Базовый учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / А.А. Плешаков. – 13 изд. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с.: ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-080041-9.
Тема урока: Ты и твои друзья.
Цель урока: Формирование представлений о понятиях «дружба», «друг».
- формирование понимания, что ценность дружбы заключается в любви, уважении друг к другу, согласии и взаимной помощи;
- развитие речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
- вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива;
- развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, группах), согласовывать свои действия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
I. Организа-ционный момент. | Формируют правила поведения на уроке. | Настраивает обучающихся на успешную учебную деятельность. - Здравствуйте! Присаживайтесь. сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а также уважение и взаимопонимание. Итак, начнем! | Готовность к саморазвитию. | | |
II. Актуали- зация знаний | Вступают в работу, Внимательно слушают друг друга при ответах на вопросы учителя. | Организует фронтальную работу по повторению пройденного материала. На доске слова: спасибо, доброе утро, здравствуйте, добрый день, пожалуйста, добрый вечер, привет, извини, доброй ночи. - Как можно назвать все эти слова одним словом? (вежливые). | Развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности, самостоятельности в познании. | Познавательные действия: Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
III. Поста- новка учебной проблемы | Вступают в диалог с учителем, отгадывают загадки. Формулируют тему урока, предполагают задачи урока и развитие темы. | Организует фронтальную работу. Игра «Доскажи словечко». 1. И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания). 2. Если друг встречает друга, Жмут друзья друг другу руку, На приветствие в ответ Каждый говорит ….(привет). 3. Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не «привет», а …. (здравствуйте). 4. Говорит Лиса Матрена: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» - Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи …. (пожалуйста). 5. До чего ж оно красиво Слово доброе … (спасибо). 6. Дал Ивану царь Гундей За спасенье пять гвоздей, А Иванушка царю Говорит: «….» (благодарю). - Какое слово получится, если сложить выделенные буквы? ДРУЖБА - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? - Какие задачи мы поставим перед собой? | Развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности, самостоятельности в познании. | Коммуникативные действия: воспринимать и формулировать суждения, проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
IV. Изучение нового материала | Выполняют совместно работу по нахождению парных картинок. Анализируют героев. Определяют причины, почему некоторые герои остались без пары, формулируют качества друзей. Проверяют правильность выполнения своих заданий. | Организует парную работу. Игра «Найди пару». В конвертах лежат картинки со сказочными героями, которых нужно сложить парами, найти героев-друзей. Остались картинки без пары. - Почему герои остались без пары? - Охарактеризуйте этих героев. - Какими качествами нужно обладать, чтобы иметь друзей? (ученики называют качества). Контролирует процесс работы, помогает ученикам в ходе возникновения вопросов, выявлении трудностей в выполнении задания. Организует проверку правильности выполнения с помощью презентации, выполненной в программе Power Point. | Развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности, самостоятельности в познании. | Познавательные действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. Коммуникативные действия: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Регулятивные действия: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
| Читают рассказы. Поисковое чтение: ищут необходимую информацию. Обсуждают прочитанное. Коллективно формулируют вывод по прочитанному, записывают его. Строят речевое высказывание. | Организует групповую работу. Чтение рассказов. Группам раздаются тексты рассказов про дружбу. Каждая группа делает вывод на основе содержания. Представитель каждой группы зачитывает текст и озвучивает вывод группы. Все выводы записываются представителями групп на доске. В ходе фронтальной беседы подбирается название для этих выводов – «Правила дружбы». Контролирует процесс работы, помогает ученикам в ходе возникновения вопросов, выявлении трудностей в выполнении задания. Организует выступления групп с представлением полученного результата деятельности. | Развитие познавательных интересов, любознательности, самостоятельности в познании. | Познавательные действия: Сравнивать несколько вариантов решения задачи, формулировать выводы. Коммуникативные действия: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Регулятивные действия: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
| Собирают коллективно пословицы. Приходят к общему пониманию смысла пословиц. Слушают друг друга, дополняют ответы друг друга. | Организует групповую работу. Игра «Собери пословицу». В группах ученики собирают пословицы из разрезанных частей. Беседа по объяснению смысла пословиц. Обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует фронтальную беседу по проверке понимания смысла пословиц. | Развитие познавательных интересов, активности, любознательности, самостоятельности в познании. | Познавательные действия: Объединять части объекта по определенному признаку. Коммуникативные действия: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Регулятивные действия: Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
V. Закреп-ление изучен-ного | Работают с учебником: изучают представленный учебный материал. Ученики по желанию разыгрывают ситуацию, класс обсуждает, все ли правила поведения и общения были продемонстрированы выступающими. | Организует фронтальную работу. Работа с учебником. Предлагает ознакомиться с материалом учебника, обсудить иллюстрацию «День рождения». Практическая деятельность: предлагает ученикам разыграть ситуацию «Прием гостей на день рождения». | Развитие познавательных интересов, активности, любознательности, самостоятельности в познании. | Познавательные действия: Анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. Регулятивные действия: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
| Группы размещают картинки на доске. Сравнивают работы каждой группы. После получения чек-листа «Схема сервировки стола» корректируют своё выполнение задания по расстановке приборов. | Организует групповую работу. Игра «Сервировка праздничного стола». Класс разделен на группы: девочки и мальчики. Выданы картинки на магнитах с изображением чайной посуды, столовых принадлежностей. Задание группам: расставить приборы в соответствии с правилами сервировки стола. | Развитие познавательных интересов, активности, инициативности, самостоятельности в познании. | Познавательные действия: Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий. Коммуникативные действия: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы. Регулятивные действия: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
| Высказывают свое мнение по теме подарков. Предлагают различные варианты. | Организует фронтальную работу. Беседа «Какие подарки можно дарить девочкам и мальчикам». Учащиеся предлагают варианты. - Что можно подарить всем? - Открытки. | Развитие активности, инициативности. | Познавательные действия: Формулировать выводы, подкреплять их доказательствами. Коммуникативные действия: Признавать существование различных точек зрения, строить речевое высказывание. Регулятивные действия: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
| Совместно работают над созданием открытки, договариваются о вариантах слаженной работы, выстраивают алгоритм выполнения открытки. Принимают участие в обсуждении трудностей, которые возникали в процессе работы. Делают выводы. | Организует парную работу. Практическая деятельность: изготовление открытки парами. Задание: сделать открытку в технике «аппликация» совместно: ученикам связываются две руки вместе, детям остаются по одной свободной руке для совместной работы. Обязательное условие: связанные руки использовать нельзя. По итогам выполнения задания организуется на доске выставка работ. Беседа по проделанной работе: - Трудно ли было вместе работать? - Что нужно было сделать, чтобы работа хорошо получалась? | Развитие активности, инициативности, самостоятельности в познании. | Коммуникативные действия: Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, ответственно выполнять свою часть работы. | Безопасно осуществлять коммуникацию в классном сообществе, соблюдать правила нравственного поведения, изучать объекты по их описанию, приводить примеры изученных взаимосвязей в мире человека. |
VI. Реф-лексия деятель- ности. Итог урока | Выполняют тестовую работу. Анализируют ход урока с целью осознания достижения цели. Оценивают свою работу на уроке с помощью цветовых смайликов. Записывают домашнее задание. | Организует индивидуальную работу. Диагностика полученных знаний на уроке – выполнение теста в рабочей тетради. Оценка своей работы с помощью цветовых смайликов. Выдача домашнего задания. | | Регулятивные действия: устанавливать причины успеха\неудач учебной деятельности. | |