IV. | Актуализация знаний (проверка домашнего задания). Физминутка. | Игровая технология: интервью «Жизнь и творчество В. П. Астафьева» через информационно - коммуникативную технологию: показ презентации через мультимедийный аппарат и снятия видео и публикация в сети интернет Музыкальная физминутка: песня «Детство» Ю.Шатунова 2 куплет с припевом | Ребята! Вам на прошлом уроке было дано задание из рубрики «Проверьте себя» , опираясь на статью учебника, на вопросы рубрики и на те знания , которые получены в5классе составить интервью о писателе В.П. Астафьеве и его творчестве. Учитель предоставляет слово участникам интервью, напоминает лексическое значение слова «интервью» - (англ., intervieu) разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. К нам на урок пришел корреспондент газеты «Школьные вести» и хочет побеседовать с Вами о нашем земляке – писателе В.П. Астафьеве. Интервью будет записано на видео и публиковано в газете «Школьные вести» и в сетях интернет на VK. По ходу интервью идут слайды презентации, которые меняет учитель. Если обучающий дает правильный ответ на поставленный вопрос, то корреспондент вручает ему смайлик. В конце интервью подводятся итоги, кто больше получил смайликов, тот получает медаль «Умника» или «Умницы». Учитель объявляет музыкальную физминутку. | Учащиеся слушают учителя, готовятся к интервью. Вдруг стук в дверь, и входит в класс корреспондент газеты «Школьные вести» с бейджиком на груди и репортер, который будет снимать интервью на видео. Здороваются и представляются классу и начинают интервью: - Где и когда родился наш земляк В. П. Астафьев? (слайды:1-3) - Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии (ныне Красноярский край). - Что вы знаете о родителях писателя? (слайд: 4) - Отец Петр Павлович Астафьев (1901- 1979) и мать Лидия Ильинична Потылицына ( 1902-1931).Отца арестовали за вредительство, мать умерла во время одной из поездок к мужу. -У кого прошло детство Виктора? И какие остались у мальчика воспоминания о нем?(слайд:5) -Детство Виктора прошло с бабушкой и с дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии. - Отец мальчика женился во второй раз. Где семья жила ,и как новая семья приняла его?(слайд: 6) - Семья переехала в г. Игарка Красноярского края, когда отец попал в больницу, новая семья отвернулась от мальчика, он оказался на улице, проскитался два месяца и был направлен в детский дом. - Что Вы знаете о службе в армии писателя в годы Великой Отечественной войны?(слайд:7) - В 1942 году Астафьев добровольцем ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучался военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. - За службу в годы Великой Отечественной войны Астафьев награжден медалями?(слайд :8) -Да, был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной звезды». -Что вы знаете о литературной карьере писателя?(слайд:9) -Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году «Гражданский человек». В 1953 была опубликована книга «До будущей весны». За все время своей деятельности Астафьев написал много произведений. Хочется отметить такие произведения, как: «Васюткино озеро» ( этот рассказ мы читали в 5 классе. Там писатель показывает , что трудности могут полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как мужчина), «Царь- рыба»,в сборник «Последний поклон вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей. - Сколько всего написал Астафьев книг, и где они издавались?(слайд: 10-13) - За свою литературную карьеру Виктор Петрович написал более 100 книг, которые издавались почти в 30 странах мира. - В России есть памятники, посвященные В. П. Астафьеву и какой самый необычный?(слайд:14) -Да, в России несколько памятников Виктору Петровичу, но самый необычный из них расположен возле трассы между Красноярском и Дивногорском. -Чем композиция необычна? - Композиция представляет собой гигантского осетра, разрывающего сеть - так скульптор увековечил один из известных рассказов «Царь-рыба». -Спасибо за интервью. Интересно было с Вами общаться. Я убедился, что знания у вас о писателе имеются. До свидания. Обучающие танцуют. | 10 мин. 1 мин |
V. VI. VII. | Работа над темой урока. Рефлексия. Домашнее задание. Выставление оценок за урок. | 1.Эвристическая беседа с элементами инсценирования. 2.Инценирование: действующие лица: бабушка и внук. 3.Частично-поисковый метод: работа с художественным текстом. Работа в группах. 4.Инсценировка: действующие лица: Санька и Витя. 5.Подведение итога эвристической беседы: учителем. 6.Игра «Верни утерянные предметы героям рассказа». Составление синквейна на героев рассказа (работа в группах). З вучит песня Ю. Шатунова «Детство» 3 куплет и припев. | − Итак, в центре повествования случай из жизни мальчика Вити Потылицына, которого воспитывают бабушка и дедушка. Случайно ли повествование ведётся от первого лица? − Главного героя неудержимо тянет в семью соседа Левонтия. Как к этому относится бабушка Катерина Петровна? − Поставьте себя на место Вити. От его лица объясни, почему тебе очень хочется бывать у них? -Представь себя в роли строгой Катерины Петровны. − И, тем не менее, именно с ребятами из семьи Левонтия бабушка отпускает Витю за ягодами.(слайд:17,18) − Итак, зачем нужны ягоды? − Подумаешь − пряник! Что удивительного в нём?! Зачитайте фрагмент (стр. 64), в котором говорится о том, что почувствовал герой, когда узнал об этом. − А почему у него такая радость? Богато ли жили люди? − Чем в композиционном плане является поход за ягодами? − Обратимся к тексту. Откройте учебники на стр. 68. Проследим, как ведут себя ребята при сборе ягод. Страницу в тетради поделите пополам. Первая группа характеризует поведение детей во время похода за ягодами левонтьевских ребятишек, а другая – Витю (в основном это будут глаголы). − Ивот… левонтьевские собрались на речку. С такой работой много ягод все равно не наберёшь. А Витя не может не идти. Почему? − Сейчас ребята представят эпизод, который произошёл на увале.(слайд:20) − Я вижу, что вы улыбаетесь. В какой-то мере это действительно смешно. Но если вдуматься? Какие же качества проявляют при этом левонтьевские ребята? − А чем является в композиции произведения этот эпизод? − Итак, Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!» и Витя попадается «науду». Вите важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли. − Стоит только начать совершать злые поступки и уже трудно остановиться. Вспомните, что делают ребята на реке. Какие проявляют при этом качества? − Наступает вечер, пора домой, в туеске ничего нет, а пряник-то хочется… Это ж мечта! На что подбивают так называемые друзья Витю? − Как к обману относятся левонтьевские ребята? − Витя всё-таки обманывает бабушку, и она уезжает с пустым туеском в город, чтобы стать самой обманщицей и испытать стыд перед дамочкой, решившей купить у неё ягоды. Витя ещё и крадёт калач… Что испытывает Витя, пока ждёт бабушку? − Пытался ли он исправить ситуацию, рассказать ей обо всём? − Чем занимается Витя в отсутствие бабушки? − Удалось ли ему отвлечься от ужасных мыслей, мук совести? − А что левонтьевские ребята?Пожалели? Поддержали? −Когда вы читали рассказ, что вы предполагали увидеть в финале? Как представляли себе развязку действия? − Ругала его бабушка? −Зачитайте финал рассказа (стр. 80) − Почему бабушка простила внука? − Докажите, что Витя усвоил этот урок? − Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Мальчик Витя вырос, стал писателем и написал книгу «Последний поклон», отблагодарив таким образом свою бабушку за любовь, заботу и добро. Рассказ В. П. Астафьева, построенный на впечатлениях детства, поучителен. Он приоткрывает мир детства, когда во всем хочется самому разобраться, когда маленький человек постигает не только окружающий мир, но и окружающих людей. Круг общения главного героя не так велик, но определенный опыт взаимоотношения с разными людьми он получил. После чего стал ценить самых близких людей, стал разборчивее в выборе друзей. Чтобы принять решение, надо прислушаться к самому себе, а не идти на поводу у кого-либо. Герой рассказа слишком доверчив, но его сердце открыто для всех, он добрый, честный, чувствительный и благодарный. А бабушка Катерина Петровна настолько щедра на доброту, что всем окружающим ее людям хватит. «Против всего можно устоять, но не против доброты». − А какие уроки вы извлекли из этого произведения? Учитель показывает предмет, а учащиеся должны назвать героя, которому эти предметы принадлежат: кувшин, туесок с земляникой, чайник, тельняшка, картина, изображающая море, пряник конем, калач, юбка, домовиха и домовой, змея. Учитель предлагает учащимся составить синквейны на героев рассказа, разделив класс на группы: 1группа: Витя. 2 группа: бабушка. 3группа: пряник. 4 группа: Санька. 5 группа: о рассказе. Синквейн должен состоят из одного существительного, двух прилагательных, трех глаголов, предложения, которое характеризует героев, одно заключительное существительное, подводящее итог сказанному. Учитель результаты работы групп по составлению синквейна слушает и оценивает. Учитель просит поднять смайлики, выражающие настроение учащихся в конце урока. Запись на доске: художественный пересказ эпизода из рассказа В.П.т Астафьева «Конь с розовой гривой». | -Нет, это произведение автобиографическое. - Она против, соседи ведут не очень правильный образ жизни. -Они меня жалеют, бабушка, а ты строгая, у них весело, угощают всем, что есть дома. -Соседи выпивают, не умеют вести хозяйство, тратят деньги бестолково. Они грубые, дерутся. Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику. Внук: Да? Баба, можно и я пойду? Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник. Внук: Конём, баба? Бабушка: Конём, конём. Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания! Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!(слайд:19) -Продать, купить пряник. -Небогато, события происходят после Гражданской войны. Пряник – это счастье для ребёнка, гордость и предмет зависти ровесников. -Завязка действия. Результат работы в группах: Левонтьевские ребятишки | Витя | бросали друг в друга барахтались принимались драться дразнились напластали жрут ягоды бьются катаются | трудом своим заработать пряник начали брать землянику радостную и дорогую брал старательно собрать скорее скоро покрыл дно аккуратненького туеска вздохнул с облегчением | Представители групп зачитывают характеристику своих героев. -Бабушке обещал, ещё не набрал полный туес. – Бабушки Петровны испугался? Эх ты! (Санька) – Зато мне бабушка пряник конём купит! (Витя) – Может, кобылой? Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный! (Санька) – Я?! (Витя) – Ты! (Санька) – Я? (Витя) – Ты, ты! (Санька) – Жадный? (Витя) – Жадный! (Санька) – А хочешь, все ягоды съем? (Витя) – Слабо! (Санька) – Мне слабо? Мне слабо? Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды) – Я ещё у бабушки калач украду! (Витя) – Давай! Только одного калача мало! Шанег прихвати! А лучше ещё и пирог! -Лишнее не будет! (Санька) – Ладно! (Витя) -Зависть, злоба, понимают, что Вите достанется, а все равно подначивают его. -Кульминацией. - Растерзали рыбу, убили стрижа.(слайд:20,21) -На обман: траву в туесок – вместо ягод.(слайд:22,23) =Им это не в первой, они так часто делают, и им за это ничего дома не бывает. -Муки совести. - Да, хотел утром рассказать, но проспал, ещё и деда не было дома, он бы помог. -Идёт на рыбалку. День чудесный, но ему не радостно.. -Нет. -Нет, смеялись, дразнили. -Бабушка накажет Витю. -Ругала, позорила перед другими, но простила.(слайд:24) -Любила, жалела, ведь он сирота, догадалось, что это его левонтьевские подбили на злое дело. Как мудрая женщина, поняла, что нужно добром воспитывать ребёнка. Зло порождает только зло. Преподала внуку урок доброты и прощения. (слайд:25) -Последние слова рассказа. -Нужно быть честными, не поддаваться чужому влиянию, быть добрыми, уметь прощать, раскаяние приносит облегчение. -Бабушке, Вите, старшому из левонтьевских ребятишек, дяде Левонтию, Вите, бабушке, Васене (матери левонтьевских ребят), Саньке, Таньке. Учащиеся делятся на группы и составляют синквейны. Результаты первой группы: Витя. Доверчивый, совестливый. Обманывает, ворует, мучается. Витя получил урок доброты. Совесть. Результаты второй группы: Бабушка. Любящая, заботливая. Прощает, любит, покупает. Бабушка покупает Вите пряник-мечту. Прощение. Результаты третьей группы: Пряник. Белый, розовый. Простили, купили, подарили. Витя получил заветный пряник. Мечта. Результат четвертой группы: Санька. Хитрый, изворотливый, Дразнит, завидует, обманывает. Санька учит плохим поступкам Витю. Мальчиш - плахиш. Результат пятой группы: Рассказ Интересный, поучительный. Трогает, волнует, заставляет задуматься. Рассказ учит прощать и любить. Юмор. Представители групп зачитывают коллективную работу в группах. Учащиеся поднимают смайлики. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и выставляют оценки. | 20 мин 1,5 мин 7 мин 2 мин |