых), на зависимость восприятия куба от точки зрения наблюдаталя. Учитель: Как вы считаете, почему на картине костромского художника Шлейн Николая Павловича «Дом в Плесе» не проведена к точке схода линия, соединяющая крыши домов, и линия, соединяющая верхушки деревьев? (Высота домов и деревьев может быть разная.) Рассмотрите картину костромского художника Олега Молчанова «Родные места Плеса» (слайд5-6). Видна ли в этой работе линия горизонта? - Как вы думаете, почему? - Мы редко видим линию горизонта. Ее часто что-либо загораживает. В рисунках линию горизонта следует тоже загораживать. А как определить, где в рисунке линия горизонта? В методическом рисунке учитель показывает, что в этой работе можно восстановить линейное построение, например боковой части церкви или дома, т.е. найти параллельные линии, уходящие в глубину пространства. Так как мы знаем, что они сходятся в точке схода на линии горизонта, то можно легко определить точку схода и линию горизонта. Учитель: предлагает посмотреть, как рисуют улицу профессиональные художники. (Просмотр презентации) - Определите, на каких работах высокая линия горизонта, и значит, высокая точка зрения, а на каких низкая линия горизонта, и значит, низкая точка зрения. - Определите, где располагается точка схода, видна она или нет. На интерактивной доске ученики определяют местоположение линии горизонта и точки схода на картине. Учитель: Задает вопросы по картинам на слайдах - В какой проекции изображена улица в каждой из работ? -Как вы это определи? ( У зданий мы видим две боковые стены. Значит, для их построения использовали две точки схода.) Учитель: дает задание «Изобразить улицу в одном из двух возможных вариантов фронтального положения». обращает внимание учащихся на этапы выполнения зарисовки улицы. Наметьте линию горизонта и расставьте основные дома и деревья по планам. Обратите внимание на изменение масштаба предметов, расположенных на разном удалении от зрителя. Предайте в рисунке, как ближние предметы загораживают дальние. Детализируйте изображение. Примеры композиционного решения пейзажа в презентации. Следует обратить внимание трепетность линий, использование разного нажима на карандаш, тоновых ударов в зарисовках, на отсутствие «чертежных» однообразных по толщине, проволочных, мертвых линий. Этапы выполнения творческой работы: Определить положение линии горизонта и точки схода. Положение крупных объектов: домов, деревьев. Менее значимые объекты, детали окружения: фонари, кусты, машины и пр. Детализировать изображение. | Ответы на вопрос (Дома, деревья, зайцев, принцесс, маму, папу, себя и т. д.) Ответы на вопрос с опорой на свой жизненный опыт и понимание изучаемого материала. Просмотр этапов построения улицы. Анализ перспективного построения архитектурных элементов пейзажа. Рабочая тетрадь с.10 задание 3 Просмотр презентации слайд 1-4 Слайд 5-6 Ответы на вопрос (нет) (Линию горизонта загораживают деревья, дома, церковь) Просмотр презентации слайд 7-8 Ученики маркером соединяют параллельные линии, уходящие в глубину пространства, определяют положение точки схода и через нее проводят линию горизонта. Выполняют творческую работу «Сочиняем композицию пейзажа» Сами решают, какую улицу рисовать – городскую или деревенскую (современную или нет), самостоятельно определяют положение линии горизонта, точки схода и пр. Примеры выбора композиционного решения пейзажа учащиеся рассматривают в презентации. |
Подведение итогов Учитель вместе с учащимися просматривают и обсуждают творческие работы. (Анализ творческих работ обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников) - Ребята, этот урок завершил изучение темы «Линейная перспектива». На нем вы творчески использовали знания и умения, полученные в ходе предыдущих уроков, опирались на свой жизненный опыт. Придумывая улицу, вы проявили вкус, чувство ритма – гармонии, самостоятельно выбирали, какую улицу рисовать – городскую или деревенскую, какие дома изображать, как их чередовать по форме, высоте. С вами было интересно работать. | обсуждают и анализируют собственную работу и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы. |