СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это технологическая карта урока литературы по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг". Это 4-ый урок по произведению и посвящён он теме "Роль  картин природы в рассказе И.С.Тургенева "Бежин луг"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"»



Технологическая карта урока литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы МОУ Юрьевской сош Угличского района

Наумовой Марины Павловны


Тема

Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (4 урок по теме)



Авторы – составители учебника

Г.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина


Цели


образовательная: выявить своеобразие пейзажа и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

проанализировать, какие выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок; формирование познавательных УУД;

развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения; развивать умение выразительного чтения, навыков исследовательской работы, ассоциативного мышления, работы с текстом, словарями с целью поиска информации; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

воспитательная: воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД


Межпредметные связи


Изобразительное искусство, музыка

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник

презентация, музыка П. И Чайковского

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Урок - исследование




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Организационный момент

Цель: включение в деятельность

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбку гостям. Пусть эта улыбка подарит всем хорошее настроение, а нам поможет плодотворно провести урок ! Успехов всем нам!

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других



2. Этап мотивации к учебной деятельности

Демонстрирует слайды  с картинами природы под музыку П. И. Чайковского «Июнь.  Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей дымке…»

- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?


трое учащихся перед классом читают стихотворения под музыку.

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через чтение учащимися стихотворения

Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Создает проблемную ситуацию:

- Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?




- Кому посвящен рассказ?




- Чем интересны изображенные автором мальчики?


- Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали?

- Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор. (слайды)


- О чем мы будем говорить на уроке? Определите тему урока


- Что мы сегодня должны узнать на уроке?















Приём создания проблемной ситуации

















Пробуют сформулировать тему и цель урока

















- Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева


 - Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века.



- Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы

 


 Роль пейзажа  в рассказе И.С.Тургенева    «Бежин луг» 


- Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель  использует выразительные средства языка для создания картин природы.

ПУУД:структурирования знания;

РУУД: принятие и сохранение учебной задачи;

КУУД: формулирование собственного мнения;

ЛУУД: формирование ценностных ориентиров

3) Этап выявления места и причины затруднения.

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

1. Анализ пейзажей  

– С чего начинается рассказ?

 

– Давайте  послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).


– Какое настроение создаётся при чтении?




– В какой части рассказа ещё создается  жизнеутверждающее настроение?


– В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки?


– Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника?






- С описания июльского дня

-  Слушают отрывок



- Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает  радость встречи с природой

-В описании наступления утра, завершающем  рассказ 

- Они образуют зачин и концовку произведения 


- Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды



П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;

КУУД: использование речи для регуляции своего действия

4. Открытие нового знания

Работа над художественно-изобразительными средствами

–  У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные  средства.  У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?



- Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа.

- Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде


Организует совместное действие детей как внутри одной группы ( у нас индивидуально): направляет на совместное выполнение задания:

 - Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе вы будете самостоятельно. Каждому из вас дан фрагмент рассказа. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте.


Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро».

Краски, цвет.

Запахи, звуки.

Тропы.

Ощущения, чувства героя.






















- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образные средства

Ребята заполняют таблицу, находя в предложенном отрывке средства выразительности






Учащиеся работают самостоятельно по нахождению средств выразительности




Работа с текстом и таблицей

ПУУД: поиск разнообразных способов решения задач;

РУУД: различение способа и результата действия;

КУУД: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

ЛУУД: выполнение моральных норм

5. Реализация построенного проекта

Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа (ученица) выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.


- Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему?
































 – Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа?
– Почему?

-  Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

























































































































- И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра  

- Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?

– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?



Выступление 1 ученицы

Июльский день

1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь".

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто-серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель - отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее.

 2 ученица Наступление ночи

1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и росла: до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков)

3 группа. Ночь

1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была чудесная: до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом: странный, резкий :крик раздался вдруг:"

2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора - через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток.

4 ученик Пробуждение летнего утра (стр. 205)

 

- Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.

Приводят примеры из текста

- Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны


6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?

– Чем вы это объясните?

- Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно это.



















Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.

Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.  
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.

Защищают свои рисунки

ПУУД: структурирование знаний;

РУУД: различение способа и результата действий;

КУУД: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или  Пейзаж…


Составляют синквейн, потом зачитывают свои работы

Природа

Восхитительная, родная

Чарует, удивляет, тревожит

Писателя, его героев и читателей.

Волшебство!

ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем;

РУУД: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

ЛУУД: развитие познавательных интересов

8) Этап включения в систему знаний и повторения.




















Слово учителя о мастерстве И.С. Тургенева-пейзажиста.  

- Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?


– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?































- Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?


– А почему так много картин природы в произведении?



  

– В чём мастерство И.С.Тургенева?











Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков

  (Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков. 
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища. успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие. 
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор.

 


- Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

-Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни.

- Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине

ПУУД: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

РУУД:  осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

КУУД: построение монологического высказывания;

ЛУУД: формирования границ собственного знания и «незнания»












9) Этап рефлексии учебной деятельности.

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

 * Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?


Д/з (на выбор)

  1. Выучить отрывок на выбор с описанием природы

  2. Подготовить ответ на вопрос из учебника. Чем похожи стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ Тургенева «Бежин луг» и чем отличаются?

  3. Написать сочинение по теме «Какая из картин природы в рассказе «Бежин луг» произвела на тебя самое большое впечатление?»


Заполняют листы оценивания.

Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание

РУУД6 адекватное восприятие оценки учителя;

КУУД: понимание возможности различных позиций других людей;

ЛУУД: развитие самооценки личности









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!