проведенного в МБОУ г. Шахты гимназии имени
А.С. Пушкина
Дата проведения: 07.02.2017 г.
Целевой блок |
Тема урока: | Стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха» |
Цель урока: | Познакомить со стихотворением С. Есенина «Черёмуха» |
Планиремые результаты: | Предметные УУД: -знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского поэта, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, быстро просматривать текст, наблюдать как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом он испытывает, пользоваться элементарными приемами анализа текста. |
| Личностные УУД: -формировать интерес детей к познанию творчества С.А. Есенина; -понимание чувств одноклассников, учителя; -эмоциональное отношение к прочитанному. |
| Метапредметные: Регулятивные УУД: -контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; -строить устные высказывания с учетом учебной задачи; -проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении зданий; |
| Коммуникативные УУД: -строить сообщения в соответствии с учебной задачей; -учитывать чужое мнение и позицию. |
| Познавательные УУД: -осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительной литературе; -строить небольшие сообщения в устной форме; |
Инструментальный блок |
Тип урока: | Урок изучения литературного произведения |
Формы, приёмы и методы: | Словесный, наглядный, массовый, практический, урочный, фронтальный, индивидуальный. |
Образовательные ресурсы: | Учебник хрестоматии, презентация, доска, мел. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | - Здравствуйте. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка. Все пришли сегодня в срок, начинается урок Будем слушать, и читать, свои знанья пополнять. . | Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем. |
Этап проверки домашнего задания | Итак, ребята, какое у вас было домашнее задание? -Ребята, о чем нужно помнить, рассказывая стихотворение наизусть ? А что значит, рассказывать выразительно? Сейчас мы проверим, как вы справились с этим заданием. | Учащиеся объявляют домашнее задание. Нужно рассказывать выразительно. 1. Соблюдение пауз 2. Правильный выбор темпа 3.Соблюдение нужной интонации 4. Безошибочное чтение |
Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения | -Ребята, молодцы, вы хорошо справились с домашним заданием. А теперь ,скажите, мне пожалуйста, почему же злилась зима в стихотворении Тютчева? - Ребята, а какие изменения происходят весной в природе? -Правильно, молодцы. А сейчас, ребята, я вам предлагаю послушать одну замечательную песню, которая подскажет вам тему нашего урока. (Видеоролик с песней 00:11) -Ребята, вам понравилась песня? Ребята, а о чем поется в этой песне? А слова к этой песне написал известный русский поэт С.А. Есенин. Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Вы правы, мы сегодня на уроке будем изучать стихотворение С.Есенина. Поднимите руки, кто догадался, как оно называется. -Правильно ,давайте откроем учебник на странице 6 и прочитаем тему нашего урока. С.Есенин «Черемуха». -Как вы думаете, какая цель нашего урока? -Молодцы. | - потому что её время закончилось и пришла весна - природа просыпается, солнышко светит ярче, распускаются листики.. -Да. О весне. О черемухе. Познакомиться со стихотворением С.Есенин «Черемуха» |
Этап первого восприятия | -Ребята, сейчас я прочту вам стих С. Есенина «Черёмуха». Вслушайтесь в него и попытайтесь проникнуть тем настроением, которое родилось у поэта, когда он увидел черёмуху. Черемуха Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая, Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. | Дети слушают с закрытыми учебниками. |
Этап проверки восприятия | Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какое настроение было у поэта ,когда он писал это стихотворение? Молодцы! Умницы! | -Да, очень. -Радостное,возвышенное, волшебное,восторженное, радостное, светлое, солнечное, счастливое. |
Этап постановки учебной задачи | -Прочитайте стихотворение про себя и скажите, какие непонятные слова вы встретили в тексте? Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце. Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом. Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега. Вкрадчиво – тихо,аккуратно | - |
Физминутка | А сейчас, ребята, мы с вами немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт. Т.к. Мы с вами сегодня говорим о весне, то и наша физминутка тоже будет посвящена этой теме. Солнце засветило, (руки через середину поднять) Сугробы растопило. (руки через середину опустить) Теплую погоду принесла весна. (руки в сторону) Грачи к нам прилетают, (махи руками) И еж с медведем знают: (указательный палец приставить ко лбу) Пора им просыпаться, (подтянуться, посмотреть по сторонам) Весною любоваться! | Учащиеся выполняют действия учителя. |
Этап перечитывания и анализа стихотворения. | - Ребята, а как описывает автор красоту природы в своем стихотворении? -Давайте ещё раз прочитаем стихотворение и понаблюдаем о том, какие слова для описания природы использует автор. (Нигматулина Алиса,Шубина,Тарелкин) -Прочитайте 1-ое четверостишие и найдите в нем еще слова, создающие впечатление праздника. О ком так пишет автор? Кто так обычно готовится к празднику? С кем же можно сравнить черемуху? - Какие слова использует автор для описания образа черёмухи? (зачитайте) Почему они золотистые? - С чем сравниваются ветки дерева? | - Серебряный ручей, душистая, золотистая… (Душистая, кудри завила.) (О черемухе). (Девушка.) (С девушкой, невестой.) Черёмуха душистая, ветки золотистые) (блестят в лучах солнца) (с кудрями) |
Этап обобщения | Черёмуха медовая, сладкая душистая, как и сама весна. Поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая это стихотворение? *Ребята, а вы любите природу? У нас осталось немного времени и я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. | Он наблюдателен, любит природу, умеет описать её красочным литературным языком. Да |
Итог. Рефлексия | Итак, наш урок подходит к концу. -Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной цели в начале урока? -С каким настроением вы заканчиваете урок?Почему? | Да. |
Этап объяснения домашнего задания | -Домашним заданием у вас будет выучить стихотворение «Черёмуха» наизусть. Ребята, вы сегодня были очень внимательными, проявляли активность на уроке. Всем спасибо. До свидания! | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |