Общая часть |
Предмет | Литературное чтение | Класс, ФИ учащегося | 3 класс |
Тема урока | А.П. Чехов «Мальчики» (2 урока) |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель | создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»; совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащегося, произвольную память; |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
познакомится с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»; научится: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения | Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении | оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей |
Коррекция нарушений развития ребенка | Развитие выразительной речи, памяти, внимания, мышления |
Основные понятия и термины | Незнакомые слова |
Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.) | Учебник, презентация, иллюстрации к рассказу. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учащегося | Формируемые образовательные результаты |
Орг.момент | Приветствует учащегося, проверяет готовность к уроку, настраивает ученика на рабочий лад | Готовится к уроку, приветствует учителя, настраивается на работу | |
Актуализация знаний | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Проговори шепотом, в пол-голоса – Произнеси 3-е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее. – Произнеси 2-е предложение с восторгом, вопросительно. – Произнеси 5-е предложение грустно, возбужденно | Отвечает на вопросы учителя. Выполняет интонационную разминку. 1. Чехов – мой любимый писатель. 2. Володя любил своих близких. 3. Девочки следили за братом. 4. Мальчики мечтали о Калифорнии. 5. Чечевицын шептался с Володей. 6. Приезд Володи вызвал суматоху | Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Самоопределение к деятельности | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитай тему урока. – Определи цели урока, используя опорные слова. – Как ты думаешь, о ком этот рассказ? – Да, этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда – мы узнаем, прочитав рассказ до конца | Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует цель урока. Рассказ «Мальчики» ….. этот рассказ о мальчиках | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить высказывание в устной форме |
Словарная работа | – Чтобы лучше понять содержание рассказа, познакомимся с трудными словами. Помоги мне объяснить их значения. Башлык – это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами. Розвальни – сани. Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос. Самоеды – это старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев. Бизон – животное. Майн Рид – английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества. Пампасы – это название южноамериканских равнинных травянистых степей. Мустанги – потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке. Термиты – насекомые. Москиты – насекомые | | |
Чтение рассказа | – Итак, куда же хотели сбежать мальчики? – Что взволновало вас при чтении рассказа? – Понравился ли тебе этот рассказ? – Мечтал ли ты отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда? – Давай еще раз перечитаем этот рассказ | Сначала в Пермь, потом в Тюмень, потом в Томск, на Камчатку, а там в Америку Я испытал страх за мальчиков и в то же время восхищение, взволновали переживания мамы понравился …... | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания |
Анализ произведения | Перечитывание текста произведения с предварительным заданием. – Выбери правильный ответ на вопрос: «Герои решились на побег, потому что…»: а) были смелыми и решительными; б) были глупыми и самонадеянными; в) мало знали и плохо представляли трудности пути; г) не любили своих близких; д) хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными; е) любили путешествовать и узнавать новое? – Просмотри текст и нарисуй словесный портрет мальчиков. Какими ты их представляешь? – А что ты можешь сказать о характере мальчиков? – Можно ли Володю назвать трусом? – Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? – Прочитай отрывок, в котором говорится, что происходило в семье после побега. – Можно ли так поступать? – Как ты относишься к мальчикам? – А как писатель относится к мальчикам? – Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? | Перечитывают текст произведения. Отвечает на вопросы учителя. Высказывает предположения. Составляет словесный портрет мальчиков: Володя – пухлый… Чечевицын – худой, смуглый, с веснушка- ми… – Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный. Он не был трусом, просто он был нерешительным ребенком, он переживал за родителей – Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать. с.132 нельзя, так как может случиться неприятность с детьми, да и родители будут переживать они были любопытные, по-доброму отношусь – Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и дает нам понять, что мальчики поступили плохо | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
Физминутка | https://www.youtube.com/watch?v=UHVvKbVKXVU | Выполняют интерактивную физминутку | Умение выполнять движения по инструкции |
Характеристика героев | – Как появился Чечевицын в доме Королёвых? – Зачитай отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. с.125 – Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? – Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? – Как он себя называет? – А еще в рассказе кто-нибудь так его называет? – С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? – Каким казался Чечевицын Кате и Соне? – Почему он казался Кате и Соне героем? – А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. Прочитай, как вел себя Володя накануне побега? – Как ты думаешь, Володя трусил? – Прочитай диалог Чечевицына с Володей и ответь на вопрос: «Почему Володя Королёв все же согласился бежать в Америку?». – Какими чертами характера обладал Володя? – А сейчас давай поговорим об их поступке. Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? – Зачитай план побега. – Что они приготовили для побега? Зачитай. – Как ты думаешь, достаточно ли этого для их путешествия? – Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? – Могли ли сбыться их мечты? – Чем закончился побег мальчиков? – Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? – Как ты думаешь, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьей? Почему? | Володя привез его на выходные Чечевицын был худой, смуглый и конопатый. Волосы у него были щетинистые, глаза узкие, губы толстые, он был некрасивый и был похож на кухаркиного сына. Чечевицын для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами. Чечевицын хочет казаться важным, умным. Он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь. Не называют, так как в нем видят просто только друга Володи господина Чечевицына. С кашей из чечевицы, так как для нее Чечевицын просто мальчик, а не «Монтигомо Ястребиный Коготь». Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А еще он рычал, как тигр. с.129-130 Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил. с. 130 Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи. Нерешительность, доброта они узнали, что Володя не очень хочет отправляться в путешествие, но Чечевицын настаивал. с.129 с.127 с.129. Они приготовили пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и 4 рубля. Нет, конечно что они будут добывать золото, слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и потом женятся на красавицах и будут обрабатывать плантации нет, не могли Побег мальчиков закончился постыдным возвращением безолаберное отношение, они не думали о том, что родные будут за них переживать Володя беспокоился больше, он знал, что родители будут переживать и он не хотел их огорчать. Он был ответственным человеком | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучащегося. Формулировать свое мне-ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания |
Работа в тетради | Заполнить таблицу «Характеристика героев» | Заполняют таблицу | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета |
Работа с иллюстрациями | Задание: Найти в тексте предложение, которое подходит к данной иллюстрации. | Работают с текстом |
Работа с пословицами | - Объясните смысл пословиц, приведя примеры из текста. 1) Не лезь в воду, не зная броду". 2) Язык до Киева доведет. 3) Надежда умирает последней 4) Не ошибается тот, кто ничего не делает | Ребята думали, что все получится, как они задумались ребята не переживали, что не знают дороги в Америку, ведь всегда можно спросить у людей); Володя до последнего надеялся, что это игра и побег не состоится); Не совершив побег, ребята бы не осознали всю серьезность своего поступка |
Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимся. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Назови произведение, с которым познакомились. – Что особенно заинтересовало тебя во время урока? – Что нового узнал на уроке? – Как ты относишься к мальчикам? – Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? – Достиг ли ты целей, поставленных на урок? Значит, мы чуть-чуть приблизились к целеустремленным людям. – Какое качество необходимо человеку, чтобы стать целеустремленными? – Вырази свое мнение об уроке, дорисовав улыбку клоуну. Пусть на его лице отразится твое настроение | Отвечает на вопросы. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Проводит самооценку, рефлексию. Рассказ «Мальчики» Рассказ учит нас ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности. ….. немного осуждаю, они неправильно поступили по отношению к родителям осуждает достиг Уметь отвечать за свои поступки. На парте у ученика рисунок клоуна, у которого не нарисован рот | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |