- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера «История гусеницы».
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
- воспитание нравственных чувств и патриотических; способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Цель: мотивация к учебным действиям чтения и слушания. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Прозвенел звонок. Начинаем мы урок. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. Будьте вы активными, Будьте лучше всех. И тогда вас на уроке Непременно ждёт успех! Повернитесь друг к другу и пожелайте успеха на уроке. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Проверка домашнего задания. Цель: Проверить, как учащиеся выполнили домашнее задание. | - Ребята, какое домашнее задание вам было дано на прошлом уроке? Почему гусеницы хотелось стать крылатой? В какое время года началась эта история? Вы можете определить главную мысль этого отрывка? | - Пересказ произведения Бориса Заходера « История гусеницы» (продолжение) Пересказывают историю. Она сначала хотела съесть всю крапиву в лесу, а потом хотела увидеть весь мир, и полететь куда захочет. Весной. Главная мысль заключается в том, что гусеница захотела, чтобы у нее были крылья. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свои мысли. |
3. Подготовка к чтению Цель: настроить учащихся на восприятие нового текста. | Сегодня мы продолжим работать над этим произведением. Предположите, чем закончится эта история. Вам интересно послушать, что же было дальше на самом деле? | Придумывают конец истории. - Да. | Познавательные: -формулируют проблему и решают её; Регулятивные: -определяют тему и цель урока; -определят последовательность своих действий; Коммуникативные: -сотрудничество с учителем; -умение слушать и слышать; |
4. Первичный синтез. Цель: тренировка навыка чтения, слушания, понимания. | -Давайте прочитаем текст. (стр. 105-109) Проверка восприятия текста: Какой же день в этой истории назван роковым? Как вы думаете, писатель в шутку или всерьез называет его роковым? Почему? Что же случилось с Гусеницей? Что такое кокон? Подтвердите строчками из текста, что кокон — это выдающееся изобретение природы. | Читают текст. Когда гусеница стала превращаться в бабочку Отвечают на вопросы. Гусеница превратилась в кокон «...Под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон... Он так прочно устроен, так надежно прикреплен, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег... ни метели... ни морозы». | Познавательные: -умеют читать и извлекать нужную информацию; -умеют строить речевые высказывания; Регулятивные: -определят последовательность своих действий; Коммуникативные: -умение слушать и слышать; |
5. Анализ текста. Цель: формировать умения анализировать и понимать содержание стихотворения, замысел автора, выражать понимание текста интонационно. | Прочитайте сообщение Кости Погодина. Как теперь называется состояние Гусеницы? В какое время началось превращение Гусеницы в куколку? В какое время куколка превратилась в Бабочку? Сколько же всего времени длилось превращение? Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? Подтвердите строчками из текста. Прочитаем диалог Бабочки и Улитки на с. 108 по ролям. Изменился ли характер Гусеницы после превращения? К какому выводу вы пришли? Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите эти строчки в тексте. С какой интонацией их нужно читать? | Гусеница, замотавшая себя в кокон, называется куколкой, сообщил Костя Погодин. Осенью (Примерно пять месяцев.) Да помнит. Читают по ролям. Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у нее теперь другие желания: любоваться всем на свете. (С радостью, восхищением.) | Регулятивные: -выполняют учебные действия в речевой и письменной форме; -умеют составлять план своих действий и определяют последовательность своих действий; Познавательные: -осуществляют поиск нужной информации; Коммуникативные: -сотрудничество с учителем; -сотрудничество со сверстниками; |
6. Физкульминутка Цель: снять утомляемость детей. | Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками) Хома раненько встает, (потягиваются) Щечки моет (тереть щеки руками) Лапки трет (движения мытья рук) Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами) И выходит на зарядку (маршируют) Раз (руки вперед) Два (руки вверх) Три (руки в стороны) Четыре, пять (трясут кистями рук) Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей). | Повторяют за учителем и выполняют физические упражнения. | Личностные: формирование ответственного отношения к своему здоровью. Коммуникативные: -умение слушать и слышать. |
7. Вторичный синтез. Цель: формировать умения обобщать понятое, формулировать проблему произведения и доказывать свою точку зрения. | Стр. 110 работа по стихотворению Михаила Яснова « Гусеница-бабочка» В чем же шутка? Над чем смеяться? -Кто такая куколка, которой нужно уступить место? - Мне кажется, не до конца ясно, над, чем смеяться? Давайте еще раз посмотрим на, что появляется сначала: гусеница, потом куколка, потом бабочка. -Еще раз прочитаем стихотворение - Почему куколке сначала нужно уступить место? В чем научный смысл стихотворения? -Значит, чтобы написать о гусеницах и бабочках, нужно иметь и научные знания? -Сказку «История гусеницы» можно назвать научным текстом? -Но в то же время его интересно читать? Чему сказка нас учит? -Что- то у нас появилось много вопросов. Чтобы на них ответить, станем исследователями. -А как работают исследователи: каждый сам или вместе? | | Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - находить ответы на поставленные вопросы - учиться грамотно использовать в речи новые термины -организовывать учебное сотрудничество. |
8. Итог урока. Цель: закрепить основные понятия. | - ребята, какое произведение мы с вами изучили? -Что вам особенно понравилось в этой истории? | Ответы детей. -Отзывчивый. Человек, который сочувствует. Приводят примеры. Ответы детей. | Коммуникативные: -высказывать свою точку зрения, слушать чужую. |
9. Задание на дом. Цель: дать установку на тренировку отработанных умений. | Подготовиться к выразительному чтению произведения, пересказ. | Записывают домашнее задание в дневник. | |