1.Организационный этап 2. Постановка учебной задачи урока. Мотивация к учебной деятельности | Фронтальный Фронтальный, наглядный Фронтальная беседа, наглядный Фронтальная беседа, наглядный метод | Приветствие. Проверка готовности учащихся, их настроения. Создание благоприятной психологической атмосферы урока. - Здравствуйте, ребята! Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Когда вы были малышами, родители, читали вам известную сказку, персонажем которого была… Кто? Послушайте и угадайте сами! Муха по ролю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар И купила самовар… ( Слайд №2) Эти слова вы слышали с раннего детства! А теперь – внимание! Я читаю дальше, а вы попробуйте определить, о чем сегодня будет наш урок «..И еще купила дом И кафе открыла в нем Чашек, плошек накупила, После вывеску прибила, Что клиентов, мол, зовут Посетить кафе «Уют» И клиенты приходили. Ели торты, кофе пили. За конфеты и печенья Муха денежки берет- Так идет за годом год. А еще продлятся годы-Возрастут ее доходы Ты запомни, наш читатель, Муха та-???» (Слайд №3) -Правильно! Муха - Цокотуха стала предпринимателем! Представьте, что вы все стали бизнесменами? Свой бизнес вы будете организовывать один или с товарищами? Теперь сформулируйте тему урока: -Какие цели вы ставите для себя на данном уроке? Что вы хотели узнать на нашем занятии? -Что такое бизнес? -Какие существуют виды и формы бизнеса? -Что такое бизнес-план? -Какими качествами должен обладать бизнесмен? --Как вы думаете: важен ли этот учебный материал для вас лично? Может ли он когда-нибудь вам пригодиться? (Слайд №4) | Приветствуют учителя, настраиваются на работу Обучающиеся ставят цели урока, формируют (уточняют) тему урока Тема урока «Слагаемые успешного бизнеса» (Виды и формы бизнеса) (Записывают тему урока в тетрадь) Ответы учащихся (Целеполагание) | Личностные: - мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне;- коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения Регулятивные: - анализ, соотношение правильности выполнения действия с требованием конкретной задачи; - высказывание предположения на основе наблюдения; - формулирование вопроса (проблемы) урока. Личностные: - мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне; - осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Коммуникативные: - выражение и аргументация своего мнения - установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество для решения учебных задач | Подготовка к работе, включение учащихся в деловой ритм работы Учащиеся в процессе совместного диалога должны назвать основные цели урока Учитель корректирует высказывания и направляет их в нужном контексте |
3. Актуализация знаний | Элементы дискуссии, проблемного обучения, фронтальная беседа, работа с информацией (учебником), наглядный | Каждый человек мечтает быть успешным и богатым. А как стать богатым? Как заработать много денег? Как добиться жизненного успеха и благополучия? (Слайд №5) Некоторые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свое дело. В настоящее время большинство граждан отмечают работоспособность, энергию, готовность рисковать, самостоятельность бизнесменов. -Чья позиция справедлива? Кто же прав? Работа с учебником (с. 91«Обсудим вместе») | Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу. Информация обсуждается, высказывается своя точка зрения учащихся, приводят примеры | Коммуникативные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи; - анализировать, сравнивать и обобщать факты и понятия | Учащиеся должны высказать свою точку зрения по предложенному вопросу и аргументировать ее, привести примеры из своего жизненного опыта, СМИ, Интернета |
4.Первичное усвоение новых знаний | Кластер, работа с учебником, словарем, индивидуальная работа, наглядный метод Работа с документом (текстом К.Р.Ф), фронтальная беседа, практический метод Индивидуальная работа с таблицей, наглядный метод Работа в парах, частично – поисковый метод Работа в парах, работа с текстом учебника, наглядный метод Беседа с индивидуальным предпринимателем (Прищеповой Е.В.), владеющей логистической фирмой «Автомагия» | Слово «бизнес» знакомо каждому из нас. Для многих россиян он стал одним из основных видов деятельности -Что же такое бизнес? (составляем кластер) (Слайд №6) -Запишем определение: Бизнес (предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли (Слайд №7) -Кто может заниматься бизнесом? -Все ли из нас способны стать бизнесменами? -Кто из вас желает стать успешным предпринимателем? Деятельность предпринимателей различается по своему характеру и содержанию. Я предлагаю вам поработать с учебным заданием «Бизнес бизнесу рознь» (см Прил № 1, раздаточный материал) -Назовите виды бизнеса, которые вы записали? Обсудите с соседом по парте: Какой вид предпринимательства наиболее важен для экономики? Вывод: все виды бизнеса тесно связаны: за производством следует торговое предпринимательство, оба требует денежных средств и таким образом связаны с финансовым предпринимательством. (Слайд №8) Сейчас мы узнаем, какие существуют формы бизнеса -Изучите текст учебника на стр 95-96 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны» (Слайд №9) Итак, мы с вами узнали немного о бизнесе, но это все лишь теория, нужно обратиться к практической стороне вопроса Сегодня на урок я пригласила индивидуального предпринимателя, Прищепову Елену Васильевну, владелицу логистической компании «Автомагия», которая расскажет вам о том, как она начинала строить свой бизнес, с какими трудностями она столкнулась при создании своей фирмы ( Слайд №10) | Работают в тетрадях, один ученик на доске (совместная проверка) Работа со словарем в учебнике, выписали определение термина в тетрадь Анализируют Конституция Р.Ф с. 34 гласит «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности» Работают с раздаточным материалом (таблица) Ответы пишут в тетрадь: Производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический Выполнение работы, обсуждение результатов работы в парах, сверка с шаблоном Обсуждение прослушенной информации, беседа, формулировка вопросов 1.В каком возрасте вы открыли свой бизнес? 2.Чем занимается ваша фирма? 3 Где вы взяли стартовый капитал для открытия своего бизнеса? 4.Какими качествами должен обладать бизнесмен? 5.Расскажите о курьезных случаях в вашей практике? | Познавательные: - сравнивание на основе существенных признаков -давать определение понятиям -осуществлять расширенный поиск информации Личностные: - умение работать в парах Регулятивные: -планирование действий в соответствии с поставленной задачей -развитие умений работать с текстовыми материалами Коммуникативные: - умение включаться в общую деятельность | Учащиеся научаться объяснять значение понятий: «бизнес», «товарищество», «акционерное общество», «индивидуальный предприниматель», охарактеризовывать формы и виды бизнеса, называть качества, необходимые для бизнесмена, определять роль бизнеса в современном обществе Учащиеся в процессе диалога с Прищеповой Еленой Васильевной должны для себя определить основные шаги на пути к построению успешного и доходного бизнеса, выяснить, какие качества личности необходимы для современного бизнесмена в условиях современных реалий и развития экономики Смоленска и Смоленской области. Практические советы из опыта работы своей фирмы «Автомагия» для тех, кто мечтает в будущем открыть свой бизнес. Использование в работе Интернет- ресурсов ( CRM-система). Это программа по автоматизации грузовых перевозок и логистики. |
4. Первичная проверка понимания | Индивидуальная работа, тест с взаимопроверкой | - Проверим себя ( Слайд № 11) Дополни ответ: 1 Место купли – продажи товаров и услуг.. 1. Изобретатель конвейера … 2. Денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг Правильные ответы (Слайд №11 ) 1.Рынок 2.Генри Форд 3.Выручка (за все верные ответы-2 балла,в случае частичного неверного ответа – 1 балл. За полностью неверный ответ – 0 баллов) Проверим себя (Слайд 12 и 13) Подберите пару. 1. М.Т. Калашников А. Ученый-экономист 2. И.Т. Посошков Б. Книгоиздатель 3. А. Смит В. Конструктор оружия 4. А. Страдивари Г. Ремесленник, купец 5. И.Д. Сытин Д. Скрипичный мастер (за все верные ответы-2 балла,в случае частичного неверного ответа – 1 балл. За полностью неверный ответ – 0 баллов) Проверим себя (Слайд №14): Выберите правильные ответы из предложенных вариантов: Изготовлением мебели, телевизоров, игрушек занимаются: А) на фабриках; Б) на заводах; В) в ломбарде; Г) салонах сотовой связи; Д) в деревне. А) на фабрике Б) на заводе (за все верные ответы – 2 балла, в случае частичного неверного ответа – 1 балл. За полностью неверный ответ – 0 баллов) Проверим себя (Слайд №15) Составьте синквейн на слово «бизнес» (предпринимательство) (за верно составленный синквейн – 5 баллов) Посчитайте свои баллы, запишите их количество и переведите в оценки «5»-10-11 баллов «4»- 9-8 баллов «3»- 6-7 баллов «2» - 5 баллов Выставление оценок за тест Поднимите руки те, кто доволен своей оценкой. | Проверяют усвоенные знания, работая с тестами презентации, проверяют правильные ответы Считают набранные баллы, переводят в оценки, взаимопроверка теста | Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватной самооценки, самоуважения и самопризнания. Регулятивные: - умение правильно оценивать выполнение действия на уровне адекватной самооценки Коммуникативные: - свободное изложение своих мыслей, владение монологической и диалогической речью; оказание необходимой взаимопомощи. | Учащиеся демонстрируют первичное усвоение основных понятии по теме урока, умения работать с тестовыми заданиями |
6.Первичное закрепление | Групповая работа | Ребята, вы сейчас делитесь на группы (по 5 человек) и вместе работаете над заданием Задание: Составить собственный бизнес- план «Семь шагов к успешному бизнесу» | Учащиеся составляют бизнес – проект, используя «Памятку» ( стр 97 П. 11) | Познавательные: - извлечение информации из источников информации. -осуществлять поиск информации, опираясь на дополнительные источники информации Регулятивные: - осуществление самоконтроля взаимоконтроля. Личностные: - умение работать в группе - развитие творческих способностей Коммуникативные:- умение включаться в общую деятельность | Групповое представление бизнес – плана «Семь шагов к успешному бизнесу» |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Индивидуальная фронтальная | Комментирует, объясняет, отвечает на вопросы. П 11 с.96 в. 1(устно), учить термины П 11, «В классе и дома»в.1* (пис)+сообщение на тему «Генри Форд» Дополнительное задание (творческое задание) Написать мини-сочинение «Выгодно ли быть честным бизнесменом?» | Записывают и выбирают домашнее задание (разноуровневые) из предложенных вариантов | Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные -принимают и сохраняют учебную задачу на самостоятельную подготовку | Записывают и выбирают домашнее задание из предложенных вариантов |
8. Рефлексия | Индивидуальная Фронтальная | Подведение итогов работы на уроке. Итак, ребята, вот и подошел к концу наш урок. 1.Что мы с вами нового узнали на уроке? 2.Достигли мы своих целей? Какие испытывали трудности? 3.Как вы думаете пригодиться ли данная информация в будущем? 4.Где можно будет использовать изученную информацию? Ребята, кому урок понравился поднимите большой палец вверх, если не понравился - палец вниз. Спасибо за урок. Жду снова встречи с вами. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Оценивают урок | Личностные: -освоение приемов работы с социально значимой информацией её осмысление; -развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы; -применение основных обществоведческих терминов и понятий; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Оценивают урок |