СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ОП 03 " Основы материаловедения" по теме " Свойства различных текстильных материалов" профессия 29.01.07 "Портной"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОП 03 "Основы материаловедения" профессия 29.01.07 "Портной"  по теме "Свойства различных текстильных материалов".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ОП 03 " Основы материаловедения" по теме " Свойства различных текстильных материалов" профессия 29.01.07 "Портной"»

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Республики Калмыкия

«Калмыцкий государственный колледж нефти и газа» в п. Большой Царын






















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

по УД ОП. 03. «Основы материаловедения»

по теме: « Свойства различных текстильных материалов»



Разработчик: Бадмаева Т.Б. преподаватель































2018





Пояснительная записка

         Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Основы материаловедения» по теме « Определение свойства различных текстильных материалов »,  разработана для проведения урока в группах по подготовке 29.01.07 «Портных».

         При проведении урока использована методика обучения, ориентированного на действие, - методика дидактических задач, что позволяет развивать самостоятельность, толерантность, умение работать в группах.  Формировать знания по технологии определения свойства ткани, аналитические способности.

         В методической разработке представлен: титульный лист, пояснительная записка, план урока, список литературы.

         Использование данного материала на уроке, позволяет обучать умению осуществлять контроль качества выполняемых операций, способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения.

         Данная методическая разработка рекомендуется для проведения уроков преподавателями теоретического   обучения системы . 

Тема урока № 11 « Свойства различных текстильных материалов»

Учебная дисциплина ОП.03. « Основы материаловедения».

профессия 29.01.07. « Портной»

Тип урока : Комбинированный урок

Вид урока: проблемно- поисковый

Прогнозируемый результат (формируемые компетенции)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 1.2. Определять свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.

ПК 1.4. Выполнять поэтапную обработку швейных изделий различного ассортимента на машинах или вручную с разделением труда и индивидуально.

ПК 1.6. Соблюдать правила безопасности труда.

ПК 1.7. Пользоваться технической, технологической и нормативной документацией.

ПК 2.2. Определять причины возникновения дефектов при изготовлении изделий.

ПК 2.3. Предупреждать и устранять дефекты швейной обработки.

ПК 3.2. Подбирать материалы для ремонта.

Используемые формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • обучение в группах

.Методическая цель открытого урока: 

Методика организации изучения теоретических знаний по УД ”

Тема урока: Свойства различных текстильных материалов.

Цели урока:

-     Учебная: Создать условия для понимания темы урока. Заинтересовать обучающихся. Организовать осмысление мотивации обучения.

-     Развивающая: формирование умений и навыков учебной практической и умственной деятельности; развитие познавательных процессов обучающихся

Развитие умения слушать, анализировать, видеть самое главное, существенное, развитие осознанности.

-     Воспитательная: Формирование положительной мотивации учебно-трудовой деятельности; Формирование творческого отношения к труду. Воспитание аккуратности, самостоятельности, любовь к профессии, развитие мотивации успеха.

 Оборудование:

-     Экран, ПК., мультимедиа

-     Доска, мел.

-     Карточки с тестовым заданием.

-    Коллекция образов тканей: хлопка, шелка, габардина, джерси.

Раздаточный материал – на каждого обучащегося по 2-3 образца тканей. Ножницы 

 Межпредметная связь:

  1. Технология пошива изделий по индивидуальным заказам

  2. Технология ремонта и обновления одежды

Обучающиеся должны

уметь:

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ;

знать:

общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов

Девиз урока:  «Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня и я научусь!»                           

Конфуций

  1. Организационный момент: добрый день! Хочу вам представить себя!

Я преподаватель спецдисциплин Бадмаева Т.Б. по профессии портной.

Сегодня я буду проводить с вами урок по УД «Основы материаловедения»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Рефлексия «Настроение»










Проблемная ситуация



Ребята, отметьте свое настроение в начале урока:

- комфортно

- уверен в силах

- хорошо

- плохо,

В конце урока посмотрим как изменится ваше настроение, считаем индикаторы настроения.

Итак, мы с вами находимся в опытно-технической швейной лаборатории.

Слайд: посмотрите на экран – это лаборатория будущего. Вы представляете чем занимаются эти люди? они изучают свойства ткани .А как еловая шишка связана с изучением ткани? в этом нам поможет тема нашего урока.!

Несколько учеников озвучивают: "Я уверен в своих силах", "У меня хорошее настроение"

Сообщение темы урока









Целеполагание





Актуализация опорных знаний, практических и умственных умений обучающихся

















Формирование новых понятий и способов действия











































































Формирование навыков умственного труда


















Проверка правильности выполненного теста














Формирование новых понятий и способов действия












































































































































Подведение итогов

 




Рефлексия настроения


Оценки за урок

 

Домашнее задание.


Тема нашего урока: «Свойства различных текстильных материалов.»

• Цель урока: научиться определять свойства ткани

Задачи:

• Изучить свойства ткани.

• Научиться применять их при выборе ткани для изготовления одежды.

• Познакомиться с новыми технологиями получения ткани и их свойствами



мы выбираем ткань. По какому принципу мы это делаем? Верно! Мы выбираем по принципу эксплуатации одежды в определённых условиях, поэтому ткань обладает определёнными свойствами, которые характеризуют ткань. Итак, о свойствах ткани.



Вспоминаем: по происхождению какие волокна бывают?



Натуральные волокна бывают, какого происхождения?







А химические волокна тоже можно разделить? На какие?





Скажите, как можно их различить на ощупь?







Молодцы! Совершенно верно!




При изучении МДК технология пошива изделий по индивидуальным заказам и учебной практике необходимы ли вам знания о свойствах ткани для одежды!

мы уже знаем, что портной в своей работе должен знать свойства не только волокон, но и тканей и уметь подбирать их в зависимости от вида работ.

слайд: Свойства ткани, В природе существует три основных вида свойств:

Физико-механические, гигиенические, технологические.

3 слайд: К  физико-механическим относятся такие свойства, как прочность, сминаемость и драпируемость.

Давайте разберем подробней каждое свойство.

 Устойчивость ткани к стирке, воздействию солнечных лучей, к трению, к растяжению.

Устойчивость ткани к стирке – это когда ткань после стирки не потеряла свою форму и цвет.

Устойчивость ткани к воздействию солнечных лучей – ткань считается прочной, если при долгом нахождении на солнце не потеряла свой цвет, т.е. не выгорела.

Устойчивость ткани к трению - любая одежда, которую мы носим постоянно, соприкасается с различными поверхностями,  после чего могут образовываться потертости.

Сминаемость- свойство ткани сминаться

Драпируемость – это свойство ткани под собственным весом образовывать складки.

В нашей лаборатории проведём экспертизу. 1.зажмём в руке кусочки ткани в течении 5-10 сек Какие ткани обладают большой сминаемостью?

Если мы выбираем натуральные ткани, то должны быть готовы к тому что они обладают высокой сминиемостью.

2.выполним складки из образцов ткани. Какая ткань обладает лучшей драпируемостью



Вопрос: В каких швейных изделиях мы можем применить это свойство?

К гигиеническим свойствам относятся: гигроскопичность, пыле ёмкость, теплозащитность.

8 слайд: Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу.

 Вопрос: Какая одежда по назначению должна обладать этим свойством?

Какой же вывод мы можем сделать, познакомившись с этим свойством?

Пылеемкость – это свойство ткани задерживать пыль на своей поверхности.

Вопрос: Скажите, от чего же зависит пылеемкость?

Теплозащитность – свойство ткани удерживать тепло выделяемое телом человека.

слайд:  К технологическим свойствам относятся: скольжение, осыпаемость нитей, усадка.

Осыпаемость нитей на швах – это выпадение нитей из срезов ткани.

Практический эксперимент: берем два образца ткани и пытаемся выдернуть нитки из срезов ткани. Сравнить образцы. Если нити легко удаляются, то ткань обладает высокой осыпаемостью, а если необходимо приложить усилие, то ткань обладает средней или малой осыпаемостью.

Вывод:

Вопрос учителя: Так при какой работе мы можем столкнуться с этим свойством?

Преподаватель: Правильно. Значит когда мы раскраиваем ткань, имеющую высокую осыпаемость, то мы припуски на швы даем несколько  больше чем обычно.



слайд: Усадка – это свойство ткани уменьшаться в размерах после влажно-тепловой обработки.. Мы знаем, что изделия из натуральных волокон «садятся» после стирки.

Вопрос учителя: Если мы решили шить блузку из хлопчатобумажной ткани, о чем мы задумаемся?

Учитель: Есть такой термин в технологии «декатировка» ткани – это отпаривание ткани горячим паром перед раскроем.

Вывод:

 Вывод напрашивается сам по себе. Зная об этом свойстве, мы правильно

подготовим ткань к раскрою.

Скольжение – это свойство ткани сдвигаться во время раскроя.

Практический эксперимент: У вас на столе лежат два образца ткани и ножницы. Сложите ткань пополам и попробуйте разрезать.

Вопрос учителя: Какие трудности возникли при разрезании?

Вывод: При выборе ткани с высокой степенью скольжения, нужно быть готовым к трудностям при обработке.

Например, при раскрое лучше закалывать булавками, резать острыми ножницами.



Мы с вами изучили различные свойства ткани. Давайте проведем небольшое тестирование.

Впишите в правую колонку таблицы термин из приведенного списка, соответствующий его определению: пылеёмкость, гигроскопичность, драпируемость, скольжение, прочность, сминаемость, усадка

Определение

Способность ткани противостоять механической нагрузке

Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги

Способность ткани образовывать мягкие округлые складки

Способность ткани образовывать морщины и складки, которые устраняются только при ВТО

Способность ткани сдвигаться во время раскроя.


Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды

Способность ткани задерживать пыль



Критерии оценки: За каждый правильный ответ 1 балл : 7-6 баллов оценка «5»;  5- баллов оценка «4»;4 балла  оценка «3»

Определение

Способность ткани противостоять механической нагрузке

Уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги

Способность ткани образовывать мягкие округлые складки

Способность ткани образовывать морщины и складки, которые устраняются только при ВТО

Способность ткани сдвигаться во время раскроя.


Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды

Способность ткани задерживать пыль



Мы выбираем ткани используя я их свойства, а можно ли заказать свойства для ткани? мы находимся в лаборатории которая создаёт новые ткани с необычными свойствами используя нанотехнологии.

Нано» означает одну миллиардную (10-9) долю чего-либо. Именно таковы размеры отдельных молекул, на уровне которых происходит конструирование новых веществ с заданными свойствами. Другое название нанотехнологий — молекулярные технологии.

Умная одежда.

Идея интегрировать электронику в ткань возникла достаточно давно, но только развитие нанотехнологий позволило ее реализовать. Кроме того, появилась необходимость транслировать движения человека в виртуальную реальность.

Ароматные ткани Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химчистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются при действии окислителей. Активируются во время движения.

«Космето-текстиль" - это текстиль, который содержит микрокапсулы с косметическими веществами (для увлажнения кожи - обыкновенный увлажняющий крем; для поглощения неприятных запахов, с витаминами или активными веществами для похудения)

«Текстикаменты" происходит от слов "текстиль" и "медикаменты". Эти материалы оказывают анти-воспалительное, анти-инфекционное или анальгетическое воздействие. Футболки, шорты, повязки для суставов и поясницы.

Антибактериальный текстиль: это ткани, содержащие специфичные молекулы, который останавливает размножение бактерий или грибков

Нанотехнологии в текстиле для военных.

Изначально технология была предназначена для производства противобаллистических жилетов, защищающих солдат от пуль и осколков.

Нанотехнологии в текстиле для спортсменов.

производители спортивной экипировки предлагают супер-современные гидрокостюмы и одежду для профессионалов в разных видах спорта. Такие костюмы из неопрена предназначены для пловцов, для любителей серфинга, бординга и лыж. Специальные покрытия обеспечивают тепло и прочность костюма, эластичный нейлон делает из них вторую кожу, напоминающую кожу морских животных, ещё её называют "быстрая кожа" потому что она имитирует кожу акулы, скорость и маневренность которой объясняется наличием зубчиков на её коже.

«Самоочищающихся» текстильные материалы

В разных странах широко проводятся исследования по созданию «самоочищающихся» текстильных материалов с помощью нанотехнологий. Задача исследователей – придать текстилю такой же эффект, какой свойственен живой природе: листьям растений, крыльям бабочек и насекомых, панцирям жуков. Наноэмульсии формируют на волокнах тонкую трехмерную поверхностную структуру, с которой вода, масло и грязь легко скатываются и смываются. Получаемый «супергидрофобный» эффект приводит к тому, что образующаяся на поверхности материала круглая капля способна скатываться с нее без следа при малейшем наклоне. Такие загрязнения, как пыль и сажа удаляются вместе с каплями воды, а материал приобретает эффект «самоочищения».

Комфортный текстиль - это материалы, защищают от холода и осадков. и давая комфорт в любых климатических условиях. Шьют непромокаемые и одновременно "дышащие" вещи. Микро-отверстия в ткани выпускают наружу капельки пота, но внутрь жидкость уже не пропускают.

Итак, сегодня наша опытно-техническая лаборатория успешно выполнила свои задачи. Мы получили интересные, обогащающие знания, которые можно использовать в повседневной жизни.

Хочу узнать ваше настроение после работы в нашей лаборатории. Я вижу , что индикатор настроения повышен! Прекрасно! Наша лаборатория окончила свою работу. Благодарю за сотрудничество!



: Нано» означает одну миллиардную (10-9) долю чего-либо. Именно таковы размеры отдельных молекул, на уровне которых происходит конструирование новых веществ с заданными свойствами. Другое название нанотехнологий — молекулярные технологии

16. Умная одежда.

Идея интегрировать электронику в ткань возникла достаточно давно, но только развитие нанотехнологий позволило ее реализовать. Кроме того, появилась необходимость транслировать движения человека в виртуальную реальность – так появилась одежда будущего, выполняющая совершенно новую функцию.

В январе 2012 года компания STMicroelectronics представила костюм iNEMO, который с высокой точностью сканирует сложные движения тела и переводит их в цифровую модель. Облегающий тело костюм iNEMO можно применять для обучения, компьютерных игр и совершенно новых приложений дополненной реальности – например, онлайн-соревнования с чемпионом мира по бегу.

Костюм оснащен несколькими датчиками размером всего 13×13×2 мм, которые фиксируют наклон тела с точностью до 0,5 градусов, и уже через 15 миллисекунд виртуальный двойник повторяет даже очень сложные движения.

17«Самоочищающихся» текстильные материалы

В разных странах широко проводятся исследования по созданию «самоочищающихся» текстильных материалов с помощью нанотехнологий. Задача исследователей – придать текстилю такой же эффект, какой свойственен живой природе: листьям растений, крыльям бабочек и насекомых, панцирям жуков. Наноэмульсии формируют на волокнах тонкую трехмерную поверхностную структуру, с которой вода, масло и грязь легко скатываются и смываются. Получаемый «супергидрофобный» эффект приводит к тому, что образующаяся на поверхности материала круглая капля способна скатываться с нее без следа при малейшем наклоне. Такие загрязнения, как пыль и сажа удаляются вместе с каплями воды, а материал приобретает эффект «самоочищения».

18Ароматные ткани

Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химчистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются при действии окислителей. Капсулы активизируются в момент движения или соприкосновения, выделяя скрытые в них ароматы в окружающую среду. Это происходит при одевании или снятии одежды, чистке ковровых покрытий или мебельных тканей.

19«Космето-текстиль" - это текстиль, который содержит микрокапсулы с косметическими веществами (для увлажнения кожи - обыкновенный увлажняющий крем; для поглощения неприятных запахов, с витаминами или активными веществами для похудения

«Текстикаменты" происходит от слов "текстиль" и "медикаменты". Эти материалы оказывают анти-воспалительное, анти-инфекционное или анальгетическое воздействие. Футболки, шорты, повязки для суставов и поясницы.

Антибактериальный текстиль: это ткани, содержащие специфичные молекулы,, который останавливает размножение бактерий или грибков

Комфортный текстиль - это материалы, защищают от холода и осадков. и давая комфорт в любых климатических условиях. Шьют непромокаемые и одновременно "дышащие" вещи. Микро-отверстия в ткани выпускают наружу капельки пота, но внутрь жидкость уже не пропускают. Специализированную одежду (зимние куртки и жилеты для лыжников и альпинистов)

20Нанотехнологии в текстиле для военных.

Изначально технология была предназначена для производства противобаллистических жилетов, защищающих солдат от пуль и осколков.

21Нанотехнологии в текстиле для спортсменов.

многие ведущие производители спортивной экипировки предлагают супер-современные гидрокостюмы и одежду для профессионалов в разных видах спорта. Такие костюмы из неопрена предназначены не только для пловцов, но и для любителей серфинга, бординга и лыж. Неопрен толщиной 4 мм и специальные покрытия обеспечивают тепло и прочность костюма, эластичный нейлон делает из них вторую кожу, напоминающую кожу морских животных.

Американская компания Speedo называет новый технологичный материал "быстрая кожа" (fastskin) и предлагает свою версию костюмов и купальников из него как для профессионалов, так и для любителей. Fastskin имитирует кожу акулы, скорость и маневренность которой объясняется наличием зубчиков на её коже.



Что нового вы узнали на уроке?

 

Достигли ли вы своих целей?

 

Что больше всего понравилось?

 

Какое настроение в конце урока?

 

Уверены ли в своих силах сейчас?

Оценки за урок - ...

 Выставляют оценки

Домашнее задание п. 31, стр. 140, рис. 144 - выполните анализ формы детали, ответьте на вопросы.

В тетради выполните рисунок какого-либо окружающего предмета, выполните анализ его геометрической формы.












Ответ: в зависимости от назначения, от погоды, от вида деятельности



С места ответ: натуральные и химические.



Ответ: растительного и животного


- Ответ: искусственные и синтетические



ответ: натуральные приятные, чувствуется тепло! А химические блестят и скользят в руке!


Ответ: да! Мы выбираем технические условия при пошиве и величины припусков при раскрое!




























Ответ : натуральные


Ответ: шёлковая ткань


Ответ: вечерние платье, шторы.


Ответ: детская, летняя, для занятий спортом.



Ответ : чем ближе одежда к телу, тем большая гигроскопичность.


Ответ :

От поверхности. Если поверхность ткани гладкая, то пыль с нее легко слетает, а если шероховатая, то ткань способна накопить в себе очень много пыли.



















Ответ:

Что же делать, чтоб избежать усадки?









Ответ

Шелковый образец скользит при разрезании и доставляет трудности,

 а хлопчатобумажный хорошо разрезался








Самостоятельная работа учащихся















































































































































































Дают ответы.





Выставляют оценки.

 

 


Записывают домашнее задание.






Используемые учебники и учебные пособия: 

 Жихарев, А. П. Материаловедение: швейное производство - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г., стр 128

  1. Крючкова, Г.А. Технология и материалы швейного производства/Г.А. Крючкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 г., стр 174

  2. Мальцева, Е.П. Материаловедение швейного производства/ Е.П. Мальцева. – М.: Изд. Центр « Академия»,2009 г.

  3. Михайловская Р.И. Практическое шитье для начинающих – Ростов н/Д Феникс

2016г.

Используемая методическая литература: 

 Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – 256 с.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!