СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему "Начало истории человечества».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволить учащимся наиболее интересно посмотреть на нашу историю. Правильно сфлормировать представление о первобытной эпохи в истории человечества.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему "Начало истории человечества».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 4 «Б».

Тема урока: «Начало истории человечества».

Тип урока «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Начало истории человечества».

Задачи урока

Планируемые результаты


Дидактические:

  1. Формировать представление о исторической эпохе – первобытная история.

  2. Формировать умение называть отличительные признаки первобытного человека от современного.

Предметные:

  1. У учащихся будет сформировано представление о исторической эпохе – первобытная история.

  2. Формировать умение называть отличительные признаки первобытного человека от современного


Развивающие:

  1. Формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самооценку деятельности.





  1. Формировать умение выделять существенную информацию, осуществлять анализ, проводить сравнение и устанавливать причинно-следственные связи.




3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, и контролировать действия партнёра.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять волевую саморегуляцию;

  • принимать и сохранять учебную задачу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся научаться:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • осуществлять анализ;

  • проводить сравнение.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

  • владеть диалогической речью;

  • слушать и понимать речь других.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • контролировать действия партнёра.

Воспитательная:

1.Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.






































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Личностные


  1. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.

Словесный

(беседа).


Приветствие.

-Здравствуйте, меня зовут Мария Алексеевна, и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя.





Проверяют готовность.



Р: осуществлять волевую саморегуляцию.





2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа).


- Сегодня мы с вами перейдём ко 2 части учебника по окружающему миру. Чтобы узнать, что мы будем изучать в этой части отгадайте загадку:

«Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит!»


- Что это?

- Вы встречались уже с этим словом? 

- Где? Когда? 

- Как вы думаете, что такое история?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни. Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени которое сейчас и узнаем.

Разгадывают кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

- Прочитайте выделенное слово. Кто это?

Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”.

-Как вы думаете, для чего нужно знать свои историю?

- У всех народов мира есть свое прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. Знание истории помогает людям жить, развиваться, смело идти в будущее. Узнавая прошлое, мы видим, что во все времена наши предки испытывали трудности, невзгоды и лишения, но были и радостные события, открытия чего-то нового.

- Откройте содержание учебника и посмотрите, что мы будем изучать в этой части книги.

- Прочитайте название разделов.

- Какой раздел вас заинтересовал?

- Откройте учебник на стр.3 и скажите, как называется 1 раздел.

- По цепочке прочитайте, чему вы научитесь, изучая этот раздел.












-История.

- Да.











1. Музей

2. Архив


3. Документ


4. Календарь


5. Экспонат
































Читают названия.


Отвечают.


-Страницы всемирной истории.


Читают.








П: осуществлять анализ.




К: владеть диалогической формой речи.


3.Выявление места и причины затруднения.

Словесный

(беседа).


Наглядный (демонстрация).













Подведение к теме урока.

-История уходит в глубь веков и сегодня мы начнём изучать её. А чтобы узнать тему нашего урока выполните задание: каждому ряду нужно расшифровать слово и из полученных слов вы узнаете темы нашего урока.

- Какие слова получились?


- Какая тема нашего урока?


- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Определите цель нашего урока.




Выполняют задание.







Начало, история, человечество.

-Начало истории человечества.





П: осуществлять анализ.








Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный

(беседа).


-Какие будут главные вопросы нашего урока?

-Сформулируйте задачи урока из этих вопросов.



1.Узнать какие бывают исторические эпохи.

2.Изучить жизнь первобытных людей.


Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей.




5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа).
































































Наглядный (демонстрация).






Словесный (рассказ).

















Наглядный(демонстрация).

Словесный (рассказ).





















Наглядный (демонстрация).



Словесный (беседа).







Словесный (рассказ).






















Практический (упражнение).

-Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох.

Найдите название этих эпох в учебнике на стр. 4.





Эпохи также отображают в виде ленты времени.

Посмотрите, как она может выглядеть.

- «Лента времени» — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.



- Как называется первая эпоха?

- Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру.

- Как люди узнают о событиях прошлого? Откуда получают сведения?

- Все то, что помогает нам узнавать о прошлом называется исторические источники. Они бывают письменные, но большинство из них вещественные.

А какая наука помогает историкам находить остатки прошлого?

- Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.

- Найдите в тексте, где археологи нашли следы существования первобытных людей?

- Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке, жили свыше двух миллионов лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

- Первой и самой долгой была первобытная история.

- Как вы думаете, как называли людей, живших в эту эпоху?

- Посмотрите на иллюстрации и сравните внешние особенности древнего человека и человека, по своему облику похожего на современного. Также можете посмотреть на рисунки учебника.

- Я вам расскажу поподробнее, а вы слушайте внимательно, потом вам необходимо будет выполнить задание.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали много миллионов лет назад и назывались дриопитеки, потому что жили на деревьях.

На ранних стадиях развития первобытный человек еще мало чем отличался от животных. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей.

- Посмотрите и скажите, на кого похож был человек?

-Люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед.

- По сравнению с современным человеком, у древнего ноги были короче, а руки свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу.

- Как вы думаете какую работу мог выполнять человек руками?

-У него были более широкие кости, и соответственно, массивный скелет. Древний человек имеет густой волосяной покров по всему телу.

- Посмотрите на череп человека первобытного и современного. Что вы заметили?

-Сравнивая челюсть древнего человека, можно сказать, что она развита больше.

- Как вы думаете, почему?





- Челюсти у людей, научившихся поддерживать огонь, уменьшились, так как им не надо было разгрызать куски сырого мяса, теперь они его жарили. Кроме развитой челюсти, у древних людей лучше был развит орган обоняния.

Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Лбы у людей были низкие и покатые. Постепенно лоб становился выше и прямее, как у нас с вами.

- Как вы считаете, почему?


-А теперь выполните задание 2 в листе исследователя.

-Кто хочет выполнить у доски?

-Проверьте своё выполнение, сверив с доской.






- Первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени

- Первобытный мир.






- Ученые проводят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.


















- Археология.








- Восточной Африке.















-Первобытные люди.



- Древний человек весь покрыт волосяным покровом, черты лица другие, руки длиннее, а ноги короче и тд.





















- На обезьяну.















-Хватать, ударять, рыть землю.















- Потому что древние люди еще не умели добывать огонь, и они употребляли в пищу сырое мясо, которое было сложно жевать.





















- Увеличился объем мозга.


Выполняют задание.





Проверяют












П: осуществлять поиск.


















К: владеть диалогической формой речи.





















П: осуществлять поиск.

















П: проводить сравнение.








































К: владеть диалогической формой речи.






П: проводить сравнение.








П: устанавливать причинно-следственную связь..
























П: осуществлять анализ.



Р: осуществлять контроль.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.





Словесный (рассказ).























Словесный (беседа).












Наглядный (демонстрация).



Словесный (рассказ).









Наглядный (демонстрация).

Словесный (рассказ).













Словесный (беседа).






Практический (упражнение).







Словесный (беседа).



Словесный (рассказ).





















Наглядный (показ).

Словесный (рассказ).

- Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? Из каких слов состоит?

- Первобытная эпоха — это время, когда появилось первое общество, когда человек начал осознавать себя человеком и уже не ходил стаями, а стал передвигаться коллективом. В это время развивается такая форма устройства общества как первобытная община, когда все, что удавалось добыть или собрать племени, становилось его общим достоянием. Люди начали обустраивать свой быт, начали осваивать огонь, начали выделывать себе одежду из шкур убитых животных, изготавливать оружие и инструмент, то есть общество столкнулось с таким понятием как хозяйство.

- Почему первобытные люди жили группами?


- Почему им не нужно было заботиться о тёплой одежде?


- Для чего строили жилища первобытные люди?


- А какое главное отличие древнего человека от животного?

- Посмотрите на слайд. Из чего были сделаны орудия труда в первобытном мире?

- Для чего изготавливали орудия труда?

-  Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

- Посмотрите на орудия труда и подумайте, для чего нужно было каждое из них.

- С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах.

- Как называлось это занятие?

-Такое занятие называлось собирательством от слова собирать. Люди собирали то, что давала им природа.

- Скажите, а кто занимался этим видом деятельности?

- Как вы думаете, чем занимались мужчины?

- Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

- А теперь давайте выполним 3 задание на листе историка. Соотнесите орудия труда с их названиями.

- Проверьте своё выполнение, сравнив со слайдом.

- Как древний человек использовал огонь? 


- Как человек впервые увидел огонь?

– Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров.

- Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня.

-Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле.

- Предположите, как древние люди добывали огонь?

-Посмотрите видео о том, как человек добывал огонь.

-Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

- Состоит из частей «первый» и «быт». В эту эпоху появился первый быт, люди начали создавать семьи, строить жилища, научились готовить пищу, заниматься земледелием и скотоводством.




















- В одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни.

- Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде.

- Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников.

- Человек умел изготавливать орудия труда

- Из камня.


























- Собирательство.






- Женщины и дети.


- Охотились, ловили рыбу.





Выполняют задание





Проверяют



- Отпугивать хищников, жарить мясо, спасаться в холодное время

-Молнии.























Просматривают видеофрагмент.


П: осуществлять анализ.



























К: владеть диалогической формой речи.

























П: осуществлять анализ.

















К: владеть диалогической формой речи.





П: осуществлять анализ.




Р: осуществлять контроль.

К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение).

Организует выполнение №3.

Организует взаимопроверку:

-Проверьте, друг друга, обменяйтесь листами историка, сверяясь с доской.

Выполняют кроссворд.


Проверяют.



П: осуществлять анализ.

К: контролировать действия партнёра.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Наглядный

(демонстрация).

Словесный (беседа).
















Практический (практическая работа).

- Посмотрите на слайд, что на нем изображено?

- А кого вы здесь видите?

- А как вы думаете, почему первобытные художники рисовали животных?

- В пещере Альтаира в Испании были найдены первые рисунки древних людей.

– Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они изображали их на стенах, изображали и то, чем они занимались, кого видели вокруг себя.

- Сейчас я вам предлагаю представить себя в роли первобытных людей и нарисовать наскальный рисунок.

-Настенные рисунки первобытных людей.

- Животных.


- От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.














Рисуют.


К: владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа).

Подводит итоги урока.

- Какую науку мы начали с вами изучать сегодня?

- Что такое история?

-Какие эпохи выделяют учёные?

- Как называется первая эпоха?

- Что вам больше всего запомнилось об этой эпохе?

-Ребята поднимите руку те, кому было все интересно и понятно, не возникло трудностей.

- Запишите домашнее задание – прочитать параграф стр. 4-7

- Расшифруйте послание, которое дано на доске.

- Спасибо за урок.





К: владеть диалогической формой речи.

Способность к самооценке.

























Лист историка

№1

Определи, какие отличительные черты характерны первобытному человеку, а какие современному.

Первобытный человек

Современный человек



  1. похож на крупную обезьяну

  2. слабые челюсти

  3. руки свешиваются до колен

  4. густой волосяной покров по всему телу

  5. умеет говорить

  6. высокий лоб

  7. лбы были низкие, покатые

  8. вертикальная осанка и узкая кость

№2

Соотнесите орудие труда с его названием.






а) рубило б) топор г) нож д) палка-капалка ж) копье з) гарпун

№3

Отметьте верные утверждения знаком «+».

«Отцом» истории называют Геродота.


Историю человечества делят на 4 основные эпохи.


В Австралии археологи находят следы существования первобытных древнейших людей


Древнейшие люди называются первобытными.


Первобытная история- самая короткая эпоха в истории человечества.


Простейшие орудия труда были изготовлены из камня.


Величайшим помощником был огонь.


Первобытные люди общались с помощью речи.


Первобытные люди были похожи на обезьян.























Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 4 «А» классе

Тема: «Начало истории человечества»

Студентки 403 группы

Ковтун Марии















Школа: школа № 218



Новосибирск, 2021


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!