СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Д. Ушинский «Плутишка кот»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Плутишка кот

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 2

Цель: ознакомление с новым произведением, авторской сказкой «Плутишка кот» - К. Д. Ушинского.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с новым произведением;

- продолжить обучать детей литературному анализу, навыку выразительного чтения;

Развивающие:

- развивать умение выражать свои мысли;

- формировать умение анализировать высказывания одноклассников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению и книге, через использование игровых приемов.

- воспитывать навыки самостоятельной работы, умение сотрудничать, работать в паре.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению К.Д. Ушинский «Плутишка кот»»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»




студентка группы ПНК-4Б

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Ледяева Олеся Эдуардовна



Технологическая карта урока по литературному чтению

К.Д. Ушинский «Плутишка кот»





Место проведения: МБОУ СШ №12, 2 «В» класс

Дата проведения: 24.01.2022г.

Методист: Борисова Л.Н.


(подпись)

Учитель: Чужайкина И.Н.

(подпись)



Дзержинск – 2022

Тема: Плутишка кот

УМК: Начальная школа 21 века

Класс: 2

Цель: ознакомление с новым произведением, авторской сказкой «Плутишка кот» - К. Д. Ушинского.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с новым произведением;

- продолжить обучать детей литературному анализу, навыку выразительного чтения;

Развивающие:

- развивать умение выражать свои мысли;

- формировать умение анализировать высказывания одноклассников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению и книге, через использование игровых приемов.

- воспитывать навыки самостоятельной работы, умение сотрудничать, работать в паре.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знакомы с произведением «Плутишка кот»;

- анализируют произведение, читают выразительно.

Метапредметные

- грамотно выражают свои мысли;

- анализируют высказывания одноклассников.

Личностные:

- проявляют интерес к чтению и книге;

- работают самостоятельно и в паре.

Оборудование: учебник Ефросининой Л.А., рабочая тетрадь, презентация.

План урока:

1) Орг. момент (1 мин)

2) Актуализация знаний (5 мин)

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (6 мин)

4) Первичное усвоение новых знаний (15 мин)

5) Первичное закрепление (15 мин)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)

7) Рефлексия (2 мин)





























Ход урока

Этап урока

Задачи этапа урока

Методы и приемы

Дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапре дметные

Личностные

Орг. момент




Подготовить учащихся к работе на уроке.


Речь учителя


Презентация




Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Олеся Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

-Проверьте свою готовность к уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, ТПО и пенал.


Дети встают, приветствуют учителя.





Фронтальная




Самоконтроль


РУУД: контроль своих действий


Актуализация знаний











Повторить тему прошлого урока














Речь учителя.

Беседа










Презентация















- Давайте проверим ваше домашнее задание по произведению «Журавль и цапля». Вашим домашним заданием было выразительно прочитать сказку по ролям.

Кто желает прочитать сказку за автора, кто за журавля, кто за цаплю?













Фронтальная


самостоятельная










Самоконтроль













КУУД:

-умеют оформлять мысли в устной форме;

КУУД:

- умеют слушать и понимать речь других;


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся















Подготовить

учащихся к чтению

Подвести детей к теме урока



























Речь учителя.

Беседа




























Презентация
































-Ребята, к какому жанру произведения относится сказка «Журавль и Цапля»?

Какая это сказка?

-Ребята, а какой сказкой является та сказка, которую написал автор?

- Верно, ребята. Мы сегодня будем читать сказку Константина Дмитриевича Ушинского.

Что же это за автор?

Константин Дмитриевич Ушинский – русский педагог и писатель. В школьные годы Константин Дмитриевич был примерным учеником, много читал, любил получать новые знания. Позже Ушинский поступил на юридический факультет институт а в Москве. Учился блестяще. Институт Константин Дмитриевич окончил с золотой медалью. После окончания института Константин Дмитриевич начал заниматься литературной деятельностью. Ушинский написал первые в России учебники для начальной школы, где впервые были использованы произведения русской народной литературы.

- Ребята, чтобы отгадать героя нашей сегодняшней сказки нужно отгадать загадку.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Днём спит,

На солнышке лежит.

Ночью бродит,

На охоту ходит.


-Кто это, ребята?

- Все так считают?

- Откройте учебник на с. 18, прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке.

- Ребята, как вы думаете, почему автор назвал кота плутишкой?

- А правильные ли ваши предположения мы узнаем после прочтения сказки.


К сказке

Народная


Авторская




























Кот

Да


К. Ушинский

«Плутишка кот»

- дети высказывают свои предположения

Фронтальная
































Самоконтроль






























КУУД:

умеют слушать и понимать речь других;


Первичное усвоение новых знаний























Познакомить детей с произведением



























Речь учителя

И учеников






















Презентация




























-При чтении, вам встретятся трудные слова, сейчас Вы их увидите на слайде.

Запеть лазаря – жаловаться, плакать.

Избыть – избавиться от чего-нибудь.

Мужичок – серячок – простой (серый) мужичок.

Судить да рядить – рассуждать, договариваться.

Хворость прикинулась – болезнь случилась.



-Ребята, сейчас я включу аудиозапись первой части произведения, Вы следите по учебнику и внимательно слушайте, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать.


1)Почему так, жили дружно, всё делили пополам, а от хозяйки доставалось одному коту Ваське?

2)Почему кот плачет?



3)Как вы думаете, почему кот Васька скакал на трёх ногах? Как в сказке сказано о наказании кота?



4)Правду ли сказал кот Васька козлу и барану?

5)Мог ли он нечаянно слизать сметану?



6) Давайте предположим, зачем кот Васька обманул козла и барана.


1.Назовите главных героев произведения?

2.Какие поступки кота Васьки говорят нам о том, что он плутишка?

3. Как вы думаете, что произошло с героями дальше?

-Ребята, а верны ли наши суждения, мы узнаем дальше.

Сейчас я буду читать вторую часть произведения, Вы следите по учебнику и внимательно слушайте, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать.


- Где на самом деле оказались герои сказки?

- Что удивило вас в этой части?





-Для чего он решил разжечь огонь?

-О ком он позаботился?

-Как этот поступок характеризует кота?

-Кто попросился к героям на ночлег?

-Найдите в тексте, как кот Васька встретил медведя.

-Как вы думаете, почему кот разрешил медведю остаться?

Давайте проверим наши предположения. Читаем дальше.


Сейчас по цепочке будете читать третью часть произведения, Все следят по учебнику и внимательно слушают, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать.


- Так всё-таки для чего нужен был медведь коту Ваське?

- Помог ли этот поступок вернуться домой героям?














Потому что он был вором и разбойником.


Хозяйка узнала, что Васька слизал сметану, а к ней в гости собирался зять.

Его побила хозяйка

Вилы в бок, уши выдирала, ноги поломала, удавку припасла


Не полностью


Нет, он сделал это специально, т.к он воришка.


Чтобы от хозяйки не только Ваське досталось.


-кот, козёл, баран

-украл сметану, обманул козла и барана, тем самым уговорил на побег










-на скошенном лугу

-кот Васька придумал способ разведения огня



-было холодно, была ночь

-о козле и баране

Хитрый и умный.

-медведь













-чтоб медведь защитил героев сказки

-помог

Фронтальная




























Самоконтроль

























Читают и анализируют произведение

-умеют оформлять мысли в устной форме;
- умеют слушать и понимать речь других.


Первичное закрепление




















Создать условия для закрепления полученных знаний



















Речь учителя

Беседа


















Творческие задания





















- Давайте вспомним все поступки кота Васьки, характеризующего его как плутишку.




- Каких поступков больше: плохих или хороших?

-Какое у вас отношение к коту Ваське?

- Хотели бы вы иметь такого друга как кот Васька? Почему?



На доске появляются карточки со словами:

Котишко- мурлышко

Серый лобишко

котик-коток

серенький лобок

бестолковый лоб

серый кот

мурлыка

котик

- Каких слов больше ласковых или грубых?

- Значит, как автор относится к коту Ваське?

- Хоть кот Васька и был плутишкой, но К.Д. Ушинский всё равно любит Ваську. Чему нас учит эта сказка?



Творческая работа. Ребята, сейчас ваша задача будет озаглавить каждую из глав.



1 ряд – прочитать первую часть и озаглавить ее.



2 ряд – прочитать вторую часть и озаглавить ее.



3 ряд – прочитать третью часть и озаглавить ее.

(обсуждаем)



-Я предлагаю вам свой вариант. Открываем ТПО на стр.17. Давайте запишем план, который мы составили.


-Ребята, а сейчас мы с Вами поработаем в ТПО.

Открываем стр. 16, выполняем №1.

Прочитаем его. Кому не понятно? Кто готов?



-Выполним задание 2. Прочитаем. Кто готов?











-Задание 3. Прочитаем. Кто готов?






Задание 4. Прочитаем. Кто готов?





-Молодцы!

- украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей)

-хороших
















Ласковых



Любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать их.






1. Побег кота, козла и барана.

2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин.

3. Расправа медведя с волками и возвращение друзей домой.





1. Как в сказке называют кота? Запиши. Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок.


2. Как можно сказать по-другому? Запиши.

Судить да рядить – рассуждать .
Запеть лазаря – жаловаться, плакать .
Плутишка – хитрец, обманщик.

3. Собери загадку и отгадай. Запиши отгадку.

Он в берлоге спит  зимой
Под большущею  сосной,
А когда придёт  весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши “имя”, “отчество” и “фамилию” гостя.

Михайло Потапыч Топтыгин.

Фронтальная индивидуальная



















Самоконтроль




















-закрепляют полученные знания о сказке с помощью заданий

КУУД: грамотно выражают свои мысли


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись домашнего задания















Речь учителя

Беседа












-Ребята, вашим домашним заданием будет пересказ сказки «Плутишка Кот» по плану, который мы составили.
















Фронтальная















Самоконтроль















Рефлексия





















Организовать подведения итогов урока, анализ и оценка качества работы на уроке.













Речь учителя, беседа

















Презентация





















- Наш урок подходит к концу. Какая была тема сегодняшнего урока?


- Кто автор этой сказки?


- Понравилось ли вам это произведение? Чем?


- Молодцы!


- Урок окончен. До свидания, ребята!










Сказка «Плутишка Кот»



Константин Дмитриевич Ушинский



















Фронтальная





















Самоконтроль



















КУУД: уметь четко формулировать мысли

Умение адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!