Тема урока | Русская народная сказка «Рукавичка» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Педагогическая цель | Создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки. |
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся с новой сказкой «Рукавичка»; совершенствовать навыки техники чтения; учить сравнивать авторскую и русскую народную сказки. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, товарищества; интерес и уважение к культуре русского народа, к народному творчеству. Развивающие: развивать устную речь, пополнять словарный запас; развивать внимание и память; развивать коммуникативные способности; развивать логическое мышление. |
Планируемые результаты (предметные) | Формирование умений сравнивать авторское и народное произведение; формирование представлений об особенности жанра сказки; формирование умений определять главную мысль сказки и соотносить ее с пословицей. |
Личностные результаты | Формирование стремления к приобретению новых знаний и умений у обучающихся; развитие у них интереса к урокам литературного чтения; умение высказывать своё отношение к героям сказки, к их поступкам с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выражать свои эмоции; формирование умения адекватно воспринимать оценку учителя, контроля, оценки и самооценки своей деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные УУД: умение формулировать проблему с помощью учителя; умение выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; умение строить речевое высказывание в устной форме; уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи; уметь определять последовательность событий в сказке; уметь находить объяснение незнакомых слов в словаре; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев. Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать самостоятельно правильность выполнения действий и корректировать допущенные ошибки, Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного и сравнивать её с авторской; выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать других; уметь договариваться и сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности.. |
Учебно-методическое сопровождение | Учебник «Литературное чтение» 1 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова |
Дидактические материалы | Иллюстрации к сказке «Рукавичка»; конверты для работы в группах, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова; сигналы, карточки настроения. |
ИКТ, ЦОР | ПК, проектор, презентация, аудиозапись. |
Формы работы | Фронтальная, парная, групповая. |
Методы работы | Словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический. |
№ п/п | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. | Организационный Слайд 2 Слайд 3 | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели И на доску посмотрели! Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Улыбка – залог успеха в любой работе. Так давайте, наш урок начнём с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу. Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. - Боитесь ли вы трудностей? - С каким настроением трудности преодолеть легче? - Какое настроение у вас сейчас? Покажите своё настроение. У вас на столе 2 карточки: на одной – солнышко, на другой – тучка. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя – результат. | Контролировать свою готовность к уроку. Показывают: солнышко или тучку. | Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Личностные УУД: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2. | Актуализация знаний. | - Составьте из данных слов предложение: учимся читать сказки Мы - Что такое сказка? - Какие виды сказок вы знаете? - Кто автор народной сказки? - Почему сказка авторская? - Чему учат сказки? | Дети составляют предложение: «Мы учимся читать сказки». Жанр УНТ, с выдуманным сюжетом и героями, волшебный мир, в котором происходят чудеса, мудрость народа. Авторские и народные. Народ. Конкретный автор. Любви, добру, взаимовыручке, справедливости, гостеприимству, трудолюбию и т.д. | Коммуникативные УУД: развития навыка сотрудничества со взрослыми. Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных авторов. |
3. | Самоопределение к деятельности. Слайд 4 | Речевая разминка: - Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро. Шесть мышат в шалаше шуршат. - В каких сказках действующее лицо – мышка? | Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее. «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». | Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать. |
4. | Мотивация учебной деятельности. Слайд 5 | - С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? - Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки Е. Чарушина «Теремок» по ролям. Откройте учебник с. 33. - Назовите главных героев сказки в том порядке, как они появляются в сказке. | «Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок». Выразительное чтение отрывка из сказки детьми по ролям. Дети называют главных героев. | Познавательные УУД: уметь определять новый жанр литературного произведения. |
5. | Формулирование учащимися темы и цели урока Слайд 6 Слайд 7-8 | - Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали? - Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтёте по первым буквам изображенных предметов. - Итак, уточните тему сегодняшнего урока. - Чему мы сегодня будем учиться? - Какие умения нам необходимы? | Ответы детей. Р У К А В И Ч К А. «Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка», рассуждать, понимать прочитанное, отвечать на вопросы. Быть внимательными, старательными, самостоятельными, уметь читать. | Предметные УУД: развивается речь, память, мышление Регулятивные УУД целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
6. | Постановка учебной задачи. | - Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям? - Как ещё можно сберечь руки от холода? - Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»? - Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? … - Перед тем как послушать сказку, поработаем со словами. - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами. об-ро-нил – обронил (уронил) по-пры-гуш-ка – попрыгушка (прыгает) по-скре-буш-ка – поскребушка (скребёт) спра-ши-ва-ет – спрашивает по-бе-гай-ка – побегайка (быстро бегает) сест-рич-ка – сестричка бре-дет – бредет (идёт медленно, с трудом) не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться под-хо-дит – подходит ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается врас –сып-ну-ю –врассыпную (в разные стороны). Ру-ка-вич-ка –рукавичка (варежка) АУДИОЗАПИСЬ - Откройте учебник на с. 38. Слушаем внимательно сказку и следим по тексту, чтобы ответить на вопрос: «Почему народ назвал сказку «Рукавичка»?». | Защитить руки от холода. Варежки, перчатки. Нет, не можем. Слушают аудиозапись и следят по тексту в учебнике. | Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать знаки, символы. Коммуникативные УУД учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Познавательные УУД выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
7. | Решение учебной задачи. Слайд 9 Слайд 10 | - Поднимите руку, кому понравилась сказка? - Кто обронил рукавичку? - Сколько всего зверей поместилось в рукавичке? - Почему звери были вынуждены покинуть свой домик? - Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?». - А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? - Давайте вместе рассуждать. - Назовите родственные слова к слову «рукавички». - Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». - Что услышали? - Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица». Это предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно. Бывают рукавицы: меховые (надеваем зимой), рабочие, рукавица-прихватка, для сварщика, для бани. | Дед. 7 Звери испугались собаки. Да, можем. В рукавичке звери спрятались от холода. Рукавичка стала домом для зверей. Да. Рука, рукавица, ручной, рукав, наручники, нарукавники. Рука-вицы Слово состоит из двух частей: «рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки». | Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя. Коммуникативные УУД учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Познавательные УУД выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. . |
8. | Физминутка. | Руки подняли и закачали - Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки Плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Руки сложили назад. | | Личностные УУД. Коммуникативные УУД. |
9. | Первичное закрепление. Выборочное чтение. Слайд 11 | -А сейчас мы продолжим работу над сказкой. - Найдите в тексте и прочитайте: - Кто первый стал жить в рукавичке? - Кто пришёл за мышкой? - Кто попросился третьим в рукавичку? - Как просилась лисичка? - А кто такой серый бочок? - Как просился в рукавичку кабан? - Кто был последним из зверей? - Пустили звери медведя в рукавичку? - Мы назвали героев сказки. В чём особенность их имён? - На какие особенности героев указывают вторые части их имён? Викторина: « Да или нет.» 1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Да) 2 Идёт дед с собачкой полем? (Нет.) 3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет) 4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да) 5.После волка там спрятался медведь? (Нет) 6 .Из-за медведя чуть не разорвалась рукавичка? (Да.) 7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет) 8.Звери ей обрадовались? (Нет.) 9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да) - Молодцы. Почему мы хорошо справились с этим заданием? Итак, мы прочитали сказки «Теремок» Евгения Чарушина и русскую народную сказку «Рукавичка». Сравним эти сказки. - Чем они похожи? - Кто главные герои? -Чем заканчиваются сказки? - Найдите соответствия. - Чем они отличаются? - В какое время года происходят события? -Одинаковые ли слова – характеристики героев? -Одинаковые или разные содержание и конец сказок? - Какое одинаковое действие происходит в сказках? - Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке: «В тесноте, да не в обиде». «Знает сорока, где зиму зимовать». «Согласие крепче каменных стен». - Как понимаете смысл этой пословицы? - Чему нас учат данные сказки? | Выставляются герои. Мышка – поскребушка. Лягушка-попрыгушка. Зайчик-побегайчик. С.39 Волк. С.39 С.39 Медведюшко-батюшка. Да. Дети используют сигналы: да – зелёный сигнал, нет – красный. Внимательно слушали и читали сказку. Это сказки, главные герои – животные: мышка, лягушка, зайка, лисица, волк, медведь находят пристанище в одном месте. Одну сказку написал народ, другую – автор Чарушин, разные названия; события происходят в разное время года «Теремке»- летом, в «Рукавичке» - зимой, в «Рукавичке» появляются новые герои, кабан. Разные слова-характеристики героев, разное содержание и конец сказки. Спасают сказочных героев. «В тесноте, да не в обиде». Мириться с теснотой, когда слишком много народу, но мирятся с теснотой, оставаясь доброжелательными друг к другу. Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь. | Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя. Коммуникативные УУД учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать, формирование умения формулирования собственного мнения и позиции, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Познавательные УУД выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные УУД: уметь сравнивать произведения и героев Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё отношение к содержанию изученного произведения, оценивать высказывания одноклассников. Личностные УУД: уметь оценивать собственные поступки и поступки героев сказок |
10. | Введение знаний в систему. Слайд 12 | — А сейчас я вам предлагаю поработать в группе. — Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки? — Вам нужно изготовить обложку для книжки под названием «Рукавичка». А дома по желанию вы можете нарисовать страничку к этой сказке и приготовить рассказ к своему рисунку. И тогда наша книга будет готова. - А что такое обложка? - Вспомним правила работы в группе. - Будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть. - А теперь попрошу ответственных в группе, выйти к доске и показать, что у вас получилось. - Расскажи, что вы изобразили на вашей обложке? | Обложка книги – это верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу. В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, а другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял переспроси. Дети работают в группах. (вклеивают в заготовку обложки героев сказки) Самоконтроль. | Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать, договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
11. | Итог урока. Рефлексия. Слайд 13 Слайд 14 – 15 Слайд 16 Слайд 17 | - Подведём итог урока. В начале урока, какой проблемный вопрос вызвал у нас затруднение? — Как мы решили эту проблему? - Продолжите предложение: - А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок? 5 и более – отличник, 3-4 – умничка, 1-2 – молодец. - На нашем лице отражаются все наши эмоции. Я знаю, ребята получили массу положительных эмоций при работе со сказкой. Поднимите теперь ту карточку, которая соответствует вашему настроению. - Спасибо всем за урок. -Урок окончен. | Почему сказка называется «Рукавичка»? Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы». Новую сказку. Сказочных героев. Делать обложку. Работу в группе. Хорошие ответы. Сделать страничку к книжке. тучка или солнышко | Познавательные УУД рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: самооценка. |