II. Актуализация знания и целеполагание | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока. Актуализация опорных знаний и способов действий | Формулировка темы и цели урока в виде проблемного задания. Организует беседу по обсуждению решения задания. Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение. - О чем пойдет речь на уроке? - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в течение урока? Составление интеллект-карты на доске. | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Предлагают свои варианты темы и цели урока. Записывают тему урока. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока |
III.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений. IV. Применение знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления детьми изучаемой темы. | - Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья как социальный институт? Работа с источником. - У вас есть на столах тексты, сравните разные определения семьи как социального института, выделите главные слова. Подчеркните их. Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода" «Всякая семья составляет часть государства», - утверждал Аристотель. «Семья – это кристалл общества» В.Гюго -На основании определения выделите характерные признаки семьи как социального института. Познакомьтесь с таблицей в учебнике (стр. 214-215), поработайте в группе, выполните задание: определить функцию семьи, о которой идет речь. Познавательное задание: На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций. Проверка выполнения (фронтальная): 1 | Воспитательная | 2 | Экономическая | 3 | Досуговая | 4 | Хозяйственная | 5 | Духовного общения | 6 | Репродуктивная | Придумайте свои примеры на те функции, о которых не шла речь в карточке. Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу. - Все мы знаем о том, что семьи бывают разные. - Давайте приведем примеры. - А теперь приведем все сказанное вами в систему. Работаем у доски. Рассмотреть одну типологию семей из учебника стр. 215-216, представить на доске в виде схемы. Закрепление: опишите свою семью согласно своей типологии. Одному учащемуся предлагается провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса и гостей, т. е. предлагает ученикам и учителям выступить в роли респондентов. Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. - Что такое брак? Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать. Какие бывают формы брака? - Что такое семья как малая группа? Прочитаем в учебнике, стр. 212 Выполним задание в паре: «Семья ли это?» Вы должны выяснить, являются ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения. Организует устную проверку. Как распределяются роли в семье? Обыгрывание бытовой сцены в семье. - О каких ролях (супружеских, родительско-детских) идет речь? - Что такое роль? - Прокомментируйте сцену. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе. - Нужно ли привлекать детей к выполнению домашних обязанностей? | Работают с текстом. Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение. Выполняют познавательное задание. Проверяют выполнение задания, отвечают по очереди. Предлагают свои примеры. Работают у доски, составляют схемы, описывают свою семью согласно типологии. Один учащийся проводит анкетирование, делает вывод о тенденциях развития семьи. Отвечают на вопрос. Сообщение Маши Заплатиной, компьютерная презентация. Признаки: Малая группа Кровное родство Брак Совместное хозяйство Взаимная ответственность. Анализируют примеры, высказывают свое мнение. Проводят самопроверку Участвуют в сценке. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Познавательные: проявляют умение работать с текстовой информацией, анализировать источники, применяют новый способ действия для решения задач Регулятивные: осуществляют самопроверку. Отрабатывают способ решения задач. |
V. Подведение итогов | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Итак, скажите, на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы? Проверяем по интеллект-карте на доске: изучили семью как социальный институт и малую группу, изучили функции и типы семьи, провели анализ современной семьи. Мы можем сделать вывод, что семья играет огромную роль в жизни общества и отдельного человека | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества Познавательные: проявляют умение работать с информацией Регулятивные: анализируют результаты учебной деятельности на уроке |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и пути их решения. | Организует рефлексию, раздает анкеты. Анкета: Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке? Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Спасибо вам за урок! Ставит отметки Организует обсуждение | Проводят рефлексию - выявляют, что получилось, что - нет. | Регулятивные: проявляют умение делать самооценку учебной деятельности Коммуникативные: высказывают собственное мнение Личностные: самоопределение, корректировка личности |
VII. Домашнее задание | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает домашнее задание (дифференцированное), раздает памятки: Составить развернутый план (не менее чем из 3 пунктов, 2 из которых должны быть детализированы в подпунктах) «Семья как социальный институт», «Семья как малая группа» Составить карту памяти по теме урока «Семья как социальный институт и малая группа», дополнив записи, сделанные во время урока на доске. | Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание | Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |