2. Основная часть | На доске записано предложение: «Мы простились, но Иван Иванович оставил мне свой адрес и велел зайти». (В.Каверин) Ориентируясь на него, учащиеся отвечают на вопросы. О чем мы говорили на прошлом уроке? Чем отличаются простые предложения от сложных? ССП от СПП? Чем связываются части сложносочиненного предложения? Какие виды союзов вы знаете? Посмотрите внимательно на доску, Расскажите о предложениях, расставьте знаки препинания, если они требуются. Хорошо, посмотрите на раздаточный материал. Сравните виды разборов. Как они называются? (Если у детей возникнут трудности при определения названия 2 разбора, тать им подсказки) Значит, о чем мы сегодня будем разговаривать? Молодцы, записываем тему урока: «Синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненных предложений». Итак, давайте вернемся к нашим карточкам и разработает алгоритм разборов. Я даю вам две минуты, чтобы вы сформулировали поэтапный план каждого из разборов. Схема синтаксического разбора ССП: Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное, Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное, Выделить грамматические основы, Отметить, какими сочинительными союзами связаны простые предложения в составе сложного, Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, (подчеркнуть все члены предложения, указать части речи), Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. Схема пунктуационного разбора ССП: Пронумеровать все запятые в следующем порядке: 1.1. Знак завершения; 1.2. Знак препинания между частями ССП; 1.3. Знаки препинания внутри простых предложений; Объяснить каждый из знаков. Работа с текстом Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес. Настоящая дружба, как и настоящая любовь, явление достаточно редкое. Но, если она все же есть, то надо ее беречь, как зеницу ока. Ведь, теряя друга, мы теряем частичку себя. И всегда надо помнить: потерять легко, а вот найти безумно трудно. И чем старше мы становимся, тем труднее. Дружбу надо растить, как хрупкий и нежный цветок. «Поливать» мыслями о друге, «удобрять» достойными поступками. Каким должен быть друг? Верным! Терпеливым! Добрым! Да, именно таким! Ведь он же Друг! Друг пройдет проверку и временем, и обстоятельствами. С годами дружба становится только крепче, а друг, находящийся рядом, будет надежнее. Дружба не может быть односторонней, иначе никакая это уже не дружба. Все общее, все вместе! Всегда и всюду! Друзей не может быть много, один, быть может, два или три за всю жизнь. А остальные десятки и сотни ‒ это просто приятели, товарищи, знакомые. Да, хорошие, приятные, замечательные, но это не друзья. Тема текста? Тип текста? Стиль текста? Согласны ли вы с мнением автора? Почему? Хорошо, найдите выделенное предложение в тексте. Что Вы можете о нем сказать? Запишите его в тетрадь, сделайте синт-ий и пункт-ый разборы. Проверяем, проговариваем, задаем вопросы. РЕЗЕРВ: Стр. 22, упр. 36, предложение 3разобрать самостоятельно «Готовимся к экзамену» Рефлексия. Закончи фразы: Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… | О ССП. Количеством грамматических основ. В ССП части равноправны Союзами сочинительными Разделительные, соединительные, противительные Объясняют расстановку знаков препинания. Дети рассматривают карточки. 1 разбор – синтаксический. 2 разбор – пуктуационный И синтаксическом и пунктуационном разборе сложносочиненных предложений Записывают в тетради Выводят алгоритм Проговариваем каждый из пунктов. Дружба Рассуждение Публицистический Да или нет, аргументируют свой ответ. Это предложение СС У доски работают два ученика, остальные – в тетрадях Разбирают и записывают в тетрадях самостоятельно Работают все вместе Отвечают | 2 мин 1,5 мин 1,5 мин 30 сек 30 сек 2 мин 4 мин 4 мин 2 мин 4 мин 2 мин 4 мин 6 мин 2 мин |