СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Семейное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по обществознанию на тему "Семейное право"»

Технологическая карта урока


Предмет: Обществонание Класс: _10_А_________________________

Тема: Семейное право

Цель: Формирование представлений и знаний об основах семейного права в РФ: о порядке заключения и расторжения брака, недействительности брака,  об имущественных и личных неимущественных правах и обязанностях в семейно-брачных отношениях. Продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в  правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства.

Задачи:

1)Конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, о признании недействительности брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов.

2)Довести до учащихся специфику правового регулирования семейных отношений.

3) Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях;

4)Создать правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами практических заданий.

Планируемые результаты:

Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: Определять функции семьи, характеризовать типы семей и формы брака Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать схемы, решать практические задачи, высказывать свое мнение Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, применяют полученные знания в новой ситуации Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении заданий; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность
Используемая технология: личностно-ориентированная, деятельностная, исследовательская, ИКТ Используемые информационно-технологические ресурсы:
  1. Гринберг Р.С. Обществознание. Базовый уровень: 10 класс: учебник /Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова; под общ. ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.

  2. Соболева О.Б. Обществознание. Базовый уровень. Рабочая программа.10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2020.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки с терминами, памятки для д/з, дидактические материалы.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, включение учащихся в деловой ритм.

Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знания и целеполагание

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Формулировка темы и цели урока в виде проблемного задания.

Организует беседу по обсуждению решения задания. Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в течение урока?


Составление интеллект-карты на доске.


Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Предлагают свои варианты темы и цели урока.




Записывают тему урока.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока

III.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений.







































IV. Применение знаний и способов действий


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления детьми изучаемой темы.

- Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья как социальный институт?

Работа с источником.

- У вас есть на столах тексты, сравните разные определения семьи как социального института, выделите главные слова. Подчеркните их.


Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода" 

«Всякая семья составляет часть государства», - утверждал Аристотель.

«Семья – это кристалл общества» В.Гюго



-На основании определения выделите характерные признаки семьи как социального института.




Познакомьтесь с таблицей в учебнике (стр. 214-215), поработайте в группе, выполните задание: определить функцию семьи, о которой идет речь.

Познавательное задание: На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций.

Проверка выполнения (фронтальная):

1

Воспитательная

2

Экономическая

3

Досуговая

4

Хозяйственная

5

Духовного общения

6

Репродуктивная



Придумайте свои примеры на те функции, о которых не шла речь в карточке.

Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу.

- Все мы знаем о том, что семьи бывают разные.

- Давайте приведем примеры.

- А теперь приведем все сказанное вами в систему.

Работаем у доски. Рассмотреть одну типологию семей из учебника стр. 215-216, представить на доске в виде схемы.

Закрепление: опишите свою семью согласно своей типологии.


Одному учащемуся предлагается провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса и гостей, т. е. предлагает ученикам и учителям выступить в роли респондентов.


Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

- Что такое брак? Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать. Какие бывают формы брака?


- Что такое семья как малая группа? Прочитаем в учебнике, стр. 212







Выполним задание в паре: «Семья ли это?» Вы должны выяснить, являются ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения.


Организует устную проверку.


Как распределяются роли в семье?

Обыгрывание  бытовой сцены в семье.  

- О каких ролях (супружеских, родительско-детских) идет речь?

- Что такое роль?

- Прокомментируйте сцену. Предположите, как  могла  эта сцена завершиться иначе.

- Нужно ли привлекать детей к выполнению домашних обязанностей?


Работают с текстом.























Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение.



Выполняют познавательное задание.







Проверяют выполнение задания, отвечают по очереди.








Предлагают свои примеры.







Работают у доски, составляют схемы, описывают свою семью согласно типологии.








Один учащийся проводит анкетирование, делает вывод о тенденциях развития семьи.






Отвечают на вопрос.

Сообщение Маши Заплатиной, компьютерная презентация.


Признаки: Малая группа

  1. Кровное родство

  2. Брак

  3. Совместное хозяйство

  4. Взаимная ответственность.


Анализируют примеры, высказывают свое мнение.

Проводят самопроверку Участвуют в сценке. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Познавательные: проявляют умение работать с текстовой информацией, анализировать источники, применяют новый способ действия для решения задач

Регулятивные: осуществляют самопроверку. Отрабатывают способ решения задач.









V. Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Итак, скажите, на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?

Проверяем по интеллект-карте на доске:

  • изучили семью как социальный институт и малую группу,

  • изучили функции и типы семьи,

  • провели анализ современной семьи.


Мы можем сделать вывод, что семья играет огромную роль в жизни общества и отдельного человека


Отвечают на вопросы













Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Регулятивные: анализируют результаты учебной деятельности на уроке

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и пути их решения.

Организует рефлексию, раздает анкеты. Анкета:

Что узнали?

Каким способом?

Чему научились?

Какие испытывали трудности?

Интересно ли было на уроке?

Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Спасибо вам за урок!

Ставит отметки

Организует обсуждение

Проводят рефлексию - выявляют, что получилось, что - нет.

Регулятивные: проявляют умение делать самооценку учебной деятельности

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

VII. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает домашнее задание (дифференцированное), раздает памятки:

  1. Составить развернутый план (не менее чем из 3 пунктов, 2 из которых должны быть детализированы в подпунктах) «Семья как социальный институт», «Семья как малая группа»

  2. Составить карту памяти по теме урока «Семья как социальный институт и малая группа», дополнив записи, сделанные во время урока на доске.


Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности 

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!