СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Какими людьми были славяне. Как выглядели. Как работали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «Какими людьми были славяне. Как выглядели. Как работали»»

Учитель: Шухрова Оксана Ивановна, учитель начальных классов МОУ «ООШ с. Большая Федоровка» Татищевского района Саратовской области

Дата проведения:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор учебника: Н.Ф. Виноградова. - Ч. 2. - М.: «Вентана-Граф», 2013.

Тема урока. «Какими людьми были славяне. Как выглядели. Как работали»

Цель. Создать условия для формирования представлений учащихся о славянах, о быте и культуре славянского народа

Тип урока: "открытие" нового знания

Планируемые результаты: Предметные: научатся: определять особенности внешнего вида, быта, развитие умения работать с текстом; заинтересовать в дальнейшем изучении данного предмета; создаются ценности культуры; получат возможность научиться: рассказывать о занятиях наших предков.

Метапредметные: регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; познавательные: используют общие приемы решения учебных задач; коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности:

Методы обучения: проблемно-диалогический, деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – 3-е изд., дораб. – М: Вентана – Граф, 2013. – 160 с.: ил

Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2.

Презентация «Какими людьми были славяне»

Раздаточный материал для работы в группе




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Нацеливает на работу:

Дан звонок, и все мы смело примемся уже за дело

Путь нелегкий предстоит. В даль дорога уж бежит. Мы промчимся сквозь века, через многие года, пронесемся над лесами и окажемся мы с вами далеко

за много лет...

Настраиваются на учебную деятельность


Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других  


2.

Актуализация знаний, проверка ранее полученных знаний 


Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу даль степей

Зеленеется

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

- Как называется раздел по которому мы работаем?

- О каком народе мы с вами говорили на прошлом уроке?

-Кто такие славяне?





Давайте вспомни о чем мы еще говорили на прошлом уроке?

-Как рождались имена в далекой древности?



















От какого слова произошло слово

«фамилия»?





Отвечают на вопросы учителя,

высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы










Как люди жили в старину

Славяне


Существует много объяснений происхождения этого слова. Одно из них: название «славяне» образовано от слова «слава» и означает «славный, хвалимый»

- На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

Некрас по внешности

Милуша

Хорош

Будилко по характеру

Неупокой

Бессон

Добрыня по поведению

Молчан

Черныш по цвету волос

Беляй

Семушка порядковый номер ребенка

Пятый

Имя могло указывать на время и место появления

ребенка на свет. (Суббота, Зима, Дорога)


это слово нерусское, пришло к

нам из латинского языка переводится как «семья»)

(фамилию давали в зависимости от

прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов


Познавательные: анализируют полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Посмотрите на изображения.

Выскажите свое предположение.



- Сформулируем тему.

- Тема сегодняшнего урока:

«Какими людьми были славяне»

Как выглядели. Как работали.

- А какими людьми были наши предки?



Сегодня мы продолжим разговор о нашей Родине, истории наших далеких предков – славян





Наши предки были смелыми и мужественными, т.к. им приходилось защищать свои семьи и поселения от врагов, диких животных;

Были добрыми, любили детей, т.к. семьи были большие по численности и др


Личностные: самостоятельно определяют и высказывают мнения о наших предках; Регулятивные:

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

4.

Первичное усвоение новых знаний

- Как же выглядели древние славяне?

Работа с учебником.

- Давайте откроем учебник на Стр.46

- Тема урока:

- Какими людьми были славяне?

Как выглядели.

Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на ней? – Как они выглядят?– Можно ли назвать этих людей членами одной семьи?

– Сколько поколений в этой семье?

– Как вы думаете, это дружная семья?

– Откуда это видно?

– Можно ли определить, как в этой семье относились друг к другу? (смотрят с нежностью, любовью или ненавистью?)

– Можно ли сказать о членах этой семьи, что они злые, недобрые люди?

– Откуда это видно? (по лицам)

- Значит, чтобы узнать качества характера человека, достаточно обратить внимание на его лицо?

- Конкретно, какие части лица скажут нам о том: добрый или злой человек?

ВЗГЛЯД: - Какой может быть взгляд? жёсткий

злой

подозрительный

добрый

нежный

ГУБЫ (рот): - Каким может быть?

жёсткий рот

губки алые

сжатые губы

улыбка на губах

усмешка

- Попробуйте описать девушку на картинке.

- А можно ли по легендам и летописям представить облик славянина? (из учебника Стр.46 описание)

- Какие непонятные слова встретили?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (окладистая борода, под горшок)

- Какое описание кажется вам более выразительным? Почему?

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

- А теперь совершим экскурсию в картинную галерею.

Стр. 47

- Что видите на этой странице?

- Кого мы видим на переднем плане? (женщин)

- Можно ли сказать, что это современные женщины?

- Что помогло вам сделать такое заключение? (одежда)

Чтение текста под репродукцией Стр. 47

- Какой вывод можем сделать о внешнем виде, одежде?

- Любили красиво одеваться: «По одёжке встречают»

Продолжим экскурсию по залам КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ Стр.48

Репродукция с картины Рябушкина «Московская девушка 17 века»

Чтение текста под репродукцией. Выполнить самостоятельное описание можете дома по желанию.


-А сейчас продолжим искать ответ на вопрос: « Какими были славяне?» 

На Стр. 49 прочитайте сообщение и назовите ещё одно качество, которым обладали славяне. (Трудолюбие) – Подтверждение своим словам мы можем найти, как вы думаете, где?

РАБОТА С РУБРИКОЙ «Обсудим вместе» - Какое высказывание верно? 

Стр.49

  1. Славяне были трудолюбивыми, потому что они такими рождались.

  2. От трудолюбия человека зависит, будет ли он умел, будет ли в его доме достаток, как будут жить его дети и внуки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Отвечают на вопросы учителя,

высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы


1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.


2. Самостоятельно читают текст, рассматривают рисунок , отвечают на вопросы, сравнивают свои ответы с формулировками

в учебнике.




































Круглолицая, глаза светлые, потупленный взор, голову склонила набок, коса длинная, русая, одета в сарафан.










репродукция с картины художника Рябушкина «Русские женщины 17 столетия в церкви»






















Выполняют физические упражнения

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются
в пространстве, в учебнике

5.

Первичное закрепление

Работа в парах по карточкам

Работа над темой «Какими людьми были славяне».

План работы

1) Изучить статью учебника «Как выглядели славяне» и дополнительный материал;

Изучить статью учебника «Как работали» и дополнительный материал;

2) определить по описанию славян.

Задание. Вам необходимо определить, кому принадлежат словесные портреты:

• Лицом красив, очами светел, широк в плечах, силен, смел._______

• Белолица, с карими глазами, черноброва, статная, гордая.__________

• Светловолосая, с голубыми глазами, курносая, смышленая, шустрая.________

Варианты: князь, мальчик, девушка, крестьянин, девочка.

3) восстановить и объяснить пословицы:

Кто трудиться рад

тому есть чем похвалиться

Дело мастера

по его труду

Береги землю родимую

боится

Кто любит трудиться

тот будет хлебом богат

Суди о человеке

как мать любимую


Фиксируют результаты работы групп в таблицу.

Активно участвуют в отчетах групп

Познавательные

Уметь осуществлять поиск необходимой информации; осуществлять анализ ; заполнять предложенные таблицы и схемы; работать с информацией; ориентироваться в словарях; уметь структурировать информацию.

Регулятивное

Уметь планировать свое действие.
Коммуникативные

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы; задавать вопросы; выступать перед сверстниками.

Личностное

Проявлять способность к самооценке.

6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник,
с. 46-50

рабочая тетрадь,

с.10-11 № 21,23

Записывают домашнее задание


7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает детям дополнить предложения:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

было интересно узнать, что…


1. Отвечают на вопросы.

2. Делают самооценку.


Познавательные: Уметь обобщать и делать выводы.
Регулятивные

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.









Работа над темой «Какими людьми были славяне».

План работы

1) Изучить статью учебника «Как выглядели славяне» и дополнительный материал;

Изучить статью учебника «Как работали» и дополнительный материал;

2) определить по описанию славян.

Задание. Вам необходимо определить, кому принадлежат словесные портреты:

• Лицом красив, очами светел, широк в плечах, силен, смел.____________

• Белолица, с карими глазами, черноброва, статная, гордая._____________

• Светловолосая, с голубыми глазами, курносая, смышленая, шустрая.____________

Варианты: князь, мальчик, девушка, крестьянин, девочка.

3) восстановить и объяснить пословицы:


Кто трудиться рад

тому есть чем похвалиться

Дело мастера

по его труду

Береги землю родимую

боится

Кто любит трудиться

тот будет хлебом богат

Суди о человеке

как мать любимую










Работа над темой «Какими людьми были славяне».

План работы

1) Изучить статью учебника «Как выглядели славяне» и дополнительный материал;

Изучить статью учебника «Как работали» и дополнительный материал;

2) определить по описанию славян.

Задание. Вам необходимо определить, кому принадлежат словесные портреты:

• Лицом красив, очами светел, широк в плечах, силен, смел.____________

• Белолица, с карими глазами, черноброва, статная, гордая._____________

• Светловолосая, с голубыми глазами, курносая, смышленая, шустрая.____________

Варианты: князь, мальчик, девушка, крестьянин, девочка.

3) восстановить и объяснить пословицы:


Кто трудиться рад

тому есть чем похвалиться

Дело мастера

по его труду

Береги землю родимую

боится

Кто любит трудиться

тот будет хлебом богат

Суди о человеке

как мать любимую


Приложение 1.

Как выглядели славяне.

По рисунку можно судить о том, как выглядел каждый из членов большой славянской семьи (мать, отец, дед и дети).

Славяне были рослыми, стройными, обладали большой физической силой.

Румяные. Светловолосые, с голубыми глазами они ходили в одежде из полотна. Мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины, а женская - скромность, мягкость, обаяние ее носительницы. Мужчины летом носили рубахи и просторные шаровары. Рубаху обязательно подпоясывали сплетенным из ниток шнурком. На ноги обували лапти. Гордостью славянских мужчин была большая, окладистая борода, а волосы стригли « под горшок».

Женщины надевали длинные, до земли вышитые сорочки. Им не принято было ходить простоволосыми- это считалось не приличным. Поэтому крестьянки обычно носили на голове платки. Славянки очень любили всевозможные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. На голове, около висков, они носили височные кольца, которые звенели при каждом движении.


Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки- рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Детская одежда славян была одинаковой и для девочек, и для мальчиков. Обычно это была длинная до пят рубаха.

Одежда мальчиков и девочек- подростков отличалась. Мальчик носил простые штаны и рубаху, а девочка- сарафан, сорочку, платье. Длинные волосы девушки заплетали в косы, на голове носили венчики или ленты.

Приложение 2

Как работали славяне.

Мы уже знаем, что славяне жили большими семьями. Объединение семей составляло род. От того, как работали все члены семьи, зависело их благополучие и богатство. Каждая семья старалась (особенно в деревнях) сама себя обеспечить всем необходимым для жизни: и питанием, и одеждой, и вещами.

Поскольку пахотной земли было мало, поэтому вырубали или сжигали лес, выкорчевывали пни, подготавливали поле под посевы. Для удобрения использовали золу. Это был тяжелый труд, ведь орудиями труда в те годы были топор да пила.

Вот и получается, что наши предки не могли быть ленивыми, иначе они просто не выжили бы.

Трудно было жить во все времена.

Что помогает выжить в трудный момент? (взаимовыручка)

Забота о ближнем - черта славянского характера. В старину было такое слово- помочь.

А сейчас мы узнаем как они помогали друг другу.

Никогда славянин не оставлял своего брата, соседа, иноземца. Если у кого-то в доме случился пожар, то погорельцу помогали построить дом « всем миром». Брали в свою семью осиротевших детей. Кормили заходившего в дом странника, давали на дорогу хлеба, воды или молока, Если случался неурожай, делились друг с другом – кто, чем мог.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!