Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организация начала урока Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку Учитель сажает детей по рядам по степени готовности. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальный. Наблюдение учителя |
II. Речевая разминка | Фронтальная. Словесный. Звуковая игра, беседа | – Как гудит сильный ветер? – Как шумят деревья? – Как фыркает ежик? – Как рычит собака? – Что мы сейчас произносили? | Произносят звуки. Отвечают на вопросы. – Звуки | Воспроизводят по памяти звуки, наблюдаемые в природе. Различают гласные и согласные звуки | Фронтальный. Устные ответы |
III. Актуализация знаний Вспомнить уже изученный материал | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – На какие две группы делятся звуки? - Какие звуки мы называем гласными? -Какие звуки мы называем согласными? | - На согласные и гласные -Гласные тянутся песенкой, не имеют препятствий. Произносим с помощью голоса. -Согласные - это такие звуки, в образовании которых всегда участвует шум, а воздушная струя встречает преграды в полости рта. | Принимают учебную задачу, сформулированную учителем | Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Целеполагание Подготовить учащихся к восприятию нового материала | Фронтальная Наглядный. Подводящий диалог. | -А сейчас я буду показывать букву в алфавите, а вы называть звук. -Ребята, а почему Вы молчали, когда я показывала Вам Ъ и Ь знаки? -А теперь посмотрите на доску, что вы видите? Вы уже догадались, что тема нашего урока… (дети продолжают) Какие цели мы поставим на уроке? | Ъ и Ь знаки не обозначают звуков. -Ъ и Ь знаки -Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки Познакомиться с разделительным твердым и мягким знаком, узнать для чего они служат., научиться находить различия между ними. | Самостоятельно формулируют познавательную цель | Фронтальный. Наблюдение учителя |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. | -Ребята, посмотрите на доску. Кого вы видите? Из какого произведения этот герой? За каждый правильный ответ, за активную работу на уроке, вы будете получать от Пьеро золотой ключик. Следующее слово: перо. Что это такое? Откройте Азбуку на стр.60 Прочитайте какие бывают виды перьев ? Вернемся к нашим словам. Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны? | -Пьеро -Из произведения «Золотой ключик, или Приключения Буратино» - Накожное образование у птиц. - Луковое, павлинье, стальное. - В написании разделительного мягкого знака. | Производят фонетический анализ слова перо с опорой на схему. | Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
1. Слого-звуковой анализ слова | Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, | -Напечатайте эти слова в тетрадях. Звуковой анализ первого слова на доске сделает ___________. Звуковой анализ второго слова сделает_______. -На какой вопрос отвечают эти слова? Перо – оно одно. А как это слово будет звучать , если бы их было больше одного? В последнем слоге слова пе-рья согласный звук [р’] примыкает к слиянию [j’а]. Но буква й после согласных не пишется. Чтобы произнести слияние как [j’а], между согласной буквой и буквой я ставится особый знак – разделительный. Это та же самая буква, которую мы называем мягкий знак | слова. Выполняют слого-звуковой анализ слова листья. -Пьеро - кто? (одушевленный предмет, собственное имя) -Перо — что? (неодушевленный предмет) -Перья | Устанавливают, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’] слышится слияние [j’а]. Обсуждают проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]? | |
2. Чтение слов с разделительными буквами ь и ъ | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, объяснение учителя | – Прочитайте слово на доске. («сели») Попробуйте сделать из него слово «сЪели» В слове съел тоже слышим разрыв. Для того, чтобы показать, что слово здесь как бы разрывается, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки. – Определите, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак? | Читают слово. – Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Ю, Я, И. – Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | Читают слова с разделительным мягким знаком, объясняют, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Читают слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, устанавливают различия | Фронтальный. Чтение, устные ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Хомка | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений |
3. Различие и сходство в написании ъ и ь. | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Ребята, а теперь посмотрите внимательно. Графически похожи эти буквы? - Б Ь Б Ъ - А в чем их различие? | Да - У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево. | Для ответов на вопросы привлекают известную информацию. | Фронтальный. Устные ответы |
VI. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. Парная | Читаем хором, парами. Семя- семья Полет польёт Коля- Колья Семь-съем Обед-объезд Сел-съел – Докажите, что в некоторых словах разделительный мягкий знак необходим - Кто съел капусту? (работа в паре) А кто еще мог съесть? -А гусь мог съесть? Нам нужно выразительно прочитать стихотворения на стр. 61 учебника. - А что значит выразительно? - О чем оно? Встречаются ли в нем слова на изучаемую сегодня тему? Проговорите слова. | Читают. Выполняют задание Коза.Заяц. (Он мог пощипать, но не съесть) прочитать с выражением, используя чувства | Применяют знания о разделительном мягком знаке для выполнения задания | Фронтальный. Устные ответы, упражнение |
VII. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа | – Что нового вы узнали на уроке? – Какие цели мы ставили на урок. Мы их решили? Оцените свою работу на уроке с помощью карточек, которые лежат на столе. Если вы все поняли и все у вас получилось, то вы ставите + на первой лесенке, самой высокой. Если вы работали хорошо, но считаете, что можете лучше, то на второй. Если вы испытывали затруднения и недовольны своей работой, то на последней лесенке. – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |