1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация | Приветствует, настраивает на дальнейшую работу . – Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Валерьевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. На столах у вас должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и лист путешественника. Слайд 1 Проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок! Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь оценку «5»! - А для того, чтобы получить «5», что мы с собой должны взять (на доске карточки со слова: внимание, терпение, память, смекалку, фантазию, красоту, аккуратность, вежливость, веселье)Слайд 2 | Приветствуют. Слушают учителя. Выбирают лишнее. | | | Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Опрос по предыдущей теме - На прошлом уроке мы рассматривали изменения в неживой природе.!в Сейчас я вам предлагаю вспомнить эту тему. - Ребята, что мы относим к неживой природе? - Как изменилась высота стояния солнца над горизонтом весной? Слайд 3 - А изменилась ли у нас продолжительность дня? - А дни становятся длиннее или короче? - А ночи? - Солнце проходит более длинный путь, значит, оно больше светит, больше дает света и тепла. Значит, какие изменения произойдут? - Назовите дату дня весеннего равноденствия. - Что он значит? - А дальше что будет с днем? - Верно, путь солнца будет удлиняться, и земля будет больше получать света и тепла. - С каждым днем весной становиться тепло. Почему? - Верно, солнечные лучи нагревают землю. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, раскалывается и тает – это какое явление природы? - Поэтому, ребята, не ходите на реки, озера и любые водоемы весной! Есть огромный риск провалиться под лед. - От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Как называется такой разлив реки? | Слушают учителя. - Солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. - Весной солнце поднимается в небе гораздо выше. - Да. - Длиннее. - Короче. - Измениться температура. - 21 марта. - День равен ночи. - Он будет прибиваться. - Солнце становится выше. Солнечные лучи падают по углом и нагревают землю. - Ледоход. - Паводок. | | Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | - Ребята, а где находиться у нас солнце? - Значит, небо мы тоже относим к неживой природе. - Внимательно послушайте загадку и по поднятой руке скажите ответ. Слайд 4 - А над нами, а над нами Луг с волшебными цветами. Золотистые Цветы Расцвели средь темноты… - Молодцы, а звезды где находятся? - Значит звездное небо, когда? Слайд 5 -Откройте учебники на странице 70 и проверьте, правы ли мы. | - На небе. - Звезда. - На небе. Дети отвечают. - Звездное небо. - Звездное небо весной. | | Регулятивные: Научатся определять учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью. | Будет сформирован интерес к изучению темы: «Звёздное небо весной»; |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение | -Вы верно определили тему нашего урока. - Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке, если мы рассматриваем звёздное небо именно весной.Слайд 6 - Верно, ребята, это и будет целью нашего сегодняшнего урока. - Как вы думаете, что нам необходимо сделать для того, чтобы достичь нашей цели? Слайд 7 -Эти задачи станут нашим планом действий на сегодняшний урок. | - Узнать о том, какие изменения происходят со звёздным небом весной. - Как изменилось звездное небо весной. - Почему изменилось звездное небо весной. - Научиться ориентирования в природе с помощью звездного неба. | | Регулятивные: Получат возможность научиться составлять план своих действий. Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью. | Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | -Закройте глазки и представьте, что мы находимся в планетарии. Вы знаете, что такое планетарий? - Планетарий- это место, где можно пронаблюдать за планетами и звёздами с помощью проектора и изучить их. Откройте глаза.Слайд 8 - Начнем наше путешествие по звездному небу. Посмотрите на слайд. Видите ли вы какие-нибудь изменения? - На первый взгляд может показаться, что звездное небо всегда одинаковое, но это не так. Оказывается, во Вселенной все движется, все изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звезд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам. - Меняется положение земли, меняется и звездное небо над нами. Эти изменения мы сможем увидеть, если сравним звездное небо весной со звездным небом зимой. Слайд 9 - Посмотрите на слайд. Какие созвездия мы уже знаем и видим здесь? -Изменилось ли положение созвездия Большой и Малой Медведицы на звездном небе весной по сравнению с зимним?Слайд 10 - Как изменилось положения ковша Большой Медведицы? - Верно. Ребята, давайте отыщем полярную звезду. Давайте вспомним, как найти полярную звезду? - Верно, если все сделать правильно, то так мы и найдем полярную звезду. Полярная звезда фактически является последней звездой ковша Малой медведицы. - Остались ли на прежнем месте звезды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда)? - Верно, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы. - Что показывает полярная звезда? - Сзади что у нас будет? - Справа? - Слева? - Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 70. Какое созвездие у нас еще появилось? - Как ее найти? Слайд 11 - А откуда у этого созвездия такое название? Давайте послушаем легенду Легенда о созвездии Кассиопея В незапамятные времена у мифического эфиопского царя Цефея была красавица-жена, царица Кассиопея. Однажды она имела неосторожность похвастаться красотой своей дочери Андромеды в присутствии нереид (нимф) - мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей не мог допустить этого и обратился к Оракулу. Тот велел отдать Цефею свою дочь на съедение Киту для восстановления спокойствия в землях. Погоревав, царь всё же приказал приковать принцессу к скале. Пролетавший мимо скалы Персей увидел девушку и был сражён её красотой. Герой убил морское чудовище, спас молодую царевну и взял её в жёны. А Кассиопею за тщеславие по отношению к нимфам бог морей Посейдон превратил ее в созвездие. И даже больше: он посадил царицу в корзину и «приговорил» к вечному вращению вокруг полюса, причем в определенный период времени корзина Кассиопеи переворачивается вверх дном. Тогда у царицы, охватываемой ужасом, начинала сильно болеть голова. Вот так Посейдон наказал тщеславную женщину. - В честь кого названо это созвездие? - За что разорённый Посейдон поместил Кассиопею на небосвод? - Ребята, а на что это созвездие похоже? - Верно, созвездие Кассиопея образует удивительную фигуру – букву «М» растянутую за ножки. Весной эта буква перевернута. - Над нами огромное звездное небо. Там десятки, сотни, тысячи других созвездий. Мы с вами отправимся на противоположную сторону нашего небо. Чтоб узнать, о каком созвездии мы с вами поговорим, отгадайте загадку. Слайд 12 - Грозный очень и отважный, Гривой он могучей машет. А рычит, как на распев – Это сильный, храбрый… - ЛЕВ -это очень важное зодиакальное созвездие, которое является главной фигурой ночного весеннего неба. - Ребята, кто родился в дату с 23 июля по 23 августа? - Если вы родились в эти числа, значит ваш знак зодиака под которым вы родились – Лев. - Ребята, лучше всего за эти созвездием наблюдать по ночам в марте и апреле. Ясной и безлунной ночью в созвездии Льва невооруженным глазом можно видеть около 70 звезд, но в основном это слабые звезды. Самые яркие звезды Льва: Регул и Денебола. - Ребята, я думаю вы слушали о 12 подвигах Геракла? Кто такой Геракл? Слайд 14 - Созвездие называется Лев, потому что в основе названия лежит миф об одном из подвигов Геракла. Во владениях царя жил большой лев, который убивал скот и людей. Царь Эврисфей послал Геракла, чтобы тот убил льва. Геракл сделал палицу из дикой оливы, вооружился стрелами и луками и отправился ко льву. Но с помощью оружия льва победить не удалось, тогда Геракл задушил льва руками. Геракл вскинул льва себе на плечи и пошел к царю Эврисфею. Тот, увидев мертвого зверя, очень испугался и прогнал героя с царского двора, улаживая все вопросы с героем через своих посланцев. Геракл оставил себе в качестве трофея шкуру льва, которая служила ему плащом, прочным и не изнашиваемым. После победы Геракла над львом, в городе Немее стали проводить игры, в честь которых во всей Греции объявлялся мир. А правители Олимпа поместили зверя на небо в облике созвездия. - Так как же Геракл победил льва? - Чем служила Гераклу шкура убитого животного? | Ответы детей. - Нет. Слушают учителя. Рассматривают слайд. - Большая и Малая Медведица - Да, изменилось. - Зимой «ручка» ковша была направлена вниз, а весной — вправо. - Соединяем две последние звезды ковша Большой медведицы, откладываем пятикратное расстояние по прямой.. - Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили круговое движение. - Направление на север. - Юг. - Восток. - Запад. - Кассиопея. - Провести прямую линию от ковша Большой медведицы через Полярную звезду дальше, она укажет на созвездие Кассиопеи. Слушают учителя. Слушают учителя. - Жены царя Эфиопии Цефея. - За хвастовство. - На букву «М». Слушают учителя. Слушают учителя. - Лев. Слушают учителя. Ответы детей. Слушаю учителя. Ответы детей. Слушают учителя. Слушают учителя. - Он задушил его голыми руками. - Шкура служила ему плащом, прочным и не изнашиваемым. | Научаться определять особенности звёздного небо весной; Получат возможность научиться объяснять причины его изменений. Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах. Получат возможность научиться ориентирования в природе с помощью звездного неба. | Познавательные: Научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам. Коммуникативные: Получат возможность научиться работать в парах и группах Научатся владеть диалогической речью. | Проявляют познавательный интерес. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (рассказ, беседа) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | -Сейчас, я раздам каждому лист путешественника.Слайд 15 Вы его подписываете в нужном месте, а потом выполняете задания самостоятельно. Когда задания будут выполнены, вы обменяетесь листами с соседом по парте и проверите правильность. Время на выполнение заданий 5 минут. - Приступаем. | Слушают учителя. Работают с листом путешественника. | Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах. Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах. | Познавательные: Научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группа | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | - Поднимите ручки те, кто все выполнил. Отлично. Теперь обменяйтесь листами с соседом по парте, и мы начнем проверять. Слайд 16 – 19. | Выполняю взаимопроверку друг у друга. | Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах. Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах. | Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью. | Самооценка на основе критерия успешности; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение | - Ребята, давайте вместе с вами подумаем над одним вопросом… «Всегда ли можно видеть созвездия? И Почему?» Объединитесь в группе и обсудите этот вопрос. Слайд 20 - Готовы? Поднимите руку у кого готов ответ. - И да и нет – да, потому что созвездия над нашей головой есть постоянно, а нет – потому что в разное время года это разные созвездия. Земля вращается вокруг Солнца в течение года. Это означает, что и наше с вами положение в космическом пространстве постоянно меняется, и, как и в движущейся машине, вид за окном меняется по мере вашего движения. Некоторые созвездия видны только в определенное время года, а затем на их место приходят другие. В следующем году цикл повторяется, и прошлогодние созвездия снова становятся видимыми. Если вы запомните положение одного из зодиакальных созвездий (рак, рыба, лев и т.п.) на небосклоне, то ровно через год, все его звезды снова окажутся точно на тех же самых местах. | Обсуждают вопрос в группах. - Ответы детей. Слушают учителя. Слушают учителя. | | Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью. Получат возможность научиться работать в парах и группах. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | |