Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Автор УМК под редакцией В.Я. Коровиной
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цели урока:
- развитие навыков комментированного чтения;
- работа с понятием эпитет;
- обратить внимание учащихся на лучшие устремления человека;
- научить пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте;
- развитие устной и письменной речи.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор
Структура урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи
Работа с текстом
Беседа
Работа в группах
Рефлекция
Информация о домашнем задании, выставление оценок.
Общая часть |
Предмет | Литература | 5 класс |
Тема | К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знакомство с биографией К.Паустовского Умение выразительно читать художественный текст. Работа с понятиями «эпитет», постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка Умение понимать тему, идею произведения. | Познавательные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать. Регулятивные УУД: - умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; - умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | 1. Уважение стремления к знаниям, просвещению. 2. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. 3. Стремление к речевому самосовершенствованию |
Решаемые учебные проблемы | Познакомиться с основными фактами биографии К.Паустовского. Акцентировать внимание на понятиях «народная сказка», «литературная сказка», реальность, фантастика, добро и зло. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. |
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые
УУД
Регламент
I.Оргмомент Постановка целей
Слово учителя
«Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом…
Вне труда нет и человека.» П. Бажов
Именно такого человека прославлял в своем творчестве замечательный писатель К. Паустовский
Записывают тему в тетрадь
2 мин.
II. Работа c текстом
А сейчас слово группе литературоведов, подготовившим рассказ о писателе.
Проверка домашнего задания
Предположите, почему именно этот рассказ взят для анализа.
Слово об авторе
Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные: поиск информации
5 мин
III. Работа с текстом
Проверка знания текста в форме викторины, позволяющей проверить знание деталей и внимательность при чтении текста.
Вопросы
Какой масти был раненый конь?
Кто взял себе коня?
Какое прозвище имел Филька?
Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?
Что случилось в природе после этого?
Сколько лет назад был такой же мороз?
От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?
Куда послала бабка Фильку в поисках совета?
Что посоветовал Фильке Панкрат?
Сколько времени дал Фильке Панкрат?
Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата?
Что придумал Филька?
Что сделали люди для своего спасения?
Какую роль сыграла в спасении людей сорока?
Что принес Филька раненому коню?
Что конь сделал после того, как съел хлеб?
Почему сердилась сорока?
Ответы на вопросы викторины.
Вороной
Мельник
Ну, тебя
Кинул в снег
5. Метель и сильный мороз
6. Сто
7. От злобы
8. К Панкрату
9. Изобрести изобретение от стужи
10. Час с четвертью
11. Сорока
12. Продолбить лед на речке
13. Продолбили лед около мельницы
14. Позвала теплый ветер
15. Буханку свежего хлеба
16. Положил голову на плечо Фильке?
Познавательные УУД: поиск и выделение информации, структурирование знаний.
5 мин
IV. Подведение итогов викторины
Самопроверка по материалам на слайде
16-17 «5»
13-15 «4»
9-12 «3»
0-8 «2»
Самопроверка.
Посчитай количество правильных ответов.
Регулятивные УУД: умение проводить самопроверку.
3 мин
V. Беседа
Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня?
Как характеризует прозвище мальчика Фильку?
В чём была жестокость Филькиного поступка?
Как с помощью пейзажа (изображения начавшейся метели) Паустовский выражает своё отношение к произошедшему?
Для чего автор вводит в сказку рассказ бабки о событиях столетней давности?
Как попять слова бабки об "охлаждении сердца"?
Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
Почему был уверен Филька, что деревенские ребята поддержат его?
Что, по-вашему, спасло людей?
Почему автор назвал хлеб, испечённый людьми, чудесным?
Почему все радовались примирению коня и Фильки?
Почему сказка так называется?
Отвечают на вопросы устно.
Коммуникативные УУД: высказывание мыслей, слушать собеседника, работать в коллективе
5 мин
VI. Словарная работа
Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка – дайте определение этим терминам.
Познавательные УУД: поиск и выделение информации
5 мин
VII. Работа с текстом. Анализ художественных особенностей текста
Найти в тексте эпитеты и записать их в тетради
Выписать из текста выражения, которые могут быть пословицами, поговорками, выражающими народную мудрость.
Теплый хлеб, с румяной корочкой, чудесный хлеб. Рыхлые тучи, горячие (солнечные) пятна, буханка свежего хлеба, звонкие березовые дрова.
Зачем помирать? Надеяться надо.
Льготного срока не будет.
Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
За твою дурь расплачиваться своим горбом?
От теплоты лед начал оседать.
Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете.
Хлеб-соль подносить.
Не только человеку извинение требуется.
Бери хлеб, мирись!
Логические УУД:
анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей
5 мин
VIII. Работа в группах
Работа в группах.
Задание для группы №1.
Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой?
Задание для группы №2.
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем её сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что от изображения живой природы?
Задание для группы №3.
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
Работают по группам. Обсуждают все, выступает один.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации
10 мин
IX. Итог групповой работы
Вы внимательно выслушали ответы каждой группы. Сделайте вывод из сказанного
Делают вывод о том, что черты сказки и
реалистического произведения переплетаются в этом произведении, которое совмещает черты народной и авторской сказки. Произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце- холодное сердце, от этого человек может даже умереть.
X. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
- Так в чем мудрость сказки «Теплый хлеб»?.
Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь
Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Правило 2. Умей увидеть чудо и творить его сам.
Формулируют свои варианты
Коммуникативные УУД: умение высказывать мысли, слушать собеседника
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, самоопределение
3 мин
XI. Домашнее задание
Задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
Задача ребенка - постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский
2 мин