Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и формы обучения | Формируемые УУД |
Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности | Организовывает готовность учащихся к работе на уроке, создает психологическую, положительную атмосферу на уроке. -Прочитайте предложение на экране. "Язык всем знаниям и всей природе ключ" - Ребята, как вы понимаете эту фразу? - Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий. - Сядьте правильно, настройтесь на работу, в тетрадях пишите аккуратно и красиво. Я желаю вам удачи. | Слушают учителя. Размещают письменные принадлежности, тетради, учебник, дневник. Демонстрируют готовность к началу урока. Анализируют эпиграф: В руках человека язык - это ключ. И только от нас самих зависит, сможем ли мы открыть двери к знаниям. Делают запись в тетрадях. | Фронтальная, работа с эпиграфом, работа с презентацией на интерактивной панели. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. |
Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. | – Поработайте в парах, выпишите из толкового словаря все значения слов «ключ, язык». – О каком «ключе, языке» говорится в высказывании? – Дополните словарную статью в тетради. | Работают в парах со словарем Ожегова, выписывают значение слова «ключ»: 1.Металлический стержень для отпирания и запирания замка. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма. 3. Знак в начале нотной строки 4.Родник. «Язык»: 1) это орган вкуса у животных, а у человека орган речи в виде мягкого мышечного выроста в полости рта; 2) средство общения, речь; русский язык, английский язык; 3) разновидность речи со своими особенными чертами: литературный язык, просторечный язык, разговорный язык; язык Пушкина, язык газеты; 4) то, чем можно объяснить что-то или выразить: язык формул, язык жестов, язык музыки; 5) "язык" - пленный, у которого можно узнать сведения о враге; 6) язык - народ, нация. Отвечают на вопрос учителя: - Ключ во фразе, озвученной в начале урока, обозначает то, что служит для разгадки и понимания чего-нибудь., а язык – речь. Делают запись в тетрадь, дополняя словарную статью. | Парная, фронтальная работа, работа со словарем. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы. |
Постановка учебной задачи. Этап выявления затруднения. | - Итак, слово коса - одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «коса»? – Сыграем в игру «Кто больше?» Составьте как можно больше словосочетаний со словом язык в разных значениях. Устно объясните каждое значение. - Распределите слова (выходят по очереди и распределяют слова на интерактивной панели: либо вписывают, либо соединяют стрелками) – Докажите, что слово горячий - многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение. – Какие же слова называются многозначными? - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Запишите тему урока: «Омонимы». - Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика». | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Отвечают, что разные предметы называются одним и тем же словом, следовательно, мы будем говорить о таких словах. Играют в игру «Кто больше?». Составляют как можно больше словосочетаний со словом язык в разных значениях. Устно объясняют каждое значение. Выходят к интерактивной панели и распределяют слова по столбам. Оценивают ответы тех ребят, кто работал у доски. Отвечают на вопросы учителя. - Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой. Формулируют тему урока, записывают в тетрадь. | Фронтальная, проблемный вопрос, подводящий диалог, игра «Кто больше», работа с презентацией на интерактивной панели. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: Устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Регулятивные: Осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Целеполагание и разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения. | - Составьте и запишите вопросы по этой теме, используя вспомогательные слова: Что? Где? Когда? Почему? Где? Для чего? Каким образом? Сколько? Откуда? Зачем? Как? и другие. - Что сегодня предстоит нам выяснить? Чему мы должны научиться? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. | Составляют в тетрадях вопросы по теме. Формулируют цели урока (на доске и в тетрадях) - Узнать, что такое омонимы? - Какую роль они играют в речи? - Зачем они нужны? Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | Фронтальная, индивидуальная, дерево целей (работа с доской). | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели, принимают и сохраняют познавательные цели. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: ставят учебные цели, составляют и реализуют плана деятельности. Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («какое значение это имеет для меня»). |
Этап реализации выбранного плана по разрешению затруднения. | - Рассмотрите слайд. Что изображено на рисунках? Подпишите их (выходят к доске, подписывают их на слайде интерактивной панели: кисть, кран, шляпка, крем). Похожи ли предметы, изображенные на рисунках? – Чем похожи их названия? – Есть ли сходства в значении этих слов? –Сколько предметов изображено на рисунках? – Сколько слов их обозначают? Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению. – Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь. – Как разъясняются омонимы в толковых словарях? – Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи? – Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов? | Подписывают рисунки. Высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. - Представленные слова разные, так как называют разные предметы, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне – по написанию и произношению. Выясняют, что омонимы в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Делают вывод о том, чтобы отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов, нужно определить значение. | Фронтальная, индивидуальная, работа с презентацией на интерактивной панели и толковым словарем. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: Планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно- познавательных задач. |
Первичное закрепление нового знания | – А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы. -Выполните в группе распределительный диктант (слайд презентации на интерактивной панели: журавль, лук, бал, ключ, корень, игла, клуб, лев) - Выполните упр. в учебнике 357. устно. - Выходим на платформу РЭШ, урок 50 (тренировочные упражнения). Проверяет результат. | Выполняют в группах распределительный диктант, самопроверка по эталону. Подводят итоги. Обсуждают являются ли выделенные слова омонимами? Выполняют устно упр.357, комментируют и оценивают работу. Работают на ноутбуках на платформе РЭШ, выполняют тренировочные задания по видам омонимов. Обсуждают ошибки в работе, подводят итоги. | Фронтальная, групповая, распределительный диктант (работа с презентацией), самопроверка, работа с учебником, работа с тренировочными заданиями на ноутбуках на платформе РЭШ. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою и чужую работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся слушать мнение каждого. |
Включение в систему знаний и повторение | - Заполните карточки, поставив + (верю) и – (не верю) с каждым высказыванием. Взаимопроверка. *Проверить выполненную работу у соседа по парте, поставить отметку. - Чему мы учимся, проверяя работу товарища? 1.Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся. 2.У омонимов лексическое значение разное. 3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это многозначное слово. | Вспоминают изученный материал, заполняют карточки. Взаимопроверка по образцу. | Фронтальная, индивидуальная. Прием "Верю-не верю" (карточки), взаимопроверка. | Познавательные: -устанавливают причинно–следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: Работают в парах, действуют с учётом позиций других. Регулятивные: оценивают работу соседа; исправляют и объясняют ошибки, делают выводы. Личностные: понимают, как использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). | - Что называют омонимами? - В чём отличие омонимов от многозначных слов? - Назовите виды омонимов. -Вспомните, какие цели и задачи ставил каждый перед собой? (работа с деревом – целей на доске) - Продолжи одно из трех предложений: 1)Я похвалил бы себя за…. 2)Мне было трудно… 3)После урока мне захотелось… | Отвечают на вопросы, обсуждают достижение цели урока, оценивают свою работу на уроке. | Фронтальный опрос, презентация, неоконченное предложение. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха (неуспеха). Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок. | Предлагает учащимся самим выбрать себе домашнее задание (упр. 355 из учебника или творческое задание: составить шуточный текст с омонимами). Выставляет оценки за урок. | Сами выбирают себе задание из предложенных, записывают его. | Индивидуальная. | Дифференцированные задания. |