СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру тема: "Звездное небо весной".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру тема: "Звездное небо весной".»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Тучина Ольга Валерьевна.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 2 «Б».

Тема урока:Звездное небо весной.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Звездное небо весной».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление об особенностях звездного неба в весенний период и научится выделять причины его изменений..



  1. Формировать умения находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на звездном небе весной, ориентироваться в природе с помощью звездного неба.

Предметные:

  1. Научаться определять особенности звёздного небо весной;

– Получат возможность научиться объяснять причины его изменений.



  1. Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах.

- Получат возможность научиться ориентирования в природе с помощью звездного неба.


Развивающие:

1.Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.


2.Формировать умение анализировать, моделировать и выявлять причинно-следственные связи


3.Формировать умение владеть диалогической формой речи, работать в парах и группах

Метапредметные (учащиеся научатся):

1.Регулятивные:

– Научаться определять учебную задачу;

– Получат возможность научиться составлять план своих действий.


2.Познавательные:

– Научаться выявлять существенные признаки при анализе объектов, моделировать их;

– Получат возможность выявлять причинно-следственные связи.


3.Коммуникативные:

– Научаться владеть диалогической формой речи;

– Получат возможность научиться работать в парах и группах.

Воспитательные:

Формировать интерес к изучению темы: «Звёздное небо весной» и значению ориентирования по звездному небу в жизни людей.

Личностные:

– Будет сформирован интерес к изучению темы: «Звёздное небо весной»;

– Может быть сформирован интерес к значению ориентирования по звездному небу в жизни людей.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: учебник ОМ 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь ОМ 2 класс, вторая часть, лист путешественника, пенал.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация

Приветствует, настраивает на дальнейшую работу

. – Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Валерьевна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. На столах у вас должно лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал и лист путешественника. Слайд 1


Проверка готовности к уроку. Прозвенел звонок! Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь оценку «5»!


- А для того, чтобы получить «5», что мы с собой должны взять


(на доске карточки со слова: внимание, терпение, память, смекалку, фантазию, красоту, аккуратность, вежливость, веселье)Слайд 2


Приветствуют.










Слушают учителя.








Выбирают лишнее.



Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству;

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение)
















Опрос по предыдущей теме

- На прошлом уроке мы рассматривали изменения в неживой природе.!в Сейчас я вам предлагаю вспомнить эту тему.


- Ребята, что мы относим к неживой природе?



- Как изменилась высота стояния солнца над горизонтом весной?

Слайд 3


- А изменилась ли у нас продолжительность дня?


- А дни становятся длиннее или короче?


- А ночи?


- Солнце проходит более длинный путь, значит, оно больше светит, больше дает света и тепла. Значит, какие изменения произойдут?


- Назовите дату дня весеннего равноденствия.


- Что он значит?


- А дальше что будет с днем?


- Верно, путь солнца будет удлиняться, и земля будет больше получать света и тепла.


- С каждым днем весной становиться тепло. Почему?




- Верно, солнечные лучи нагревают землю. От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, раскалывается и тает – это какое явление природы?


- Поэтому, ребята, не ходите на реки, озера и любые водоемы весной! Есть огромный риск провалиться под лед.


- От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Как называется такой разлив реки?



Слушают учителя.



- Солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды.



- Весной солнце поднимается в небе гораздо выше.


- Да.



- Длиннее.



- Короче.



- Измениться температура.



- 21 марта.



- День равен ночи.


- Он будет прибиваться.





- Солнце становится выше. Солнечные лучи падают по углом и нагревают землю.







- Ледоход.










- Паводок.















Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания













Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация)

Частично-поисковый (анализ, объяснение)

- Ребята, а где находиться у нас солнце?


- Значит, небо мы тоже относим к неживой природе.


- Внимательно послушайте загадку и по поднятой руке скажите ответ.

Слайд 4

- А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты…


- Молодцы, а звезды где находятся?



- Значит звездное небо, когда?

Слайд 5

-Откройте учебники на странице 70 и проверьте, правы ли мы.

- На небе.











- Звезда.



- На небе.


Дети отвечают.

- Звездное небо.


- Звездное небо весной.


Регулятивные: Научатся определять учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью.


Будет сформирован интерес к изучению темы: «Звёздное небо весной»;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение

-Вы верно определили тему нашего урока.

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке, если мы рассматриваем звёздное небо именно весной.Слайд 6



- Верно, ребята, это и будет целью нашего сегодняшнего урока.



- Как вы думаете, что нам необходимо сделать для того, чтобы достичь нашей цели?

Слайд 7


-Эти задачи станут нашим планом действий на сегодняшний урок.



- Узнать о том, какие изменения происходят со звёздным небом весной.







- Как изменилось звездное небо весной.


- Почему изменилось звездное небо весной.


- Научиться ориентирования в природе с помощью звездного неба.













Регулятивные: Получат возможность научиться составлять план своих действий. Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью.



Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

5. Реализация построенного проекта

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение)










-Закройте глазки и представьте, что мы находимся в планетарии. Вы знаете, что такое планетарий?


- Планетарий- это место, где можно пронаблюдать за планетами и звёздами с помощью проектора и изучить их. Откройте глаза.Слайд 8

- Начнем наше путешествие по звездному небу. Посмотрите на слайд. Видите ли вы какие-нибудь изменения?


- На первый взгляд может показаться, что звездное небо всегда одинаковое, но это не так. Оказывается, во Вселенной все движется, все изменяется. И сама Вселенная тоже движется. Мы же можем наблюдать изменение положения звезд в созвездии и самих созвездий относительно друг друга каждые три месяца. Значит, эти изменения зависят от того же, что и изменения в природе по сезонам.


- Меняется положение земли, меняется и звездное небо над нами. Эти изменения мы сможем увидеть, если сравним звездное небо весной со звездным небом зимой.

Слайд 9

- Посмотрите на слайд. Какие созвездия мы уже знаем и видим здесь?


-Изменилось ли положение созвездия Большой и Малой Медведицы на звездном небе весной по сравнению с зимним?Слайд 10


- Как изменилось положения ковша Большой Медведицы?


- Верно. Ребята, давайте отыщем полярную звезду. Давайте вспомним, как найти полярную звезду?




- Верно, если все сделать правильно, то так мы и найдем полярную звезду. Полярная звезда фактически является последней звездой ковша Малой медведицы.


- Остались ли на прежнем месте звезды ковша Малой Медведицы (в том числе Полярная звезда)?


- Верно, и не только относительно друг друга, но и относительно Большой Медведицы.


- Что показывает полярная звезда?


- Сзади что у нас будет?


- Справа?


- Слева?


- Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 70. Какое созвездие у нас еще появилось?


- Как ее найти?




Слайд 11

- А откуда у этого созвездия такое название? Давайте послушаем легенду


Легенда о созвездии Кассиопея

В незапамятные времена у мифического эфиопского царя Цефея была красавица-жена, царица Кассиопея. Однажды она имела неосторожность похвастаться красотой своей дочери Андромеды в присутствии нереид (нимф) - мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей не мог допустить этого и обратился к Оракулу. Тот велел отдать Цефею свою дочь на съедение Киту для восстановления спокойствия в землях. Погоревав, царь всё же приказал приковать принцессу к скале. Пролетавший мимо скалы Персей увидел девушку и был сражён её красотой. Герой убил морское чудовище, спас молодую царевну и взял её в жёны.


А Кассиопею за тщеславие по отношению к нимфам бог морей Посейдон превратил ее в созвездие. И даже больше: он посадил царицу в корзину и «приговорил» к вечному вращению вокруг полюса, причем в определенный период времени корзина Кассиопеи переворачивается вверх дном. Тогда у царицы, охватываемой ужасом, начинала сильно болеть голова. Вот так Посейдон наказал тщеславную женщину.


- В честь кого названо это созвездие?


- За что разорённый Посейдон поместил Кассиопею на небосвод?


- Ребята, а на что это созвездие похоже?


- Верно, созвездие Кассиопея образует удивительную фигуру – букву «М» растянутую за ножки. Весной эта буква перевернута.


- Над нами огромное звездное небо. Там десятки, сотни, тысячи других созвездий. Мы с вами отправимся на противоположную сторону нашего небо. Чтоб узнать, о каком созвездии мы с вами поговорим, отгадайте загадку.

Слайд 12

- Грозный очень и отважный,

Гривой он могучей машет.

А рычит, как на распев –

Это сильный, храбрый…


- ЛЕВ -это очень важное зодиакальное созвездие, которое является главной фигурой ночного весеннего неба.


- Ребята, кто родился в дату с 23 июля по 23 августа?


- Если вы родились в эти числа, значит ваш знак зодиака под которым вы родились – Лев.


- Ребята, лучше всего за эти созвездием наблюдать по ночам в марте и апреле. Ясной и безлунной ночью в созвездии Льва невооруженным глазом можно видеть около 70 звезд, но в основном это слабые звезды. Самые яркие звезды Льва: Регул и Денебола.


- Ребята, я думаю вы слушали о 12 подвигах Геракла? Кто такой Геракл?


Слайд 14

- Созвездие называется Лев, потому что в основе названия лежит миф об одном из подвигов Геракла. Во владениях царя жил большой лев, который убивал скот и людей. Царь Эврисфей послал Геракла, чтобы тот убил льва. Геракл сделал палицу из дикой оливы, вооружился стрелами и луками и отправился ко льву. Но с помощью оружия льва победить не удалось, тогда Геракл задушил льва руками.


Геракл вскинул льва себе на плечи и пошел к царю Эврисфею. Тот, увидев мертвого зверя, очень испугался и  прогнал героя с царского двора, улаживая все вопросы с героем через своих посланцев. Геракл оставил себе в качестве трофея шкуру льва, которая служила ему плащом, прочным и не изнашиваемым.


После победы Геракла над львом, в городе Немее стали проводить игры,  в честь которых во всей Греции объявлялся  мир. А правители Олимпа поместили зверя на небо в облике созвездия.


- Так как же Геракл победил льва?


- Чем служила Гераклу шкура убитого животного?


Ответы детей.








- Нет.




Слушают учителя.













Рассматривают слайд.




- Большая и Малая Медведица




- Да, изменилось.




- Зимой «ручка» ковша была направлена вниз, а весной — вправо.


- Соединяем две последние звезды ковша Большой медведицы, откладываем пятикратное расстояние по прямой..







- Полярная звезда осталась на прежнем месте, а остальные звезды ковша Малой Медведицы совершили круговое движение.


- Направление на север.


- Юг.


- Восток.


- Запад.



- Кассиопея.


- Провести прямую линию от ковша Большой медведицы через Полярную звезду дальше, она укажет на созвездие Кассиопеи.















Слушают учителя.


















Слушают учителя.









- Жены царя Эфиопии Цефея.


- За хвастовство.


- На букву «М».




Слушают учителя.






Слушают учителя.







- Лев.





Слушают учителя.



Ответы детей.









Слушаю учителя.







Ответы детей.







Слушают учителя.




















Слушают учителя.





- Он задушил его голыми руками.


- Шкура служила ему плащом, прочным и не изнашиваемым.

Научаться определять особенности звёздного небо весной;


Получат возможность научиться объяснять причины его изменений.


Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах.


Получат возможность научиться ориентирования в природе с помощью звездного неба.

Познавательные: Научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группам. Коммуникативные: Получат возможность научиться работать в парах и группах Научатся владеть диалогической речью.





Проявляют познавательный интерес.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (рассказ, беседа) Частично-поисковый (анализ, объяснение)

-Сейчас, я раздам каждому лист путешественника.Слайд 15 Вы его подписываете в нужном месте, а потом выполняете задания самостоятельно. Когда задания будут выполнены, вы обменяетесь листами с соседом по парте и проверите правильность. Время на выполнение заданий 5 минут.


- Приступаем.




Слушают учителя.



Работают с листом путешественника.

Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах.


Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах.

Познавательные: Научатся выявлять существенные признаки при анализе объектов и классифицировать их по группа








7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение)

- Поднимите ручки те, кто все выполнил. Отлично. Теперь обменяйтесь листами с соседом по парте, и мы начнем проверять. Слайд 16 – 19.



Выполняю взаимопроверку друг у друга.

Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах.


Научаться находить созвездия Большая Медведица, Малая медведица, Кассиопеи и Льва на схемах.

Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью.


Самооценка на основе критерия успешности;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение

- Ребята, давайте вместе с вами подумаем над одним вопросом…

«Всегда ли можно видеть созвездия? И Почему?» Объединитесь в группе и обсудите этот вопрос. Слайд 20


- Готовы? Поднимите руку у кого готов ответ.


- И да и нет – да, потому что созвездия над нашей головой есть постоянно, а нет – потому что в разное время года это разные созвездия. Земля вращается вокруг Солнца в течение года. Это означает, что и наше с вами положение в космическом пространстве постоянно меняется, и, как и в движущейся машине, вид за окном меняется по мере вашего движения.


Некоторые созвездия видны только в определенное время года, а затем на их место приходят другие. В следующем году цикл повторяется, и прошлогодние созвездия снова становятся видимыми. Если вы запомните положение одного из зодиакальных созвездий (рак, рыба, лев и т.п.) на небосклоне, то ровно через год, все его звезды снова окажутся точно на тех же самых местах.


Обсуждают вопрос в группах.




- Ответы детей.






Слушают учителя.














Слушают учителя.


Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью.

Получат возможность научиться работать в парах и группах.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания





9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (Презентация)

Слайд 21

-Давайте вспомним:


-Какие новые созвездия и звезды мы сегодня изучали?


- Как найти созвездие Кассиопея?







-Почему мы изучали данную тему и где она нам пригодится?


Домашнее заданиеСлайд 22


  1. Вместе со взрослыми понаблюдать звездное небо, найти на нем изученные созвездия.


  1. Рабочая тетрадь: стр.10-11 задание №1 и №4.

Ответы детей.



- Созвездие Кассиопеи и созвездии Льва.


- Провести прямую линию от ковша Большой медведицы через Полярную звезду дальше, она укажет на созвездие Кассиопеи.


Дети отвечают:

Она пригодиться нам, если нам понадобиться узнать в какое направление нам идти. Если мы заблудимся.


Коммуникативные: Научатся владеть диалогической речью.













Самооценка на основе критерия успешности;



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!