СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России» ТЕМА УРОКА: «Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием презентации

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России» ТЕМА УРОКА: «Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся».»












Технологическая карта урока

по окружающему миру

2 класс УМК «Школа России»


ТЕМА УРОКА:

«Многообразие животных.

Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся».








Предмет:

окружающий мир

Класс: 2

Автор: Четвертная Наталья Алексеевна,

               учитель начальных классов

Место работы:  МКОУ «Островская СОШ»


ТИП УРОКА: 

открытие нового знания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять, как основы познавательной активности младших школьников



ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

  1.  Формировать знания об основных группах животных.

  2.  Формировать знания о важности животного мира на Земле, о бережном отношении к ним.

  3.  Учить вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать.

Развивающие:

  1.  Создать условия для личностного развития ученика.

  2.  Продолжать учить самостоятельной деятельности и работе в группе и парах.

  3.  Развивать способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  1.  Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде.

  2.  Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.


ЗАДАЧИ УРОКА, ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Предметные: учить детей приводить примеры названий животных, научить выделять признаки, указывающие на принадлежность группе животных.

Метапредметные:

 Личностные:  создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу; осознавать значение учебной деятельности; принимают ценности мира.

 Регулятивные: формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.




МЕСТО ЗАНЯТИЯ в изучаемом разделе:  ПРИРОДА(21час)

1.

 Неживая и живая природа

2.

 Явления природы

3.

  Как измеряют температуру?

4.

  Что такое погода?

5.

  Урок-экскурсия «В гости к осени»

6.

  В гости к осени

7.

  Звёздное  небо

8.

  Заглянем в кладовые земли

9.

  Про воздух

10.

  И про воду

11.

 Многообразие растений.Деревья, кустарники, травы.


12.

 Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся.


13.

Связи в природе, между природой и человеком.Невидимые нити.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

  • делить животных на группы по отличительным признакам;

  •  узнают значение животных для окружающей среды и поймут необходимость бережного отношения к природе;

  • научатся  анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект – животное;

  • смогут использовать полученные знания в практической деятельности.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Фронтальная работа - перед учащимися ставится общая познавательная задача (на этапе актуализации знаний и этапе усвоения новых знаний), создание опорных схем по теме урока   ( на этапе первичное закрепление).

  2. Групповая работа перед обучающимися ставится задача создать синквейн (на этапе  рефлексии )

  3. 4. Индивидуальная работа- на этапе самостоятельной   работы с самопроверкой по образцу (эталону) и включение

нового знания в систему знаний (работа в тетрадях )


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:        

  1. Насекомые.

  2. Птицы.

  3. Рыбы.

  4. Звери (млекопитающие).

  5. Земноводные.

  6. Пресмыкающиеся.

  7. Синквейн.



ОБОРУДОВАНИЕ,  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ :

  • Рабочее место учителя (ноутбук, проектор, экран).

  •  Электронная презентация «Какие бывают животные?», электронное приложение 2 «В мире животных».

  •  Дидактические материалы к уроку: карточки-задания, план работы с заданием для групповой работы.








Технологическая карта урока.



Время

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

2

мин

1.Организацион-ный момент

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Начать урок я хочу с замечательного стихотворения, внимательно слушайте, а в конце добавите недостающее слово.



- Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг… (природа).



- Итак, мы сегодня отправляемся в путешествие в природу.

- Какая бывает природа?

Приветствуют учителя.



Слушают стихотворение.



























- Природа.





- Живая и неживая.

Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



7

мин

2.Актуализация знаний

(проверка домашнего задания)

- Ребята, вспомните, какая тема у вас была на предыдущем уроке? Слайд №2

Поработаем с тестом: «Какие бывают растения?» (КИМы тест 13 стр.19)

1)Какие растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стволиков?

-Кустарники

-Травянистые

-Хвойные деревья

- Лиственные деревья

2)Какое из растений не является травянистым?

- Малина

- Клубника

- Земляника

- Клевер

3)Какое растение является кустарником?

- Клен

- Кедр

- Репейник

- Смородина

4) Какое растение является хвойным?

- Папоротник

- Сосна

- Шиповник

- Одуванчик

5) Какое дерево вырастает в лесу выше других?

- Сосна

- Клён

- Липа

- Рябина

6) Какое растение имеет листья в виде пластинок?

- Лиственница

- Осина

- Ель

- Кедр

7) Найди ошибки.

- Все хвойные деревья не сбрасывают листву.

- У лиственных растений нет плодов и семян.

- У травянистых растений зеленый и гибкий стебель.

- Хвойные деревья сбрасывают листву зимой.

Проверка: Сравниваем с ответами на экране. Слайд №3





- Почему лес называют «легкими планеты»?








- Какие бывают растения.























Выполняют тест по теме: «Какие бывают растения?»

.













































































Проверка теста.





























Лес- это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на планете.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

3 мин

3.Самоопределение к деятельности (формулировка темы урока)

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю отгадать загадки.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?...

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.





Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

Подходит к нам мурлыкая,
Пьёт молоко из плошки,
Она бывает дикая,
Зовём её мы - ...

- Молодцы, отгадали загадки. Как же можно одним словом назвать стрекозу, воробья, лягушку и кошку?

- Как выдумаете, о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- Правильно, тема нашего урока: «Многообразие животных»



- Какие же задачи ставит нам Муравьишка. Прочитаем. У. стр.60

- Откуда мы можем взять новую информацию?



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты.На лице широкая улыбка)








- Стрекоза.







- Воробей







- Лягушка





- Кошка



- Животные.





- О животных.







Читают задачи урока.



- Из учебника.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание.



Регулятивные:

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.



Коммуникативные:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.






10

мин

4.Работа по теме урока

- Сегодня мы с вами будем исследователями. Ученые-биологи животных делят на несколько групп.

- На что же они обращают внимание, когда разделяют на группы?

- Правильно.

- Я предлагаю вам рассмотреть слайд4

- Кто это?

- Чем они все похожи?

- Верно, кто помнит, к какой группе животных они относятся?

- Правильно, молодцы! 

- На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых. Более чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе - везде.

-Д.:«Насекомые» - 6 ног.

- Как же будет называться следующая группа? Посмотрим на слайд5

-Кто это?

- Что у них общего?

- Хорошо, к какой же группе они относятся? Как она называется?

- Верно, еще одна группа открыта. 

-Д.:«Рыбы» - плавники, чешуя.

- Послушайте интересную информацию о рыбах.

Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растет быстро и чешуя широкая, а зимой колечко узкое. По этим колечкам широким и узким можно узнать, сколько рыбе зим и лет. 

Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды. Очень занимательная летающая рыба, она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

 Еще более необычная рыба- лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 метров.





- Кто сейчас появится на слайде, вы скажите сами, отгадав мои загадки.

-Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая....

- Правильно, следующая загадка, слушайте внимательно.



Солнца яркого боится.
Ночью - хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о …

- Верно! И последняя загадка.



Не гнездиться, не летает,
В Антарктиде обитает
Средь заснеженных равнин
Мореплаватель.

Слайд 6

- Ребята, как же эти животные оказались на одном слайде? Что же их объединяет?

- Внимательные, верно. Как же мы назовем эту группу? Вы правы, эта группа называется

-Д.:«Птицы» - 2 ноги, перья

-Тело птицы хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.



- Вы очень хорошо работаете, что же скрывает 4 группа? Рассмотрите рисунки на слайде7.

- Кто изображен?

- Чем похожи эти животные?

- Как же назвали ученые эту группы животных? 

-Д:«Звери (млекопитающие)» - 4 ноги, шерсть

- Как вы думаете, к какой группы можно отнести лягушек и жаб? Где они обитают? Что у них общего?

- Поэтому они составляют особую группу — земноводные. Слайд 8 

-Д.:«Земноводные» - 4 ноги, голая кожа)

-Это удивительные существа! Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то, очень давно, их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги с перепонками между пальцами, а из воздушного пузыря — легкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут ик­ру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.



- Еще одна группа есть — это пресмыкающиеся, кто же к ним относится? Слайд 9

- Чем покрыты пресмыкающиеся? 

- Д.:«Пресмыкающиеся» - роговые чешуйки

-Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей, в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают и не выкармливают своих детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь.



- Ребята, мы исследовали с вами все группы животных. Вы прекрасно справились с этим непростым заданием.

- Итак, на какие группы ученые делят животных?

Слайд 10

- Как по-другому называют зверей?

- Верно, молодцы, что запомнили!










- Обращают внимание на внешний вид.























- Пчела, кузнечик, бабочка, стрекоза, муха.

- У них у всех по 6 ног.

-Насекомые





































- Щука, карась, окунь, лещ.

- Есть плавники и чешуя.

- Рыбы



















































- Сорока.











- Сове.







- Пингвин























- У них по 2 ноги и есть перья.



- Птицы.





































- Волк, лиса, медведь, заяц.

- У них 4 ноги и есть шерсть.

- Звери (млекопитающие)



- На суше и в воде.

- 4 ноги и голая кожа.





















































- Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы.

















- Роговыми чешуйками





















- Насекомые, рыбы, птицы, звери (млекопитающие), земноводные и пресмыкающиеся















-Млекопитающими

Познавательные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.



Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.





Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

5

мин

5.Закрепление нового материала

(работа в рабочих тетрадях)


- Чтобы закрепить полученные знания, предлагаю вам поработать в рабочей тетради. Откройте тетрадь на стр. 42 и посмотрите на №2

- Вам необходимо раскрасить ту группу животных, которая написана для вашего варианта. Приступайте к выполнению, я уверена у вас все получится.

(анализируем работу по вариантам)

- Молодцы, отложите тетради в сторону.



Выполняют задание в рабочих тетрадях.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.


8

мин

Работа в группах

- Приступим к творческой работе. Составим рассказ о каждой группе животных(дети делятся на 5 групп)

Для этого понадобятся маленькие конверты.

- Взяли их. ( В конвертах находятся заготовки-карточки для составления синквейна.)


(Синквейн- это пятистрочная стихотворная форма, используемая как эффективный метод развития образной речи, которая позволяет быстро получить результат ).


- 1 гр. – насекомые удивительные, многоглазые, жужжат, стрекочут, порхают.

Насекомых насчитывается больше миллиона.


- 2 гр. - рыбы длинные, круглые, плавают, мечут, молчат. Колечки чешуи показывают возраст рыбы.


- 3 гр. – птицы голосистые, разноцветные, чирикают, крякают, щебечут.

Птицы - покорители воздушного океана.


- 4 гр. – звери, изящные, крылатые, рычат, мяукают, пыхтят .

Звери – разные внешне существа.



( Кроме конвертов у каждой группы есть поле, на котором будет составлен синквейн).


1.______________________


2.______________________


3.______________________


4.______________________


5.______________________



– Найти слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и приклеить его рядом с цифрой 1.

– Найти два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и приклеить их рядом с цифрой 2.

– Найти три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и приклеить их рядом с цифрой 3.

– Из оставшихся четырёх слов составить предложение и приклеить его рядом с цифрой 4. Начинать со слова, напечатанного с заглавной буквы.

– На пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наш рассказ.

На доске вывешивается плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и т. д.

Дети могут выбрать нужное слово.





























ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте)

























































Дети представляют по группам полученныйсинквейн.

На доске вывесить синквейны под названиями групп животных.

1. насекомые

2. удивительные, многоглазые

3. жужжат, стрекочут, порхают

4. Насекомых насчитывается больше миллиона.

5. интересно

1. птицы

2. голосистые, разноцветные

3. чирикают, крякают, щебечут

4. Птицы – покорители воздушного океана.

5. увлекательно

1. рыбы

2. длинные, круглые

3. плавают, мечут, молчат

4. Колечки чешуи – возраст рыбы.

5. заинтересовало

1. звери

2. изящные, мохнатые

3. рычат, мяукают, пыхтят

4. Звери – разные внешне существа.

5. Интересно



















Коммуникативные: Готовность работать в группах, вести диалог

Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера




5

мин

6.Рефлексия,

подведение итогов

урока

- А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение:

Слайд 11

- Чему учит нас это стихотворение?

- Как вы можете помогать животным?

- Назовите важные отличительные признаки насекомых, рыб, птиц и зверей.

- Назовите примеры животных каждой группы.

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Послушайте музыку и посмотрите на экран (звучит музыка «В мире животных» с показом животных на слайдах».Электронное приложение 2.)

- В завершении нашего урока, я хочу прочитать вам стихотворение

(учитель читает на фоне музыки «В

мире животных):

Стремись животных защищать, 
Они ведь — братья наши!
Стремись чуть— чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше! 

Их дружба крепкая верна,
Животные — как люди!
И нам их доброта нужна,
Кем без добра мы будем? 









Слушают стихотворение.























- Нужно заботиться о животных, охранять их..

Ответы детей.

- Называют признаки животных.

Ответы детей.



Познавательные:

Закрепление способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 














7. Домашнее задание

- У вас на столах лежат квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Оранжевый)

- Кто для себя сделал открытие? (Розовый)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

- Запишите домашнее задание Слайд 12

- Спасибо за урок, до свидания!

Дети выбирают соответствующие карточки и поднимают их















- Записывают домашнее задание.

- До свидания!






Список использованной литературы 

  1. Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч. 1. / А.А. Плешаков. 7-е изд., издательство М.: Просвещение, 2016.  

  2. Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова «Школа России»», изд. Москва «ВАКО», 2015


  1. А.А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь в 2-х частях. Ч.1/ 5-е изд., издательство М.: «Просвещение», 2016
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя