СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Как сочетаются слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока по русскому языку на тему "Как сочетаются слова".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Как сочетаются слова".»

Тема урока: Как сочетаются слова.


1.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

На доске: воробей, город, слово, дорога
Какое слово из этой цепочки по- вашему лишнее? Почему? (слово)
Что общего между словами воробей, город, дорога

Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать главные мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь

Составьте из отдельных частей пословицы
Слово не воробей ….. вылетит не поймаешь.

Слова хороши, если …. они коротки.
Как вы понимаете эти пословицы?
Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы?
А сочетались ли слова первоначально?
Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?
( о словах)
- Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Тема нашего урока : Как сочетаются слова. ( слайд 1)

В каком блоке мы сегодня будем работать? Откройте учебник на стр. 14.
-Какова главная цель урока? (наблюдать как сочетаются слова) (слайд 2)
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов
Ребята послушайте стихотворение.
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести...
Итак, В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?
- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов.

Лингви́ст (языкове́д) — учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).
Если вы не уверены
в своём умении анализировать лексическое значение слова,
правильно сочетать слова,
правильно использовать слова в речи
предлагаю принять участие
в проекте « Как сочетаются слова»

Слово не стрела, да острее стрелы.
Ветер горы разрушает - слово народы поднимает.

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

- С чего же начать наш проект?
Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.

Обратимся к рубрике «Давай подумаем» стр. 14 (слайд 3)
Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так:
«кусарики» «колоток» «улиционер» «мокресс» ( работа в группах)
Соотнесите слова друг с другом стрелочкой.
сухарики молоток милиционер компресс
- Почему они так говорят?
Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?

Работа в группах:
Кусарики-сухарики-то,что кусают
Колоток-молоток-то,чем колотят
Улиционер-милиционерстоит на улице
Мокресс-компресс-потому что мокрый (слайд4)
Вывод: подобные слова появляются из-за того ,что значение слова соединяется с близким ребенку действием.

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей состоит и какое значение имеют эти части, запишите по образцу.
Какие слова вызвали затруднение?

Упражнение №1 стр.15-в парах по рядам ( слайд 5)
1вариант-подснежник, подсвечник
2вариант-подберезовик, подосиновик
3вариант - ельник, голубика

-Что можете сказать о способе образования этих слов? Составьте с одним из слов предложение. Запишите. А кто может для нашего проекта придумать по одному такому слову?
Черника, осинник, земляника
Вывод: не всегда толкование, выводимые из состава слова совпадают с объяснениями в толковом словаре. (слайд 6)
Подсвечник-подставка под свечу
Ельник-еловый лес
Голубика-лесная ягода голубого цвета

IV. Повторение изученного материала
- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.
- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.
Задание .
1.Соедини значение и слово.
2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению.
Таблица
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)

Любящий трудиться, усердный- (какой?)

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)

Перевёртываться через голову- ( что делать?)

Карточка со словами
пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

Стр.15 №2 (слайд7)
Мой папа знает (грецкий, греческий) язык
В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница)
Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное) мороженое.
Я люблю смотреть, как крутится и переливается (волчок, волчонок)
Рубрика «Тайны языка» с.16 (слайд 8)

Вывод: слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом. Это зависит от того, есть ли между значениями что-то общее, то, что их объединяет.

V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание. (слайд9)
Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Мы переходим к последнему этапу.
Итак, чтобы знанья были впрок,
Следует кратко повторить урок.
-Исследование какой темы вели на уроке?

-Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит, цель урока достигнута. Но работа лингвистов на этом не окончена. И мы будем продолжать работать над нашим проектом «Как сочетаются слова».

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!
Окончен урок и вас ждёт перемена
И шум в коридорах опять.
Но хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать!
= Спасибо за работу! Урок окончен.















































Начинающий стареть, немолодой- (какой?)__________

Любящий трудиться, усердный- (какой?)___________

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)_____________

Перевёртываться через голову- ( что делать?)_______________


























пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить

пожилой жизнерадостный
ленивый угрюмый
кувыркаться гостить


























Кусарики- молоток-то, чем колотят
сухарики-то, что кусают

компресс- потому что мокрый

милиционер стоит на улице

Колоток- молоток-то, чем колотят
сухарики-то,что кусают

компресс-потому что мокрый

милиционер стоит на улице

Улиционер- молоток-то, чем колотят
сухарики-то,что кусают

компресс-потому что мокрый

милиционер стоит на улице

Мокресс- молоток-то, чем колотят
сухарики-то, что кусают

компресс-потому что мокрый

милиционер стоит на улице




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!