Этапы урока | Деятельность учителя | Используемые методы, приемы, формы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент Цель: включение в деятельность | Приветствие. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбку гостям. Пусть эта улыбка подарит всем хорошее настроение, а нам поможет плодотворно провести урок ! Успехов всем нам! | Приветствие | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других |
2. Этап мотивации к учебной деятельности | Демонстрирует слайды с картинами природы под музыку П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола» читает стихотворение Рыленкова Н. «Все в тающей дымке…» - Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? | | трое учащихся перед классом читают стихотворения под музыку. | Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через чтение учащимися стихотворения Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Создает проблемную ситуацию: - Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор? - Кому посвящен рассказ? - Чем интересны изображенные автором мальчики? - Какая же связь между нашим началом урока и тем, о чем вы сейчас рассказали? - Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор. (слайды) - О чем мы будем говорить на уроке? Определите тему урока - Что мы сегодня должны узнать на уроке? | Приём создания проблемной ситуации Пробуют сформулировать тему и цель урока | - Рассказ «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева - Крестьянским мальчикам старой крепостнической деревни середины 19 века. - Автор и его герои любят родные места так же, как мы любим свои просторы Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» - Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как писатель использует выразительные средства языка для создания картин природы. | ПУУД:структурирования знания; РУУД: принятие и сохранение учебной задачи; КУУД: формулирование собственного мнения; ЛУУД: формирование ценностных ориентиров |
3) Этап выявления места и причины затруднения. | И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, создавая свои пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу. 1. Анализ пейзажей – С чего начинается рассказ? – Давайте послушаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179). – Какое настроение создаётся при чтении? – В какой части рассказа ещё создается жизнеутверждающее настроение? – В каких частях рассказа располагаются данные пейзажные зарисовки? – Как описание летнего дня и описание наступления утра перекликается с настроением охотника? | | - С описания июльского дня - Слушают отрывок - Создаётся настроение бодрости и ликования, возникает радость встречи с природой -В описании наступления утра, завершающем рассказ - Они образуют зачин и концовку произведения - Настроение бодрости и радости охотника созвучно состоянию природы в эти периоды | П: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; РУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; КУУД: использование речи для регуляции своего действия |
4. Открытие нового знания | Работа над художественно-изобразительными средствами – У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? - Предлагаю вспомнить основные выразительные средства, которые возможно встретятся в эпизодах, предложенных для анализа. - Запишите в тетрадь определения, которые вы видите на слайде Организует совместное действие детей как внутри одной группы ( у нас индивидуально): направляет на совместное выполнение задания: - Исследовать изобразительные средства картин природы в рассказе вы будете самостоятельно. Каждому из вас дан фрагмент рассказа. Вы должны отметить в нем образные средства, использованные писателем. Задания перед вами. Приступайте. Работа в группах по составлению таблицы «Июльский день, наступление ночи, июльская ночь, утро». Краски, цвет. Запахи, звуки. Тропы. Ощущения, чувства героя. | | - Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образные средства Ребята заполняют таблицу, находя в предложенном отрывке средства выразительности Учащиеся работают самостоятельно по нахождению средств выразительности Работа с текстом и таблицей | ПУУД: поиск разнообразных способов решения задач; РУУД: различение способа и результата действия; КУУД: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; ЛУУД: выполнение моральных норм |
5. Реализация построенного проекта | Обращаемся к разбору картин природы в рассказе. Пока одна группа (ученица) выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока. - Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня. Какие образные средства преобладают? Почему? – Но на смену дню приходит ночь Изменился ли тон рассказа? – Почему? - Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека. - И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра - Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра? – Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры? – А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? | | Выступление 1 ученицы Июльский день 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Около полудня обыкновенно появляется: до слов то сеется едва заметный дождь". 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что преобладают такие изобразительные средства, как эпитеты (золотисто-серые, с нежными краями облака, прозрачные рукава синевы, легкий цвет небосклона:) в сочетании с метафорами (облака теснятся:, они проникнуты светом и теплотой). Встречаются и сравнения (подобно островам, так же лазурны, как небо..). Автор по преимуществу изображает эпитеты. Цель - отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней; показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. 2 ученица Наступление ночи 1. Выразительное чтение фрагмента заранее подготовленным учеником "Между тем ночь приближалась и росла: до слов :побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи"./Дополнительное задание: отбор языковых средств, характеризующих состояние охотника в сумерках./ 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что характер и значение изобразительных средств уже иной. Цель, которая стояла перед автором, - показать не только картину наступления ночи, но и нарастание ночной таинственности, чувство нарастающей тревоги при потере дороги. Для фрагмента характерны эмоциональные, выразительные эпитеты, передающие тревожные чувства заблудившегося рассказчика. И.С. Тургенев использует сложный комплекс языковых средств: и эмоционально-выразительные эпитеты (угрюмый мрак, пугливо нырнула, странное чувство, неприятная, неподвижная сырость, было жутко:); и сравнения (ночь росла, как грозовая туча: громадными клубами надвигался мрак); и метафоры (лилась темнота, все было немо и глухо, уныло висело небо:). Автор не столько изображает природу, сколько выражает свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает (от сгущения красок, от таинственных звуков) 3 группа. Ночь 1. Выборка предложений о торжестве и величии ночи. Зачитываются фрагменты./от слов "Картина была чудесная: до слов :мрак боролся со светом", "Я поглядел кругом: странный, резкий :крик раздался вдруг:" 2. В ходе исследования мы пришли к выводу, что автор создает торжественные, спокойные и величавые картины природы, так как герой- повествователь нашел дорогу, увидел крестьянских детей в ночном и успокоился, почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи. Ощущение торжественности и величавости ночи усиливается при страшных рассказах мальчиков о водяных, русалках, домовых, леших. Тургеневскую ночь мы слышим (:странный, резкий, болезненный крик: тонкий, острый хохот: слабый шипящий свист:, плеснет большая рыба, тростник слабо зашумит), видим (бесчисленные золотые звезды, тонкий язык свет, тонкое чистое небо: со всем своим таинственным великолепием, луны не было на небе), обоняем (в воздухе уже не так сильно пахло:, особенный томительный и свежий запах - запах русской летней ночи). Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очаровали его и дети. Таинственным великолепием и торжественностью отличается этот фрагмент. Цель автора - через богатство красок, звуков, запахов, ощущений передать свое восхищение этим временем суток. 4 ученик Пробуждение летнего утра (стр. 205) - Писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты. Приводят примеры из текста - Чтобы показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны | |
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | – А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью? – Чем вы это объясните? - Прочитав эти замечательные тургеневские описание, хочется взять в руки кисть и нарисовать чудесные картины, некоторые из вас попробовали это сделать, расскажите, почему вы изобразили именно это. | | Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни. Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает. Защищают свои рисунки | ПУУД: структурирование знаний; РУУД: различение способа и результата действий; КУУД: построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Ребята, предлагаю вам тоже побыть творцами и нарисовать картины словом. Попробуйте составить синквейн Природа…..или Пейзаж… | | Составляют синквейн, потом зачитывают свои работы Природа Восхитительная, родная Чарует, удивляет, тревожит Писателя, его героев и читателей. Волшебство! | ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем; РУУД: оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; ЛУУД: развитие познавательных интересов |
8) Этап включения в систему знаний и повторения. | Слово учителя о мастерстве И.С. Тургенева-пейзажиста. - Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение? – Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра? - Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа? – А почему так много картин природы в произведении? – В чём мастерство И.С.Тургенева? | | Приходят к выводу, что природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков (Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном и загадочными звуками породила самое чувство страха). Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая на автора и на его героев-мальчиков. Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища. успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие. Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет автор. - Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. -Мальчики живут в деревне. Их всегда окружает природа. Она является фоном их жизни. - Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине | ПУУД: построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; РУУД: осуществление итогового и пошагового контроля по результату; КУУД: построение монологического высказывания; ЛУУД: формирования границ собственного знания и «незнания» |
9) Этап рефлексии учебной деятельности. | • Итак, какую задачу мы с вами ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? * Как вы оцениваете результат работы класса? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Д/з (на выбор) Выучить отрывок на выбор с описанием природы Подготовить ответ на вопрос из учебника. Чем похожи стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ Тургенева «Бежин луг» и чем отличаются? Написать сочинение по теме «Какая из картин природы в рассказе «Бежин луг» произвела на тебя самое большое впечатление?» | | Заполняют листы оценивания. Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание | РУУД6 адекватное восприятие оценки учителя; КУУД: понимание возможности различных позиций других людей; ЛУУД: развитие самооценки личности |