| 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: мотивация учащихся к пробному учебному действию. | - Давайте вспомним тему прошлого урока. 8 сот. уменьшить на 5 сот. и прибавить 23 ед. Число, в котором 2 дес., а ед. в 4 раза больше. Число, в котором 8 ед. и 7 сот. 6 дес. увеличить на 1 дес. и прибавить 5 ед. Число, в котором 9 ед. и 5 дес. 8 ед. уменьшить на 3 ед. и прибавить 2 сот. Число, в котором 5 дес, а сотен больше на 2 Число, в котором 7 дес., а единиц на 7 меньше. | Трехзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа. 323 28 708 75 59 502 250 70 | – анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
| Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи. Цель: выявление во внешней речи причин затруднения. | Что мы можем сделать с этими числами? Давайте расставим их в порядке возрастания. А почему мы не можем расставить остальные числа? Так что же мы будем делать с вами сегодня на уроке? А какая у нас будет цель? В конце урока мы с вами вернемся к этому заданию и выполним его. | Разделить на группы, и пр. Мы можем расставить только двузначные числа: 28, 59, 70, 75 Мы такого не изучали. Мы будем учится сравнивать двузначные и трёхзначные числа. Научиться сравнивать двузначные и трехзначные числа. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); – подведение под понятие (П); – постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, в сотрудничестве разных позиций (К). |
| Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока, выбор способа достижения цели. | Задание 1 – Назовите самое большое двузначное число. – Сравните с ним любое двузначное число. Результат сравнения запишите в виде неравенств со знаком «». Задание 2 – Назовите самое маленькое трехзначное число. – Сравните с ним данные трехзначные числа. Результат сравнения запишите в виде неравенств со знаком «». 101, 210, 345, 486, 561, 630, 755, 800, 999. Задание 3 – Сравните самое маленькое трехзначное число с самым большим двузначным. Результат сравнения запишите в виде неравенства со знаком «». – Обоснуйте свое мнение. Задание 4 – Какое число при счете называют раньше: двузначное или трехзначное? – Может ли двузначное число быть больше трехзначного? Задание 5 – Напишите в порядке убывания все числа, которые меньше 100, но больше 90 Любое трехзначное число больше, чем любое двузначное или однозначное. Задание 7. – Сформулируйте правило выполнения разностного сравнения чисел. – Как выполнить разностное сравнение трехзначного и двузначного числа? – Почему всегда двузначное число следует вычитать из трехзначного? Задание 8. – Может ли трехзначное число быть больше двузначного на 1? – Напишите все такие пары чисел. – Может ли трехзначное число быть больше двузначного на 2? – Напишите все такие пары чисел. Задание 9. – Сколько существует пар из трехзначного и двузначного чисел, в которых эти числа отличаются на 10? – Проверьте свое предположение, написав все возможные пары чисел с таким свойством. (Самое маленькое трехзначное число и двузначное, к4оторое отличается на 10) | 99 Сравнивают. 100. 101100; 486100; 755100; 210100; 561100; 800100; 345100; 630100; 999100. 100 99 Двузначное Не может 99, 98, 97, 96, 95, 94, 93, 92, 91. Прочитайте вывод на стр. 21 При выполнении разностного сравнения из большего числа вычитают меньшее. Из трехзначного числа вычесть двузначное. Любое трехзначное число больше, чем любое двузначное. Может. 100 – 99 = 1 Может. 100 – 98 = 2 101 – 99 = 2 10 пар чисел По цепочке: 100 – 90 = 10, 105 – 95 = 10 101 – 91 = 10 106 – 96 = 10 102 – 92 = 10 107 – 97 = 10 103 – 93 = 10 108 – 98 = 10 104 – 94 = 10 109 – 99 = 10 | – поиск и выделение необходимой информации (П); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – планирование (П); |
| Первичное закрепление. Цель: организация усвоения учащимися нового материала | - Вспомните, какое открытие мы сделали в начале урока? Что нам осталось сделать? - Составим неравенства, в которых сравниваем двузначное число и трёхзначное. Какие получились неравенства? - Вам понравился такой способ сравнения? - Мише тоже понравился, но у него возник вопрос. Хотите узнать какой? - Как сравнивать трёхзначные числа между собой? - Попробуйте сами ответить на Мишин вопрос Где мы можем проверить свои знания? Давайте прочитаем, что сказала она. Откройте учебник на стр. 22, № 1. Можно ли сравнить эти пары чисел, применив Машино объяснение? Кто может сам выполнить задание? А кто чувствует, что ему нужна помощь? Молодцы! Вы довольны своими знаниями? - Но у Миши снова возник вопрос, попробуйте догадаться какой? Для этого внимательно рассмотрите пары следующих чисел: 530 и 560; 380 и 356; 756 и 730; Кто догадался, какой вопрос возник у Миши? Работа с нумерационной таблицей. Сотни сравниваем с сотнями, десятки с десятками, единицы с единицами. - А вы, дети, можете ответить на этот вопрос? - С. 22 № 2 . Работа в парах (на листахА4 с обратной стороны, одна пара у доски) Проверка. - Но при сравнении трёхзначных чисел может появиться ещё одно затруднение. Догадались какое? (С. 23) Можем помочь Мише? Как поступить в таком случае? (Если число десятков одинаковое, сравнить числа по цифрам разряда единиц) Учебник с. 23 № 3 самостоятельно. Кто испытывает затруднения? Проверка: Маша тоже решала самостоятельно, сверьте свою работу с Машиной (открывается доска). - Давайте составим алгоритм сравнения трёхзначных чисел. Работать вы будете в группах по рядам. Определите капитана. Как только выполните работу, капитаны выставят листочки на доске. Правила работы в группе: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Сравнение трёхзначных чисел. Сравниваю цифры разряда сотен. Если число сотен одинаковое, сравниваю числа по цифрам разряда десятков. Если число десятков одинаковое, сравниваю числа по цифрам разряда единиц. Проверка работы в паре: сверка с доской. Работа в группах (на альбомных листах пишут крупно маркером) – задание на скорость. Кто быстрее выполнит, поднимают руку. 769 и 869, 254 и 234, 637 и 639. 820 и 753, 567 и 367, 854 и 824, 356 и 437, 875 и 864, 675 и 673 Проверка – капитан выходит к доске с листочком. А теперь мы можем выполнить то задание, которое вызвало у нас затруднение в начале урока? | Любое трёхзначное число больше, чем любое двузначное и любое однозначное число, так как трёхзначное мы называем при счёте позже, чем двузначное или однозначное. В любом трёхзначном числе больше разрядов, чем в двузначном или однозначном). Да 32328, 70875, 5970 Да Дети отвечают. У нас есть замечательная помощница – Маша. Да Выполняют задание: 254 300299 507 - А если число сотен одинаковое, как же сравнивать числа в этом случае? Если число сотен одинаковое, то сравнивать числа надо по цифрам разряда десятков? 532 481430 856829 979 А если не только число сотен, но и число десятков одинаковое, то, как сравнивать числа в этом случае? Да. 745 387383 555550 947 Работа в группах 769234, 637753, 567367, 854824, 356864, 675673 Да | – выполнение действий по алгоритму (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |