СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Наклонения глагола" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала посторен на основе технологии системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Наклонения глагола" 6 класс»

Данные об авторе


ФИО (полностью)

Каберник Светлана Владимировна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №21 » г. Шарья


Должность

Учитель русского языка и литературы


Характеристики урока (занятия)


Уровень образования

Основное общее образование

Целевая аудитория

Учащиеся

Предмет

Русский язык

Класс

6 б

Тема и номер урока в теме

Наклонения глагола (первый урок из семи по данной теме).

Название раздела, темы:

Морфология. Глагол.


Базовый учебник

«Русский язык. 6 класс», Москва, «Дрофа», 2013г., авторы: Г.К. Лидман-Орлова, и др.

Краткое описание

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Технология обучения


Учебное исследование с использованием деятельностного подхода через практико-ориентированные задания

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Дать понятие наклонение глагола, познакомить с понятиями изъявительного, сослагательного и повелительного наклонения глагола.

Помочь осознать практическую значимость изучаемого материала.

Задачи урока

1. Образовательные:

изучить наклонений глаголов;

обобщение и расширение сведений о глаголе;

вырабатывать умение контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки.

2. Деятельностные:

формировать умения определять наклонение глагола, совершенствовать умение использовать глаголы в речи и строить текст.

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала.

3. Воспитательные:

развитие способностей к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

формирование навыков сотрудничества.

формирование навыков общения;

умение задавать вопросы;

слушать, формулировать собственную точку зрения;

высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

Планируемые результаты

познавательные УУД: самостоятельное формулирование задач, построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной

деятельности, планирование, оценка результатов работы,

умение действовать по плану;

коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Организация деятельности учащихся на уроке

-самостоятельно решают проблему;

-самостоятельно формулируют задачи урока;

-формулируют определение наклонений глагола;

-работают с текстом учебника;

- -отвечают на вопросы;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, проектор, учебники по русскому языку, раздаточный материал (глаголы), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Литература


1. «Русский язык. 6 класс», Москва, «Дрофа», 2013г., авторы: Г.К. Лидман-Орлова, и др.

Ресурсы сети Интернет

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)




Этапы урока

Вид деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Виды контроля

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствие

учащихся;

проверка

готовности к

уроку;

организация

внимания.


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке нам понадобится: учебник» «Практика», ручка, карандаш, линейка, тетрадь, справочник. Проверьте, сядьте те, кто готов.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, присаживаются на свои места.





Записывают число, классная работа.

Умение поставить определённые задачи, прогнозирование результатов своих действий






Самоконтроль,

текущий контроль

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску, перед нами?(лестница знаний)

- Давайте определим, на какой ступеньке находится каждый из вас.

- Какую часть речи мы изучаем в течение нескольких недель? (глагол)

- Первое с чем мы знакомимся, когда начинаем изучать любую часть речи, это….? (определение)

- Кто знает определение глагола? (1человек)

- Кто стоит на этой ступени?

- Дальше мы изучили? (инфинитив)

- кто знает? (1 человек)

- Кто прошел эту ступень?

- Потом мы начали изучать…..(морфологические признаки). Перечислите.

- Кто поднялся выше?

- Молодцы! Сегодня мы продолжим исследовать грамматические категории глагола.

- Готовы?


Вспоминают, отвечают на поставленные вопросы.


Определение глагола, определение инфинитива, изученные признаки глагола.

Извлечение необходимой информации .

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Подведение под понятие.

Текущий

и взаимоконтроль

3. Выявление места и причины затруднения.


Решение лингвистической задачи.


Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана

работы.

- Оставьте место для темы, спишите глаголы, определите их время.


Решил задачу

Решил бы задачу

Реши задачу

Решает задачу

Решит задачу


- У вас возникли затруднения (нет)

- Давайте проверим.

- У вех глаголов смогли определить время?

(время можно определить у глаголов: решил задачу, решает задачу, решит задачу)

- У глаголов: решил бы задачу и реши задачу определить время нельзя, непонятно, когда будет осуществляться действие)

- зачем мы будем использовать глаголы, у которых смогли определить время? (чтобы было понятно, в какой момент речи происходит событие)

-Решил бы задачу когда, сегодня, вчера, что-то я сомневаюсь, как нам выйти из затруднения.

- Когда совершиться действие у глагола решил бы? (при определенном условии)

- Что обозначает оставшийся глагол? (приказ, просьба)

- Давайте уточним, что особенного в этих глаголах и почему мы не смогли определить время? (условие, приказ, просьба, так они обозначают условие, приказ, просьбу).

- Итак, глаголы могут обозначать не только реальные действия, но и выражать желательность действия или побуждение к нему.

- Прочитайте определение вслух хором. И объясните, что такое наклонение глагола.

- Грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности, называется ………… НАКЛОНЕНИЕМ. (слайд)




Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры


Слушают, анализируют, делают вывод.




Самостоятельно формулируют результат наблюдения.






Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.


Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

строить высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия.












4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Подведение детей к постановке темы и задач на урок.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (наклонение глагола).

- Запишите в тетради.

- Давайте поставим цель на урок (познакомиться с особенностями грамматической категории)

- определим задачи для себя на этот урок, которых мы должны достигнуть, нам помогут опорные слова. (на доске, той, где лестница)

  • Узнать, что………….

  • Научиться……………

  • Учиться употреблять……………

  • Знания могут пригодиться……


Слушают, анализируют, делают вывод, записывают тему.

(формулируют задачи урока:

Узнать, что такое наклонение

Научиться распознавать ее в текстах

Учиться употреблять в собственной речи

Знания могут пригодиться в речи).

Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов.


Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.


5. Реализация построенного проекта.


Подведение детей

к самостоятельному алгоритму действий.


- Давайте решать наши задачи

- 1-ая. Узнать, что такое наклонение.

- Открываем справочники, записываем тему и записываем определение.

Грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к действительности, называется НАКЛОНЕНИЕМ.

- Как вы понимаете эту часть определения: "отношение действия к действительности"? (когда, в какое время происходит действие)

- Какой морфологический признак помогает выразить отношение действия к действительности? (время) (когда происходит это действие, можем ли мы определить этот признак).

- Закрыли глазки, проговорили, рассказали в парах.

- первую задачу решили? (решили)

- Следующая задача:

Научиться распознавать ее. Узнать, какие наклонения бывают.

- Придумайте, как можно назвать наклонение для глаголов решил бы, подумал бы, нарисовал бы?

- Глаголов: реши, подумай, нарисуй?

(придумывают)

- Где мы можем проверить наши версии (в

учебнике)

- Откройте стр.81 практики, что мы увидели? (стр.81 «Практика») (изъявительное, условное, повелительное)

- правильно ли мы их назвали?

- Глаголы изъявит. наклонения обозначают определенное время, а в других группах определить его нельзя.


- Давайте постараемся составить алгоритм, какой признак нам помог определить наклонение глагола? (время)

(пишу на доске)

Алгоритм

Ставим вопрос:

М ожем определить время


Д а нет


Изъявительное повелительное условное

  • Пожелание условие

  • Приказ частица бы /б

  • Просьба

Самостоятельно формулируют результат наблюдения.

Высказывают свои мнения.

Записывают определение понятия наклонения.






Кинестетическое упражнение









Изучить материал учебника практики стр.81.

Делают вывод.







Составляют в тетрадях алгоритм совместно с учителем.







Метапредметные познавательные

: формирование логических действий анализа объектов;

Адекватное понимание информации устного сообщения;

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Предметные : опознание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

Метапредметные познаватеьные : установление причинно-следственных связей; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.





Текущий

контроль

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и динамическая пауза.

решение учебно-познавательные задачи для закрепления знаний

- У вас на партах лежат листочки с глаголами. Определите наклонение, ученики, у которых глаголы изъявительного наклонения выходим к доске, у кого условное встаем у стола учителя, повелительное у третьего ряда. Побежали.

- Прочитайте, объясните. Почему? (определяйте время)

- Обратите внимание, как мы будем сокращать названия наклонений для определения данной категории. (обращаю внимание)

- С условным наклонением, почему? (частица бы), вот и проговаривайте что условное, так как с частицей бы.

- С повелительным, почему? Приказ, просьба

- Садимся.

- Решаем следующую задачу: Учиться употреблять в собственной речи

- Составьте со словом соседа по парте словосочетание, запишите в тетрадь. (3 человека)

- Обратите внимание на то, какого наклонения не хватает в вашей паре. И составьте с ним предложение, работаем в парах. (3 человека)

- Почему это предложение? (есть грамматическая основа)

- Поднимите руку те, в чьей паре не хватает изъявит. наклонения? (второй ряд)

- Не хватает повелит .наклонения? (1 ряд)

- Условного? (3 ряд)


(для ОВЗ карточка; 3 предложения, определите наклонения)

Определите, в форме какого наклонения употреблен глагол.


1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…

2. С помощью учителя ученики решили бы эту задачу.

3. Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи.


- Итак, мы с вами: (обратиться к задачам на доске)

  • Научиться распознавать наклонения

  • Учиться употреблять в собственной речи

отрабатываются умения учебно-познавательные (морфологические: образование различных форм глагола), логические (анализ и синтез языкового материала).


Объяснять, особенности глагола своего наклонения.


Составлять словосочетание, предложение.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Подведение под понятие.

Постановка и решение проблем.

Общение и взаимодействие с партнёром.

Работа в парах.



Профилактика утомляемости.


Текущий

и взаимоконтроль

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


закрепление полученные знания

- выполняем упр.219. подчеркнуть сказуемое и определить наклонение.

(пока пишут вывести слайд)



Во все стороны от солнца распространяется свет и тепло. Если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звезды приносили бы тусклый свет.

(кто первый сделает, поднимите руку, проверить, вышел, на доске маркером)

- Предложений с глаголами какого наклонения не хватает? (повелительного)

- Одним из вариантов домашнего задания вам будет предложено составить 7 предложений с использованием глаголов повелительно наклонения.


Читают, анализируют, делают вывод.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Самостоятельное выполнение упражнения с последующей проверкой по эталону.


Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речи.

Самоконтроль.

8. Включение в систему знаний и повторение.



Тест 

15 секунд на каждый вопрос.

1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам? а) к изъявительному       б) к условному       в) к повелительному

2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить. а) условного наклонения

б) изъявительного наклонения в) повелительного наклонения

3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.

а)  условное б) повелительное в)изъявительное

4. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) беги б) напишу в) прочитал бы

5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения. А) сходили бы, упала бы б) спешишь, думает

в) не уходи, не рисуй

поменяйтесь тетрадями, проверьте.

- Подсчитайте количество баллов. И поставьте оценку.

Если  у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

Учащиеся выполняют задания, проговаривая алгоритм определения наклонения и орфограммы в словах.



Делают записи в тетрадь, рассуждают, доказывают.



Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.



Структурирование знаний. Саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном), коррекция, оценка Оценивание усваимого содержания.

Текущий

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания

Итак, подведем итоги – достигнуты ли задачи урока? (Да, мы познакомились с новым морфологическим признаком глагола – наклонением, научились различать глаголы по наклонениям и употреблять их в речи)

- Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их.

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

- Что обозначают глаголы в условном наклонении?

- Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?



- Вернемся к лесенке, перешли ли мы на следующую ступеньку?

(работа с лесенкой)


Выставляются оценки ученикам, работавшим у доски и наиболее активным на местах

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий .

Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) ;

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Осознание качества и уровня усвоения знаний.



Домашнее задание


  1. Объясняет домашнее задание Упр.221

  2. Написать 7 предложений в повелительном наклонении

  3. составить связный текст – послание из 7 предложений: «Если бы я был директором школы….»



Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания.

Инициатива в выборе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!