УМК Мерзляк А.Г.
Тема урока: Степень числа. Квадрат и куб числа
Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН.
Цель урока | Закрепить умение вычислять квадраты и кубы чисел, умение выполнять вычисления, зная порядок выполнения действий, если в выражении есть квадраты и кубы чисел. Развитие логического мышления, познавательной активности, творческих способностей. Воспитание самостоятельности, интереса к предмету. |
Планируемые результаты | Данное занятие направлено на повторение, обобщение и контроль знаний по теме: «Степень числа.» Предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания: Определение понятий –степень числа, основание степени, показатель степени, квадрат и куб числа. Умения: Находить квадрат и куб числа, Находить значения числового выражения, в которое входят квадраты и кубы чисел, применяя порядок действий. |
Основные понятия, используемые на уроке | Степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа, возведение числа в степень, правило выполнений действий в выражении, содержащем степень. |
Организация пространства | Интерактивная доска |
Межпредметные связи | Это последний урок по данной теме, на следующем уроке будет контрольная работа. Эта тема важна для дальнейшего изучения тем «Площади» и «Объёмы». |
Ресурсы | Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.) Дидактические материалы по математике 5 класс (автор Мерзляк А.Г.) Интерактивная доска Карточки с индивидуальными заданиями Презентация |
Форма организации познавательной деятельности учащихся | Фронтальная,парная,индивидуальная |
Методы обучения | словесные -наглядные (демонстрация презентации), -проблемно-поисковый; -метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод). закрепления и проверки знаний, умений, навыков |
Технологии работы с информацией | Презентация(иллюстрация;использование анимации в слайдах;мультимедиапанорама) |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя (задания, которые приведут к достижению запланированных результатов). | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Организационный момент. | Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, создает благоприятный психологический настрой на работу. Слайд 1-2 | Ученики включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.- наличие на парте дневника, тетрадей ,учебников,письменных | | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения |
2.Запись домашнего задания. | Учитель задает дифференцированное домашнее задание и делает комментарии к нему. № 557 учебник с. 51 №140 дидактические материалы Составить таблицу квадратов чисел от 0 до 15, выучить наизусть. Слайд 3 | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | | Коммуникативные: умение слушать, задавать вопросы Регулятивные: умение делать выбор Личностные: : самоопределение |
3.Постановка цели урока. | Сегодня на уроке мы должны повторить, что называется квадратом и кубом числа, порядок действий, если в числовое выражение входят квадраты и кубы чисел. Эта тема важна для дальнейшего изучения тем «Площади» и «Объёмы». | | | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
4.Актуализация знаний учащихся. | Цель: повторение теоретического материала. Актуализация опорных знаний. 1. Что называют степенью числа а с натуральным показателем n? Основание степени? Показатель степени? 2. Чему равно 1 в степени п? 3. Чему равно а в степени 1? 4. Чему равно 0 в степени п? 5. Какой порядок выполнения действий в выражении, содержащим степени? Слайд 4 Цель: применение теоретического материала на практике. Назовите основание и показатель степени 2 5 3 4 а 8 10 5 15 3 8 7 128 1 0 5 Устный счёт: 1) 3 2 + 05 2) 2 3 - 1 4 3) 2 3 : 2 2 4) 5 2 : 5 1 5) 7 2 + 1 15 Слайд 5-6 (3 чел. у доски , остальные в тетрадях.) Запишем произведения в виде степени и найдем их значения: 4 · 4 · 4; 3 · 3 · 3; 2 · 2 · 2 · 2 · 2 · 2. | Вспоминают теоретический материал ,отвечают на вопросы,решают примеры устно и письменно на применении теории на практике. | знать: определение степени числа уметь: определять основание степени, показатель степени понимать: что показывает основание степени и показатель степени, как найти степень числа. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
5. Проблемная ситуация | проблемное задание : Записать в виде куба а*а*а= В виде квадрата а*а= а2 = а · а а3 = а · а · а Слайд 8 | Учащиеся работают над проблемным заданием и приходят к выводу | | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. |
6.Повторение | Найдем значение выражения: (4 + 1)2 ·23 + 32. Каков порядок выполнения действий в этом выражении? Находим значение суммы в скобках; Вычисляем квадраты и кубы чисел; Выполняем умножение; Выполняем сложение. Слайд 9 | Вспоминают теоретический материал , решают выражение у доски (1 ученик), остальные в тетради. | Используют свойства числовых выражений, выполняют известные арифметические действия | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
7.Физкультминутка: | Учитель называет: Квадрат числа – дети встают Куб числа – дети топают ногами Степень – поднимают руки вверх Слайд 10 | дети выполняют действия. | | Регулятивные:повторение пройденного материала Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
8.Самостоятельная работа. | Слайд 11 Проверяется самостоятельная работа взаимопроверкой, учитель читает медленно ответы. | Ученики выполняют самостоятельную работу. Проверяется самостоятельная работа, взаимопроверкой, обучающиеся проверяют друг у друга. | Используют свойства числовых выражений, выполняют известные арифметические действия | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
9. Итог урока | Слайд 12 Итог урока: 1. Что называют степенью числа а с натуральным показателем n? Основание степени? Показатель степени? 2. Какой порядок выполнения действий в выражении, содержащим степени? 3. Что называется квадратом числа? Кубом числа? | Ученики отвечают на вопросы учителя. Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы. | | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
10. Рефлексия | Предлагаю вам закончить предложения: Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… | Ученики выражают их отношение к уроку | | Познавательные: построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |