| Уровень образования | Основное общее образование |
| Целевая аудитория | Учащиеся |
| Предмет | Русский язык |
| Класс | 6 б |
| Тема и номер урока в теме | Наклонения глагола (первый урок из семи по данной теме). |
| Название раздела, темы: | Морфология. Глагол. |
| Базовый учебник | «Русский язык. 6 класс», Москва, «Дрофа», 2013г., авторы: Г.К. Лидман-Орлова, и др. |
| Краткое описание | Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС |
| Технология обучения | Учебное исследование с использованием деятельностного подхода через практико-ориентированные задания |
| Тип урока | Открытие нового знания |
| Цель урока | Дать понятие наклонение глагола, познакомить с понятиями изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения глагола. Помочь осознать практическую значимость изучаемого материала. |
| Задачи урока | 1. Образовательные: изучить наклонений глаголов; обобщение и расширение сведений о глаголе; вырабатывать умение контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки. 2. Деятельностные: формировать умения определять наклонение глагола, совершенствовать умение использовать глаголы в речи и строить текст. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. 3. Воспитательные: развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; формирование навыков сотрудничества. формирование навыков общения; умение задавать вопросы; слушать, формулировать собственную точку зрения; высказывать и обосновывать собственную точку зрения; |
| Планируемые результаты | познавательные УУД: самостоятельное формулирование задач, построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, планирование, оценка результатов работы, умение действовать по плану; коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
| Формы работы учащихся | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
| Организация деятельности учащихся на уроке | -самостоятельно решают проблему; -самостоятельно формулируют задачи урока; -формулируют определение наклонений глагола; -работают с текстом учебника; - -отвечают на вопросы; -оценивают себя и друг друга; -рефлектируют. |
| Необходимое техническое оборудование: | Компьютер, проектор, учебники по русскому языку, раздаточный материал (глаголы), электронная презентация, выполненная в программе Power Point. |
| Литература | 1. «Русский язык. 6 класс», Москва, «Дрофа», 2013г., авторы: Г.К. Лидман-Орлова, и др. |
| Ресурсы сети Интернет | 1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru) 2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com) |
Этапы урока | Вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Виды контроля |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствие учащихся; проверка готовности к уроку; организация внимания. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята! - Сегодня на уроке нам понадобится: учебник» «Практика», ручка, карандаш, линейка, тетрадь, справочник. Проверьте, сядьте те, кто готов. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места. Записывают число, классная работа. | Умение поставить определённые задачи, прогнозирование результатов своих действий | Самоконтроль, текущий контроль |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Актуализация знаний. | - Посмотрите на доску, перед нами?(лестница знаний) - Давайте определим, на какой ступеньке находится каждый из вас. - Какую часть речи мы изучаем в течение нескольких недель? (глагол) - Первое с чем мы знакомимся, когда начинаем изучать любую часть речи, это….? (определение) - Кто знает определение глагола? (1человек) - Кто стоит на этой ступени? - Дальше мы изучили? (инфинитив) - кто знает? (1 человек) - Кто прошел эту ступень? - Потом мы начали изучать…..(морфологические признаки). Перечислите. - Кто поднялся выше? - Молодцы! Сегодня мы продолжим исследовать грамматические категории глагола. - Готовы? | Вспоминают, отвечают на поставленные вопросы. Определение глагола, определение инфинитива, изученные признаки глагола. | Извлечение необходимой информации . Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Подведение под понятие. | Текущий и взаимоконтроль |
3. Выявление места и причины затруднения. | Решение лингвистической задачи. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | - Оставьте место для темы, спишите глаголы, определите их время. Решил задачу Решил бы задачу Реши задачу Решает задачу Решит задачу - У вас возникли затруднения (нет) - Давайте проверим. - У вех глаголов смогли определить время? (время можно определить у глаголов: решил задачу, решает задачу, решит задачу) - У глаголов: решил бы задачу и реши задачу определить время нельзя, непонятно, когда будет осуществляться действие) - зачем мы будем использовать глаголы, у которых смогли определить время? (чтобы было понятно, в какой момент речи происходит событие) -Решил бы задачу когда, сегодня, вчера, что-то я сомневаюсь, как нам выйти из затруднения. - Когда совершиться действие у глагола решил бы? (при определенном условии) - Что обозначает оставшийся глагол? (приказ, просьба) - Давайте уточним, что особенного в этих глаголах и почему мы не смогли определить время? (условие, приказ, просьба, так они обозначают условие, приказ, просьбу). - Итак, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему. - Прочитайте определение вслух хором. И объясните, что такое наклонение глагола. - Грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности, называется ………… НАКЛОНЕНИЕМ. (слайд) | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры Слушают, анализируют, делают вывод. Самостоятельно формулируют результат наблюдения. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: строить высказывания в устной форме. Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия. | |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | Подведение детей к постановке темы и задач на урок. | - Сформулируйте тему сегодняшнего урока (наклонение глагола). - Запишите в тетради. - Давайте поставим цель на урок (познакомиться с особенностями грамматической категории) - определим задачи для себя на этот урок, которых мы должны достигнуть, нам помогут опорные слова. (на доске, той, где лестница) | Слушают, анализируют, делают вывод, записывают тему. (формулируют задачи урока: Узнать, что такое наклонение Научиться распознавать ее в текстах Учиться употреблять в собственной речи Знания могут пригодиться в речи). | Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. | |
5. Реализация построенного проекта. | Подведение детей к самостоятельному алгоритму действий. | - Давайте решать наши задачи - 1-ая. Узнать, что такое наклонение. - Открываем справочники, записываем тему и записываем определение. Грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности, называется НАКЛОНЕНИЕМ. - Как вы понимаете эту часть определения: "отношение действия к действительности"? (когда, в какое время происходит действие) - Какой морфологический признак помогает выразить отношение действия к действительности? (время) (когда происходит это действие, можем ли мы определить этот признак). - Закрыли глазки, проговорили, рассказали в парах. - первую задачу решили? (решили) - Следующая задача: Научиться распознавать ее. Узнать, какие наклонения бывают. - Придумайте, как можно назвать наклонение для глаголов решил бы, подумал бы, нарисовал бы? - Глаголов: реши, подумай, нарисуй? (придумывают) - Где мы можем проверить наши версии (в учебнике) - Откройте стр.81 практики, что мы увидели? (стр.81 «Практика») (изъявительное, условное, повелительное) - правильно ли мы их назвали? - Глаголы изъявит. наклонения обозначают определенное время, а в других группах определить его нельзя. - Давайте постараемся составить алгоритм, какой признак нам помог определить наклонение глагола? (время) (пишу на доске) Алгоритм Ставим вопрос: М ожем определить время Д а нет Изъявительное повелительное условное Пожелание условие Приказ частица бы /б Просьба | Самостоятельно формулируют результат наблюдения. Высказывают свои мнения. Записывают определение понятия наклонения. Кинестетическое упражнение Изучить материал учебника практики стр.81. Делают вывод. Составляют в тетрадях алгоритм совместно с учителем. | Метапредметные познавательные : формирование логических действий анализа объектов; Адекватное понимание информации устного сообщения; Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Предметные : опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; Метапредметные познаватеьные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. | Текущий контроль |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и динамическая пауза. | решение учебно-познавательные задачи для закрепления знаний | - У вас на партах лежат листочки с глаголами. Определите наклонение, ученики, у которых глаголы изъявительного наклонения выходим к доске, у кого условное встаем у стола учителя, повелительное у третьего ряда. Побежали. - Прочитайте, объясните. Почему? (определяйте время) - Обратите внимание, как мы будем сокращать названия наклонений для определения данной категории. (обращаю внимание) - С условным наклонением, почему? (частица бы), вот и проговаривайте что условное, так как с частицей бы. - С повелительным, почему? Приказ, просьба - Садимся. - Решаем следующую задачу: Учиться употреблять в собственной речи - Составьте со словом соседа по парте словосочетание, запишите в тетрадь. (3 человека) - Обратите внимание на то, какого наклонения не хватает в вашей паре. И составьте с ним предложение, работаем в парах. (3 человека) - Почему это предложение? (есть грамматическая основа) - Поднимите руку те, в чьей паре не хватает изъявит. наклонения? (второй ряд) - Не хватает повелит .наклонения? (1 ряд) - Условного? (3 ряд) (для ОВЗ карточка; 3 предложения, определите наклонения) Определите, в форме какого наклонения употреблен глагол. 1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года… 2. С помощью учителя ученики решили бы эту задачу. 3. Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи. - Итак, мы с вами: (обратиться к задачам на доске) Научиться распознавать наклонения Учиться употреблять в собственной речи | отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала). Объяснять, особенности глагола своего наклонения. Составлять словосочетание, предложение. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Подведение под понятие. Постановка и решение проблем. Общение и взаимодействие с партнёром. Работа в парах. Профилактика утомляемости. | Текущий и взаимоконтроль |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | закрепление полученные знания | - выполняем упр.219. подчеркнуть сказуемое и определить наклонение. (пока пишут вывести слайд) Во все стороны от солнца распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звезды приносили бы тусклый свет. (кто первый сделает, поднимите руку, проверить, вышел, на доске маркером) - Предложений с глаголами какого наклонения не хватает? (повелительного) - Одним из вариантов домашнего задания вам будет предложено составить 7 предложений с использованием глаголов повелительно наклонения. | Читают, анализируют, делают вывод. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Самостоятельное выполнение упражнения с последующей проверкой по эталону. | Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи. | Самоконтроль. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | | Тест 15 секунд на каждый вопрос. 1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам? а) к изъявительному б) к условному в) к повелительному 2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить. а) условного наклонения б) изъявительного наклонения в) повелительного наклонения 3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии. а) условное б) повелительное в)изъявительное 4. Укажите глагол повелительного наклонения. а) беги б) напишу в) прочитал бы 5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения. А) сходили бы, упала бы б) спешишь, думает в) не уходи, не рисуй поменяйтесь тетрадями, проверьте. - Подсчитайте количество баллов. И поставьте оценку. Если у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5 4 балла – оценка 4 3 балла – оценка 3 | Учащиеся выполняют задания, проговаривая алгоритм определения наклонения и орфограммы в словах. Делают записи в тетрадь, рассуждают, доказывают. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. | Структурирование знаний. Саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном), коррекция, оценка Оценивание усваимого содержания. | Текущий |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания | Итак, подведем итоги – достигнуты ли задачи урока? (Да, мы познакомились с новым морфологическим признаком глагола – наклонением, научились различать глаголы по наклонениям и употреблять их в речи) - Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. - Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении? - Что обозначают глаголы в условном наклонении? - Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? - Вернемся к лесенке, перешли ли мы на следующую ступеньку? (работа с лесенкой) Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий . Самооценка. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) ; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Осознание качества и уровня усвоения знаний. | |
Домашнее задание | | Объясняет домашнее задание Упр.221 Написать 7 предложений в повелительном наклонении составить связный текст – послание из 7 предложений: «Если бы я был директором школы….» | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания. Инициатива в выборе. | |