СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по музыке "М.П. Мусоргский, «Картинки с выставки»" 2 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомятся с композитором М. П. Мусоргским и русским художником В. Гартманом; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»; выучат песню «Кукушка», «Котёнок и щенок»; познакомятся с музыкальным произведением «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся цыплят»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по музыке "М.П. Мусоргский, «Картинки с выставки»" 2 класс»

Учитель______________ Горошникова И.Б.

Методист _____________Созонов С.Н.

Технологическая карта пробного урока студента 4А группы

Муратовой Елизаветы Витальевны

Предмет: Музыка Класс 2 «В» Учебник (УМК):

Тема урока: М.П. Мусоргский, «Картинки с выставки»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: музыкальные произведения композитора М. П. Мусоргского: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся цыплят»; ИКТ: презентация, ноутбук, раздаточный материал

Цель урока: формировать представление о выразительных  и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий.

Учебные действия.

Предметные Д.

  • Познакомятся с композитором М. П. Мусоргского и русским художником В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»; выучат песню «Кукушка», «Котёнок и щенок»; познакомятся с музыкальным произведением «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся цыплят»


Метапредметные

Познавательные УУД

осознавать учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; познакомиться с новой информацией.

Регулятивные УУД

Формировать умение формулировать тему и задачи урока с помощью учителя; умение запоминать информацию и применять её в работе; овладение логическими действиями; адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные УУД

Формировать умение слушать и вступать в диалог с учителем; умение взаимодействовать в группе; умение слушать новую информацию; умение выражать свою мысль.

Личностные.

Формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры; формирование познавательной потребности






Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы и

приемы

обучения

Формы уч-го взаим-ия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационно - мотивационный этап


Приветствие. Настроить детей на урок и на изучение новой темы. Проверить готовность учащихся к уроку

Словесный: беседа, использование художественного слова

ф

Здравствуйте ребята, сегодня урок музыку проведу я, зовут меня Елизавета Витальевна.

В добрый день и в добрый час,

Очень рада видеть вас!

Все мы знаем, был звонок,

Начинаем наш урок!

-Ребята, обнимите себя. Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: “Ах, какой я молодец!” А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: “Ах, какой ты молодец!”


Приветствуют учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог с учителем. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2.Ориенти

Ровочный













































1)

Создание

проблемно

й ситуации.



2)Определе

ние темы

урока.



3)Определ

ить цели и

задачи

урока.

Подготовка к восприятию темы. Постановка целей и задач урока. Заинтересовать детей для изучения новой темы...



Давайте вспомним, какую песню вы начали учить?

Давайте вспомним 1й и 2й куплет.

Кукушкой одинокой
Беспечно я живу
И слышно издалека
Мое «ку-ку, ку-ку!»
Припев: Ку-ку, ку-ку,
Беспечно я живу.
И слышно издалёка
Мое «ку-ку, ку-ку».
Не плачу от невзгоды
И, сидя на суку,
Отсчитываю годы:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» 
Припев: Ку-ку, ку-ку,
Беспечно я живу.
И слышно издалёка
Мое «ку-ку, ку-ку».

Молодцы! 1 и 2 куплет повторили, а теперь начнем учить 3 куплет.

Слушаем.(Поёт учитель)

Когда повсюду звонко 
Разносится «ау»,

Теперь споём вместе. Три, четыре..

Когда повсюду звонко 
Разносится «ау»,
Слушаем.(Поёт учитель)

Я с ветки своей тонкой
В ответ пою «ку-ку».

Теперь споём вместе. Три, четыре..

Я с ветки своей тонкой
В ответ пою «ку-ку».

Слушаем весь куплет.

Когда повсюду звонко 
Разносится «ау»,

Я с ветки своей тонкой
В ответ пою «ку-ку».

Поём вместе. Три, четыре.. (Поют учитель и учащиеся совместно)

Сейчас споём всю песню вместе

Какое настроение после песни?

Молодцы.

Ребята, вам нравится рисовать? А вам нравится смотреть на работы художников?

 Я предлагаю сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Как вы думаете куда мы с вами отправимся?

Правильно, мы отправимся на выставку. Ребята, а может ли картина звучать?

Когда картина звучать?

Совершенно верно! А вы знакомы с композитором, который посвятил свои работы картинам с выставки?

Как вы думаете какая сегодня у нас тема?



Сегодня мы познакомимся с композитором Модестом Петровичем Мусоргским и тема нашего урока звучит так: «М.П. Мусоргский, «Картинки с выставки»»

Какие задачи мы поставим на урок?










































Ответы детей





Вернисаж, выставка



Предположения детей (когда композитор написал музыку для картины и тд.)


Ответы детей(да-нет)


Ответы детей (картины с выставки)





Познакомится с композитором, произведением М.П. Мусоргского и т.д.

Личностные УУД: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Регулятивные УУД: Формулировать тему и задачи урока с помощью учителя;;

3. Поиского- исследовательский

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Словесный: беседа, рассказ; Наглядный: демонстрационный материал: Практический: прослушивание музыкального произведения, разбор музыкального произведения.

Ф И

(Сопровождается презентацией)Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)– выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи.

Модест Петрович учился дома до 10 лет, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться на военного в Санкт-Петербург в немецкое училище.

Во время учёбы Мусоргский занялся музыкой. Он начал сочинять музыку, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

Ребята, как вы думаете у нашего композитора было много друзей?

Совершенно верно! Его друзьями были композиторы, военные и даже художники

У М.П.Мусоргского был хороший друг Виктор Гартман. Их связывала теплая дружба и взаимное уважение. Гартман был человеком жизнерадостным, легким в общении. Поэтому весть о скоропостижной смерти друга потрясла Модеста Петровича до глубины души. После смерти Гартмана, известный искусствовед, музыкальный и художественный критик Стасов начал организовывать посмертную выставку художника.(картины на слайде) 
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский однажды побывал на выставке рисунков художника Виктора Гартмана. Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке, и работа закипела. 
Мысль передать в музыкальных образах свои зрительные впечатления, искренне увлекла Мусоргского. Музыку, рожденную под впечатлением выставки, композитор посвятил другу Гартману. Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Ребята что такое сюита?

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

«Картинки с выставки» были созданы Мусоргским на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели.

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Виктора Александровича Гартмана. Изначально написанная для фортепиано, она неоднократно аранжировалась различными композиторами для оркестра и обрабатывалась в самых разных музыкальных стилях.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

  1. «Гном»;

  2. «Старый замок»;

  3. «Ссора детей после игры»;

  4. «Быдло» - «Скот»; 

  5. «Балет невылупившихся птенцов»;

  6. «Два еврея, богатый и бедный»;

  7. «Лиможский рынок»;

  8. «Катакомбы. Римская гробница»;

  9. «Избушка на курьих ножках»;

  10. «Богатырские ворота».

Давайте рассмотрим две картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.


Ребята, давайте посмотрим на следующий рисунок – эскиз В.Гартмана «Балет невылупившихся птенцов», что вы здесь видите?



Ребята положите голову на парты и послушайте пьесу. Какие музыкальные ассоциации, впечатление, эмоции вызвала эта картина у М. Мусоргского.



Ребята, какое настроение передал композитор в этой музыке?

Какую интонацию передал композитор?

Верно, ребята, а какой темп этой музыки?



Верно, а какой тембр?



Как вы считаете, музыкальная картинка Мусоргского соответствует картине В.Гартмана?



Молодцы, верно, музыка дополняет своим эмоциональным содержанием картину Гартмана и с музыкой Мусоргского этот эскиз как будто бы оживает. У Мусоргского это забавная пьеса «Балет невылупившихся птенцов», которую он назвал танцевальная шутка.

Ребята, хотите узнать откуда взял вдохновение художник, чтобы нарисовать эту картину?

Виктор Александрович Гартман создал эскизы к костюмам для балета Ю. Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней. 

Ребята, в 1984 году на киностудии «Союзмультфильм» вышел мультфильм «Картинки с выставки», в который были включены «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов». Автор сценария и режиссёр — Инесса Ковалевская. Сейчас мы с вами посмотрим «Балет невылупившихся птенцов».

Ребята, как вы думаете, совпали ли художественно-сценический образ мультфильма с музыкальными картинками М. Мусорского?

Ребята посмотрите на эту картину, что вы видите?

Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем. Ребята положите голову на парты и послушайте пьесу М. Мусоргского и скажите какая интонация присутствует в пьесе? Какой тембр, темп, настроение и сколько частей?









Сколько на ваш взгляд частей в музыке?



































Замечательно! Интонации здесь двух типов: злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие и бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует. 

А можно ли эти части связать с бабой ягой и как?















Молодцы!

К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает, и в конце концов из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа.

Скажите, эта пьеса и рисунок похожи













Правильно, видите, как художественный образ картинки В.Гартмана вдохновил М.Мусоргского и дал толчок к созданию замечательной музыкальной картины «Избушка на курьих ножках»

Давайте сейчас отдохнём и проведём физкультминутку.















да



















































































































Ученики балетной школы одеты в костюмы птенчиков не освободившихся от скорлупы. Маленькие, смешные, нелепые, неказистые, беспомощные.











Весёлое настроение. Музыка вызывает сразу улыбку, смех.

Озорная, шаловливая

быстрый, рисующий неуклюже- лёгкие движения птенцов, прыжки, бег

Много музыкальных украшений, использует высокий и низкий регистры.

Да. У Виктора Гартмана эскизы костюмов птенчиков, не освободившихся от скорлупы. Они пытаются «летать» - танцевать



























































Красивый, яркий, сказочный домик.










Сначала музыка звучала громко, устрашающе. А потом она как- будто замерла, затаилась, словно кто- то что- то замышляет и тут, вдруг снова музыка взрывается громко, скачет, прыгает, грозит и улетает.

в музыке 3 части, 1 и 3 одинаковые, а средняя очень тихая, затаенная.

В 1 части музыка сначала звучала устрашающе, зловеще, кружась, прыгая, подскакивая, полна каких-то дьявольских идей.

В средней части музыка притихла, что – то затевает нечистая сила, или колдует затаившись, происходят чудеса глухого таинственного леса.

В 3 части музыка звучит как в начале кружась, зловеще, звучность нарастает и нечисть улетает.







Да. 1 часть: баба яга злая и она разрушает добро, мешает всему хорошему.

2 ч: что – то затевает нечистая сила, или колдует затаившись

3ч: композитор даёт надежду на то, что добро преодолеет зло.









Нет, не похожа. У Гартмана Избушка – добрая, светлая, а у М. Мусоргского Баба Яга это воплощение какого-то продуманного зла, коварства, хитрости. Как и в любой сказке Добро противостоит Злу.

Предметные: Познакомятся с композитором М. П. Мусоргского и русским художником В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»; выучат песню «Кукушка», «Котёнок и щенок»; познакомятся с музыкальным произведением «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся цыплят»

Регулятивные: умение запоминать информацию и применять её в работе; овладение логическими действиями; адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке.

Комм-ые: Формировать умение слушать и вступать в диалог с учителем; умение взаимодействовать в группе; умение слушать новую информацию; умение выражать свою мысль.

4.Практич

еский этап

Установить правильность и осознанность изученного материала.


Словесный: беседа, объяснение. Практический:ребусы

Ф

п

Давайте вспомним, какую песню вы начали изучать на прошлом уроке?

час мы доучим эту песню полностью. Но прежде всего мы вспомним правила исполнителей. Сидим на краешке стула, ножки вместе на полу, спинки ровные, плечи не поднимаем, голову держим прямо, подбородок слегка опустить, руки на парте или на коленях. Вспомним, как мы берем дыхание. Представьте, что у вас в руках красивый цветок. Поднесите его к носику и с наслаждением вдыхаете аромат так, чтобы пояску стало тесно, плечи не поднимать. И помним, что дыхание берем перед каждой фразой! Итак, для начала вспомним первый куплет.
В одной квартире жили
Котенок и щенок,
Приятелями были
Котенок и щенок.
Один усатенький, 
Другой мохнатенький,
Приятелями были
Котенок и щенок.

Ребята, теперь мы с вами разучим 2ой куплет этой песни. Будем разучивать по фразам. Слушаем.(Поёт учитель)
Но странную игрушку
Внесли ребята в дом,
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.

Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушаем дальше. (Поёт учитель)

Игрушка колкая,
Зовется елкой,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушайте, как поётся второй куплет. (Поёт учитель)

Но странную игрушку
Внесли ребята в дом,
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.
Игрушка колкая,
Зовется елкой,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.Поём вместе. Три, четыре.. (Поют учитель и учащиеся совместно)

Сейчас споём 1ый куплет и 2ой куплет вместе
В одной квартире жили
Котенок и щенок,
Приятелями были
Котенок и щенок.
Один усатенький, 
Другой мохнатенький,
Приятелями были
Котенок и щенок.

Но странную игрушку
Внесли ребята в дом,
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.
Игрушка колкая,
Зовется елкой,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.

разучим 3ой куплет этой песни.

Слушаем.(Поёт учитель)
И вот на эту елку
С зеленым хохолком
Напали втихомолку
Котенок со щенком.
Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушаем дальше. (Поёт учитель)

Зубами, лапами

Ее царапали
И елку повалили
Котенок со щенком.
.Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушайте, как поётся куплет. (Поёт учитель)

И вот на эту елку
С зеленым хохолком
Напали втихомолку
Котенок со щенком.
Зубами, лапами

Ее царапали
И елку повалили
Котенок со щенком.Поём вместе. Три, четыре.. (Поют учитель и учащиеся совместно)

Сейчас споём 1,2,3 куплет вместе

разучим 4ый куплет этой песни.

Слушаем.(Поёт учитель)
Пришли ребята вскоре,
А елка - на боку.
Немало было горя
Котенку и щенку.
Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушаем дальше. (Поёт учитель)

Их так нахлопали,
Их так нашлепали.
И было очень стыдно 
Котенку и щенку.
.Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушайте, как поётся куплет. (Поёт учитель)

Пришли ребята вскоре,
А елка - на боку.
Немало было горя
Котенку и щенку.
Их так нахлопали,
Их так нашлепали.
И было очень стыдно 
Котенку и щенку..Поём вместе. Три, четыре.. (Поют учитель и учащиеся совместно)

Сейчас споём 1,2,3,4 куплет вместе

разучим 5ый куплет этой песни.

Слушаем.(Поёт учитель)
А елку нарядили,
Гостей позвали в дом
И даже пригласили
Котенка со щенком.
Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушаем дальше. (Поёт учитель)
Один усатенький,
Другой мохнатенький,
Под елкой веселились
Котенок со щенком.
.Теперь споём вместе. Три, четыре..

Слушайте, как поётся куплет. (Поёт учитель)

А елку нарядили,
Гостей позвали в дом
И даже пригласили
Котенка со щенком.
Один усатенький,
Другой мохнатенький,
Под елкой веселились
Котенок со щенком.
Котенку и щенку..Поём вместе. Три, четыре.. (Поют учитель и учащиеся совместно)

Сейчас споём 1,2,3,4 ,5 куплет вместе

[Куплет 1]
В одной квартире жили
Котенок и щенок,
Приятелями были
Котенок и щенок.
Один усатенький, 
Другой мохнатенький,
Приятелями были
Котенок и щенок.

[Куплет 2]
Но странную игрушку
Внесли ребята в дом,
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.
Игрушка колкая,
Зовется елкой,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.

[Куплет 3]
И вот на эту елку
С зеленым хохолком
Напали втихомолку
Котенок со щенком.
Зубами, лапами

Ее царапали
И елку повалили
Котенок со щенком.

[Проигрыш]

[Куплет 4]
Пришли ребята вскоре,
А елка - на боку.
Немало было горя
Котенку и щенку.
Их так нахлопали,
Их так нашлепали.
И было очень стыдно 
Котенку и щенку.

[Куплет 5]
А елку нарядили,
Гостей позвали в дом
И даже пригласили
Котенка со щенком.
Один усатенький,
Другой мохнатенький,
Под елкой веселились
Котенок со щенком.





Р: умение запоминать информацию и применять её в работе; овладение логическими действиями;


5.

Рефлексив

но –

оценочны

й этап


Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели. Оценка своих достижений.

Словесный: беседа, устный опрос; Наглядный: демонстрационный материал: карточка с недоконченными фразами; Рефлексия.

Ф И

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, какая тема урока у нас была сегодня?

Какие цели мы ставили перед собой?







Мы достигли этих целей?

Какая пьеса вам понравилась больше?

Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

Ребята оцените свою деятельность. Поднимите руки вверх и сделайте замочек- если у вас всё получилось, вы активно работали на уроке. Если вам было скучно и неинтересно отведите руки назад за спину. Если вам было интересно но трудно то руки вперед на уровне груди.

Урок окончен, всем спасибо за работу. Все встали, можете идти на перемену. До свидания!

М.П. Мусоргский, «Картинки с выставки»

Познакомится с композитором, произведением М.П. Мусоргского и т.д.


К: умение выражать свою мысль.

Р: адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке. Л: формирование познавательной потребности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!