СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по рассказу А. Чехова "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по рассказу А. Чехова "Мальчики"»

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

3 класс

Тема урока

А.П. Чехов «Мальчики» (2 урока)

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»; совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащегося, произвольную память;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

познакомится с творчеством
А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»;

научится: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей


Коррекция нарушений развития ребенка

Развитие выразительной речи, памяти, внимания, мышления

Основные понятия и термины

Незнакомые слова

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник, презентация, иллюстрации к рассказу.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Орг.момент

Приветствует учащегося, проверяет готовность к уроку, настраивает ученика на рабочий лад

Готовится к уроку, приветствует учителя, настраивается на работу


Актуализация знаний

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Проговори шепотом, в пол-голоса

– Произнеси 3-е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее.

– Произнеси 2-е предложение с восторгом, вопросительно.

– Произнеси 5-е предложение грустно, возбужденно


Отвечает на вопросы учителя.

Выполняет интонационную разминку.

1. Чехов – мой любимый писатель.

2. Володя любил своих близких.

3. Девочки следили за братом.

4. Мальчики мечтали о Калифорнии.

5. Чечевицын шептался с Володей.

6. Приезд Володи вызвал суматоху


Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного
опыта


Самоопределение к деятельности

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитай тему урока.

– Определи цели урока, используя опорные слова.

– Как ты думаешь, о ком этот рассказ?

– Да, этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда – мы узнаем, прочитав рассказ до конца

Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует цель урока.

Рассказ «Мальчики»

…..


этот рассказ о мальчиках

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить высказывание в устной форме


Словарная работа

– Чтобы лучше понять содержание рассказа, познакомимся с трудными словами. Помоги мне объяснить их значения.

Башлык – это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.

Розвальни – сани.

Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос.

Самоеды – это старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.

Бизон – животное.

Майн Рид – английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

Пампасы – это название южноамериканских равнинных травянистых степей.

Мустанги – потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.

Термиты – насекомые.

Москиты – насекомые



Чтение рассказа

– Итак, куда же хотели сбежать мальчики?



– Что взволновало вас при чтении рассказа?



– Понравился ли тебе этот рассказ?

– Мечтал ли ты отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?

– Давай еще раз перечитаем этот рассказ


Сначала в Пермь, потом в Тюмень, потом в Томск, на Камчатку, а там в Америку


Я испытал страх за мальчиков и в то же время восхищение, взволновали переживания мамы

понравился


…...

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания


Анализ произведения

Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.

– Выбери правильный ответ на вопрос: «Герои решились на побег, потому что…»:

а) были смелыми и решительными;

б) были глупыми и самонадеянными;

в) мало знали и плохо представляли трудности пути;

г) не любили своих близких;

д) хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;

е) любили путешествовать и узнавать новое?

– Просмотри текст и нарисуй словесный портрет мальчиков. Какими ты их представляешь?


– А что ты можешь сказать о характере мальчиков?


– Можно ли Володю назвать трусом?



– Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье?


– Прочитай отрывок, в котором говорится, что происходило в семье после побега.

– Можно ли так поступать?



– Как ты относишься к мальчикам?

– А как писатель относится к мальчикам?

– Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно?


Перечитывают текст произведения. Отвечает на вопросы учителя. Высказывает предположения.










Составляет словесный портрет мальчиков:

Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушка-
ми…

– Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.

Он не был трусом, просто он был нерешительным ребенком, он переживал за родителей

– Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать.

с.132


нельзя, так как может случиться неприятность с детьми, да и родители будут переживать

они были любопытные, по-доброму отношусь

– Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и дает нам понять, что мальчики поступили плохо

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию


Физминутка

https://www.youtube.com/watch?v=UHVvKbVKXVU

Выполняют интерактивную физминутку

Умение выполнять движения по инструкции

Характеристика героев

– Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

– Зачитай отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. с.125




– Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?



– Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?

– Как он себя называет?


– А еще в рассказе кто-нибудь так его называет?


– С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши?



– Каким казался Чечевицын Кате и Соне?


– Почему он казался Кате и Соне героем?




– А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. Прочитай, как вел себя Володя накануне побега?

– Как ты думаешь, Володя трусил?


– Прочитай диалог Чечевицына с Володей и ответь на вопрос: «Почему Володя Королёв все же согласился бежать в Америку?».


– Какими чертами характера обладал Володя?

– А сейчас давай поговорим об их поступке. Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне?


– Зачитай план побега.

– Что они приготовили для побега? Зачитай.



– Как ты думаешь, достаточно ли этого для их путешествия?

– Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?




– Могли ли сбыться их мечты?

– Чем закончился побег мальчиков?


– Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

– Как ты думаешь, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьей? Почему?


Володя привез его на выходные

Чечевицын был худой, смуглый и конопатый. Волосы у него были щетинистые, глаза узкие, губы толстые, он был некрасивый и был похож на кухаркиного сына.


Чечевицын для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами.


Чечевицын хочет казаться важным, умным.


Он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь.

Не называют, так как в нем видят просто только друга Володи господина Чечевицына.

С кашей из чечевицы, так как для нее Чечевицын просто мальчик, а не «Монтигомо Ястребиный Коготь».


Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А еще он рычал, как тигр.


с.129-130


Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил.

с. 130

Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.


Нерешительность, доброта


они узнали, что Володя не очень хочет отправляться в путешествие, но Чечевицын настаивал. с.129

с.127

с.129. Они приготовили пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и 4 рубля.

Нет, конечно


что они будут добывать золото, слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и потом женятся на красавицах и будут обрабатывать плантации

нет, не могли

Побег мальчиков закончился постыдным возвращением

безолаберное отношение, они не думали о том, что родные будут за них переживать

Володя беспокоился больше, он знал, что родители будут переживать и он не хотел их огорчать. Он был ответственным человеком

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучащегося. Формулировать свое мне-ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания


Работа в тетради

Заполнить таблицу «Характеристика героев»

Чечевицын

Володя


Заполняют таблицу

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

Работа с иллюстрациями

Задание: Найти в тексте предложение, которое подходит к данной иллюстрации.

Работают с текстом

Работа с пословицами

- Объясните смысл пословиц, приведя примеры из текста.

1) Не лезь в воду, не зная броду".



2) Язык до Киева доведет.



3) Надежда умирает последней


4) Не ошибается тот, кто ничего не делает



Ребята думали, что все получится, как они задумались


ребята не переживали, что не знают дороги в Америку, ведь всегда можно спросить у людей);

Володя до последнего надеялся, что это игра и побег не состоится);

Не совершив побег, ребята бы не осознали всю серьезность своего поступка

Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимся. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Назови произведение, с которым познакомились.

– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?



– Что нового узнал на уроке?

– Как ты относишься к мальчикам?


– Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок?

– Достиг ли ты целей, поставленных на урок? Значит, мы чуть-чуть приблизились к целеустремленным людям.

– Какое качество необходимо человеку, чтобы стать целеустремленными?

– Вырази свое мнение об уроке, дорисовав улыбку клоуну. Пусть на его лице отразится твое настроение

Отвечает на вопросы. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Проводит самооценку, рефлексию.



Рассказ «Мальчики»


Рассказ учит нас ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.

…..

немного осуждаю, они неправильно поступили по отношению к родителям

осуждает


достиг



Уметь отвечать за свои поступки.


На парте у ученика рисунок клоуна, у которого не нарисован рот


Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя