СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по предмету русский язык по теме "Омонимы" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по предмету русский язык по теме "Омонимы" 5 класс»

Технологическая карта урока по предмету русский язык.

Класс: 5

УМК: «Русский язык» авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Тема урока: Омонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Форма урока: урок - исследование.

Цель деятельности учителя: познакомить с омонимами; научить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении упот­реблено многозначное слово; находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омо­нимов в художественных текстах; сформировать понятие об омонимах.

Задачи урока:

Образовательные: развить умение формулирования определений и понятий, умение находить омонимы в тексте; определять виды омонимов, формировать умение использовать омонимы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: формирование логических умений, развитие познавательного интереса, осуществление системно-деятельностного подхода, развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умения применять новые знания, развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку, воспитание ценностного отношения к слову, развитие коммуникативных УУД, взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать понятие «омонимы», различия между омонимами и много­значными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; уметь находить омонимы, отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи.

Метапредметиые: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка­честв личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, парная, фронтальная работа.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями, мультимедийная презентация к уроку, словарь.

Оборудование: ПК; интерактивная панель; ноутбуки, карточки.




Ход урока:


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и формы обучения

Формируемые УУД

  1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности


Организовывает готовность учащихся к работе на уроке, создает психологическую, положительную атмосферу на уроке.

-Прочитайте предложение на экране. "Язык всем знаниям и всей природе ключ"

- Ребята, как вы понимаете эту фразу?

- Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Предстоит выполнить много интересных заданий.

- Сядьте правильно, настройтесь на работу,  в тетрадях пишите аккуратно и красиво. Я желаю вам удачи.


Слушают учителя. Размещают письменные принадлежности, тетради, учебник, дневник. Демонстрируют готовность к началу урока.

Анализируют эпиграф:

В руках человека язык - это ключ. И только от нас самих зависит, сможем ли мы открыть двери к знаниям.

Делают запись в тетрадях.

Фронтальная, работа с эпиграфом, работа с презентацией на интерактивной панели.

Познавательные:

осознают учебно-познавательную

задачу.

Регулятивные:

Планируют необходимые

действия, операции.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, учатся понимать позицию

партнера, в том числе и

отличную от своей.

Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


– Поработайте в парах, выпишите из толкового словаря все значения слов «ключ, язык».

– О каком «ключе, языке» говорится в высказывании?

– Дополните словарную статью в тетради.


Работают в парах со словарем Ожегова, выписывают значение слова «ключ»:

1.Металлический стержень для отпирания и запирания замка.

2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма.

3. Знак в начале нотной строки

4.Родник.

«Язык»:

1) это орган вкуса у животных, а у человека орган речи в виде мягкого мышечного выроста в полости рта;

2) средство общения, речь; русский язык, английский язык;

3) разновидность речи со своими особенными чертами: литературный язык, просторечный язык, разговорный язык; язык Пушкина, язык газеты;

4) то, чем можно объяснить что-то или выразить: язык формул, язык жестов, язык музыки;

5) "язык" - пленный, у которого можно узнать сведения о враге;

6) язык - народ, нация.


Отвечают на вопрос учителя:

- Ключ во фразе, озвученной в начале урока, обозначает то, что служит для разгадки и понимания чего-нибудь., а язык – речь.

Делают запись в тетрадь, дополняя словарную статью.

Парная, фронтальная работа, работа со словарем.


Познавательные:

осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

классификации, устанавливают причинно-

следственные связи.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

задают вопросы, отвечают на вопросы.

Постановка учебной задачи. Этап выявления затруднения.


- Итак, слово коса - одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «коса»?

– Сыграем в игру «Кто больше?» Составьте как можно больше словосочетаний со словом язык в разных значениях. Устно объясните каждое значение.

- Распределите слова (выходят по очереди и распределяют слова на интерактивной панели: либо вписывают, либо соединяют стрелками)


– Докажите, что слово горячий - многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.

– Какие же слова называются многозначными?

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Запишите тему урока: «Омонимы».

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Отвечают, что разные предметы называются одним и тем же словом, следовательно, мы будем говорить о таких словах.

Играют в игру «Кто больше?».

Составляют как можно больше словосочетаний со словом язык в разных значениях. Устно объясняют каждое значение.

Выходят к интерактивной панели и распределяют слова по столбам. Оценивают ответы тех ребят, кто работал у доски. Отвечают на вопросы учителя.

- Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Фронтальная, проблемный вопрос, подводящий диалог, игра «Кто больше», работа с презентацией на интерактивной панели.


Личностные:

осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:

Устанавливают причинно-

следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

Осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

задают вопросы с целью получения необходимой для

решения проблемы информации.


Целеполагание и разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.


- Составьте и запишите вопросы по этой теме, используя вспомогательные слова:

Что? Где? Когда? Почему? Где? Для чего? Каким образом? Сколько? Откуда? Зачем? Как? и другие.

- Что сегодня предстоит нам выяснить? Чему мы должны научиться?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

Составляют в тетрадях вопросы по теме. Формулируют цели урока (на доске и в тетрадях)

- Узнать, что такое омонимы?

- Какую роль они играют в речи?

- Зачем они нужны?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.


Фронтальная, индивидуальная, дерево целей (работа с доской).

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательной цели,

принимают и сохраняют познавательные цели.

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

ставят учебные цели, составляют и реализуют плана деятельности.

Личностные:

устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («какое значение это имеет для меня»).

Этап реализации выбранного плана по разрешению затруднения.


- Рассмотрите слайд. Что изображено на рисунках? Подпишите их (выходят к доске, подписывают их на слайде интерактивной панели: кисть, кран, шляпка, крем).

Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?

– Чем похожи их названия?

– Есть ли сходства в значении этих слов?

–Сколько предметов изображено на рисунках?

– Сколько слов их обозначают?

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению.

– Такие слова называются омонимами. Заглянем в толковый словарь.

– Как разъясняются омонимы в толковых словарях?

– Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи?

– Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов?

Подписывают рисунки. Высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

- Представленные слова разные, так как

называют разные предметы, не имеют ничего общего в значении и похожи только внешне – по написанию и произношению.

Выясняют, что омонимы в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.

Делают вывод о том, чтобы отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов, нужно определить

значение.

Фронтальная, индивидуальная, работа с презентацией на интерактивной панели и толковым словарем.

Личностные:

осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

Планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:

строят монологические высказывания, осуществляют деятельность с учетом конкретных учебно- познавательных задач.

  1. Первичное закрепление нового знания


– А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы.

-Выполните в группе распределительный диктант (слайд презентации на интерактивной панели: журавль, лук, бал, ключ, корень, игла, клуб, лев)


- Выполните упр. в учебнике 357. устно.

- Выходим на платформу РЭШ, урок 50 (тренировочные упражнения). Проверяет результат.

Выполняют в группах распределительный диктант, самопроверка по эталону.


Подводят итоги. Обсуждают являются ли выделенные слова омонимами?

Выполняют устно упр.357, комментируют и оценивают работу.

Работают на ноутбуках на платформе РЭШ, выполняют тренировочные задания по видам омонимов.

Обсуждают ошибки в работе, подводят итоги.

Фронтальная, групповая, распределительный диктант (работа с презентацией), самопроверка, работа с учебником, работа с тренировочными заданиями на ноутбуках на платформе РЭШ.

Личностные:

понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные:

приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

Регулятивные:

оценивают свою и чужую работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся слушать мнение каждого.

Включение в систему знаний и повторение

- Заполните карточки, поставив + (верю) и – (не верю) с каждым высказыванием. Взаимопроверка. *Проверить выполненную работу у соседа по парте, поставить отметку.

- Чему мы учимся, проверяя работу товарища?

1.Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся.

2.У омонимов лексическое значение разное.

3. Журавль (птица) и журавль (колодец) – это многозначное слово.

Вспоминают изученный материал, заполняют карточки. Взаимопроверка по образцу.

Фронтальная, индивидуальная. Прием "Верю-не верю" (карточки), взаимопроверка.


Познавательные:

-устанавливают причинно–следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные:

Работают в парах, действуют с учётом позиций других.

Регулятивные: 

оценивают  работу соседа; исправляют и объясняют ошибки, делают выводы.

Личностные:

 понимают, как использовать полученные знания и уме­ния в практической деятельности и повседневной жизни.

  1. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).


- Что называют омонимами? - В чём отличие омонимов от многозначных слов?

- Назовите виды омонимов.

-Вспомните, какие цели и задачи ставил каждый перед собой? (работа с деревом – целей на доске)

- Продолжи одно из трех предложений:

1)Я похвалил бы себя за…. 2)Мне было трудно…

3)После урока мне захотелось…

Отвечают на вопросы, обсуждают достижение цели урока, оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный опрос, презентация, неоконченное предложение.

Познавательные: 

рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности.

Личностные:

 самооценка; адекватное понимание причин успеха (неуспеха).

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Предлагает учащимся самим выбрать себе домашнее задание (упр. 355 из учебника или творческое задание: составить шуточный текст с омонимами).

Выставляет оценки за урок.


Сами выбирают себе задание из предложенных, записывают его.


Индивидуальная.

Дифференцированные задания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!