Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | УУД |
Мотивация самоопределения коррекционной деятельности | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Сергеевна и урок русского языка сегодня у вас проведу я. - Перед началом нашего урока улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. - Проверьте готовность к уроку, на партах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник (В течение всего урока контролирую посадку и дисциплину учащихся) | Приветствие студента-практиканта Психологически настраиваются на работу Проверяют готовность к уроку | К1 |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | - Ребята, открываем рабочие тетради, записываем число, сегодня у нас 19 февраля, далее пишем классная работа. - Ребята, посмотрите на доску. На ней вы видите буквосочетания. - Ребята, посмотрите внимательнее и подумайте, какой частью слова они являются. - Верно, а что же такое прилагательное? - Молодцы, а сейчас мы проведём каллиграфическую минутку. Внимание на доску. - Ваша задача записать прилагательные с доски себе в тетрадь, выделить окончание и определить род каждого слова. - Кто хочет прочитать то, что у него получилось? - Хорошо, всё верно, а теперь посмотрите на доску, на слайде вы видите словосочетание, прочитайте его. - Из каких частей речи состоит это словосочетание? - Верно, ваша задача просклонять прилагательное по падежам. Выполнить это задание вам поможет таблица склонения имён прилагательных в учебнике на стр. 56. - Кто может рассказать эту таблицу? - Молодцы, приступаем к выполнению задания. Один человек выполняет задание у доски, остальные в тетрадях. - Итак, учащийся, который выполняет задание у доски, проговаривает выполнение. Кто выполнит раньше учащегося у доски – поднимите руку, я подойду и проверю. - Всё правильно, присаживайся. (оцениваю учащегося) - Итак, ребята, что мы сейчас делали? - Какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Это новая тема? - Тогда сформулируйте цель нашего урока. | Учащиеся открывают рабочие тетради, записывают число и классную работу. (На доске: ая, яя, ое, ее, ой, ый, ий) - Они являются окончанием прилагательных. - Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? - Солнечная (ж.р.), зимняя (ж.р.), радостное (ср.р.), синее (ср.р.), морской (м.р.), белый (м.р.), лёгкий (м.р.) (На доске: зимняя сказка) - Из прилагательного и существительного (Один учащийся выполняет задание у доски, остальные в тетрадях) (Учащийся рассказывает таблицу) - И. п. (какая?) зимняя Р.п. (какой?) зимней Д.п. (какой?) зимней В.п. (какую?) зимнюю Т.п. (какой?) зимней П.п. (о какой?) о зимней - Склоняли по падежам имя прилагательное. - Склонение имён прилагательных - Нет, мы это уже изучали. - Закрепить знания о склонении имён прилагательных. | П2 К1 К3 Р2 |
Локализация индивидуальных затруднений | - Молодцы, ребята, откройте учебник на стр. 57 и обратите внимание на у. 97. Прочитайте его. Что нам нужно сделать? - Правильно, итак, к доске пойдёт и выполнит это упражнение… Остальные работают в тетрадях. - Первое предложение исправим вместе. Читаем его. В каких словах допущены ошибки? - Почему? - Верно, какой падеж у слова вечер? - Получается и у прилагательных, какой будет падеж? - Да, правильно, а почему так получается? - Итак, как будет звучать исправленный вариант? - Молодцы, записываем. Следующие предложения исправляем самостоятельно, а учащийся у доски проговаривает свои действия. Кто выполнит – поднимите руку. - Проверяем, выполненное задание на доске. - Всё верно, присаживайся. (Оцениваю учащегося) | - Нужно найти ошибки в окончании имён прилагательных и записать предложения, исправляя ошибки. - В словах: тихой и весенней. - Потому что в этом предложении главное слово – вечер это м.р., а слова тихой и весенней ж.р. - Именительный падеж - Тоже будет именительный падеж. -Потому что имя прилагательное зависит от имени существительного. - Наступил тихий весенний вечер. (Учащиеся выполняют упражнение) - На ясном небе появился серебряный месяц. Лунный свет сделал все предметы другими. | Л1 К1 К2 П2 |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений | - А сейчас, ребята, обратите внимание на у.96. Выполним его по цепочке, что нам нужно сделать? - Верно, давайте вспомним, при помощи чего мы определяем падеж имени прилагательного? - Правильно, на какие вопросы отвечают именительный и винительный падежи? | - Нам нужно определить какие выделенные имена прилагательные стоят в именительном падеже, а какие в винительном. - При помощи имени существительного. - Кто? Что? и Кого? Что? | Р1 К1 П1 Л1 |
Реализация построенного проекта | - Молодцы, приступаем к выполнению. Сначала читаем предложение полностью, затем записываем его, а после этого определяем падеж имени прилагательного. - Кто желает выполнить первое предложение? - Верно, кто желает выполнить следующее предложение? - Правильно, следующее предложение. - Да, верно, следующее предложение. - Правильно, кто желает выполнить пятое предложение? - Верно, кто желает выполнить последнее предложение? (Оцениваю учащихся) Физминутка Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот., Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | - На берегу реки рабочие выстроили новый дом. Нам нужно определить падеж слова «новый». Мы его определим при помощи существительного «дом». Мы задаём вопрос к слову «дом». Выстроили (кого? что?) дом. Слово «дом» отвечает на вопрос винительного падежа, значит, прилагательное «новый» тоже стоит в винительном падеже. - Новый дом был виден со всех концов площади. Нам нужно определить падеж слова «новый». Мы его определим при помощи существительного «дом». Мы задаём вопрос к слову «дом». (кто? что?) дом. Слово «дом» отвечает на вопрос именительного падежа, значит, прилагательное «новый» тоже стоит в именительном падеже. - Высокий забор закрывал от прохожих роскошный цветник. Нам нужно определить падеж слова «высокий». Мы его определим при помощи существительного «забор». Мы задаём вопрос к слову «забор». (кто? что?) забор. Слово «забор» отвечает на вопрос именительного падежа, значит, прилагательное «высокий» тоже стоит в именительном падеже. - Мальчишки часто забирались через высокий забор на строительную площадку. Нам нужно определить падеж слова «высокий». Мы его определим при помощи существительного «забор». Мы задаём вопрос к слову «забор». Забирались через (кого? что?) забор. Слово «забор» отвечает на вопрос винительного падежа, значит, прилагательное «высокий» тоже стоит в винительном падеже. - Трудное задание требовало внимания. Нам нужно определить падеж слова «трудное». Мы его определим при помощи существительного «задание». Мы задаём вопрос к слову «задание». (кто? что?) задание. Слово «задание» отвечает на вопрос именительного падежа, значит, прилагательное «трудное» тоже стоит в именительном падеже. - Ученик с лёгкостью выполнил трудное задание. Нам нужно определить падеж слова «трудное». Мы его определим при помощи существительного «задание». Мы задаём вопрос к слову «задание». Выполнил (кого? что?) задание. Слово «задание» отвечает на вопрос винительного падежа, значит, прилагательное «трудное» тоже стоит в винительном падеже. | П2 К1 К2 Л1 |
Обобщение и закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, а сейчас откройте учебники на стр. 58 и обратите внимание на правило вверху. Прочитайте его про себя. - Кто желает прочитать правило вслух? - Кто сможет повторить это правило, не смотря в учебник? - А сейчас посмотрите на слово в рамочке, как вы думаете, кто такой хлебороб? - Верно, хлебороб – это старая профессия. Она была известна еще в Древней Руси. В те времена так называли людей, которые усердно трудились, чтобы вырастить хлеб на полях. Они обрабатывали землю, сеяли зерно и убирали урожай. Благодаря стараниям хлеборобов, пекари получали из зерна муку, из которой затем пекли хлеб. - Ребята, на доске вы видите задание. Вам нужно будет: записать словосочетания и определить падеж имён прилагательных. - К доске выходит… Остальные выполняют упражнение в тетрадях. Учащийся у доски проговаривает выполнение. Если вы затрудняетесь выполнить это задание, то вы можете открыть таблицу склонения имён прилагательных на стр. 56. - Первое словосочетание проговорим вместе. Итак, словосочетание «По лесу зимнему». Назовите в этом словосочетании прилагательное. - Верно, что мы должны сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? - Правильно, какой вопрос мы зададим? - Молодцы, какой это падеж? - Верно, пишем над прилагательным Д.п. Далее выполняем самостоятельно. - Проверяем выполненное задание на доске. - Всё верно, присаживайся. (Оцениваю учащегося) | - Не забывайте, что в безударных окончаниях имён прилагательных в именительном падеже, в мужском роде, в единственном числе пишется буква -и или буква -ы: далёк ий (край), нов ый (альбом) (Учащиеся повторяют правило) - Хлебороб – это человек, выращивающий хлеб. - В этом словосочетании имя прилагательное – зимнему. - Задать к нему вопрос от существительного. - По лесу (какому?) зимнему - это дательный падеж. - Воздухом (каким?) чистым (Т.п.) За красотой (какой?) удивительной (Т.п,) Природы (какой?) родной (Р.п.) Путешествие (какое?) зимнее (И.п.) | К1 К2 П1 П2 Р2 Л1 |
Самостоятельная работа с проверкой по принятому эталону | - Ребята, у вас на партах лежат карточки, переверните их. Напишите свои фамилию и имя в соответствующей строке. В карточке 2 задания. В первом задании вам нужно определить падеж имён прилагательных, вставить пропущенные буквы и выделить окончание. Во втором задании вам нужно приписать к именам существительным имена прилагательные и выделить в них окончания. На выполнение этого задания вам даётся 5-7 минут. - Передаём карточки с задних парт на первые. Оценки по карточкам я скажу Татьяне Владимировне. | (Учащиеся выполняют задания на карточках) | П2 Р2 Л1 |
Включение в систему знаний и повторений | - Теперь посмотрите на у. 98. Прочитайте его. Что нам нужно сделать? - Верно, к доске выходит… Остальные выполняют упражнение в тетради. Учащийся у доски проговаривает выполнение. - Первое словосочетание разберём вместе. Для начала давайте определим падеж, род и число имени существительного. - Верно, а если существительное стоит в И.п., м.р., ед.ч., то что мы можем сказать о прилагательном? - Молодцы, а что мы только что узнали из правила? - Правильно, исходя из этого правила, какую букву мы вставим в нашем словосочетании? - Верно, подчеркните её и выделите окончание, далее выполняем упражнение самостоятельно, подчёркиваем всё как в первом словосочетании. Кто выполнит – поднимите руку. - Проверяем выполненное задание на доске. - Всё верно, присаживайся. (Оцениваю учащегося) - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня повторили на уроке? - Верно, откройте дневники и запишите домашнее задание. Вашим домашним заданием будет: стр. 58 у.100 в учебнике и стр.44 у. 67 в рабочей тетради. | - Нам нужно записать словосочетания и вставить пропущенные буквы. - Коллектив – И.п., м.р., ед.ч., - Мы можем сказать, что прилагательное тоже будет в И.п., м.р., ед.ч. - Мы узнали, что если прилагательное в И.п., м.р., ед.ч., то в окончании будем писать -и или -ы. - Мы вставим букву -ы. - Семейный альбом, знакомый переулок, далёкий посёлок, хороший товарищ, водный стадион, красивый голос, нужный совет, спелый помидор, замечательный хлебороб. - Мы повторили склонение имён прилагательных по падежам. | К1 К2 Л1 Л2 |
Рефлексия | - Давайте подведём итог нашего урока. Поднимите руку те, кто доволен своей работой. - А теперь поднимите руку те, кто не доволен и считает, что он мог работать лучше. - Спасибо за урок, до свидания. | (Учащиеся проводят самоанализ) | Р2 |