Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Подготовить учащихся к чтению Подвести детей к теме урока | Речь учителя. Беседа | Презентация | -Ребята, к какому жанру произведения относится сказка «Журавль и Цапля»? Какая это сказка? -Ребята, а какой сказкой является та сказка, которую написал автор? - Верно, ребята. Мы сегодня будем читать сказку Константина Дмитриевича Ушинского. Что же это за автор? Константин Дмитриевич Ушинский – русский педагог и писатель. В школьные годы Константин Дмитриевич был примерным учеником, много читал, любил получать новые знания. Позже Ушинский поступил на юридический факультет институт а в Москве. Учился блестяще. Институт Константин Дмитриевич окончил с золотой медалью. После окончания института Константин Дмитриевич начал заниматься литературной деятельностью. Ушинский написал первые в России учебники для начальной школы, где впервые были использованы произведения русской народной литературы. - Ребята, чтобы отгадать героя нашей сегодняшней сказки нужно отгадать загадку. Острые ушки, На лапках подушки, Усы, как щетинка, Дугою спинка. Днём спит, На солнышке лежит. Ночью бродит, На охоту ходит. -Кто это, ребята? - Все так считают? - Откройте учебник на с. 18, прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся на уроке. - Ребята, как вы думаете, почему автор назвал кота плутишкой? - А правильные ли ваши предположения мы узнаем после прочтения сказки. | К сказке Народная Авторская Кот Да К. Ушинский «Плутишка кот» - дети высказывают свои предположения | Фронтальная | Самоконтроль | | КУУД: умеют слушать и понимать речь других; | |
Первичное усвоение новых знаний | Познакомить детей с произведением | Речь учителя И учеников | Презентация | -При чтении, вам встретятся трудные слова, сейчас Вы их увидите на слайде. Запеть лазаря – жаловаться, плакать. Избыть – избавиться от чего-нибудь. Мужичок – серячок – простой (серый) мужичок. Судить да рядить – рассуждать, договариваться. Хворость прикинулась – болезнь случилась. -Ребята, сейчас я включу аудиозапись первой части произведения, Вы следите по учебнику и внимательно слушайте, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать. 1)Почему так, жили дружно, всё делили пополам, а от хозяйки доставалось одному коту Ваське? 2)Почему кот плачет? 3)Как вы думаете, почему кот Васька скакал на трёх ногах? Как в сказке сказано о наказании кота? 4)Правду ли сказал кот Васька козлу и барану? 5)Мог ли он нечаянно слизать сметану? 6) Давайте предположим, зачем кот Васька обманул козла и барана. 1.Назовите главных героев произведения? 2.Какие поступки кота Васьки говорят нам о том, что он плутишка? 3. Как вы думаете, что произошло с героями дальше? -Ребята, а верны ли наши суждения, мы узнаем дальше. Сейчас я буду читать вторую часть произведения, Вы следите по учебнику и внимательно слушайте, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать. - Где на самом деле оказались герои сказки? - Что удивило вас в этой части? -Для чего он решил разжечь огонь? -О ком он позаботился? -Как этот поступок характеризует кота? -Кто попросился к героям на ночлег? -Найдите в тексте, как кот Васька встретил медведя. -Как вы думаете, почему кот разрешил медведю остаться? Давайте проверим наши предположения. Читаем дальше. Сейчас по цепочке будете читать третью часть произведения, Все следят по учебнику и внимательно слушают, так как после прослушивания я буду Вас спрашивать. - Так всё-таки для чего нужен был медведь коту Ваське? - Помог ли этот поступок вернуться домой героям? | Потому что он был вором и разбойником. Хозяйка узнала, что Васька слизал сметану, а к ней в гости собирался зять. Его побила хозяйка Вилы в бок, уши выдирала, ноги поломала, удавку припасла Не полностью Нет, он сделал это специально, т.к он воришка. Чтобы от хозяйки не только Ваське досталось. -кот, козёл, баран -украл сметану, обманул козла и барана, тем самым уговорил на побег -на скошенном лугу -кот Васька придумал способ разведения огня -было холодно, была ночь -о козле и баране Хитрый и умный. -медведь -чтоб медведь защитил героев сказки -помог | Фронтальная | Самоконтроль | Читают и анализируют произведение | -умеют оформлять мысли в устной форме; - умеют слушать и понимать речь других. | |
Первичное закрепление | Создать условия для закрепления полученных знаний | Речь учителя Беседа | Творческие задания | - Давайте вспомним все поступки кота Васьки, характеризующего его как плутишку. - Каких поступков больше: плохих или хороших? -Какое у вас отношение к коту Ваське? - Хотели бы вы иметь такого друга как кот Васька? Почему? На доске появляются карточки со словами: Котишко- мурлышко Серый лобишко котик-коток серенький лобок бестолковый лоб серый кот мурлыка котик - Каких слов больше ласковых или грубых? - Значит, как автор относится к коту Ваське? - Хоть кот Васька и был плутишкой, но К.Д. Ушинский всё равно любит Ваську. Чему нас учит эта сказка? Творческая работа. Ребята, сейчас ваша задача будет озаглавить каждую из глав. 1 ряд – прочитать первую часть и озаглавить ее. 2 ряд – прочитать вторую часть и озаглавить ее. 3 ряд – прочитать третью часть и озаглавить ее. (обсуждаем) -Я предлагаю вам свой вариант. Открываем ТПО на стр.17. Давайте запишем план, который мы составили. -Ребята, а сейчас мы с Вами поработаем в ТПО. Открываем стр. 16, выполняем №1. Прочитаем его. Кому не понятно? Кто готов? -Выполним задание 2. Прочитаем. Кто готов? -Задание 3. Прочитаем. Кто готов? Задание 4. Прочитаем. Кто готов? -Молодцы! | - украл сметану, обманул друзей, уговорил на побег, смекалкой добыл огонь, пригласил к огню медведя, обманул волков, этим спас друзей) -хороших Ласковых Любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать их. 1. Побег кота, козла и барана. 2. Гость, Михайло Потапыч Топтыгин. 3. Расправа медведя с волками и возвращение друзей домой. 1. Как в сказке называют кота? Запиши. Плутишка, котишко-мурлышко, серый лобишко, котик-коток, серенький лобок. 2. Как можно сказать по-другому? Запиши. Судить да рядить – рассуждать . Запеть лазаря – жаловаться, плакать . Плутишка – хитрец, обманщик. 3. Собери загадку ⇒ и отгадай. Запиши отгадку. Он в берлоге спит ⇒ зимой Под большущею ⇒ сосной, А когда придёт ⇒ весна, Просыпается от сна. (Медведь) 4. Кто пожаловал в гости к коту, козлу да барану? Запиши “имя”, “отчество” и “фамилию” гостя. Михайло Потапыч Топтыгин. | Фронтальная индивидуальная | Самоконтроль | -закрепляют полученные знания о сказке с помощью заданий | КУУД: грамотно выражают свои мысли | |
Рефлексия | Организовать подведения итогов урока, анализ и оценка качества работы на уроке. | Речь учителя, беседа | Презентация | - Наш урок подходит к концу. Какая была тема сегодняшнего урока? - Кто автор этой сказки? - Понравилось ли вам это произведение? Чем? - Молодцы! - Урок окончен. До свидания, ребята! | Сказка «Плутишка Кот» Константин Дмитриевич Ушинский | Фронтальная | Самоконтроль | | КУУД: уметь четко формулировать мысли | Умение адекватно понимать причины успеха, неуспеха в учебной деятельности |