СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме " Русская народная сказка "Рукавичка" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературному чтению  по теме "Русская народная сказка " Рукавичка". УМК " Школа России" 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению по теме " Русская народная сказка "Рукавичка" (1 класс)»

Технологическая карта урока по предмету Литературное чтение

1 класс УМК «Школа России»

Автор: Попова Ольга Викторовна

Тема урока

Русская народная сказка «Рукавичка»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Педагогическая цель

Создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки.

Задачи урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новой сказкой «Рукавичка»;

  • совершенствовать навыки техники чтения;

  • учить сравнивать авторскую и русскую народную сказки.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества;

  • интерес и уважение к культуре русского народа, к народному творчеству.

Развивающие:

  • развивать устную речь, пополнять словарный запас;

  • развивать внимание и память;

  • развивать коммуникативные способности;

  • развивать логическое мышление.

Планируемые результаты (предметные)

Формирование умений сравнивать авторское и народное произведение; формирование представлений об особенности жанра сказки; формирование умений определять главную мысль сказки и соотносить ее с пословицей.

Личностные результаты

Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений у обучающихся; развитие у них интереса к урокам литературного чтения; умение высказывать своё отношение к героям сказки, к их поступкам с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции; формирование умения адекватно воспринимать оценку учителя, контроля, оценки и самооценки своей деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные УУД: умение формулировать проблему с помощью учителя; умение выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; умение строить речевое высказывание в устной форме; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; уметь определять последовательность событий в сказке; уметь находить объяснение незнакомых слов в словаре; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать самостоятельно правильность выполнения действий и корректировать допущенные ошибки,

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного и сравнивать её с авторской; выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать других; уметь договариваться и сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности..

Учебно-методическое сопровождение

Учебник «Литературное чтение» 1 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Дидактические материалы

Иллюстрации к сказке «Рукавичка»; конверты для работы в группах, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова; сигналы, карточки настроения.

ИКТ, ЦОР

ПК, проектор, презентация, аудиозапись.

Формы работы


Фронтальная, парная, групповая.

Методы работы

Словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.


№ п/п

Название

этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.

Организационный



Слайд 2


















Слайд 3

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели!

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Улыбка – залог успеха в любой работе. Так давайте, наш урок начнём с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке.

- Боитесь ли вы трудностей?

- С каким настроением трудности преодолеть легче?

- Какое настроение у вас сейчас? Покажите своё настроение.

У вас на столе 2 карточки: на одной – солнышко, на другой – тучка.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат.

Контролировать свою готовность к уроку.















Показывают:

солнышко или тучку.

Регулятивные УУД:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.








Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2.

Актуализация знаний.

- Составьте из данных слов предложение:

учимся читать  сказки Мы



- Что такое сказка?





- Какие виды сказок вы знаете?

- Кто автор народной сказки?

- Почему сказка авторская?

- Чему учат сказки?



Дети составляют предложение: «Мы учимся читать сказки».


Жанр УНТ, с выдуманным сюжетом и героями, волшебный мир, в котором происходят чудеса, мудрость народа.

Авторские и народные.

Народ.

Конкретный автор.

Любви, добру, взаимовыручке,

справедливости,

гостеприимству,

трудолюбию и т.д.

Коммуникативные УУД:

развития навыка сотрудничества со взрослыми.

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных авторов.

3.

Самоопределение к деятельности.

Слайд 4

Речевая разминка:

- Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

- В каких сказках действующее лицо – мышка?

Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.


«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать.


4.

Мотивация учебной деятельности.





Слайд 5


- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?



- Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки Е. Чарушина «Теремок» по ролям. Откройте учебник с. 33.

- Назовите главных героев сказки в том порядке, как они появляются в сказке.

«Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок».


Выразительное чтение отрывка из сказки детьми по ролям.

Дети называют главных героев.

Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения.






5.

Формулирование учащимися темы и цели урока




Слайд 6




Слайд 7-8

- Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали?

- Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку.

Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам  изображенных предметов.


- Итак, уточните тему сегодняшнего урока.

- Чему мы сегодня будем учиться?






- Какие умения нам необходимы?

Ответы детей.







Р У К А В И Ч К А.



«Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка», рассуждать, понимать прочитанное, отвечать на вопросы.


Быть внимательными, старательными, самостоятельными,

уметь читать.





Предметные УУД:

развивается речь, память, мышление





Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.






6.

Постановка учебной задачи.

- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

- Как ещё можно сберечь руки от холода?

- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?

- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

- Перед тем как послушать сказку, поработаем со словами.

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

об-ро-нил – обронил (уронил)

по-пры-гуш-ка – попрыгушка (прыгает)

по-скре-буш-ка – поскребушка (скребёт)

спра-ши-ва-ет – спрашивает

по-бе-гай-ка – побегайка (быстро бегает)

сест-рич-ка – сестричка

бре-дет – бредет (идёт медленно, с трудом)

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

под-хо-дит – подходит

ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

врас –сып-ну-ю –врассыпную

(в разные стороны).

Ру-ка-вич-ка –рукавичка (варежка)

АУДИОЗАПИСЬ

- Откройте учебник на с. 38. Слушаем внимательно сказку и следим по тексту, чтобы ответить на вопрос: «Почему народ назвал сказку «Рукавичка»?».



Защитить руки от холода.

Варежки, перчатки.


Нет, не можем.


























Слушают аудиозапись и следят по тексту в учебнике.


Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать знаки, символы.

Коммуникативные УУД

учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания.











Познавательные УУД

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

7.

Решение учебной задачи.













Слайд 9









Слайд 10

- Поднимите руку, кому понравилась сказка?

- Кто обронил рукавичку?

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственные слова к слову «рукавички».


- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица». Это предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно.

Бывают рукавицы: меховые (надеваем зимой), рабочие, рукавица-прихватка, для сварщика, для бани.


Дед.

7

Звери испугались собаки.

Да, можем. В рукавичке звери спрятались от холода. Рукавичка стала домом для зверей.

Да.


Рука, рукавица, ручной, рукав, наручники, нарукавники.

Рука-вицы

Слово состоит из двух частей: «рука» и «виться», то есть

«виться вокруг руки».



Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.

Коммуникативные УУД

учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания.


Познавательные УУД

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


.

8.

Физминутка.

Руки подняли и закачали -

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки сложили назад.




Личностные УУД.

Коммуникативные УУД.

9.

Первичное закрепление.

Выборочное чтение.





















































Слайд 11

-А сейчас мы продолжим работу над сказкой.

- Найдите в тексте и прочитайте:

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто пришёл за мышкой?

- Кто попросился третьим в рукавичку?

- Как просилась лисичка?

- А кто такой серый бочок?

- Как просился в рукавичку кабан?

- Кто был последним из зверей?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

- Мы назвали героев сказки. В чём особенность их имён?

- На какие особенности героев указывают вторые части их имён?

Викторина: « Да или нет.»

1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Да)

2 Идёт дед с собачкой полем? (Нет.)

3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)


4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)

5.После волка там спрятался медведь? (Нет)

6 .Из-за медведя чуть не разорвалась рукавичка? (Да.)

7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)

8.Звери ей обрадовались? (Нет.)

9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)


- Молодцы. Почему мы хорошо справились с этим заданием?


Итак, мы прочитали сказки «Теремок» Евгения Чарушина и русскую народную сказку «Рукавичка». Сравним эти сказки.

- Чем они похожи?

- Кто главные герои?

-Чем заканчиваются сказки?

- Найдите соответствия.

- Чем они отличаются?

- В какое время года происходят события?

-Одинаковые ли слова – характеристики героев?

-Одинаковые или разные содержание и конец сказок?








- Какое одинаковое действие происходит в сказках?

- Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:

«В тесноте, да не в обиде».

«Знает сорока, где зиму зимовать».

«Согласие крепче каменных стен».

- Как понимаете смысл этой пословицы?





- Чему нас учат данные сказки?


Выставляются герои.

Мышка – поскребушка.

Лягушка-попрыгушка.

Зайчик-побегайчик.

С.39

Волк. С.39

С.39

Медведюшко-батюшка.

Да.





Дети используют сигналы:

да – зелёный сигнал, нет – красный.











Внимательно слушали и читали сказку.




Это сказки, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайка, лисица, волк, медведь находят пристанище в одном месте.

Одну сказку написал народ, другую – автор Чарушин, разные названия; события происходят в разное время года «Теремке»- летом, в «Рукавичке» - зимой, в «Рукавичке» появляются новые герои, кабан. Разные слова-характеристики героев, разное содержание и конец сказки.

Спасают сказочных героев.


«В тесноте, да не в обиде».

Мириться с теснотой, когда слишком много народу, но мирятся с теснотой, оставаясь доброжелательными друг к другу.

Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь.


Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя.

Коммуникативные УУД

учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Познавательные УУД

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.













Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и героев



Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников.


Личностные УУД: уметь оценивать собственные поступки и поступки героев сказок




10.

Введение знаний в систему.










Слайд 12

— А сейчас я вам предлагаю поработать в группе.

— Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки?

— Вам нужно изготовить обложку для книжки под названием «Рукавичка». А дома по желанию вы можете нарисовать страничку к этой сказке и приготовить рассказ к своему рисунку. И тогда наша книга будет готова.

- А что такое обложка?



- Вспомним правила работы в группе.








- Будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть.



- А теперь попрошу ответственных в группе, выйти к доске и показать, что у вас получилось.

- Расскажи, что вы изобразили на вашей обложке?











Обложка книги – это верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу.

В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, а другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял переспроси.

Дети работают в группах. (вклеивают в заготовку обложки героев сказки)


Самоконтроль.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать, договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


11.

Итог урока.

Рефлексия.






Слайд 13







Слайд 14 – 15






Слайд 16


Слайд 17

- Подведём итог урока. В начале урока, какой проблемный вопрос вызвал у нас затруднение?

— Как мы решили эту проблему?




- Продолжите предложение:

  • На уроке я узнал…

  • Я запомнил…

  • Мне понравилось…

  • Похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

- А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

5 и более – отличник, 3-4 – умничка, 1-2 – молодец.

- На нашем лице отражаются все наши эмоции. Я знаю, ребята получили массу положительных эмоций при работе со сказкой. Поднимите теперь ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

- Спасибо всем за урок.

-Урок окончен.

Почему сказка называется «Рукавичка»?

Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы».


Новую сказку.

Сказочных героев.

Делать обложку.

Работу в группе. Хорошие ответы.

Сделать страничку к книжке.






тучка или солнышко

Познавательные УУД

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.







Личностные УУД:

самооценка.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!