СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе На тему «Время глагола. Изменение глаголов по временам».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе На тему «Время глагола. Изменение глаголов по временам».»

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе

На тему «Время глагола. Изменение глаголов по временам».

По программе урок №103. Раздел «Глагол» (в разделе 28 уроков), урок №2.

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

Предметные цели урока: Повторить знания о существенных признаках глагола. Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять. Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Составитель – Будрина Л.Г., учитель начальных классов МОУ «СОШ №3»


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап 1
МОТИВАЦИИ

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. Как вы понимаете слово «открытие»? Да, верно! Будем учиться трансформировать текст, изменяя время глагола!

«Трансформировать» – понятно вам значение этого слова?

Да. Где мы можем найти синонимы к слову? Верно! Найдите в словаре!

Приветствуют учителя, отвечают: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.

– Потому что сегодня светит солнце.

– Может быть, потому что скоро каникулы?

- Узнать новое! Научиться тому, что не умели делать!

-Изменять текст!


Синонимы к слову «трансформировать» (а также близкие по смыслу слова и выражения)

-преобразовать, преобразовывать

-видоизменять, модифицировать, варьировать, разнообразить, видоизменить

-пересоздать, пересоздавать

-преображать, преобразить, переустраивать

-изменять, изменить, менять


Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении и самореализации,

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение передавать информацию интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2

АКТУАЛИЗАЦИИ и ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Ребята, выполните задания!

Предъявляю одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия

На доске записаны глаголы в три столбика.

Играл играет будет играть

Читал читает будет читать

Решал решает будет решать


-Почему данные глаголы записаны в три столбика?


Упражнение «Четвертый лишний»

На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее слово».

1.Трещит, скрипит, воет, скулил (скулил – это глагол прошедшего времени, остальные – настоящего времени)

2.Встречает, визжал, поскрипывал, дул (встречает – глагол настоящего времени, остальные – прошедшего времени)

3.Прочитает, запишет, нарисует, удивил (удивил – глагол прошедшего времени, остальные – будущего времени)


-Как изменяются глагол? (по временам)

-Как определить время глагола? (по вопросу)

-Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (действие, которое происходит сейчас, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?)

-Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают? (действие, которое происходит сейчас, и отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?))

-Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какой вопрос отвечают? (действие, которое происходит сейчас, и отвечает на вопрос ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?)

- Что я выбрала для повторения?

- Почему я выбрала именно это?

-Что нового в этих заданиях?

Эти глаголы записаны в столбики, т.к. отличаются по признакам:

В 1 столбике – глаголы прошедшего времени

Во 2 столбике – настоящего времени

В 3 столбике – будущего времени

































Изменили глаголы по временам, вспомнили, что обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, на какие вопросы отвечают.

Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое, поможет трансформировать текст.

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы,

- формулирование собственного мнения,

Познавательные:

- поиск и выделение информации,

- умение строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- классификация объектов,

- подведение под понятие,

- выдвижение гипотез; их обоснование,

- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:

- планирование своих действий,

- различение способа и результата действий,

- внесение необходимых корректив в действие.

Этап 3

ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Прием «Починить цепочку».

- Ребята, в цепочке восстановите логические связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Определите по шагам, как трансформировать текст? Первый шаг – второй шаг – и т.д.

Цепочка: запиши форму глагола, нужную для трансформации текста - измени глагол по временам – определи время глагола –– какое действие обозначает глагол и на какой вопрос отвечает – найди в предложении глагол.

Теперь, ребята, вы знаете, в какой последовательности будете работать при трансформации текста.


Молодцы! Теперь вы знаете, как действовать, чтобы изменить (трансформировать!) текст, знаете последовательность ваших действий!

Скажите, пожалуйста, что для вас стало новым на этом этапе урока? Можете ли вы сказать, что прежде, чем приступить к работе (к любому делу вообще!), вы должны понять (определить) план и последовательность своих действий?

Определяют последовательность действий при трансформации текста:





1 шаг. Найди в предложении глагол.

2 шаг. Определи, какое действие обозначает глагол и на какой вопрос отвечает.

3 шаг. Определи время глагола.

4 шаг. Измени глагол по временам.

5 шаг. Запиши форму глагола, нужную для трансформации текста.



Примерные ответы:

Да!

Чтобы начать дело, необходимо составить план.

Без плана будет трудно прийти к цели!

Открытием является то, что не только учебное задание нужно выполнять по плану, но и любую другую работу лучше реализовать, составив план! последовательность действий!

Личностные:

- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.


Коммуникативные:

- построение понятных для партнёров высказываний,

- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

- структурирование знаний,

- установление причинно-следственных связей,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы.

Этап 4

ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Ребята, что из пречисленного нам необходимо сделать дальше?

Прием «Помощники»

-Повторим

-Изучим

-Узнаем

-Проверим

Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.

Дети отвечают:

-мы ПОВТОРИЛИ тему глагол, изменение глагола по временам

-мы ИЗУЧИЛИ алгоритм трансформации текста

-мы должны УЗНАТЬ НА ПРАКТИКЕ и ПРОВЕРИТЬ полученные знания

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:

- выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.


Физкультминутка

-если услышите глаголы прошедшего времени – топайте, услышите глагол настоящего времени – хлопайте, глагол будущего времени – прыгните на месте.

1. Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рева гром

Притаился за бугром.

2. Вниз головой гимнаст летит,

Гимнастка на него глядит.

3. Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

4. Шавка очень громко лает,

Шавка очень твердо знает:

Тот, кто громче скажет «гав»,

Тот всегда и будет прав!

5. Хорёк ходил на ёлку

К волку,

Унёс хлопушку

Втихомолку.

Теперь хорёк

Своей хлопушкой

Зверей пугает,

Словно пушкой.

6. Фокусник во фрак одет,

Факел превратит в букет.

Фея выскочит оттуда:

Фокус это или чудо?

7. Укротительница львов

Удивит учеников:

Укрощает львов и львицу,

Ужас как мышей боится!


Этап 5

РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Ребята,

УЗНАЕМ НА ПРАКТИКЕ и ПРОВЕРИМ полученные знания!

На доске записаны слова, обозначающие предметы:

АВТ…М…БИЛЬ, В…ГОН, В…РОНА, Г…ЗЕТА, ДЕВ…ЧКА, З…МЛ…НИКА, К…РТОФ…ЛЬ, К…РОВА, МЕС…Ц, М…Л…КО, М…Л…ТОК, …ВЦА, Р…КЕТА.

-Запишите к данным словам глаголы прошедшего времени.

(Автомобиль гудел, вагон тронулся, ворона каркала, газета извещала, девочка танцевала, земляника краснела, картофель сварился, корова мычала, месяц освещал, молоко вскипело, молоток стучал, овца блеяла, посуда гремела, ракета взлетела)

- Измените глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени!

Работа в паре.

записывают в своих тетрадях словосочетания, глаголы. Затем сдают тетради на взаимоконтроль.

Оценивается деятельность по следующим параметрам:

-качество записей,

-содержание,

-умение общаться в паре,

-умение организовать собственную познавательную деятельность.

(Приложение 1)

Личностные:

- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:

- формулирование собственного мнения (позиции),

- использование речи для регуляции своего действия,

- построение монологического высказывания.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

Установление причинно-следственных связей.

Этап 6

ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ

С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Расскажите, как вы работали в паре?

– какие вопросы вы обсуждали при выполнении задания?

- какие спорные вопросы возникали?

- вам стало понятно, как менять глаголы в словосочетании или в предложении?


Рассказывают, отвечают на вопросы

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,

Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

- ориентировка на позицию партнёра,

- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

- умение договариваться, приходить к общему решению,

- контроль действий партнёра,

- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- учёт правила в планировании и контроле способа решения,

- различение способа и результата действия.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- установление причинно-следственных связей,

- доказательство.

Этап 7

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Ребята, выполните самостоятельно задние (Приложение 2):

Спишите текст, определяя границы предложений.

Трансформируйте текст,

изменяя время глагола в настоящее время.







Проверьте по образцу.

Самооценка по критериям.


Обсуждение итогов самостоятельной работы, самооценки.

ЛАКОМКА

Стоит тёплый сентябрьский день. Страшный шум доносится из молодого ельника. Мы осторожно раздвигаем ёлочки. На земле сидит крупный ястреб. Своими когтистыми лапами он прижимает к земле кусок пчелиных сот. Пчёлы атакуют пернатого разбойника. Ястреб спокойно лакомится мёдом. Вот он медленно взмахивает могучими крыльями и летит в чащу. В когтях он держит соты.


Проверяют по образцу (по эталону).

Проводят самооценку по критериям.

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

Дети высказываются о сравнении своих работ с эталоном; озвучивают и объясняют самооценку.



Личностные:

- развитие самооценки личности,

- формирование адекватной позитивной самооценки,

- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей,

- учёт правил в контроле способа решения,

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8

ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Какое новое знание вы открыли, выполняя задание?

Что значит трансформировать текст?

«Повторяем с контролем»

Составьте серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

- Для меня было открытием, что задание можно выполнить успешно, если составить план, определить, что надо сделать первым, вторым, третьим!

- Для меня было открытием то, что текст можно трансформировать!

- Значит изменить с помощью глаголов другой формы! В тексте при изменении времени глаголов, становится другим время, когда происходит событие!

Дети составляют вопросы:

-Как изменяются глаголы?

-Что обозначает глагол в настоящем, в прошедшем, в будущем времени?

-Как определить время глагола?

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- различение способа и результата действия,

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,

- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:

- структурирование знаний,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

- доказательство.

Этап 9 РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приём «Телеграмма»



Ребята, спасибо за урок!

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Личностные:

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Регулятивные:

- восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

Познавательные:

- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.



Приложение 1.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен


Частично

согласен


Не

согласен


Затрудняюсь

ответить


Выполнил(а) задание аккуратно, без ошибок





Изменять глаголы по временам было интересно и легко





Я в полной мере участвую в выполнении всех

заданий





При разногласиях я принимаю другое решение





Большинство решений предложено мной





Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение





Работать в паре труднее, чем одному





Мне интереснее и полезнее работать в паре







Приложение 2.

ЛАКОМКА. Ст_ял тёплый с_нтябрьский день стра_ый шум дон_сился из м_л_дого ельника мы _сторожно ра_двинули ёл_чки на з_мле с_дел крупный ястре_ св_ими к_гтистыми лапами он приж_мал к з_мле кусок пч_линых сот пч_лы ат_ковали п_рнатого р_збойника ястре_ сп_койно лак_мился мёдом вот он медле_о взм_хнул м_гучими крыл_ями и пол_тел в ч_щу в ко_тях он д_ржал соты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!