СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе 6 классе "Яркость и самобытность героев В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В технологическая картеподробно расписаны цели изадачи урока, деятельность учителя и деятельность обучающихся, методы, игровые технологи,формы, рефлексия в виде синквейна.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе 6 классе "Яркость и самобытность героев В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой""»

Технологическая карта урока учителя русского языка и литературы МКОУ Шелаевской СОШ Сабировой Рахимы Орыспаевны.

Название предмета: литература

Класс: 6

Урок: 73

Дата:15.03.2022 г.



Тема:

«Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе (с элементами игровой технологии как инструмента развития творческих способностей обучающихся).

Тип урока:

комбинированный: повторение изученного и открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков данного раздела

Виктор Петрович Астафьев (2 часа): второй урок.

Учебник литературы:

В.Я Коровина, В.П. Полухиной, В.П. Журавлева, (2 часть), Москва «Просвещение»,2020 г.

Развивающие цели:

развитие творческих способностей через игровые технологии: инсценирования, интервью, игру «Верни утерянные предметы герою». Развитие воображения и речевой культуры.

Воспитательные цели:

формирование мировоззренческой позиции, нравственных принципов обучающихся. Воспитание чувство патриотизма и гордости за прошлое своей страны и ее народ.

Познавательные УУД :

разобраться в понятиях: яркость, самобытность, юмор в рассказе через художественный текст, через характеристики героев, их поступки и нравственные ценности: чести, доброты, понятия долга.

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать со сверстниками, выслушивать и понимать чужое мнение и высказывать свое.

Регулятивные УУД:

предвосхищение временных характеристик в достижении результата.

Личностные УУД:

любовь к природе и бережное отношение к ней.

Методы и приемы обучения:

метод «Ситуация успеха», частично - поисковый; словесный: эвристическая беседа, игровые технологии: инсценирование, интервью, игра «Верни утерянные предметы герою», прием «Верные и неверные утверждения»,наглядные методы, ИКТ.

Оборудование урока:

смайлики, выражающие разные человеческие чувства, презентация «В. П. Астафьев. Жизнь и творчество», утерянные вещи: туесок с земляникой, пряник, в образе коня с гривой, чайник, картина, с нарисованным морем, шаньги, кувшин с молоком, зеленый лук, куклы в образе домовихи и домового, юбка, тельняшка… компьютер, телефон для снятия интервью, мультимедийный проектор, учебники, тетради, запись песни «Детство» Ю. Шатунова.

Этапы урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I.


Организационный момент.




-Здравствуйте, ребята! Садитесь. (смотрит, как дети готовы к уроку) Все

готовы к уроку?




0,5 сек.


II.

Психологический настрой на урок.

Создать положительную мотивацию: прием «Верные и неверные утверждения»:








Начнем наш урок с приема «Верные и неверные утверждения»:

- В.П. Астафьев наш земляк?



-Виктор Петрович писал о своем детстве?

- Эти строки, которые я зачитаю, принадлежать Астафьеву:

Мир детства, с ним навечно расставанье,

Назад ни тропок нету, ни следа.

Тот мир далек, и лишь воспоминанья

Все чаще возвращают нас туда.

-Эти строки принадлежат Кайсыну Кулиеву?

Ученики отвечают:


-Верно!




-Верно!


-Неверно!





-Верно!


1 мин




Звучит песня «Детство, детство, ты куда ушло…»

( музыка В. Лапицкого, слова Ю. Шатунова)


Включает песню: первый куплет и припев.








Танцуют.

1

Мин.



Наглядный метод: смайлики, которые выражают разные человеческие чувства.


Просит поднять смайлики, которые выражают настроение на начало урока.

Поднимают смайлики.


III.

Объявление темы и целей урока.

Диалог между учителем и учениками








Словарная работа:

«Все мы родом из детства»,-сказал французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери.

- Как вы понимаете это высказывание?



Тема нашего урока сегодня « Яркие и самобытные герои рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

- Чем займемся на уроке?

Толкование слов через презентацию: яркость, самобытность, юмор. (слайд:15,16)

Отвечают на поставленный вопрос:

- Детство - это важнейшая пора в жизни человека. Именно в детстве формируется личность ребенка, его характер. Именно о детях мы будем говорить сегодня.



Отвечают на поставленный вопрос:

- Проверим домашнее задание через интервью и презентацию о писателе и его творчестве, обратимся к тексту и познакомимся поближе с героями рассказа, выясним, в чем их яркость и самобытность, Еще мы готовили к уроку инсценировки ,покажем их.

1

мин

IV.















































































Актуализация знаний

(проверка домашнего задания).










































































Физминутка.

Игровая технология: интервью «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» через информационно - коммуникативную технологию: показ презентации через мультимедийный аппарат и снятия видео и публикация в сети интернет




























































Музыкальная физминутка: песня «Детство» Ю.Шатунова 2 куплет с припевом

Ребята! Вам на прошлом уроке было дано задание из рубрики «Проверьте себя» , опираясь на статью учебника, на вопросы рубрики и на те знания , которые получены в5классе составить интервью о писателе В.П. Астафьеве и его творчестве. Учитель предоставляет слово участникам интервью, напоминает лексическое значение слова «интервью» - (англ., intervieu) разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

К нам на урок пришел корреспондент газеты «Школьные вести» и хочет побеседовать с Вами о нашем земляке – писателе В.П. Астафьеве. Интервью будет записано на видео и публиковано в газете «Школьные вести» и в сетях интернет на VK.

По ходу интервью идут слайды презентации, которые меняет учитель. Если обучающий дает правильный ответ на поставленный вопрос, то корреспондент вручает ему смайлик. В конце интервью подводятся итоги, кто больше получил смайликов, тот получает медаль «Умника» или «Умницы».


















































Учитель объявляет музыкальную физминутку.


Учащиеся слушают учителя, готовятся к интервью. Вдруг стук в дверь, и входит в класс корреспондент газеты «Школьные вести» с бейджиком на груди и репортер, который будет снимать интервью на видео. Здороваются и представляются классу и начинают интервью:

- Где и когда родился наш земляк В. П. Астафьев? (слайды:1-3)

- Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии (ныне Красноярский край).

- Что вы знаете о родителях писателя? (слайд: 4)

- Отец Петр Павлович Астафьев (1901- 1979) и мать Лидия Ильинична Потылицына ( 1902-1931).Отца арестовали за вредительство, мать умерла во время одной из поездок к мужу.

-У кого прошло детство Виктора? И какие остались у мальчика воспоминания о нем?(слайд:5)

-Детство Виктора прошло с бабушкой и с дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

- Отец мальчика женился во второй раз. Где семья жила ,и как новая семья приняла его?(слайд: 6)

- Семья переехала в г. Игарка Красноярского края, когда отец попал в больницу, новая семья отвернулась от мальчика, он оказался на улице, проскитался два месяца и был направлен в детский дом.

- Что Вы знаете о службе в армии писателя в годы Великой Отечественной войны?(слайд:7)

- В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучался военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом.

- За службу в годы Великой Отечественной войны Астафьев награжден медалями?(слайд :8)

-Да, был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной звезды».

-Что вы знаете о литературной карьере писателя?(слайд:9)

-Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году «Гражданский человек». В 1953 была опубликована книга «До будущей весны». За все время своей деятельности Астафьев написал много произведений. Хочется отметить такие произведения, как: «Васюткино озеро» ( этот рассказ мы читали в 5 классе. Там писатель показывает , что трудности могут полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как мужчина), «Царь- рыба»,в сборник «Последний поклон вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

- Сколько всего написал Астафьев книг, и где они издавались?(слайд: 10-13)

- За свою литературную карьеру Виктор Петрович написал более 100 книг, которые издавались почти в 30 странах мира.

- В России есть памятники, посвященные В. П. Астафьеву и какой самый необычный?(слайд:14)

-Да, в России несколько памятников Виктору Петровичу, но самый необычный из них расположен возле трассы между Красноярском и Дивногорском.

-Чем композиция необычна?

- Композиция представляет собой гигантского осетра, разрывающего сеть - так скульптор увековечил один из известных рассказов «Царь-рыба».

-Спасибо за интервью. Интересно было с Вами общаться. Я убедился, что знания у вас о писателе имеются. До свидания.

Обучающие танцуют.

10

мин.













































































1

мин

V.


































































































































































































VI.









































VII.

Работа над темой урока.

































































































































































































Рефлексия.









































Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

1.Эвристическая беседа с элементами инсценирования.

























2.Инценирование:

действующие лица: бабушка и внук.

















3.Частично-поисковый метод: работа с художественным текстом.

Работа в группах.






















4.Инсценировка: действующие лица: Санька и Витя.










































































5.Подведение итога эвристической беседы: учителем.
































6.Игра «Верни утерянные предметы героям рассказа».






Составление синквейна на героев рассказа

(работа в группах).
































З



вучит песня Ю. Шатунова «Детство» 3 куплет и припев.

− Итак, в центре повествования случай из жизни мальчика Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка и дедушка. Случайно ли повествование ведётся от первого лица? 

− Главного героя неудержимо тянет в семью соседа Левонтия. Как к этому относится бабушка Катерина Петровна? 

− Поставьте себя на место Вити. От его лица объясни, почему тебе очень хочется бывать у них?

-Представь себя в роли строгой Катерины Петровны.

− И, тем не менее, именно с ребятами из семьи Левонтия бабушка отпускает Витю за ягодами.(слайд:17,18)



 

















− Итак, зачем нужны ягоды?

− Подумаешь − пряник! Что удивительного в нём?! Зачитайте фрагмент (стр. 64), в котором говорится о том, что почувствовал герой, когда узнал об этом.

  − А почему у него такая радость?  Богато ли жили люди?

− Чем в композиционном плане является поход за ягодами?




− Обратимся к тексту. Откройте учебники на стр. 68. Проследим, как ведут себя ребята при сборе ягод. Страницу в тетради поделите пополам. Первая группа характеризует поведение детей во время похода за ягодами левонтьевских ребятишек, а другая – Витю (в основном это будут глаголы).











− Ивот… левонтьевские собрались на речку. С такой работой много ягод все равно не наберёшь. А Витя не может не идти. Почему?






− Сейчас ребята представят эпизод, который произошёл на увале.(слайд:20)



 





















− Я вижу, что вы улыбаетесь. В какой-то мере это действительно смешно.  Но если вдуматься?  Какие же качества проявляют при этом левонтьевские ребята?

− А чем является в композиции произведения этот эпизод?

− Итак, Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!» и Витя попадается «науду». Вите важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.

− Стоит только начать совершать злые поступки и уже трудно остановиться. Вспомните, что делают ребята на реке. Какие проявляют при этом качества?

− Наступает вечер, пора домой, в туеске ничего нет, а пряник-то хочется… Это ж мечта! На что подбивают так называемые друзья Витю?

− Как к обману относятся левонтьевские ребята?

− Витя всё-таки обманывает бабушку, и она уезжает с пустым туеском в город, чтобы стать самой обманщицей и испытать стыд перед дамочкой, решившей купить у неё ягоды. Витя ещё и крадёт калач… Что испытывает Витя, пока ждёт бабушку? 

− Пытался ли он исправить ситуацию, рассказать ей обо всём?

− Чем занимается Витя в отсутствие бабушки?

− Удалось ли ему отвлечься от ужасных мыслей, мук совести? 



− А что левонтьевские ребята?Пожалели? Поддержали?

−Когда вы читали рассказ, что вы предполагали увидеть в финале? Как представляли себе развязку действия?

− Ругала его бабушка?

−Зачитайте финал рассказа (стр. 80)

− Почему бабушка простила внука?





−  Докажите, что Витя усвоил этот урок? 

− Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание.    Мальчик Витя вырос, стал писателем и написал книгу «Последний поклон», отблагодарив таким образом свою бабушку за любовь, заботу и добро.

     

Рассказ В. П. Астафьева, построенный на впечатлениях детства, поучителен. Он приоткрывает мир детства, когда во всем хочется самому разобраться, когда маленький человек постигает не только окружающий мир, но и окружающих людей. Круг общения главного героя не так велик, но определенный опыт взаимоотношения с разными людьми он получил. После чего стал ценить самых близких людей, стал разборчивее в выборе друзей.  Чтобы принять решение, надо прислушаться к самому себе, а не идти на поводу у кого-либо. Герой рассказа слишком доверчив, но его сердце открыто для всех, он добрый, честный, чувствительный и благодарный. А бабушка Катерина Петровна настолько щедра на доброту, что всем окружающим ее людям хватит. «Против всего можно устоять, но не против доброты».

− А какие уроки вы извлекли из этого произведения?



 Учитель показывает предмет, а учащиеся должны назвать героя, которому эти предметы принадлежат: кувшин, туесок с земляникой, чайник, тельняшка, картина, изображающая море, пряник конем, калач, юбка, домовиха и домовой, змея.


Учитель предлагает учащимся составить синквейны на героев рассказа, разделив класс на группы:

1группа: Витя.

2 группа: бабушка.

3группа: пряник.

4 группа: Санька.

5 группа: о рассказе.

Синквейн должен состоят из одного существительного, двух прилагательных, трех глаголов, предложения, которое характеризует героев, одно заключительное существительное, подводящее итог сказанному.




















Учитель результаты работы групп по составлению синквейна слушает и оценивает.

Учитель просит поднять смайлики, выражающие настроение учащихся в конце урока.


Запись на доске: художественный пересказ эпизода из рассказа В.П.т Астафьева «Конь с розовой гривой».


    -Нет, это произведение автобиографическое.

 





- Она против, соседи ведут не очень правильный образ жизни.

    -Они меня жалеют, бабушка, а ты строгая, у них весело, угощают всем, что есть дома.

 


-Соседи выпивают, не умеют вести хозяйство, тратят деньги бестолково. Они   грубые, дерутся.

       


  





Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!(слайд:19)

  -Продать, купить пряник.

 

 

-Небогато, события происходят после Гражданской войны. Пряник – это счастье для ребёнка, гордость и предмет зависти ровесников.

 

-Завязка действия.










Результат работы в группах:


Левонтьевские ребятишки

Витя

бросали друг в друга

барахтались

принимались драться

дразнились

напластали

жрут ягоды

бьются

катаются

трудом своим заработать пряник

начали брать землянику радостную и дорогую

брал старательно

собрать скорее

скоро покрыл дно аккуратненького туеска

вздохнул с облегчением

Представители групп зачитывают характеристику своих героев.

 


-Бабушке обещал, ещё не набрал полный туес.









 – Бабушки Петровны испугался? Эх ты! (Санька)

– Зато мне бабушка пряник конём купит! (Витя)

– Может, кобылой? Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный! (Санька)

– Я?! (Витя)

– Ты! (Санька)

– Я? (Витя)

– Ты, ты! (Санька)

– Жадный? (Витя)

– Жадный! (Санька)

– А хочешь, все ягоды съем? (Витя)

– Слабо! (Санька)

– Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды)

 – Я ещё у бабушки калач украду! (Витя)

– Давай!  Только одного калача мало!  Шанег прихвати!  А лучше ещё и пирог!

-Лишнее не будет! (Санька)

– Ладно! (Витя)

         


-Зависть, злоба, понимают, что Вите достанется, а все равно подначивают его.


-Кульминацией.













- Растерзали рыбу, убили стрижа.(слайд:20,21)




-На обман: траву в туесок – вместо ягод.(слайд:22,23)


=Им это не в первой, они так часто делают, и им за это ничего дома не бывает.

-Муки совести.







- Да, хотел утром рассказать, но проспал, ещё и деда не было дома, он бы помог.

-Идёт на рыбалку. День чудесный, но ему не радостно..

 

-Нет.


 -Нет, смеялись, дразнили.



 -Бабушка накажет Витю.

-Ругала, позорила перед другими, но простила.(слайд:24)

-Любила, жалела, ведь он сирота, догадалось, что это его левонтьевские подбили на злое дело. Как мудрая женщина, поняла, что нужно добром воспитывать ребёнка. Зло порождает только зло. Преподала внуку урок доброты и прощения. (слайд:25) 

-Последние слова рассказа.

            




























-Нужно быть честными, не поддаваться чужому влиянию, быть добрыми, уметь прощать, раскаяние приносит облегчение.


-Бабушке, Вите, старшому из левонтьевских ребятишек, дяде Левонтию, Вите, бабушке, Васене (матери левонтьевских ребят), Саньке, Таньке.




Учащиеся делятся на группы и составляют синквейны.

Результаты первой группы:

Витя.

Доверчивый, совестливый.

Обманывает, ворует, мучается.

Витя получил урок доброты.

Совесть.


Результаты второй группы:

Бабушка.

Любящая, заботливая.

Прощает, любит, покупает.

Бабушка покупает Вите пряник-мечту.

Прощение.

Результаты третьей группы:

Пряник.

Белый, розовый.

Простили, купили, подарили.

Витя получил заветный пряник.

Мечта.

Результат четвертой группы:

Санька.

Хитрый, изворотливый,

Дразнит, завидует, обманывает.

Санька учит плохим поступкам Витю.

Мальчиш - плахиш.

Результат пятой группы:

Рассказ

Интересный, поучительный.

Трогает, волнует, заставляет задуматься.

Рассказ учит прощать и любить.

Юмор.

Представители групп зачитывают коллективную работу в группах.


Учащиеся поднимают смайлики.






Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и выставляют оценки.











20

мин























































































































































































1,5

мин







7 мин






































2

мин











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!