СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по кубановедению "Народные ремёсла и промыслы на кубани"4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по кубановедению "Народные ремёсла и промыслы на кубани"4 класс»

Технологическая карта урока

Дата проведения: 15.12.2021г.

Место проведения: МБОУ ООШ №25, класс: 4

Предмет: кубановедение

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Народные ремёсла и промыслы на Кубани»

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель урока: дать первичные сведения о промыслах и ремёслах жителей Кубани;

Задачи урока:

-обучающая: знакомство учащихся с разнообразием промыслов и ремесел на Кубани.

-развивающая: развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении материалов по истории Кубани.

-воспитательная: воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, за людей труда.

Планируемые результаты:
-Личностные: формирование активной жизненной позиции, приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к труду народных умельцев.
-Метапредметные: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделяют и формулируют, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определяют качество и уровень усвоения.

развивать у младших школьников навыки исследовательской работы; используют доступные способы изучения истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация).
-Предметные: развивать у младших школьников навыки исследовательской работы; используют доступные способы изучения истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация).







Этап урока

Время

Формируемые УУД

Действия учителя

Действия учащихся

Оборудование

Организация начала занятия.

1 мин

Личностные

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь. сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным.

Приветствуют учителя и присаживаются на свои места, не забывая о ровной осанке.


Проверка выполнения домашнего задания.

2 мин

Регулятивные

Домашним заданием было отгадать ребусы на карточках. Скажите, что это за слова? (1 сл.)

А кто из вас знает значение этих слов?





Ремесло





Промысло





Ответы детей

Карточки в тетради

Подготовка к основному этапу занятия.

3 мин

Коммуникативные

Давайте с вами, разделим два таких понятия как: промысел и ремесло. Что такое ремесло, что такое промысел? Как вы думаете, чем будут заниматься ремесленники, а чем промысловики?

Давайте сравним ваши ответы с о словарём, правы ли вы были? (определения на доске, 2 слайд)

Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом. Люди , которые занимаются ремеслом называются - ремесленниками.

Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы. Люди, которые занимаются промыслом называются – промысловиками.

Сформулируйте тему урока, о чём мы сегодня будем говорить?

Да, верно. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в интересное путешествие в мастерские ремесленников по станциям, которые изготавливали для нас предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды. Более подробно изучим занятия, промыслы и ремёсла кубанских казаков.






Ответы детей


Сравнивают свои ответы со словарём










Формулируют тему урока


Интерактивная доска

Усвоение новых знаний и способов действий.

3 мин

Познавательные

Регулятивные

Личностные


Посмотрите на карту нашего края: (3 слайд)сколько станиц, хуторов. городов и посёлков, окружают столицу нашего края. А чем знаменит любой населённый пункт?

Конечно, жителями, которые прославляют своим трудом свой край и свою страну. С земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные (4 слайд)промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. Прежде, чем мы приступим к первому заданию, кто нам напомнит правила работы в группах? (5 слайд)

Я прочитаю пословицы, а вы отгадайте, о каком ремесле идёт речь в каждой из них. (6 слайд)                       

Не боги горшки обжигают.    

Куй железо, пока горячо.      

Не игла шьёт, а руки.              

Не бравшись за топор, избы не срубишь.        

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.     


«Умному человеку и семидесяти ремесел мало».

Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир казаков, которые проживали на Кубани и занимались различными ремёслами.



Рассматривают карту края

Ответы детей










Работают в парах, объясняют смысл пословиц



Гончар

Кузнец.

Портной, швея.

Плотник.

Пахарь, хлебороб.

Карта края

Интерактивная доска

Карточки для работы в группах

Первичная проверка понимания.

3 мин

Познавательные

Регулятивные

Личностные


1 станция ДЕРЕВООБРАБОТКА (7 слайд)

Мы отправляемся с вами в небольшую станицу и заглянем в мастерскую, в которой трудятся люди, занимающиеся художественной обработкой дерева. Посмотрите на их чудесные изделия, всё это сделано из дерева! (Выставка предметов быта из дерева).

Ведущий 1 группы: искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.


Попробуйте представить себя мастером-художником по дереву, на листочках нарисуйте эскиз деревянного бочонка для мёда. (8 слайд)



2 станция ГОНЧАР (9 слайд)

Ведущий 2 группы: гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах. Кубань гордится своими мастерами в области гончарного искусства, они творят и до сих пор. А сейчас устроим мини-соревнования.


Из материалов, которые лежат на столах, вы должны собрать небольшие кувшинчики, с простым орнаментом. Итак, за дело! (9 слайд)

Физминутка для глаз по плакату. (10 слайд)






Рассматривают предметы быта из музея

Выступает ведущий 1 станции, внимательно слушают его














Работают на 1 станции

Рисуют эскиз деревянного бочонка для мёда


Выступает ведущий 2 станции, внимательно слушают его







































Работают в группах

Собирают мозайку с изображением кувшинчиков

Предметы быта из музея

Карточки для работы в группе (мозайка)
































































Закрепление знаний и способов действий.

3 мин

Познавательные

Регулятивные

Личностные


3 станция ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ

Ведущий 3 группы: следующий ремесленник занимается редким делом- это ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ. Это одно из древнейших народных промыслов восточных славян. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения.


Это процесс достаточно долгий, но мы будем с вами этому учиться. Рассмотрите тренажёры, на которых мы будем работать. Для начала необходимо будет научиться плести корзинки, поэтому на первых этапах мы будем работать не с лозой, а с верёвкой.


Выступает ведущий 3 станции













Рассматривают тренажёры для лозоплетения

Презентация

Корзинки

Шпагат

Обобщение и систематизация знаний.

3 мин

Познавательные

Регулятивные

Личностные


4 станция КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО

Ведущий 4 группы: исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгеры. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная. В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки.


Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки). Почувствуйте себя настоящим кузнецом, сделайте подкову!


Выступает 4 ведущий станции




























Каждый из группы создаёт свой орнамент подковы при помощи газеты, скрученной в трубочку (подобие проволки)

Презентация

Газета, скрученная в трубочку

Контроль и самопроверка знаний.

3 мин

Коммуникативные

Регулятивные


5 станция ВЫШИВКА

Ведущий 5 группы: искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.












Рассматривают одежду и вышивку куклы-казачки из музея

Манекен казачки, вышивка из музея

Подведение итогов занятия.

2 мин

Личностные

Вспомните, кто такие ремесленники?

Какие промыслы и ремёсла наиболее распространены на Кубани?

Какие названия профессий вы запомнили?

Какие изделия создают люди этих профессий?

А есть ли у вас дома какие-то предметы, созданные руками народных умельцев?

… мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций Кубани и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…

Отвечают на вопросы

Меловая доска

Рефлексия.

1 мин

Личностные

Рефлексия на листах самопроверки

Оценивают свои достижения

Меловая доска

Информация о домашнем задании.

1 мин


Домашнее задание я раздам вам на карточках, вложите в дневники (на выбор) – расписать

1. Кубанский дом

2. Резные наличники на окнах

3. Ворота

Записывают домашнее задание

Меловая доска




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!