СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Упражнение в склонении имён прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Упражнение в склонении имён прилагательных"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Упражнение в склонении имён прилагательных"»

Предмет: Русский язык

Тема: «Упражнение в склонении имён прилагательных»

Класс: 4

УМК «Перспектива»

Тип урока: урок рефлексия

Цель урока: закрепить у учащихся знания о склонении имён прилагательных.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить умение определять падежи имён прилагательных в единственном числе;

  • учить учащихся правильно писать окончания имён прилагательных;

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, внимание, устную и письменную речь, память;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русскому языку.

Формируемые УУД


Познавательные:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  2. осознавать необходимость получения новых знаний;

Коммуникативные:

  1. сотрудничество с учителем и сверстниками;

  2. излагать своё мнение и аргументировать его;

  3. оценка действий партнёра

Регулятивные:

  1. определять и формулировать тему и цель урока;

  2. уметь осуществлять самоанализ своей деятельности;

Личностные:

  1. проявлять положительное отношение к уроку;

  2. формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний

Оборудование:

презентация, учебник, интерактивная доска, раздаточный материал

















Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД


Мотивация самоопределения коррекционной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Сергеевна и урок русского языка сегодня у вас проведу я.

- Перед началом нашего урока улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник

(В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся)

Приветствие студента-практиканта



Психологически настраиваются на работу

Проверяют готовность к уроку

К1

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии


- Ребята, открываем рабочие тетради, записываем число, сегодня у нас 19 февраля, далее пишем классная работа.

- Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите буквосочетания.

- Ребята, посмотрите внимательнее и подумайте, какой частью слова они являются.

- Верно, а что же такое прилагательное?





- Молодцы, а сейчас мы проведём каллиграфическую минутку. Внимание на доску.

- Ваша задача записать прилагательные с доски себе в тетрадь, выделить окончание и определить род каждого слова.

- Кто хочет прочитать то, что у него получилось?




- Хорошо, всё верно, а теперь посмотрите на доску, на слайде вы видите словосочетание, прочитайте его.

- Из каких частей речи состоит это словосочетание?

- Верно, ваша задача просклонять прилагательное по падежам. Выполнить это задание вам поможет таблица склонения имён прилагательных в учебнике на стр. 56.

- Кто может рассказать эту таблицу?

- Молодцы, приступаем к выполнению задания. Один человек выполняет задание у доски, остальные в тетрадях.

- Итак, учащийся, который выполняет задание у доски, проговаривает выполнение. Кто выполнит раньше учащегося у доски – поднимите руку, я подойду и проверю.



- Всё правильно, присаживайся.

(оцениваю учащегося)

- Итак, ребята, что мы сейчас делали?

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Это новая тема?

- Тогда сформулируйте цель нашего урока.

Учащиеся открывают рабочие тетради, записывают число и классную работу.


(На доске: ая, яя, ое, ее, ой, ый, ий)


- Они являются окончанием прилагательных.

- Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?






- Солнечная (ж.р.), зимняя (ж.р.), радостное (ср.р.), синее (ср.р.), морской (м.р.), белый (м.р.), лёгкий (м.р.)



(На доске: зимняя сказка)

- Из прилагательного и существительного

(Один учащийся выполняет задание у доски, остальные в тетрадях)



(Учащийся рассказывает таблицу)




- И. п. (какая?) зимняя

Р.п. (какой?) зимней

Д.п. (какой?) зимней

В.п. (какую?) зимнюю

Т.п. (какой?) зимней

П.п. (о какой?) о зимней



- Склоняли по падежам имя прилагательное.

- Склонение имён прилагательных

- Нет, мы это уже изучали.

- Закрепить знания о склонении имён прилагательных.


П2


К1


К3


Р2

Локализация индивидуальных затруднений

- Молодцы, ребята, откройте учебник на стр. 57 и обратите внимание на у. 97. Прочитайте его.

Что нам нужно сделать?



- Правильно, итак, к доске пойдёт и выполнит это упражнение… Остальные работают в тетрадях.

- Первое предложение исправим вместе. Читаем его. В каких словах допущены ошибки?

- Почему?



- Верно, какой падеж у слова вечер?

- Получается и у прилагательных, какой будет падеж?

- Да, правильно, а почему так получается?


- Итак, как будет звучать исправленный вариант?

- Молодцы, записываем. Следующие предложения исправляем самостоятельно, а учащийся у доски проговаривает свои действия. Кто выполнит – поднимите руку.

- Проверяем, выполненное задание на доске.



- Всё верно, присаживайся.

(Оцениваю учащегося)



- Нужно найти ошибки в окончании имён прилагательных и записать предложения, исправляя ошибки.




- В словах: тихой и весенней.

- Потому что в этом предложении главное слово – вечер это м.р., а слова тихой и весенней ж.р.

- Именительный падеж

- Тоже будет именительный падеж.


-Потому что имя прилагательное зависит от имени существительного.

- Наступил тихий весенний вечер.

(Учащиеся выполняют упражнение)




- На ясном небе появился серебряный месяц. Лунный свет сделал все предметы другими.


Л1


К1


К2


П2


Построение проекта коррекции выявленных затруднений




- А сейчас, ребята, обратите внимание на у.96. Выполним его по цепочке, что нам нужно сделать?



- Верно, давайте вспомним, при помощи чего мы определяем падеж имени прилагательного?

- Правильно, на какие вопросы отвечают именительный и винительный падежи?

- Нам нужно определить какие выделенные имена прилагательные стоят в именительном падеже, а какие в винительном.

- При помощи имени существительного.

- Кто? Что? и Кого? Что?


Р1


К1


П1


Л1


Реализация построенного проекта


- Молодцы, приступаем к выполнению. Сначала читаем предложение полностью, затем записываем его, а после этого определяем падеж имени прилагательного.


- Кто желает выполнить первое предложение?











- Верно, кто желает выполнить следующее предложение?









- Правильно, следующее предложение.










- Да, верно, следующее предложение.












- Правильно, кто желает выполнить пятое предложение?









- Верно, кто желает выполнить последнее предложение?










(Оцениваю учащихся)


Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.







- На берегу реки рабочие выстроили новый дом. Нам нужно определить падеж слова «новый». Мы его определим при помощи существительного «дом». Мы задаём вопрос к слову «дом». Выстроили (кого? что?) дом. Слово «дом» отвечает на вопрос винительного падежа, значит, прилагательное «новый» тоже стоит в винительном падеже.

- Новый дом был виден со всех концов площади. Нам нужно определить падеж слова «новый». Мы его определим при помощи существительного «дом». Мы задаём вопрос к слову «дом». (кто? что?) дом. Слово «дом» отвечает на вопрос именительного падежа, значит, прилагательное «новый» тоже стоит в именительном падеже.

- Высокий забор закрывал от прохожих роскошный цветник. Нам нужно определить падеж слова «высокий». Мы его определим при помощи существительного «забор». Мы задаём вопрос к слову «забор». (кто? что?) забор. Слово «забор» отвечает на вопрос именительного падежа, значит, прилагательное «высокий» тоже стоит в именительном падеже.

- Мальчишки часто забирались через высокий забор на строительную площадку. Нам нужно определить падеж слова «высокий». Мы его определим при помощи существительного «забор». Мы задаём вопрос к слову «забор». Забирались через (кого? что?) забор. Слово «забор» отвечает на вопрос винительного падежа, значит, прилагательное «высокий» тоже стоит в винительном падеже.

- Трудное задание требовало внимания. Нам нужно определить падеж слова «трудное». Мы его определим при помощи существительного «задание». Мы задаём вопрос к слову «задание». (кто? что?) задание. Слово «задание» отвечает на вопрос именительного падежа, значит, прилагательное «трудное» тоже стоит в именительном падеже.

- Ученик с лёгкостью выполнил трудное задание. Нам нужно определить падеж слова «трудное». Мы его определим при помощи существительного «задание». Мы задаём вопрос к слову «задание». Выполнил (кого? что?) задание. Слово «задание» отвечает на вопрос винительного падежа, значит, прилагательное «трудное» тоже стоит в винительном падеже.



П2


К1


К2


Л1


Обобщение и закрепление с проговариванием во внешней речи

- Ребята, а сейчас откройте учебники на стр. 58 и обратите внимание на правило вверху. Прочитайте его про себя.

- Кто желает прочитать правило вслух?






- Кто сможет повторить это правило, не смотря в учебник?

- А сейчас посмотрите на слово в рамочке, как вы думаете, кто такой хлебороб?

- Верно, хлебороб – это старая профессия. Она была известна еще в Древней Руси. В те времена так называли людей, которые усердно трудились, чтобы вырастить хлеб на полях. Они обрабатывали землю, сеяли зерно и убирали урожай. Благодаря стараниям хлеборобов, пекари получали из зерна муку, из которой затем пекли хлеб.


- Ребята, на доске вы видите задание. Вам нужно будет: записать словосочетания и определить падеж имён прилагательных.

- К доске выходит… Остальные выполняют упражнение в тетрадях. Учащийся у доски проговаривает выполнение. Если вы затрудняетесь выполнить это задание, то вы можете открыть таблицу склонения имён прилагательных на стр. 56.

- Первое словосочетание проговорим вместе. Итак, словосочетание «По лесу зимнему». Назовите в этом словосочетании прилагательное.

- Верно, что мы должны сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного?

- Правильно, какой вопрос мы зададим?

- Молодцы, какой это падеж?

- Верно, пишем над прилагательным Д.п. Далее выполняем самостоятельно.

- Проверяем выполненное задание на доске.





- Всё верно, присаживайся.

(Оцениваю учащегося)




- Не забывайте, что в безударных окончаниях имён прилагательных в именительном падеже, в мужском роде, в единственном числе пишется буква или буква -ы: далёк ий (край), нов ый (альбом)

(Учащиеся повторяют правило)


- Хлебороб – это человек, выращивающий хлеб.



















- В этом словосочетании имя прилагательное – зимнему.

- Задать к нему вопрос от существительного.

- По лесу (какому?) зимнему

- это дательный падеж.



- Воздухом (каким?) чистым (Т.п.)

За красотой (какой?) удивительной (Т.п,)

Природы (какой?) родной (Р.п.)

Путешествие (какое?) зимнее (И.п.)


К1


К2


П1


П2


Р2


Л1


Самостоятельная работа с проверкой по принятому эталону


- Ребята, у вас на партах лежат карточки, переверните их. Напишите свои фамилию и имя в соответствующей строке. В карточке 2 задания. В первом задании вам нужно определить падеж имён прилагательных, вставить пропущенные буквы и выделить окончание. Во втором задании вам нужно приписать к именам существительным имена прилагательные и выделить в них окончания. На выполнение этого задания вам даётся 5-7 минут.


- Передаём карточки с задних парт на первые. Оценки по карточкам я скажу Татьяне Владимировне.









(Учащиеся выполняют задания на карточках)

П2


Р2

Л1


Включение в систему знаний и повторений


- Теперь посмотрите на у. 98. Прочитайте его. Что нам нужно сделать?

- Верно, к доске выходит… Остальные выполняют упражнение в тетради. Учащийся у доски проговаривает выполнение.

- Первое словосочетание разберём вместе. Для начала давайте определим падеж, род и число имени существительного.

- Верно, а если существительное стоит в И.п., м.р., ед.ч., то что мы можем сказать о прилагательном?



- Молодцы, а что мы только что узнали из правила?


- Правильно, исходя из этого правила, какую букву мы вставим в нашем словосочетании?

- Верно, подчеркните её и выделите окончание, далее выполняем упражнение самостоятельно, подчёркиваем всё как в первом словосочетании. Кто выполнит – поднимите руку.

- Проверяем выполненное задание на доске.





- Всё верно, присаживайся.

(Оцениваю учащегося)

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня повторили на уроке?

- Верно, откройте дневники и запишите домашнее задание. Вашим домашним заданием будет: стр. 58 у.100 в учебнике и стр.44 у. 67 в рабочей тетради.

- Нам нужно записать словосочетания и вставить пропущенные буквы.




- Коллектив – И.п., м.р., ед.ч.,




- Мы можем сказать, что прилагательное тоже будет в И.п., м.р., ед.ч.

- Мы узнали, что если прилагательное в И.п., м.р., ед.ч., то в окончании будем писать или -ы.

- Мы вставим букву -ы.






- Семейный альбом, знакомый переулок, далёкий посёлок, хороший товарищ, водный стадион, красивый голос, нужный совет, спелый помидор, замечательный хлебороб.



- Мы повторили склонение имён прилагательных по падежам.

К1


К2


Л1


Л2




Рефлексия

- Давайте подведём итог нашего урока. Поднимите руку те, кто доволен своей работой.

- А теперь поднимите руку те, кто не доволен и считает, что он мог работать лучше.

- Спасибо за урок, до свидания.

(Учащиеся проводят самоанализ)

Р2

















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!